"Чернышевский", земснаряд

От ладьи и коча до атомохода.

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Май 2014 15:01

© С.А. Спирихин. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. Архангельск: "Правда Севера", 2003.

 267 Чернышевский.jpg
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Земснаряд. Пароход. Построен в 1915 г. в Англии. Списан в 1966 г. 125 т; 50,14x9,75x3,18 м; 630 л.с.; 7,8 уз.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Чернышевский", земснаряд. Катастрофа

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Май 2014 15:05

ВСП 1935 № 128 (5 июня)

 ВСП 1935 № 128 (5 июня) шторм в Белом море.jpg
Шторм на Белой море.

АРХАНГЕЛЬСК. 3 (ТАСС. Вторые сутки в Белом море свирепствует шторм. Три парохода, вышедшие из Архангельска, в ожидании более благоприятной погоды стоят на якорях в Двинской губе. Лесовоз "Свердлов", застигнутый штормом в открытом море, лежит в дрейфе у острова Сосновец. О судьбе вышедшего недавно на Новую Землю моторно-парусного судна «Ленгосторг» ничего не известно.
В Архангельске порывы ветра свыше шести баллов. Северная Двина покрыта седыми гребням воли. Временами идет снег.
***
Над Кировском пронесся циклон. Ветер достигал восьми баллов. Одновременно идет сильный снегопад. Ветром во многих домах сорваны крыши. На апатитовом руднике приостановлена работа. Температура упала до минус 3-4 градусов.

ВСП 1935 № 129 (6 июня)

 ВСП 1935 № 129 (6 июня) гибель ЧЕРНЫШЕВСКОГО.jpg
Авария с "Чернышевским".

МОСКВА. 5 (ТАСС). Из Архангельска вышло землечерпательное судно «Чернышевский» и работающая вместе с ним паровая шаланда "Реушенга". Они направлялись в Сороку для работ по углублению порта.
3 июня в Сороку пришла шаланда «Реушенга», командир который сообщил, что оба судна в пути попали в сильный шторм со снегом. В 25-30 милях от Сороки около острова М.-Жижмуя, команда «Реушенги» потеряла землечерпалку из вида.
Сельсоветам прибережной полосы немедленно было дано указание произвести розыски в районе, где пропала землечерпалка. Одновременно на розыски были высланы три буксира.
Наркомводом СССР получена телеграмма от начальника сорокского порта о том, что 4 июня в порт возвратился буксир «Пятилетка», имея на борту, подобранные им на необитаемом острове Малый Жижмуй 15 трупов погибших моряков с «Чернышевского».
На «Чернышевском» было 47 человек команды. Розыски в районе аварии продолжаются.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Май 2014 15:08

Журнал "ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО СЕВЕРА"
№2 ноябрь 2009

© КРАСАВЦЕВ Лев Борисович - инженер-кораблестроитель, доктор исторических наук, профессор ПГУ имени М.В. Ломоносова, член общества «Норд». В 1957-1970 гг. работал в Архангельском Управлении морских путей и по работе не раз бывал на земснаряде «Чернышевский».


 Памятник Кузнечевское кладбище.jpg
Памятник матросам земснаряда «Чернышевский»

9 июня 1935 года бассейновая газета «Моряк Севера» вышла с траурным сообщением о гибели земснаряда «Чернышевский». Сообщалось, что земснаряд 29 мая вышел на работу в порт Сорока (теперь Беломорск) с командой 52 человека. Вместе с ним вышла и паровая шаланда «Реушеньга». Из-за сильного северо-восточного ветра суда до 31 мая стояли на якоре у Черной башни острова Мудьюг. 31 мая в 14.00 караван снялся в море и отправился в Сороку. Однако 1 и 2 июня в Белом море разыгрался сильнейший шторм с ураганными порывами ветра.

Караван не дошел до порта назначения 8 миль и, боясь наскочить на мель, «Чернышевский» и «Реушеньга» повернули обратно в море. Из-за сильного снегопада суда потеряли друг друга. 2 июня в Сороку пришла одна «Реушеньга». Из Сороки сразу послали на поиски «Чернышевского» буксиры «Пятилетка» и «Рабочий» и катера. В районе острова Малый Жижмуй нашли 15 трупов членов команды, обломки спасательной шлюпки и весла. Все трупы имели спасательные пояса, но на всех имелись сильные увечья. 4 июня буксир «Пятилетка» доставил трупы в Сороку.

Сразу была создана комиссия по расследованию причин аварии. 7 июня б/п «Пятилетка» доставил 15 гробов в Архангельск. Как пишет газета, весь город хоронил погибших на посту моряков. Гробы были выставлены в зале клуба водников. 7-го состоялся вынос и траурная процессия последовала по набережной на Кузнечевское кладбище. Вся набережная была запружена народом. Траурный митинг открыл зам. Председателя крайисполкома Цетлин М.А. (расстрелян в 1938 г. как враг народа). Были похоронены второй штурман Попкович С.П., пять матросов II-го класса в возрасте от 19 до 25 лет, два машиниста, первый помощник механика Потаев Д.С., два кочегара, четыре лебедчика. 37 членов команды сразу не были обнаружены, в том числе и капитан Немчинов И.К. и багермейстер Шуньгин И.Н.

В том же номере «Моряка Севера» было напечатано заключение комиссии по расследованию гибели земснаряда «Чернышевский». Комиссию возглавил начальник Северного морского пароходства в 1934-1936 гг. Манциводо Л.Ф. (впоследствии также объявленный врагом народа).

В связи с резким увеличением в годы Первой мировой войны грузооборота Архангельского порта, через который пошел основной поток грузов военной помощи от союзников России по Антанте, потребовалось увеличение глубин в порту. К тому же начал строиться новый морской порт на Севере — Романов-на-Мурмане — Мурманский порт. Поэтому в эти годы Управление получило значительное пополнение — 4 многочерпаковых земснаряда и три землесоса. В их числе и был многочерпаковый земснаряд «Чернышевский», построенный в Англии в 1915 году. Его производительность составила 360-400 м?/час, он имел паровую машину мощностью 630 и.л.с., которая приводила в действие черпаковую цепь, а на ходу обеспечивала скорость 7,8 узлов. Его размеры составляли: длина — 50,14 м, ширина — 9,75 м и осадка — 3,18 м. Как и на всех многочерпаковых земснарядах, на «Чернышевском» выше палубы располагалась черпаковая башня, к которой крепилась черпаковая рама, верхний черпаковый барабан, приводящий в движение черпаковую цепь. Следовательно, конструктивной особенностью этого типа судов было наличие тяжелых конструкций над палубой, что значительно повышало центр тяжести судна и тем самым уменьшало метацентрическую высоту, обеспечивающую устойчивость судна. Поэтому в отличие от обычного морского судна землечерпалки не обладали достаточной устойчивостью, особенно на больших углах крена (наклонениях). Но так как они работали в основном на акватории порта или на подходах к нему, этого было достаточно, но делало рискованным морские переходы из порта в порт.

Комиссия сделала заключение, что причиной гибели могли быть удар о подводный камень и разрушение корпуса или проникновение воды в корпус через снесенные волной капы. Общий вывод комиссии — команда погибла в борьбе со стихией, борясь за спасение судна. В 1936 г. земснаряд был поднят Эпроном и доставлен в Архангельск. В 1937-1938 годах был восстановлен и в 1939 г. приступил к работе и еще проработал четверть века. Симптоматично для того времени заметка в газете «Моряк Севера» за 1 марта 1938 г. под заголовком «Плоды вражеской деятельности в инспекции регистра», где инспекторы были объявлены виновниками гибели з/с «Чернышевский». Вероятно, обвинили в том, что выпустили такой земснаряд в море.

З/с «Чернышевский» успешно работал в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы и был списан в 1966 году, проработав на Севере 40 лет. А морякам, погибшим в 1935 г., на Кузнечевском кладбище был установлен памятник.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Май 2014 15:40

Памятник в г. Беломорске
(фотографии Sokos с форума Транспорт Северо-Запада России)

 Памятник Беломорск 1.jpg
 Памятник Беломорск 2.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2020 19:09

Красный Север, 1935, № 130(4806)

 Красный Север 1935 № 130(4806) Авария Чернышевского.jpg
Авария в Белом море

29 мая из Архангельска вышло землечерпательное судно "Чернышевский" и работающая вместе с ним паровая шаланда "Реушеньга". Они направлялись в Сороку для работ по углублению Сорокского порта.
3 июня в Сороку пришла шаланда "Реушеньга" командир которой сообщил, что оба судна в пути попали в сильный шторм (силой 9 баллов) со снегом. В 25—30 милях от Сороки около острова Жужмуя команда "Реушеньги" потеряла землечерпалку из вида.
Сельсоветам прибрежной полосы немедленно было дано указание произвести розыски в районе, где пропала землечерпалка, одновременно на розыски были высланы три буксира.
Наркомводом СССР получена телеграмма от начальника Сорокского порта о том, что 4 июня в 5 час. 30 мин. в порт возвратился буксир "Пятилетка", имея на борту подобранные им на необитаемом острове Малый Жужмуй 15 трупов погибших моряков с "Чернышевского".
На "Чернышевском" было 47 человек команды.
Розыски в районе аварии продолжаются.
Красный Север, 1935, № 138(4814)

 Красный Север 1935 № 138(4814) Чернышевский найден.jpg
«Чернышевский» найден


Архангельск, 13 июня. Вчера спасательное судно ЭПРОН'а «Совнарком» нашло на широте 64 градуса 36 минут и долготе 36 градусов 22 минуты погибшее в Белом море землечерпательное судно «Чернышевский». Судно лежит на правом борту с креном в 120 градусов.

АРХАНГЕЛЬСК, 14 июня. Спасательное судно ЭПРОН'а "Совнарком" вернулось в Архангельск. Водолазы ЭПРОН'а детально обследовали "Чернышевского". Корпус судна цел. Ни в одном из помещений, осмотренных водолазами, трупов нет.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение ББК-10 » 06 Февраль 2022 19:38

Правда Севера, 1935, №142, 23 июня

 Правда Севера, 1935, №142, 23 июня ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.jpg
"Чернышевский" будет поднят

ПОДЪЕМ ПОРУЧЕН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ПАРТИИ ЭПРОН'а

Главное управление ЭПРОН'а поручило архангельским эпроновцам подъем погибшего 1 июня в 15 милях от Сороки землечерпательного снаряда "Чернышевский".
Архангельская партия ЭПРОН’а деятельно готовится к работам в открытом море. Подбирается личный состав для спасательно-подъемного отряда, ремонтируются суда и составляются тщательные расчеты подъемных средств. Водолазные станции на месте подъема будут возглавлять старшины-водолазы Смольников и Тангаличев, отличившиеся на подъеме "Садко" и спасении "Малыгина".
— Подъем землечерпательного каравана производить гораздо труднее, чем обычные суда, — говорят эпроновцы, — здесь помехой служат тяжелые надпалубные сооружения. Нужно первоначально застропить за башню понтоны и повернуть судно так, чтобы оно стояло на днище ("Чернышевский", как уже сообщалось, лежит с креном на 120 градусов). После этого судно будет поднято на жестких понтонах.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение ББК-10 » 08 Февраль 2022 10:00

Правда Севера, 1935, №149, 2 июля

 Правда Севера, 1935, №149, 2 июля ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.jpg
НА ПОДЪЕМ "ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

Ночью 28 июня, как сообщает СевТАСС, из Архангельска отплыл отряд ЭПРОН’а, которому поручен подъем погибшего в Белом море землечерпательного снаряда "Чернышевский". В составе экспедиции — спасательное судно "Совнарком" и новая пловучая водолазная база ЭПРОН'а "Соловки". Подъемом будет руководить бывший начальник Балтийской партии ЭПРОН, инспектор главного управления тов. Загвоздкин. Известный водолазный специалист Симонов является консультантом подъемных работ.
Работу предполагается произвести следующим образом: к подводной части будут прикреплены полотенца. После этого мощным понтоном снаряд будет выпрямлен, и полотенца окажутся в надлежащем положении. Так-же "Чернышевский" лежит на сравнительно небольшей глубине в жидком грунте, то предполагается поднять его к поверхности, перевести на более мелкое место, а затем уже окончательно поднять, откачав все помещения от воды.
Работы по подъему "Чернышевского" продолжатся 30—45 дней.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение ББК-10 » 08 Февраль 2022 10:03

Правда Севера, 1935, №152, 5 июля

 Правда Севера, 1935, №152, 5 июля ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.jpg
НА МЕСТЕ ПОДЪЕМА "ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

НАЧАЛАСЬ НАКЛАДКА ЖЕЛЕЗНЫХ ПОЛОТЕНЕЦ

В 7—8 километрах от острова Большой Жижмуй архангельским аварийно-спасательным отрядом ЭПРОН'а начаты работы по подъему погибшего 1 июня землечерпательного снаряда "Чернышевский". Вчера и позавчера производилась накладка 12-метровых железных полотенец. На этих работах занято пять водолазных станций и инструктора. К месту подъемных работ буксируются три жестких понтона. Снаряд будет поднят 6 понтонами общей грузоподъемностью свыше 1000 тонн.
Судно первоначально поставят на киль, а затем поднимут к поверхности, при чем подъем производится в два приема.
Первый этап — подъем до глубины 10 метров, второй этап — до 4—5 метров, а затем последует откачка и, как говорят моряки, постановка на плав.
Работами по подъему руководит помощник командира отряда по оперативной части тов. Мацута. В руководстве подъемными работами участвует прибывший из главного управления ЭПРОН'а тов. Загвоздкин и консультант, известный подводник П. В. Симонов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2022 09:50

Правда Севера, 1935, №159, 14 июля

 Правда Севера, 1935, №159, 14 июля ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.jpg
НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ "ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

Из района острова Жижмуй, где производятся работы по подъему погибшего землечерпательного снаряда "Чернышевский", руководитель работ тов. Мацута телеграфирует:
В последние дни в море стояла штормовая погода. Тем не менее суда "Совнарком", "Соловки" и "Лапоминка", находящиеся в распоряжении спасательного отряда, чтобы не терять времени, отстаиваются не уходя в Сороку.
В настоящее время, как сообщает СевТАСС, заканчиваются подготовительные работы к постановке "Чернышевского" на киль и подводка под него железных полотенец. Три понтона, необходимые для подъема, уже доставлены. 11-го июля мощный буксир "Экспортлес 20" увел к месту работ еще три понтона. Кстати сказать, Главное управление ЭПРОН'а придающее огромное значение спасению "Чернышевского", командировало к месту подъемных работ начальника оперативного отдела управления тов. Алексеева.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Чернышевский", земснаряд

Сообщение ББК-10 » 14 Февраль 2022 10:20

Из ранних сообщений о поисках погибших членов экипажа:

Правда Севера, 1935, №128, 6 июня

 Правда Севера, 1935, №128, 06 июня ПОИСКИ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.jpg
 Правда Севера, 1935, №128, 06 июня авария Чернышевского.jpg
Поиски команды "Чернышевского" продолжаются
В комиссии крайисполкома
Вчера члены комиссии крайисполкома тт. Цетлин, Ратманов и Михайлов посетили 23 семьи экипажа земснаряда "Чернышевский", проживающих в Архангельске. Кроме того, политотдел и баскомвод моря организовали посещение семей работниками Архангельского порта. Комиссия приступила к оказанию материальной помощи нуждающемся семьям моряков.
Кроме того вчера комиссия определила порядок похорон погибших, обнаруженных на острове Жижмуй. Похороны предполагаются 8 июня.

Поиски на побережье
ОНЕГА. 5 июня. Как сообщает капитан порта, в море на поиски землеснаряда "Чернышевский" вышли пароход и паровая шаланда "Северодвинская" для обследования берега до Жижмуя. По всем сельсоветам побережья созданы посты, организована специальная поисковая разведка из 40 человек.

На пути в Сороку
БЕЛОЕ МОРЕ, борт "СЕВЕРЯНИНА". 5, (по радио от нашего спец. корреспондента). Сегодня в 6 часов утра "Северянин", вышедший из Архангельска на розыски "Чернышевского" и для расследования причин аварии, достиг острова Жижгина. На борту "Северянина" комиссия во главе с управляющим Севморфлота тов. Манциводо. Временами из-за сильного тумана и больших волн ложились в дрейф. Дует семибалльный зюйд-вест.
В полдень прошли остров Большой Жужмуй. На острове виден снег. Далеко заметен высокий маяк. У северо-западной оконечности в море стоит "Красный буй", на котором в шторм беспрестанно звенит колокол.
Здесь уже ведутся розыски двумя ботами. По мнению морского инспектора Пескова и начальника Северной инспекции регистра СССР Новоселова, земснаряд "Чернышевский" второго июня уже прошел самый опасный район, где волны достигают наибольшей силы, а именно, Двинскую губу. "Чернышевского" видели у острова Жижгин с парохода "Карелия", а также с Жижгинского маяка. Каких-либо позывных сигналов о помощи "Чернышевский" не подавал. Продвигался он собственным ходом, так как имел сильную машину. Есть предположение, что "Чернышевский" погиб в треугольнике между островами Жижгин, Соловецкий и Жужмуй. Здесь попеременно дули ветры от северного до южного. Трупы 15 моряков выброшены морем в юго-западной стороне Малого Жужмуя и были разбросаны на протяжении двух километров. Если удастся установить определенный участок аварии, то здесь будут работать два буксира тралами.

По сообщению из Сороки, 15 трупов моряков, обнаруженных на острове Жижмуй, опознаны девять, среди опознанных:
ПОПКОВИЧ Сергей Романович,
СИМКОВ Павел Андреевич,
БЕЛОБОРОДОВ Павел Михайлович,
ПОДЬЯКОВ Василий Васильевич,
ТЫЧИНСКИЙ Иван Иванович,
ПОТАЕВ Дмитрий Сергеевич,
АПАНИЦИН Герман Александрович,
ИВАНОВ Константин Иванович,
ИВАНОВ Алексей Иванович.


Живых людей с "Чернышевского» до сих пор не обнаружено, розыски продолжаются.
Найденные трупы будут доставлены в Архангельск для того, чтобы с почестями похоронить погибших на посту тружеников моря.
Команда "Чернышевского" — в большинстве жители Архангельска и Койдокурьи. Вел судно Немчинов, капитан дальнего плавания.
В день гибели "Чернышевского" над Белым морем пронеслась пурга. На Соловецких островах выпад снег толщиной в 43 сантиметра.
В этот день штурмовой погоды и пурги потерпели аварию два лесовоза, приспособленные к плаванию в океанских условиях. Лесовозы доставлены в порт.
ДМ. ПОПЕЛЬ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения