Атомный ледокол "Ямал"

От ладьи и коча до атомохода.

Атомный ледокол "Октябрьская революция" ("Ямал")

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 20:20

Почта еще со строительства. "Ямал" как "Октябрьская Революция".
Сканы - ВР

 Октябрьская революция. 92.22.01. Судовые печати. Ленинград. .JPG
 Октябрьская революция. 92.22.01. Судовые печати. Ленингр (1).JPG
 Октябрьская революция. 92.22.01. Судовые печати. Ленингр (2).JPG
 Октябрьская революция. 92.22.01. Судовые печати. Ленингр (3).JPG
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Ноябрь 2009 23:21

Звезды Кузьмина


– Я сегодня спал два часа, – встретил нас главный инженер-механик атомного ледокола «Ямал» Александр Кузьмин. – В ноль часов заступил на вахту и только около четырех утра, когда стало поспокойнее, нашел часа два для сна.

Достаточно взглянуть на структурную схему подчиненности различных служб атомохода, чтобы наглядно увидеть – две трети экипажа находятся в подчинении Александра Федоровича.

– Точнее, 77 человек из 105, – конкретизировал Кузьмин.

Эти 77 мужчин (в штате механиков нет ни одной женщины) разбиты на четыре службы: механическая, электромеханическая, радиационной безопасности (РБ) и контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА).

Рабочий день начинается в 6:15. Хотя при таком режиме начало, как, впрочем, и конец – понятия весьма условные. Правильнее говорить о графике очередного календарного дня. В 8 часов – собрание начальников служб в каюте у главного инженера-механика. Потом главный начинает обход своего хозяйства. На это уходит минимум час, если не возникло никаких проблем. Если же приходится решать какие-то вопросы, обход всех постов, бывает, затягивается. В 12 – обед. После этого бумажная работа в каюте. Подготовка отчетов, финансовых ведомостей и другой документации отнимает больше всего времени. Но это необходимая часть работы и смотреть на нее, как на бюрократию, было бы не совсем правильно. Помимо этого, приходится постоянно отвлекаться на телефонные звонки и посетителей. Или, как в нашем случае, гостей.

Существует известная классификация руководителей: либерал, демократ, диктатор. Свою философию руководителя Александр Федорович описал следующим образом:

– Начальник должен создавать подчиненным условия, при которых их способности раскрылись бы в наибольшей степени. Не самому быть звездой на их фоне, единственной и неповторимой, а давать возможность «звездить» (разумеется, в хорошем смысле) работникам. А для этого нужно очень не-многое – просто не мешать им выполнять свои обязанности.

Идем по коридору жилой палубы. Двое о чем-то спорят и тут же втягивают в спор Кузьмина. Их разговор на нормальный язык непереводим в принципе. Я понял только одно: главный разрешил отпустить какое-то резьбовое соединение, но не больше, чем на три миллиметра. На том и порешили.

– Без доверия, – говорит Александр Федорович, – в нашем деле нельзя. Даже я не все знаю о корабельных механизмах. Все знать просто невозможно. Возьмем, к примеру, службу КИПиА. От автоматики зависит устойчивая работа ледокола. Но тут я не специалист. Конечно, представляю в общих чертах работу всех приборов, но полноценным их обслуживанием или ремонтом заниматься не могу. И здесь полагаюсь на начальника службы и его подчиненных.

За полтора часа Кузьмин протащил меня по всему кораблю – от якорных ящиков до балерной: мы спускались в самый низ – к валам, на которых крепятся винты, потом взлетали по трапам наверх и снова ухали вниз. К 12 часам я был мокрым от пота, а язык прилипал к нёбу. Кузьмину хоть бы что – в свои 58 лет он обладает фигурой легкоатлета-стайера, и даже сверхкалорийные обеды (грибной суп, макароны с огромной отбивной и стакан кефира, который я принял за сметану), сгорают в нем без следа за считанные часы.

Спит он в каюте, по размерам сопоставимой с трехкомнатной квартирой, хотя имеет жилье в Мурманске.

– Я бы с удовольствием отоспался там. Дома спится гораздо лучше. Но времени просто нет. Необходимо закончить ремонт. Сейчас вот взялись за генераторы. Надо все подготовить к приходу сменного экипажа. Именно ему предстоит идти в море после нашего ремонта.

В отпуске Александр Федорович любит делать обход букинистических магазинов Питера. Уму непостижимо, когда он находит время на чтение литературы, не относящейся к его прямым обязанностям, но на книжных полках рядом с технической документацией всегда стоят две-три книги иного содержания. Любимая тема – космос.

– Как лететь к далеким планетам? Ведь тоже нужны большие корабли. – И даже тут в Кузьмине говорит механик атомохода. – Космические полеты требуют большого количества энергии. А ее, кроме атомного реактора, никакая другая энергетическая установка достаточно дать не может. По крайней мере, на сегодняшний день альтернативы нет.

Мысль у Александра Федоровича движется только вперед. Теперь она ведет уроженца Тамбовской области в космические дали через льды Арктики. Но что было сначала – море или механика? Должна же быть точка отсчета.

– А я и сам не знаю. С детства рисовал пароходы. Откуда это у меня? В роду ни одного моряка не было. А после восьмого класса мы с приятелями рванули в Астрахань – поступать в среднюю мореходку. И так получилось, что поступил я один, хотя знания мои были ничуть не лучше, чем у моих товарищей. Я настолько расстроился тогда, что хотел забрать документы. Но друзья отговорили. Про атомный флот я тогда не думал. Впервые интерес проявился, когда уже учился в училище имени Макарова. Тогда к нам приехала большая делегация из Америки. Разговор коснулся, в том числе, и ядерной энергетики. И увлекся я этой темой всерьез. Даже дипломная работа была у меня «Контейнеровоз с ядерной энергетической установкой».

Другой мечты, кроме как попасть на атомный флот, теперь уже не было.

Казалось бы, мечта любого советского моряка – уйти в загранрейс. Но в случае с Кузьминым атомный ледокол наполз на нее всей своей массой и безжалостно раздавил. В этот момент мне вспомнились слова коллеги Кузьмина, главного инженера-механика атомного лихтеровоза «Севморпуть» Василия Ткаченко:

– Все мы здесь романтики.

Ну а как же семья? Она не протестовала по поводу длинных отлучек папы и мужа?

– Никогда даже речи не было, чтобы я сменил профессию. Хотя им приходилось тяжело, я это прекрасно понимаю. Но здесь огромную помощь оказали родители жены. И морально, и материально. После пяти лет работы в атомном флоте у меня, правда, появились мысли о смене места службы, но я остался.

Еще раз убеждаешься, что когда человек влюблен в свое дело, все у него ладится и дома, и на работе. И двух часов сна достаточно, и нудное, взрослое «надо» превращается в детское «хочу», потому что интересно. А 58 лет тогда не возраст, можно еще и в космос слетать на звездолете собственной конструкции.


Андрей КИРОШКО, 12.11.2009
© Мурманская областная газета "Полярная правда"
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Ноябрь 2009 21:02

Где мои ледоколы?

 1.jpg
Вячеслав Сорокин
Лет пятнадцать-двадцать назад, рассказывая о судовых радистах, можно было смело подчеркивать их особую роль. В отсутствие глобальной системы навигации, сотовой связи «морзянщики» были единственной связующей нитью корабля с берегом. Сколько жизней моряков было спасено благодаря их ушам, начиная с апреля 1912 года, когда радист «Титаника» Джек Филипс впервые выстрелил в эфир сигнал SOS!

Именно по работе судовой радиостанции берег судил о судьбе любого корабля, находящегося в море. И не дай бог, если эфир вдруг замолкал. Это могло означать только одно – у экипажа большие неприятности. Радистам российских ледоколов, правда, никогда не приходилось взывать о помощи – ни в атомную, ни в доатомную эпохи.

Принимать отчаянные призывы с других судов – было дело. В одном из помещений радиоэлектронной службы атомного ледокола «Ямал» висят фотографии, запечатлевшие гибель теплохода «Брянсклес», случившуюся в 1980 году. Лед пробил днище судна и, несмотря на экстренно принятые экипажем меры, спасти пароход не удалось. Но никто не погиб. Вовремя подошедшие по сигналу радиста «Брянсклеса» другие суда сняли всех людей.

В феврале 1999 года азбука Морзе была отменена, а вместе с ней ушел в прошлое и сигнал SOS.

– Раньше мы назывались радиотехнической службой, – говорит помощник капитана по радиоэлектронике атомного ледокола «Ямал» Вячеслав Сорокин, – и в штате было шесть человек: начальник, инженер, мастер и три радиооператора, которые круглосуточно несли вахту на частоте 500 кГц. А после 1999 года морзянка перестала существовать как класс. Соответственно, и служба тоже подверглась сокращению. Нас осталось двое. Сейчас вместо морзянки есть цифровые устройства, работающие на разных диапазонах. Подача и прием сигналов тревоги, срочности, бедствия происходят автоматически. Для этого уже радиооператоры не нужны. Сейчас этим устройством заведует штурман, правда, после того, как пройдет специальную подготовку. Учеба длится аж две недели!.. Для сравнения: меня учили пять лет.

Приборы глобальной связи выведены прямо на мостик, откуда штурман ими и управляет.

Возникает справедливый вопрос: зачем тогда нужна судовая радиоэлектронная служба? Есть несколько причин. Во-первых, спутники, обеcпечивающие связь судна, висят над экватором. Арктика в их зону действия не попадает. Например, море Лаптевых на 99 процентов спутниками не захватывается. И здесь штурманы с их новейшим оборудованием просто пропадут. Далее, хоть на корабле и много суперсовременных систем, но и старых тоже достаточно. Их не убирают специально. Например, на мостике рядышком друг с другом установлены два локатора – навороченный, изящный, с ЖК монитором «итальянец» и слоноподобный «Енисей» производства Ростовского радиозавода.

«Иностранец» прекрасно работает по кораблям. Может увидеть даже лодку с рыбаками. Советское же чудо, хотя и не столь красочно, показывает то же самое, но при этом еще и ледяные поля. «Итальянец» на удалении 2-3 миль лед не видит. Кроме того, как все компьютеры, он имеет тенденцию к зависанию. Поэтому и сохраняют старый «Енисей», к которому уже лет двадцать и запчасти не выпускаются. Его ремонт и обслуживание полностью лежат на двух радиоэлектрониках. Но это только часть их работы.

– Вот таких динамиков на пароходе ровно шестьсот, – начал нашу экскурсию Вячеслав Николаевич. – Десять стоваттных усилителей. Сотни километров проводов. Точно не знает никто, поскольку одни убираются, другие ставятся. А вот тут выносной пост для связи с вертолетом.

Здесь же рядом располагается устройство записи переговоров. Локаторы, гирокомпасы, магнитные компасы, лаги, эхолоты, система электронной картографии – все в нашем заведовании. Ничего плохого не хочу сказать о судоводителях, но без нас они далеко судно не уведут. В первые же дни выхода из порта в результате вибрации машин обязательно что-нибудь полетит. А вот это – трансляция, очень не хилое дело, скажу вам – ее обслуживание занимает очень много времени.

Старый передатчик УКВ, у которого раньше было круглосуточное дежурство, сейчас используется только для связи с вертолетом. У него есть один минус – на малых высотах вертолет его может и не услышать. Поэтому в случае аварийной посадки вертолета включается резервный коротковолновый приемник, для которого высота места роли не играет.

По внешнему виду помещения, которые занимает радиоэлектронная служба, мало чем отличаются от мастерских по ремонту бытовой техники. Разница, наверное, только в том, что стены железные и называются они переборками. А схожесть даже в том, что в одной из кают сейчас склад вышедших из строя приборов.

Работы у двух радиоэлектроников много, и перечислять все их обязанности было бы долго и скучно. Например, в день нашей беседы они должны были начать прокладку общесудовой компьютерной сети. Поэтому я решил дальнейшие технические разговоры прекратить, тем более что понимаю в этом немного.

 2.jpg
Вячеслав Сорокин (слева)
с другом Игорем Иващенко
на острове Чампа (Земля Франца-Иосифа)
Перескочить на другую тему помог сам Вячеслав Николаевич. Случилось это благодаря его привычке комментировать им же сказанное. Получается это у него весьма интересно. С шутками, афоризмами, иногда с рискованными сравнениями. Но слушать рассказ про очередной приемник я уже был не в состоянии. И тут в длинной реплике инженера прозвучало слово «книга». Это было как спасательный круг, брошенный утопающему.

– А что вы читаете?

– Да много чего. Так вот этот приемник...

– Какие книги вам нравятся? И вообще, чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Ведь, как я понял, вахты у вас нет. Сделали дело, а что дальше?

Так же обстоятельно и так же с отступлениями Вячеслав Николаевич поведал о своих пристрастиях.

– С утра после овсяной каши – Интернет. Для меня Интернет прежде всего средство борьбы со скукой. И вообще, цель нашей жизни – борьба со скукой. Есть около десятка газет, которые я должен прочитать. Затем парочка форумов, которые должен посетить. Если там есть что-нибудь интересное, я могу занырнуть надолго.

Любимый форум – на сайте газеты «Спорт-экспресс». С книгами сложнее. У меня нет какой-то одной любимой темы. Я читаю разную литературу, которую приобретаю только в книжных магазинах.

– А как выбираете книги?

– У меня свой метод. Беру в руки книгу и медленно, буквально по слогам, читаю первую страницу. Если прочитанное меня хоть чем-то зацепило, тогда читаю вторую страницу, и, если ощущения подтверждаются, тогда покупаю. Иногда мне дарят книги. Например, недавно мой коллега с другого ледокола подарил сразу три Собрания сочинений – Пастернака, Бродского и Конецкого.

– Ну а другие увлечения у вас есть? Не все же время вы проводите с книгой. В отпуске, например, чем занимаетесь?

– Отпуск я, как правило, провожу в деревне, которая находится на границе Ленинградской и Вологодской губерний. Там живет всего пять-шесть человек, ну и мы с женой, когда приезжаем. Я в основном провожу время дома, в этом году полностью сделал ремонт. Грибы, ягоды – не моя стихия. Жена любит эти дела, я, извините, нет. Дело в том, что я вырос в глухой сибирской деревне, недалеко от Бийска. Так что в детстве мне пришлось походить по лесам. Поэтому сейчас там, где кончается асфальт, кончается и зона моего пребывания.

– А как же получилось, что вы связали свою судьбу с морем?

– Игра случая. По призыву попал на Балтийский флот, потом вуз, потом Север. Сначала ходил на транспортах, а потом захотелось разнообразия, и я перешел на ледоколы. И, знаете, прикипел. Иногда в отпуске, когда уже все надоест, думаешь: «Где мои ледоколы?». Иногда даже вслух.


Андрей КИРОШКО, 26.11.2009
© Мурманская областная газета "Полярная правда"
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Апрель 2011 14:45

«ЯМАЛ»
Ледокол модернизированного проекта «Арктика» (проект 10521). Заложен в 1986 г. под названием «Октябрьская Революция» на Балтийском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе (№189) в Ленинграде. В 1992 г. переименован в «Ямал». Спушен на воду 27.10.1992 г. Находится в доверительном управлении ОАО «Мурманское морское пароходство». Разработан как рабочее судно для зимнего обеспечения морских путей России в Северном море. Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,5 - 3,5 м. Имеет двойной корпус. Ледовый пояс толщиной 30-46 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Между внешним и внутренним корпусами помещен водный балласт. Для защиты корпуса от обмерзания используется пневмообмыв. Для охлаждения реакторов должен всегда находиться в холодной воде с номинальной температурой +10°С. В связи с этим не пересечь тропики, чтобы работать в Южном полушарии, без дополнительного оборудования охладительными установками. В 1994 г. на носу появилось изображение акульей пасти как элемент оформления для детского круиза. Затем было оставлено по просьбе туристических компаний. В 2000 г. совершил экспедицию к Северному Полюсу для встречи 3-го тысячелетия. 19.08.2006 г. вышел в специальный рейс в район Северного Полюса, где 19.08. были торжественно преданы морю урны с прахом знаменитого полярного капитана Ю.С. Кучиева и его жены Н.К. Кучиевой ( см.: http://www.polarpost.ru/articles/Ships/ ... KTIKA.html ). В сент. 2009 г. эвакуировал группу археологов из бухты Ледяная Гавань (архипелаг Новая Земля), которые подали сигнал бедствия (занимались изучением стоянки экспедиции В. Баренца в 1596 г.). Специализируется на совершении в июле-августе арктических рейсов по доставке на Северный полюс иностранных туристов. Побывал на Северном полюсе свыше 50 раз. Первый ледокол, достигший Полюса Недоступности в рейсах 1996 г. (29.07. и 12.08.).
Водоизмещение 23445 т, длина 145,6 м, ширина 28 м, высота борта 17,2 м, осадка И м, мощность АЭУ 75000 л.с, скорость около 21 узла, автономность плавания по запасам продовольствия - 7,5 мес, топлива - 5 лет. Экипаж 150 чел., пассажировместимость 100 чел. (50 кают разного класса).
Капитаны: А.А. Смирнов (-1995-2010), А. Лембрик (2010-) и др.

источник: Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Апрель 2011 11:57

Атомный ледокол Росатома эвакуирует Северный Полюс-36
http://www.youtube.com/user/MirnyAtom

Ледокол Ямал после выхода из Мурманска пересек Баренцево море, обогнул Землю Франца Иосифа, пересек льды Арктического бассейна. Команда забрала экипаж дрейфующей станции «Северный полюс-36» и развернула «СП-37» на новой льдине, после чего ледокол вернулся в Мурманск.
http://www.rosatom.ru/ru/armada/yamal/
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Август 2011 15:58

На атомном ледоколе "Ямал" пройдет Международная конференция
05.08.2011 ГТРК "Ямал" http://www.vesti.ru/doc.html?id=530145&cid=17

    По инициативе России на борту атомного ледокола "Ямал" на переходе по трассе Северного морского пути с 6 по 11 августа пройдет Международная конференция "Северным морским путем к стратегической стабильности и равноправному партнерству в Арктике".

    Как заявили организаторы мероприятия, главной целью конференции является подтверждение приверженности России нормам международного права при реализации национальных приоритетов в Арктике. Эти права и обязанности закреплены Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных на заседании Совета Безопасности в 2008 году. Кроме того, конференция будет проводиться для активизации международного сотрудничества в регионе и обсуждения привлекательных для иностранных инвесторов коммерческих проектов и инициатив, связанных с эксплуатацией Северного морского пути и социально-экономическим развитием российской части Арктики.

    В ходе конференции будут рассмотрены ключевые направления сотрудничества приарктических государств и обеспечения безопасности в Арктике; перспективы развития особого режима рационального природопользования и охраны окружающей среды; создание единой системы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуация и ликвидации их возможных последствий. Совместно с МЧС России будет проведена демонстрация практической части комплексного учения сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на трассе Северного морского пути.

    В работе конференции примут участие секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, министр транспорта РФ Игорь Левитин, вице-президент РАН Александр Некипелов, руководство министерств регионального развития, иностранных дел, природных ресурсов, экономического развития, МЧС, ФСБ, других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, приглашены представители государств - членов Арктического совета, старшие должностные лица в Арктическом совете, главы структур, аналогичных Совету Безопасности РФ, руководство внешнеполитических ведомств и других профильных служб.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Сентябрь 2011 22:20

Завершение проводки «Санко Одиссей» и «Стена Посейдон»
Отдел внешних связей Росатомфлота 12 сентября 2011 http://www.rosatomflot.ru/index.php?men ... newsid=358

    10 сентября атомный ледокол «Ямал» Росатомфлота завершил проводку по трассе Севморпути крупнотоннажного сухогруза-балкера «Sanko Odyssey», принадлежащего японской компании Sanko Line. Судно с грузом 66500 тонн железорудного концентрата ОАО «Еврохим» проследовало через Берингов пролив 10 сентября в 13 часов 40 минут по московскому времени, преодолев Северный морской путь за 8 суток. Средняя скорость движения балкера составила 14 узлов. «Sanko Odyssey» стал самым крупным сухогрузом, прошедшим в Азиатско-Тихоокеанский регион по Северному морскому пути.

    До этого в ночь на 9 сентября атомные ледоколы «Таймыр», «50 лет Победы» и «Ямал» поочередно выполнили проводку по Северному морскому пути танкера «Стена Посейдон». На борту танкера 60 тысяч тонн газового конденсата компании «Новатек», конечный пункт следования -Китай.

    Напомним, что это уже не первые транзиты, осуществленные атомоходами Росатомфлота во время летней навигации 2011 года. Так, в августе по трассам Северного морского пути уже прошел танкер «Владимир Тихонов» типоразмера «Суэцмакс» дедвейтом более 160 тысяч тонн. Танкер, который проводили атомоходы «Ямал» и «50 лет победы» установил и рекорд скорости – переход по Севморпути занял у «Владимира Тихонова» 7,4 суток.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Сентябрь 2011 14:08

ГУ "АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ"
http://www.aari.nw.ru/news/text/2011/%D ... %D1%82.pdf

Экспедиция ГНЦ ААНИИ на борту а/л «Ямал»; июль 2011 г.

В период 29.06-14.07.2011 состоялся первый в текущей навигации рейс крупнотоннажного танкера класса «Panamax» по трассе Северного Морского пути (СМП). Танкер «Perseverance» (порт приписки Сингапур) вышел из порта Мурманск с грузом 60 тыс. тонн стабильного газового конденсата фирмы «НОВАТЭК», предназначенного для потребителей в Китае. Ледокольное сопровождение этого плавания было обеспечено ФГУП «Атомфлот» России, силами a/л «Ямал» совместно с а/л «Таймыр». В ходе каждого рейса по трассе СМП предоставляется возможность получить новую информацию и дополнительный опыт плавания в арктических условиях, что является одной из приоритетных задач ГНЦ ААНИИ Росгидромета. В рамках договора между ОАО «Ямал СПГ» и ААНИИ на борту а/л «Ямал» находилась экспедиция в составе трех специалистов института. В ходе экспедиции выполнялся комплекс работ по сбору информации о ледовых и погодных условиях плавания в арктических морях в июне-июле 2011 г. по маршруту движения ледокола.

Атомоход с экспедицией на борту вышел из п. Мурманск 28 июня и 30 июня совместно с а/л «Таймыр» на чистой воде Баренцева моря принял под проводку танкер «Perseverance». Уже 13 июля на чистой воде пролива Лонга а/л «Таймыр» вышел из состава каравана, а 15 июня в Беринговом проливе а/л «Ямал» официально завершил проводку танкера.

 Танкер Perseverance под проводкой ал Ямал.jpg
А/л «Ямал» выполнил дополнительно незапланированные проводки транспортно-буксирного судна «Кигориак» с востока на запад (от Берингова пролива до 132 град. в.д.), а также т/х «М.Кутузов» и т/х «Д.Пожарский» с запада на восток (от 132 град. в.д. до 166 град. в.д.). Наблюдения, предусмотренные Программой экспедиции, выполнялись также в ходе этих дополнительных проводок и на этапе возвращения в порт приписки при автономном движении атомохода. Рейс а/л «Ямал» был завершен 29 июня по прибытии в порт Мурманск.

За период проводки танкера «Perseverance» атомным ледоколом «Ямал» пройдено 2966 миль, из которых 1064 мили - во льдах. Всего за период экспедиции а/л «Ямал» прошел 8003 мили, из них 2777 миль пройдено во льдах.

Кратко характеризуя ледовые условия плавания, отметим, что основным препятствием на пути всех трех караванов явился ледовый массив в районе к северу и востоку от Новосибирских островов, между 150 и 166 град. в.д. В массиве наблюдались сплоченные до 9-10 баллов однолетние льды, торосистостью 1-3 балла, разрушенностью от 2 до 4 баллов. Толщины льдов наблюдались в диапазоне от 60 до 160 см. На остальных участках маршрута плавания движение происходило по чистой воде и редким льдам.

Особенности в организации проводки танкера были обусловлены его значительной длиной в 228 м, превышающей длину ледоколов (длина а/л «Ямал» - 150 м), и особенно его шириной в 32 м, превышающей ширину ледокола на 4 м. Такое соотношение ширины танкера и ледоколов провоцировало клинение танкера в канале даже при отсутствии сжатий в ледяном покрове. В этих условиях судоводители прибегли к известной тактике проводки, при которой ледоколы следовали один за другим на дистанции в 6 кбт со смещением по оси движения на ширину корпуса ледокола, что позволяло расширять канал. Танкер, следуя по каналу второго ледокола, сдвигал колотый лед в канал первого ледокола и, таким образом, двигался без клинений. В ходе экспедиции получен большой массив материалов наблюдений, представленный в электронном виде. В последующем эти материалы будут подвергнуты углубленной обработке и анализу в ААНИИ. Состоявшаяся экспедиция являет собой очередной пример плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества ученых и мореплавателей в акватории российской Арктики.

«НОВАТЭК» является первой компанией, которая использует Северный морской путь в навигационный период летом 2011 г. Компания заявляет о своих намерениях в период с июня по октябрь 2011 года отправить на рынки Азиатско-тихоокеанского региона по трассе СМП шесть или семь судов с грузом газового конденсата, добываемого на Пуровском заводе по переработке газового конденсата. Транспортировка углеводородов по трассе СМП, как ожидается, снизит расходы и время доставки грузов из северных портов России потребителям в Азиатско-тихоокеанский регион. Использование СМП является неотъемлемой частью логистической стратегии фирмы «НОВАТЭК» по разработке перспективных месторождений на полуострове Ямал.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Январь 2012 01:06

Центральная профсоюзная газета 'Солидарность'. http://solidarnost.org/thems/speCialnyj ... _8569.html
Фото ИТАР-ТАСС

Владыка льдов
Юлия РЫЖЕНКОВА

Изображение
Не верьте тому, кто скажет, что нашей стране нечем гордиться. Есть чем. Например, атомным флотом. Ни в одной другой стране мира нет атомных ледоколов мощностью 75 тысяч лошадиных сил, способных пройти любой лед. Лично у меня после посещения одного из них не осталось сомнений в том, кто является истинным владыкой Арктики.

ГОСТЬ ИЗ ПРОШЛОГО

Когда я поднялась на борт атомного ледокола "Ямал", мне показалось, что я попала на какой-то фрегат XIX века. Командный состав аристократического вида, в белоснежных отглаженных рубашках, с военной выправкой - ожидаешь увидеть у них на боку кортик и совсем не удивляешься, когда узнаешь, что почти все занимаются в танцевальной студии. Морское благородство ощущается не только в офицерах, но и в простых моряках, и напоминает, что ты на корабле, а не в каком-то учреждении на берегу.

Перепутать немудрено: несколько этажей, длинные коридоры, машинные отсеки, столовая, спортзал, сауна, бассейн, комната отдыха... кто скажет, что это корабль? Тут есть все, что нужно для жизни. Но как только ледокол включит свои ядерные реакторы и пойдет в рейд - уже не забудешь, где ты. Начнется сильная вибрация, тряска, особенно при 90-процентной мощности двигателей. Тряска гораздо сильнее, чем на обычном пассажирском корабле. Ведь ледокол постоянно ломает лед: наполз - сломал, а если не сломал сразу, то включил реверсивный режим и ломает по чуть-чуть, набегами, вперед - назад. А на чистой воде добавляется еще и качка. Именно поэтому в помещениях закреплено все, что можно, например, столы в столовой.

Попасть на "Ямал" непросто: вся база атомного флота имеет секретность, так что и проверка там беспрецедентная. Контрольно-пропускные пункты выполнены в форме прозрачных кабинок. Заходишь, дверь закрывается, подносишь ладонь к сканирующему устройству, и если все нормально, то тогда откроется противоположная дверь. Что интересно, сканируют тыльную сторону ладони. Подобное КПП недавно поставили в Москве в Белом доме, но там проверка менее строгая, сканеров нет.

Пока идем с председателем профкома ФГУП "Атомфлот" Александром Агарковым к "Ямалу", интересуюсь, почему корабль так называется.

- Лучше так называть, - отвечает он. - Вот умер Леонид Ильич Брежнев, и в его честь переименовали ледокол "Арктика". А потом оказалось, что Брежнев не такой хороший, и стали переименовывать обратно.

Снаружи ледокол толком рассмотреть не удалось - в Мурманске сейчас полярная ночь, - но красный цвет все равно выделяется. Первоначально все ледоколы этой серии окрашивали в желтый, но потом выяснилось, что тот недостаточно заметен с воздуха. Так что теперь они ярко-красные или оранжевые. Позже я узнала, что на носу у "Ямала" нарисована акулья пасть. Это сделали в 1994 году, когда он в рамках одной из гуманитарных программ возил детей из разных стран мира на Северный полюс. Чтобы было веселее, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть. Потом пасть хотели закрасить, но компании, организующие круизы к полюсу, воспротивились: это уже стало брендом "Ямала".

Да, теперь любой желающий может на две недели отправиться на ледоколе в путешествие к Северному полюсу. Вот только цена такой турпоездки "кусается", как пасть акулы: 20 тысяч долларов!

АТОМНЫЙ ПАРОХОД

Нам проводит экскурсию Александр Кузьмин, главный инженер-механик. Заходим в сердце "Ямала" - к ядерному реактору. Наш экскурсовод отвинчивает тяжелые ставни, чтобы мы через окошко смогли глянуть в реакторный отсек, и рассказывает, что на ледоколе два реактора, которые работают на уране-235. Этого топлива хватает примерно на пять лет, после чего в порту его выгружают, отходы отправляют в хранилище и загружают новое топливо.

В маленькое окошко видно два огромных реактора, один на профилактическом ремонте, поэтому закрыт полиэтиленом. Вверху торчат стержни управления защиты, еще выше стоит ряд баллонов для создания давления, которое в реакторе порядка 140 атмосфер.

Конечно, спрашиваю, бывали ли аварии и как обстоит дело с радиационной защитой.

- У нас есть активная и пассивная системы защиты. За всю историю существования этих реакторов не было такого, чтобы не срабатывала защита, да и аварий не было, - отвечает Александр Кузьмин. - Вокруг реактора расположен слой защиты из бетона, стали и воды. Конечно, главная защита - расстоянием.

Слухи о том, что морякам, работающим на атомных кораблях, дают сухое красное вино "от радиации", оказались просто слухами. Для контроля радиации на "Ямале" есть целая служба радиационной безопасности, этих работников мы увидели во время экскурсии по кораблю.

Для чего нужны реакторы? За счет реакции деления нагревается первый контур, который нагревает второй контур с водой. Она от высокой температуры преобразуется в пар, который уже расходуется по потребителям: и на главную турбину, и на вспомогательные. То есть атомный ледокол - это просто пароход, только атомный.

Для охлаждения реакторов "Ямал" должен всегда находиться в холодной воде с номинальной температурой +10 °C, поэтому он не может пересечь тропики, чтобы работать в Южном полушарии, без дополнительного оборудования охладительными установками.

Поскольку ледокол специально создан для работы во льдах, судьба "Титаника" при столкновении с айсбергом ему не грозит. На "Ямале" очень толстая обшивка, двойной корпус, плюс водонепроницаемые поперечные и продольные переборки и специальная конструктивная защита. Если случится удар или посадка на мель, деформируются участки защиты, но это никак не отразится на жизненно важных конструкциях и агрегатах: трубах и реакторе.

В РЕЙДЕ

Поднимаемся на капитанский мостик. Сейчас тут пусто, а в рейде круглосуточно несут службу три человека: старший вахтенный, старший офицер и помощник капитана. Они ведут судно. Как же его вести?

Есть метод "вплотную". Это когда ледокол притягивает нос ведомого судна себе в корму, поджимает его на буксирную лебедку и так ведет. А бывает, что несколько судов следуют друг за другом на расстоянии. Тогда метод проводки называется "лидированием". Вот эти три человека на ледоколе и дают указания остальным судам. Например: "Идем со скоростью 10 - 12 узлов". Или, если впереди толстый лед, предупреждают: "Приготовиться всем, будем сворачивать направо".

Если кто-то застрял, то ледокол разворачивается и идет окалывать застрявшего. Кузьмин говорит, что, было дело, "Ямал" водил по 15 - 20 судов одновременно, особенно в летнее время.

Впередсмотрящим надо выбирать хороший, удобный и безопасный маршрут. Допустим, Новую Землю можно пройти через Карские ворота, а можно через Мыс Желания. Для этого на ледоколе имеются карты толщины льдов и прочие рекомендации. В любой момент можно запросить информацию со спутников или связаться с берегом по спутниковой связи: вся аппаратура для этого на "Ямале" есть.

Стандартная вахта - четыре часа через восемь. Но в течение этих восьми часов "отдыха" - и командирская учеба, и техническая учеба, и тревоги, и заполнение документов, журналов.

Условия жизни на "Ямале" неплохие: практически у каждого члена экипажа отдельная каюта, единственный минус - удобства в коридоре. Впрочем, для своего времени (а "Ямал" был заложен в 1986 году) это было прогрессивно (тогда отдельных кают у экипажа и в помине не было). Мы заглянули в некоторые каюты: телевизор, компьютер, умывальник, кровать... выглядит довольно уютно.

ПРОФКОМ

Проблемный период у атомного флота позади, сегодня ледоколы обеспечены работой, а люди - нормальной зарплатой. Средний заработок - выше 60 тысяч рублей. Несмотря на то, что престиж профессии упал, желающих попасть на работу в "Атомфлот" много, половина уборщиц в управлении - с высшим образованием. На ледоколы основной набор идет из Высшего инженерно-морского училища имени Макарова, но есть работники из МИФИ, из "Бауманки" и других университетов. Нужны различные специалисты: и газоэлектросварщики, и просто электросварщики, и токари, и мастера-ремонтники... Без работников среднего звена невозможно ремонтировать судно, но отбор очень строгий: без специального образования и мореходной подготовки кандидатуры даже не рассматриваются.

Почти все работники - члены профсоюза. Профорганизация ФГУП "Атомфлот" существует с 2008 года, то есть с тех пор, как организация была переведена под управление Государственной корпорации "Росатом". До того первичка входила в профсоюз моряков РПСН. Сложности возникли при заключении нового колдоговора:

- Объединили два колдоговора, то есть берег и флот. И некоторые положения взаимоисключали друг друга. В течение полугода мы готовили новый колдоговор, в итоге заключили его без протокола разногласий, но процесс шел очень тяжело, - поясняет предпрофкома.

Когда они вошли в состав профсоюза атомной энергетики и промышленности, то автоматически стали подпадать под их отраслевое соглашение, а это подразумевает и приведение тарифных ставок к коэффициенту относительно прожиточного минимума по региону. Изначально этот коэффициент равнялся 0,8, сейчас, в переходный период, 0,9, а в дальнейшем станет равен единице. Сейчас в Мурманской области прожиточный минимум 9112 рублей, то есть тарифная ставка первого разряда должна будет составлять 9112 рублей, и это без надбавок и районных коэффициентов, которые обычно входят в МРОТ!

- Мы три месяца вели переговоры о выполнении этого пункта отраслевого соглашения, не договорились, и я сказал генеральному директору, что мы собираемся писать письмо и главе госкорпорации Сергею Кириенко, и в ЦК нашего профсоюза, - вспоминает Александр Агарков. - Мы отправили письма, а через месяц к нам приехал Сергей Кириенко, и мы договорились на встрече, что надо переходить к этому коэффициенту. В итоге у самых низкооплачиваемых работников зарплата поднялась на 22%. Это очень существенное повышение.

Сейчас же, по словам Агаркова, больших сложностей в работе профкома нет. Скорее достижения. Например, с работодателем договорились, что не менее 0,5% от фонда оплаты труда в следующем году должно выделяться на культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (в этом году - не менее 0,35%). В стоимостном выражении это составит около 4,4 млн рублей. Над этим профком работал почти год, доказывая, что необходимо выполнять отраслевое соглашение. Зато сейчас он может проводить огромное количество мероприятий.

- Мы постоянно посещаем театры - около сотни человек на каждый спектакль ходит. Первый год мы раздавали билеты вообще бесплатно, а потом поняли, что этого делать нельзя и теперь берем небольшую стоимость с членов профсоюза. Эти деньги опять идут в тот же оборот. Просто у нас были прецеденты, когда люди брали билеты и не приходили: пустовали целые ряды. То есть человек берет билет, даже если не уверен, что пойдет в театр. А когда он хоть копейку заплатит, он обязательно придет. Мы же хотим, чтобы люди ходили в театры, духовно развивались, - рассказывает предпрофкома. - Работодатель после наших переговоров затратил около 4,5 млн на ремонт спортзала. Он был в катастрофическом состоянии, а теперь там постоянно проводятся какие-то мероприятия. Мы закупили на все ледоколы тренажеры. Стали ездить на турбазу, проводим там "веселые старты".

Пока мы разговаривали, по громкой связи раздалось приглашение на ужин. По коридору с фотокартинами моржей и тюленей (все фотографии сделаны в рейдах членами экипажа) мы дошли до столовой. Там я впервые попробовала настоящей морской еды. Кормили грибным супом, антрекотом и компотом. Было очень вкусно.

ЛЕДЯНЫЕ ИГРУШКИ

Экипаж корабля работает около четырех месяцев. Большого отличия от работы на обычных судах нет, с той лишь разницей, что те все же заходят в разные порты. Но экипажи ледоколов тоже придумывают себе развлечения:

- Иногда, когда стоим, команда выходит на лед играть в футбол, - рассказывает главный инженер-механик. - Для игры надо найти место: чтобы льдина была большая и ровная, и чтобы медведей на ней не было. Обычно их навалом. Сейчас в футбол на льду редко играем - сложно найти такую поляну. Мы обычно это делали в районе Диксона, потому что там есть припайный лед. В открытом море не поиграешь.

Есть еще одно развлечение: моржевание. Для этого нужно во время остановки сделать так называемую майну, то есть винтом расчистить ото льда полынью, после чего в нее опускают трап, обвязываются веревкой и купаются. Вода +2 градуса. На "Ямале" почти все хоть раз так купались, но далеко не всем понравилось, это на любителя.

- Впечатление от льдов очень интересное: они бывают очень толстые, наслоенные один на другой, как пироги. Аж до пяти метров. Ледокол тогда работает набегами: вперед-назад, с раскачки, иначе невозможно пройти. При северном сиянии - великолепное зрелище! - делится впечатлениями Александр Кузьмин.

К концу экскурсии начали вспоминать забавные случаи из морской практики.

- На ледокол "Ленин" приезжал потрясающий фотограф. Он долго пытался снять медведя на фоне ледокола, но тот крутился и никак не хотел позировать. Вот как-то пришел к кораблю молодой медвежонок, команда, как обычно, стала кидать ему сгущенку. Бедный медвежонок объелся этой сгущенки, ему стало плохо, и когда он присел - ему было ни до кого. Вот тогда спустили трап, вышел фотограф, фотографировал его и так и эдак, и на фоне ледокола, и как угодно - тому не до людей было, - вспоминает Кузьмин. - Вот он его фотографирует, а тем временем подходит второй медведь и по плечу фотографа хлопает: ты что делаешь, друг? Пришлось фотографу поступить точно так же, как поступил медвежонок, но уже без сгущенки...

Тут же подхватил председатель профкома, вспомнил, как к их кораблю подошел медведь, а повар начал его дразнить: привязал на веревку мосол, кидает и поднимает, чтобы медведь встал на задние лапы. Медведь вначале поднимался, потом ему это надоело, и он перестал обращать внимание. Ребята предложили отдать ему эту кость, пусть грызет. А Агарков решил подразнить теперь уже повара, сказал: "Что вы, ребята, он эту кость еще в суп положит". Повар после этого месяц не разговаривал с Агарковым, правда, медведь получил кость и остался доволен.

У меня, видевшей белого медведя только в зоопарке, при этих рассказах - мороз по коже. Так спокойно, почти панибратски общаться с медведем? А если он нападет? Есть ли у экипажа какое-то оружие для защиты?

- У нас по международному праву не должно быть оружия на борту, ведь мы не военный корабль, - поясняет Кузьмин. - Да и вообще, медведя выстрелом не напугать. Наоборот, он слушает, что это там такое пукнуло. Он же огромный, он владыка этих льдов, ничего не боится. Единственное, что спасает - фальшвеер, сигнальная ракета. Она очень яркая и вонючая, медведю это неприятно, и так его можно отпугнуть. А оружием его можно только убить...
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Igor3313 » 03 Март 2012 22:27

Атомный ледокол "Октябрьская Революция" (Ямал) у достроечной стенки Балтийского завода.

Изображение
Igor3313
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Igor3313 » 03 Март 2012 22:36

Изображение

Установка надстройки на атомный ледокол "Октябрьская Революция" (Ямал)
Igor3313
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Igor3313 » 03 Март 2012 23:27



Михаил Ширвиндт в своей программе "Хочу все знать" рассказывает про атомный ледокол Ямал
Igor3313
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Анна Юдина » 19 Июнь 2012 13:24

Про "Ямал" давно ничего не было, присобачу сюда. Благо, он выходит сегодня.

Летнюю транзитную навигацию на Севморпути откроют в этом году на десять дней раньше
http://nw.ria.ru/society/20120618/82128263.html

17:56|18/ 06/ 2012
С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 июн - РИА Новости, Анна Юдина. Сезон летней транзитной навигации на трассах Северного морского пути откроют атомные ледоколы "Ямал" и "Вайгач", которые поведут два танкера от Мурманска до Певека, рассказал РИА Новости заместитель гендиректора ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" по эксплуатации флота Андрей Смирнов.

Как сообщалось ранее, объем транзитных перевозок по Севморпути (СМП) с помощью атомных ледоколов постепенно увеличивается и в этом году может превысить 1 миллион тонн. За пять месяцев 2011 года с помощью атомных ледоколов по СМП прошло 34 транзитных судна, общая масса перевезенного груза составила 820 тысяч тонн. В 2010 году было выполнено четыре транзитных рейса и перевезено 111 тысяч тонн.

"Ямал" выйдет из Мурманска 19 июня, а "Вайгач" уже ждет его на кромке льдов, куда он вышел 7 июня и с тех пор дежурил, обеспечивая безопасность судоходства. Два атомохода проведут два первых танкера Мурманского морского пароходства - "Варзугу" и "Индигу". Они идут до Певека, там у них выгрузка, а после пойдут дальше на восток, на Чукотку. "Вайгач" их, наверное, подстрахует, а "Ямалу" надо будет возвращаться, чтобы встретить новый караван", - рассказал Смирнов.

По его словам, у ледоколов "Росатомфлота" в июле начнется оживленная работа по транзитам: уже 7-8 июля "Ямал" подхватит на западной кромке льдов в Баренцевом море караван из четырех судов. Это танкер класса "Панамакс", теплоход "Капитан Данилкин", балкер "Нордик Одиссей" и специализированное судно типа "Нефтегаз" для обеспечения работ буровых вышек на Сахалине.

"Проводку начнет "Ямал", навстречу ему пойдет "Вайгач". Что касается "России", то у нее по плану 20 июня заход в док на ремонт, а "50 лет Победы" ориентировочно 23 июня выйдет на ходовые испытания перед началом туристического рейса", - сообщил Смирнов.

Северный морской путь - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 до 20 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.

Первый в 2011 году транзит танкера "Perseverance" с газоконденсатом по Севморпути начался 29 июня и длился 15 суток. Следующим стал танкер "Heritage", который прошел по Севморпути всего за восемь суток при помощи атомного ледокола "Вайгач".

Позднее крупнотоннажный танкер "Владимир Тихонов" с газоконденсатом дедвейтом более 162 тысяч тонн прошел Северным морским путем (СМП) в караване за атомоходами в рекордно короткий срок - семь с половиной суток. Это самый большой танкер, прошедший по СМП, за всю историю арктического мореплавания.

В состав современного атомного флота России, переданного в ведение госкорпорации "Росатом" в 2008 году, входят четыре двухреакторных ледоколов ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", пять плавучих технических баз обслуживания. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" будет выведен из эксплуатации.
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Анна Юдина » 19 Июнь 2012 13:58

В 14.00 мск вышел зубастик из родного порта. :D
Фото - ДВЛа.
Хорошего начала навигации!
 IMG_7247.JPG
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Атомный ледокол "Ямал"

Сообщение Zimson » 13 Октябрь 2012 13:25

Ямал в компании буксира на проводке трубоукладчика.
Район мыса Отто Шмидта 11.09.12:
1238
Zimson
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 13 Октябрь 2012 12:29

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения