"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

От ладьи и коча до атомохода.

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение SVF » 02 Июнь 2015 15:47

Архангельскъ 17 января 1915 г., №013:
 1915-01-17-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение SVF » 29 Июнь 2015 13:12

Архангельскъ 26 июля 1915 г., №165:
 1915-07-26-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение SVF » 07 Июль 2015 11:55

Архангельскъ 12 сентября 1915 г., №203:
1915-09-12-01.jpg
 1915-09-12-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение SVF » 07 Июль 2015 12:20

Архангельскъ 16 сентября 1915 г., №205:
 1915-09-16-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение Сергей Некрасов » 05 Сентябрь 2015 12:32

На свалку в деревне Тимашево Калужской области было выброшено большое количество фотографий. Среди них было много фотографий, сделанных неизвестным фотографом в Архангельске в конце 1950-х и начале 1960-х годов. Нашлись там и две фотографии корпуса шхуны "Ломоносов" (http://xatarov.livejournal.com/946427.html). В журнале выложены небольшие фотографии, но на Яндексе человек, к которому попали фотографии, выложил их в хорошем разрешении (около 8.500 точек по горизонтали).

Архангельск, Маймакса, окраина поселка 21 лесозавода, речка Соломбалка, вдали видна Северная Двина. Предположительно фотографии сделаны в период с 1958 по 1962 гг. (судя по фотографиям, человек, сделавший их, до 1957-1958 гг. проходил службу на Северном флоте).

 Ломоносов_2_1279.jpg

Оригинал: https://fotki.yandex.ru/users/xatar2007 ... 7187/?&p=2

 Ломоносов_1_1279.jpg

Оригинал: https://fotki.yandex.ru/users/xatar2007 ... 7187/?&p=1
Сергей Некрасов
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 13 Февраль 2011 23:11

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение SVF » 23 Июль 2016 17:42

Правда Севера, 06 июня 1941 г., №131:
 1941-06-06-01.jpg

 1941-06-06-02.jpg

 1941-06-06-03.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Май 2017 12:59

[ Леспромхоз ] пишет:Корабельная сторона
Номер от 5 марта 2002 г


Легенда по имени «Черный туман»

... Возможно, «Eclipse» так и остался бы скромным тружеником промыслового флота, если бы на севере России не случилась беда: в ледовитом океане исчезли сразу две экспедиции - Владимира Русанова на «Геркулесе» и Георгия Брусилова на «Святой Анне». Встревожившись, русское морское ведомство организовало на их поиски несколько кораблей. Попросили помощи и у норвежцев. Те снарядили «Eclipse», набрали команду во главе с опытнейшим капитаном - Отто Свердрупом, полярным мореходом, которому доверял свой «Fram» знаменитый Фритьоф Нансен.
Вложение Otto_Sverdrup_-_F._Nansen.jpg больше недоступно
Весь конец лета и осень 1914 года «Eclipse» бродил по Карскому морю, на пустынных островах его пытался найти следы пропавших русских моряков. Безуспешно. Там и застал его ледостав. Барк бросил якорь в небольшой таймырской бухте, которая с той поры и стала носить имя норвежского корабля. Свердруп рассчитывал переждать здесь, чтобы летом продолжить поиски. И вот лютой зимой его радист вдруг услышал в эфире писк «морзянки». Работала станция русских полярников под командой Б. А. Вилькицкого! Это было просто ошеломляющим событием, ведь и эту российскую экспедицию на пароходах «Вайгач» и «Таймыр», которая намеревалась пройти Севморпутем с востока на запад, также числили в «потерянных». Оказалось, что русские моряки, открывшие миру Северную Землю, зимуют всего-навсего в 70 милях от норвежцев. С этого момента прихода арктической весны они ждали вместе: на собачьих упряжках ездили друг к другу в гости, а потом, когда созрел план эвакуации части людей с пароходов на Диксон, вместе взялись за дело.
Осенью 1915-го все три корабля пришли в Архангельск. Об открытии русских Руал Амундсен сказал: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир». Но уже шла мировая война, и возвращение ее прошло без триумфальных почестей.


Электронная библиотека Руниверс http://www.runivers.ru/gallery/photogallery/photo/?

 36 - Eclipse 1914.JPG
:": Вид на трехмачтовый фрегат «Eclipse» с паровым двигателем у острова Диксон. Судно на мели. Автор: В.А. Зевеке Место события: остров Диксон Дата: 1 сентября 1914 г.

Автор: Зевеке В.А.
Дата: 1914 - 1914
Жанр: Репортаж
Место хранения: Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области
Место съемки: Енисейская губерния


 37 - Sverdrup.JPG
:": Групповой снимок. Слева направо: Отто Свердруп, норвежский полярный исследователь, Ханневиг, капитан «Гертруда Гилле», Иоган Лид, директор-распорядитель Сибирского акционерного общества, во время охоты на белых медведей на острове Диксон. Автор: В.А. Зевеке Место события: остров Диксон Дата: 1 сентября 1914 г.

Автор: Зевеке В.А.
Дата: 1914 - 1914
Жанр: Репортаж
Место хранения: Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области
Место съемки: Енисейская губерния
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение ББК-10 » 07 Февраль 2020 13:56

Красный Север, 1928, №73, вторник 27 марта

 Красный Север, 1928, №73 ЭПРОН Мурманск.jpg
Со дна моря.

МУРМАНСК. Поднят затонувший в 1917 году на рейде Мурманского порта прекрасно сохранившийся большой спасательный пapoход. Водолазно-спасательная станция отправилась в Иоканский залив Ледовитого океана для подъема пapoхода "Еклипс". После освобождения ото льда Белого моря начнется подъем еще 10 судов.

Правда Севера, 06 июня 1941 г., №131

 1941-06-06-01.jpg
 1941-06-06-02.jpg
 1941-06-06-03.jpg
Почему брошено судно „Ломоносов"?


В 1914 году под командованием норвежского полярного капитана Отто Свердрупа была снаряжена экспедиция по розыскам бесследно пропавших кораблей Брусилова а Русинова. Экспедиции было предоставлено судно «Эклипс», построенное 47 лет назад в Шотландии. Дубовый корпус судна имел ледовую обшивку из грин-хирта (чрезвычайно твердого дерева). Перед отправкой в Арктику судно было перевооружено. 1 августа 1914 года оно прибыло в Александровск на Мурмане, и через пять дней вышло на восток. Проделав тяжелый ледовый путь и достигнув острова Уединения, «Эклипс» в сентябре 1915 года вернулся в Архангельск, не обнаружив следов продавших» экспедиций.
В 1919 году на «Эклипсе», находившемся около Иоканьги возник пожар. С ним не могли справиться и поэтому затопили корабль на рейде. Только а 1928 году «Эклипс» был поднят и доставлен в Архангельск При подъеме выяснилось, что все палубные надстройки уничтожены огнем. Судно было отремонтировано в Лайском доке и получило новое имя «Ломоносов». В 1931 году «Ломоносов» под управлением капитана Щепетова ходил на Землю Франца-Иосифа, имея на борту зимовщиков и снабжение.
Ежегодно «Ломоносов» работает на зверобойном промысле в горле Белого моря. Летом в осенью с его помощью проводятся научные работы в Карском и Баренцовом морях.
В 1938 году «Ломоносов» был поставлен в Новую гавань на ремонт. После зимних работ его переставили на время ледохода к молу гавани. При спаде воды судно село на грунт и получило крен на правый борт. Недоделанная часть борта ушла в воду, и в корпус набралась вода. После этого «Ломоносов» забросили. Сейчас этот корабль, принесший большую пользу в освоении Арктики, брошен в речке Соломбалке. А судно, по мнению специалистов, может успешно работать в Арктике еще многие годы...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение fisch1 » 25 Март 2020 20:45

 Судно Эклипс.jpg


Судно экспедиции «Эклипс» куплено было в Норвегии и там же, под наблюдением заведующего гидрометеорологической частью Главного гидрографического управления, статского советника Брейтфуса, ремонтировалось, перестраивалось и снаряжалось.
«Эклипс» построен в 1867 году в Шотландии для промысла во льдах за китами, моржами и тюленями. Это – барк с паровой машиной, могущей развивать до 8 узлов хода. Судно построено из дуба и имеет ледяную обшивку из green heart (очень твердого американского дерева).
Водоизмещение судна 440 регистровых тонн, общее же водоизмещение – свыше 1000 тонн. Длина судна 150 футов, наибольшая ширина 29½ футов, углубление кормой 15 футов, носом 13½ футов.
После того, как судно было приобретено для экспедиции, оно подверглось основательному ремонту и переделкам, главным образом, жилых помещений. Кроме того, устроены были паровое отопление и электрическое освещение и установлены станция беспроволочного телеграфа и прожектор (динамо-машина приводилась в действие керосиновым мотором).
Шлюпок на судне имелось 5: одна моторная (на промысловом вельботе установлен был керосиновый двигатель) и 4 гребных, из них 3 промысловых вельбота и одна маленькая шлюпка.
Брашпиль и лебедка на судне были паровые.
Жилые помещения расположены были в кормовой и носовой частях судна и в надстройке на верхней палубе. Кормовое помещение и надстройка являлись офицерским помещением, при чем в последней, кроме того, была телеграфная каюта, камбуз и при нем буфет. Носовое помещение было предназначено для команды.
Кают-компаний было две: в корме и в надстройке, причем завтракали, обедали и ужинали в надстройке. Офицерских кают было 10, из них 7 ординарных и 3 двойных. Для команды было 16 коек и, кроме того, рядом с общим командным помещением находилась каюта для двух кочегаров.
Провизия и прочее снаряжение размещены были в отсеке между командным и машинно-котельными помещениями. Уголь (360 тонн) находился в трюме под провизией и отчасти под командным помещением. В трюме же находились 8 железных цистерн, 6 цистерн расположены были у переборки машинно-котельного отделения, причем в 3-х из них был керосин, всего около 13 тонн, 2 с угольными брикетами, всего около 30 тонн, и одна с солью для шкур. 2 цистерны были расположены в носовой части судна, под командным помещением. Цистерны эти были цементированы и служили для хранения питьевой воды, которая накачивалась с помощью ручной помпочки, находящейся в камбузе; вместимость каждой из этих цистерн была около 6 тонн.

Тржемеский И.И.Экспедиция на "Эклипсе" для поисков экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова : (Предвар. отчет) / И. Тржемесский. - Петроград : тип. Моск. м-ва, 1916. - [2], 39 с.

 план.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение ББК-10 » 05 Июнь 2020 16:20

Правда Севера, 1929, №8, 2 июня

 ps_008_02-06-1929 промыслы Ломоносов.jpg
"УТОПЛЕННИК" НА ПРОМЫСЛАХ

10 лет пролежавшее на дне моря деревянное судно, после капитальною ремонта, превосходно работало

РЕДКАЯ БИОГРАФИЯ «ЛОМОНОСОВА».

23 мая "Ломоносов" вернулся с промыслов. Это был его первый после долгой спячки в воде рейс. У редкого судна такая интересная биография, как у "Ломоносова".
В 1918 году на стоящем у о. Иоканьги судне "Эклипс" загорелся груз в трюме. Пожар ликвидировать не удалось. Были открыты кингстоны. "Эклипс" на десять лет погрузился в воду.
Прошлое лето "Эклипс" был поднят со дна моря. На вид он представлял разрушенную баржу. На нем не было ни одной палубы. Отсутствовали фальшборты, мачты.
Громадный ремонт в Архангельском доке, потом в Мурманске привел "Эклипс" в полный порядок.
15-го февраля 1929 года "Эклипс" был готов для плавания.
13 февраля прошлого года "Эклипс" был переименован в "Ломоносов" и первым вышел на зверобойные промыслы.
Густые льды, частые штормы дали боевое крещение "Ломоносову". В течение четырех месяцев находился он во льдах. За тяжелое и продолжительное плавание "Эклипс" отделался всего лишь только повреждением руля.
Несмотря на слишком плохие условия для промыслов, "Ломоносов" за два рейса: — зимний и весенний сумел принять на свой борт около 7.500 голов тюленя. Это слишком много, потому что "Ломоносов" не имел почти никакой помощи от самолета "Ю—13", обслуживающего промыслы.
Например, во втором рейсе около мыса Городецкого имелась большая залежка зверя "Ломоносов" от нее находился в это время в 3—4 милях. На таком же приблизительно расстоянии находился от зверя и норвежский бот. Самолет летал около залежки, но близко находящемуся "Ломоносову" об этом не сообщил. О близком местонахождении тюленя узнали, когда увидели его с парохода. Но было уже поздно. Норвежский бот ранее подошел к залежке.
Прибывшие промышленники с "Ломоносова" при всем желании не могли взять более 800 голов. В скором времени "Ломоносов" пойдет в учебное плавание с учащимися Архангельского водного техникума.
И. Руд.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2020 16:38

Полярная Правда, 1928, №57, 19 мая

 Полярная Правда, 1928, №057, 19 мая ЭКЛИПС.jpg
Судоподъемные работы Совторгфлота

Поднят китобойный пароход "Эклипс"


Отправленная весной нынешнего года судоподъемная партия Совторгфлота закончила свои работы по подъему в Иоканьгской бухте большого трех мачтового китобойного парохода "Эклипс", ранее принадлежащего морскому ведомству. Пароход поднят с 15-ти метровой глубины и отведен в бухту Гремиха, где сейчас проводятся работы по приведению судна в плавающее состояние. Пароход "Эклипс", погибший во время пожара в 1915[8] году, был известен, как участник поисков полярных экспедиций Брусилова и Русанова, а также, как судно посылаемое на помощь ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» из экспедиции Вилькицкого. Во время войны «Эклипс» был превращен в плавучий лазарет и все время находился в Иоканьге.

Полярная Правда, 1928, №62, 31 мая

 Полярная Правда, 1928, №062, 31 мая ЭКЛИПС.jpg
Судоподъемные работы Совторгфлота


Судоподъемная партия Совторгфлота, поднявшая недавно в Иоканьгском заливе китобойный пароход "Эклипс", который на днях пробыл для ремонта в Архангельск, — в ближайшее время отправляется в Кандалакшской залив Белого моря для работ по подъему затонувшего в 1915 году большого ледокола "Садко".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение ББК-10 » 30 Август 2020 19:34

Полярная Правда, 1928, №139, 7 декабря

 Полярная Правда, 1928, №139, 7 декабря восстановление ЭКЛИПСА.jpg
Восстановление «Эклипса»

Совторгфлотом восстановлено парусно-паровое судно "Эклипс", которое недавно было поднято со дна Иоканьгского залива.
"Эклипс" — единственное в мире судно, построенное из 2 ф. дубовых брусьев и приспособленное для полярных экспедиций. На этом судне в свое время полярный исследователь Свердруп предпринял поиски экспедиций Русанова и Брусилова и оказал помощь экспедиции Вилькицкого.
В настоящее время "Эклипс" (новое название судна — "Ломоносов") будет участвовать в зверобойной экспедиции Совторгфлота.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение ББК-10 » 29 Декабрь 2020 16:44

viewtopic.php?f=8&t=8586#p76052
В 1931 году Лактионов возглавил рейс на пароходе «Ломоносов» в северо-западную часть Карского моря и на Землю Франца-Иосифа, где в бухте Тихой на территории полярной станции экспедиция организовала самую северную в мире магнитологическую станцию,

SVF пишет: viewtopic.php?f=8&t=2225#p17436
Нашел в книге: И. Экслер "У края Земли. Арктический поход "Седова". М., Федерация. 1930.
Интересно, на борту "Седова" в этом рейсе (впрочем, как и в следующем) был еще один Илляшевич - Е.Е., тоже строитель, руководитель артели плотников, строивших станцию в Тихой. Родственник?

Правда Севера, 1931, №133, 17 июня

 Правда Севера, 1931, №133_17-06-1931 Ломоносов на ЗФИ.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ 15 ИЮЛЯ

Научное обследование Земли Визе

В этом году состоится третья экспедиция на земли Франца Иосифа. Подготовительные работы сейчас энергично проводятся. Экспедиция выйдет в пер вой половине июля на судне "Ломоносов" с заданием произвести смену персонала зимовщиков, забросить запас продовольствия и построить магнитную обсерваторию.
Затем предполагается пойти в Северную часть Карского моря с тем, чтобы произвести научные работы в районе открытой в 1930 году земли Визе. Возвращение экспедиции назначено через Карское море в начале сентября.
Часть грузов экспедиции, в виду ограниченного тоннажа "Ломоносова", возможно, возьмет "Малыгин", выходящий в море почти одновременно с экспедицией.
В этом же году землю Франца Иосифа, очевидно, посетит международная арктическая экспедиция на дирижабле "Граф Цеппелин" под общей командой доктора Экенера, с руководителем научной части экспедиции — Самойловичем.
Таким образом, земля Франца Иосифа, освоенная нами в 1929 году, уже сейчас в исследовании арктики становится базой, имеющей международное значение.
Сейчас в Архангельске ведутся переговоры с Совторгфлотом о фрахте "Ломоносова", который введен в Лайский док для осмотра и ремонта корпуса. Кроме того, деятельно ведутся заготовки продовольствия и снаряжения экспедиции, а также на-днях начнутся на лесозаводе № 8 строительные работы по заготовке здания магнитной обсерватории.
Инженер экспедиции Е. Илляшевич.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Эклипс", барк / "Ломоносов", шхуна

Сообщение ББК-10 » 09 Январь 2022 11:48

Правда Севера, 1934, №245, 23 октября

 Правда Севера, 1934, №245_23-10-1934 ЛОМОНОСОВ Щепетов-1.jpg
 Правда Севера, 1934, №245_23-10-1934 ЛОМОНОСОВ Щепетов-2.jpg
НОВЫЕ МАЯКИ УКАЗЫВАЮТ ПУТЬ

"ЛОМОНОСОВ" В ПРОЛИВАХ НОВОЙ ЗЕМЛИ И КАРСКОМ МОРЕ

Беседа с капитаном Ф. М. ЩЕПЕТОВЫМ

Фото ЕРМОЛИНА.


После 87-суточного похода в Арктику в Архангельский порт вернулось экспедиционное гидрографическое судно "Ломоносов".
Небольшое, хрупкое с виду судно вот уже 67 лет беспрерывно бороздит неисследованные пространства северных морей и каждый год вписывает новые победные страницы в книгу об Арктике.
Судно вышло из Архангельска 24 июля, получив задание произвести гидрографические работы в западной части Карского моря и лоцмейстерские работы в проливах Новой Земли.
За период с 29 июля по 13 октября "Ломоносов" совершил 10 рейсов между бухтой Варнека, Хабарова, Карскими воротами, губой Кары и Мат.-Шаром.
За это время сделаны точные промеры Карских ворот, проведена съемка Вайгачского и Новоземельского берегов.
Выявлены и определены величины магнитного склонения у рации Вайгач, на о. Воронова, в губе Долгой, определен рад астрономических пунктов и т. д.
Установлены три новых световых маяка: на мысе Яросель — при заходе в Ю.-Шар с северной стороны, на мысе "Гребень", при заходе в Ю.-Шар с южной стороны и на мысе Выходной (Новая Земля) при заходе в пролив Мат. -Шар с Карского моря.
В бухте Бакан также построен маяк, но место оказалось неподходящим (овраг) и с моря маяк не виден. На будущий год он будет перенесен на мыс Столбовой. Установлено 12 вех. Произведена перезарядка 8 маячных огней.
Гидрографические работы, проведенные в районе Юшара, позволят составить точную карту всего Югорского Шара.
При работах на западном побережье Карского моря обнаружены сильные изменения берегов, повидимому, от влияния сильных прибоев, ветров и течений. Так, оказалось, что залив Шпиндлера, где зимовал в 1913—14 году "Ломоносов" ("Эклипс"), совершенно занесен песком.
13 октября, приняв на борт экспедицию и 4 бота, "Ломоносов" взял курс на Архангельск, куда и прибыл благополучно утром 18 октября.
Западно-карская гидрографическая экспедиция успешно выполнила порученную ей задачу.
АНАТ. ДЕРЯГИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения