http://warspot.ru/4921-kogo-potopil-parohod-vantsettiВладимир Нагирняк
Кого потопил пароход «Ванцетти»
Сотворение героических мифов во время войны может быть оправдано с точки зрения пропаганды, однако, как показала придуманная ещё в 1941 году история с 28 панфиловцами, многие выдумки агитпропа успешно «дожили» и до 70-летия Победы. Ещё более удивительным фактом является то, что подобные мифы продолжают возникать в наше время, искажая историю Великой Отечественной войны. Примером тому является современная версия боя советского парохода «Ванцетти» с немецкой подводной лодкой U 553, активно распространяющаяся в интернете на различных исторических сайтах и форумах.
Рождение легенды
В этой версии судно «Ванцетти», совершая переход через Баренцево море в Исландию в январе 1943 года, было атаковано немецкой подлодкой U 553 и в ходе последовавшего боя потопило субмарину своим артиллерийским огнём. В частности, именно в таком ключе излагается ход событий в статье Ю. П. Богданова «Подвиг моряков «Ванцетти», опубликованной в сборнике «Северные конвои: исследования, воспоминания, документы», вышедшем в 2000 году:
«К концу дня 2 января 1943 г. судно сделало поворот и легло курсом на Исландию. Ночью небо прояснилось, и старший помощник капитана А. Агоев по звёздам определил местонахождение судна. Оказалось, что оно находится значительно севернее, чем предполагалось, а курс его ведёт прямо… на остров Медвежий.
Курс судна был сразу изменён на южное направление, чтобы дальше отойти от опасного района и оставить Медвежий к северу. Находившийся на верхнем мостике военный помощник капитана А. Чупанов заметил слева по траверсу судно, похожее на парусник, но оказалось, что это подводная лодка с обманным парусом. Стало ясно: «Ванцетти» обнаружен. Капитан объявил боевую тревогу. Моряки заняли свои места на боевых постах у кормового орудия и на верхнем мостике у крупнокалиберных зенитных пулемётов. С этого момента судно двигалось противолодочным зигзагом.
Торпеда стремительно приближалась к судну. Капитан дал команду: «Право на борт!», машина работала самым полным вперёд. Последовала новая команда: «Приготовиться к открытию огня!» Вот когда потребовалось оружие защиты!
Торпеда прошла вдоль правого борта в расстоянии 8–10 м, а судно продолжало по инерции двигаться вправо. В этот момент расчёт кормового орудия обнаружил вторую торпеду, но уже слева по корме. Последовала команда капитана: «Лево на борт!»
Попав в сильную струю от винта, торпеда, не дойдя до борта 15–20 метров по корме, резко изменила направление и прошла вдоль левого борта. И тут в 4–5 кабельтовых по левому борту из воды на поверхности моря появился силуэт фашистской подлодки.
Все, кто в это время находился на верхнем мостике, увидели рубку и саму лодку. Мгновенно с верхнего мостика заговорили наши крупнокалиберные пулемёты. Метким огнём трассирующих пуль наш расчёт прошил корпус вражеской лодки и настолько осветил его силуэт, что ясно читался её номер: «У-553».
А расчёт кормового орудия сумел обнаружить цель. За считанные секунды один за другим были выпущены по подлодке три снаряда, которые пробили боевую рубку субмарины. Над поверхностью моря поднялся столб воды и огня.
Последние три выстрела были даны по месту погружения вражеской подводной лодки, которую немцы считали пропавшей без вести. Это произошло 5 января 1943 г. в водах Баренцева моря. Капитан парохода сразу изменил курс на север, а судно пошло форсированным ходом. Одновременно прекратили выброс за борт шлака, чтобы не демаскировать судно».
Казалось бы, всё просто и понятно: снаряды поразили рубку лодки, на которой «ясно читался номер У-553», и лодка пошла на дно. Какие могут быть ещё вопросы? Однако на самом деле всё обстояло далеко не так, как изложено автором статьи. При более детальном разборе информации, доступной сейчас (с момента публикации статьи прошло 15 лет), можно сделать вывод, что читателя, мягко говоря, ввели в заблуждение.
На фото, сделанном в 1941–1942 гг., предположительно запечатлена подводная лодка U 553 — во всяком случае, субмарина принадлежит к тому же типу VIIC и к тому же соединению — 7-й флотилии подводных лодок кригсмарине.
Краеугольным камнем этой истории является попытка выдать желаемое за действительное и приписать пароходу «Ванцетти» победу над немецкой субмариной. Уверенность в том, что советское судно потопило своего противника, является главной ошибкой, так как за этим следует уже попытка притянуть к этой «победе» какую-нибудь немецкую подлодку, погибшую во время войны. В итоге выбор пал на U 553 подводного аса корветтен-капитана Карла Турмана (Karl Thurmann), и мотивом стал тот факт, что лодка Турмана пропала без вести именно в январе 1943 года.
Однако попытка выдать U 553, принадлежавшую к типу VIIC, за жертву «Ванцетти» выглядит на сегодняшний день нелепо: 5 января 1943 года Турман вместе со своей лодкой находился во Франции и спокойно готовился к очередному походу, который действительно оказался для него последним. U 553 вышла в море только вечером 16 января из базы Ла-Паллис в Ла-Рошели, поэтому никак не могла 5 января находиться в районе острова Медвежий. Эта лодка вообще не принимала участия в боевых действиях на Арктическом ТВД и «работала» исключительно в Атлантике.
Фотография, сделанная 19 июля 1941 года во французском Сен-Назере, запечатлела возвращение подводной лодки U 553 из своего второго похода. Треугольные вымпелы с цифрами потопленного тоннажа — символ первых побед лодки, британского транспорта «Сьюзан Маэрск» (Susan Mærsk) и норвежского танкера «Ранелла» (Ranella).
U 553 пропала без вести после 20 января. В этот день Турман в 19:00 встретился в квадрате BE 6113 c U 465, чтобы передать навигационные документы. В тот же день штаб подводных сил принял последнюю радиограмму Турмана, которая гласила: «Нахожусь в квадрате BE6661. Перископ даёт течь. Могу погружаться до 60 метров». Больше U 553 никто не видел и не слышал, и 31 января штаб подводных сил счёл её потерю весьма вероятной, о чём говорит запись в журнале боевых действий (ЖБД) от этого числа.
Оснований для веры автору статьи «Подвиг моряков «Ванцетти» в том, что на рубке обстреливаемой советскими артиллеристами лодки «ясно читался номер У-553», нет и по другой причине. Никакого номера на рубке не было и быть не могло – ещё с началом Второй мировой немецкие подводные лодки избавились от всех признаков, которые могли помочь противнику в их визуальной идентификации. В частности, были сняты таблички с номерами, расположенные на носах лодок, а также закрашены номера на рубках.
Карл Турман в окружении корреспондентов сразу после возвращения из похода, длившегося с 19 июля по 17 сентября 1942 года. Прямо поверх свитера на шее подводника висит новенький Рыцарский крест — 18 августа U 553 потопила сразу три транспорта из состава союзного конвоя TAW-13, и 24 августа это достижение было отмечено наградой командира.
Итак, нет никаких оснований считать U 553 потопленной пароходом «Ванцетти». Тогда что произошло у острова Медвежий 5 января 1943 года? При тщательном изучении советских и немецких документов картина произошедших событий обретает ясность. В тот день в Баренцевом море пароход «Ванцетти» действительно был атакован немецкой подлодкой. Вот как описывается этот случай в «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре», составленной «по горячим следам» на основе документов Историческим отделом наркомата Военно-Морского флота СССР:
«Транспорт «Ванцетти», вышедший 29 декабря из Иоканки в Исландию, находясь в районе острова Медвежий, обнаружил на горизонте силуэт неприятельской подводной лодки. Капитан отвернул от лодки с расчётом скрыться в тёмной части горизонта и с прямого курса перешёл на зигзаг. Вскоре был обнаружен след шедшей в левый борт транспорта торпеды. Увеличив обороты машины до максимальных, капитан повернул вправо, и торпеда прошла в 8–10 м от левой скулы судна. Почти в тот же момент обнаружили след второй торпеды. Поворотом влево она была приведена за корму и, попав в кильватерную струю, в 12–20 м от транспорта резко изменила своё направление.
Вслед за этим с транспорта увидели неприятельскую лодку в позиционном положении, открыли по ней огонь из крупнокалиберных пулемётов и выпустили шесть трёхдюймовых снарядов с дистанции около 4 каб. Лодка скрылась под водой и больше не появлялась. По характеру разрывов и мест падения снарядов капитан полагал, что если лодка и не была потоплена, то настолько повреждена, что от преследования транспорта отказалась.
При встрече с этой лодкой «Ванцетти» послал радиограммы установленного образца на русском и английском языках. Английскими станциями радиограммы были приняты. Радиостанция Северного флота в 17 ч 05 м также приняла сигнал «атакован подводной лодкой противника» с указанием координат: ш=74°00', д=18°00' ост; но счислимое место «Ванцетти» в этот момент по расчётам штаба флота значилось в точке ш=69°36', д=7°02' вест (расхождение на 540 миль) (дело 2462, л.17; дело 1614, стр.92)».
Если сравнить это описание с немецкими данными, то особых расхождений не будет, учитывая, что участник событий 5 января 1943 года с немецкой стороны известен. Это U 354 капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Хербшлеба (Karl-Heinz Herbschleb). Благодаря сохранившимся журналу боевых действий лодки и воспоминаниям её командира мы можем взглянуть на тот бой глазами противника.
Капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб (1910–1955), командир U 354, выдающихся успехов не достиг — на его счету одно потопленное и одно повреждённое судно суммарным тоннажем около 11 000 брт — но пережил войну.
В канун нового 1943 года U 354 находилась в море, поддерживая вместе с другими лодками операцию «Регенбоген» (нем. Regenbogen – «радуга»), которую силы кригсмарине проводили против союзного конвоя JW-51B, направлявшегося в Мурманск. Эта операция в истории Второй мировой более известна как «Новогодний бой».
Сражение, закончившееся вничью
«Ванцетти» был замечен немецкой лодкой U 625 поздним утром 5 января. Её командир капитан-лейтенант Бенкер (Hans Benker) отправил в штаб сообщение: «Мое судно находится в квадрате АВ 6345, генеральный курс 270 град. 11 узлов. Атакую ночью. Табу».Радиограмма с U 625 была принята Хербшлебом, находящимся неподалёку, который записал в журнале боевых действий: «Радио от Бенкера «Атакую ночью». Я от всего сердца желаю Бенкеру успеха, но на заявленный им пароход всё же и я имею шанс напасть, тогда табу не должно мешать мне. Мы должны топить и топить снова. Постепенно темнеет, нагромождаются снежные шквалы. Я замечаю U 625 с подветренной стороны от неприятеля, которая наряду со мной держится за его кормой». Это означало, что за своей жертвой бросились в погоню сразу два охотника.
Согласно дальнейшим записям из ЖБД, Хербшлеб атаковал «Ванцетти» в 13:40 по берлинскому времени, дав залп тремя торпедами веером из носовых аппаратов с дистанции 600 метров. Одна из торпед оказалась неисправной, и, не держась заданной глубины, пошла к цели по поверхности моря – судя по всему, именно её и заметили с «Ванцетти», после чего пароход совершил манёвр уклонения.
Важной причиной того, что произошло дальше, послужило заблуждение командира U 354 в том, что пароход торпедирован – на лодке слышали глухой удар спустя 30 секунд после залпа и приняли его за попадание. По наблюдению немцев, судно осело на правый борт, остановилось, но потом снова дало ход. Хербшлеб решил добить «подранка», но в носовом отсеке лодки кончились торпеды, и он приказал готовить к стрельбе кормовой аппарат.
Подводная лодка U 354 и её экипаж в норвежском порту Тронхейм, 13 июня 1943 года.
Однако из-за сильного снегопада Хербшлебу приходилось держаться на близком расстоянии, чтобы не потерять цель из виду. «Близкая дистанция внушает тревогу и небезопасна», – писал в своём журнале командир U 354. Его опасения не были напрасны – именно этот факт позволил советским морякам переломить ход событий в свою пользу. Теперь на судне хорошо видели своего преследователя и открыли по нему огонь.
Согласно записи в журнале лодки, сначала по ней с судна была выпущена красная осветительная ракета, которая попала прямо в рубку, однако то, что немцы приняли за ракету, было трассирующими пулями из крупнокалиберного пулемёта. В 13:51 «Ванцетти» открыл огонь, и на U 354 объявили тревогу и срочное погружение.
Советские артиллеристы метко клали снаряды рядом с лодкой, которой чудом удалось избежать попаданий. Верхняя вахта в панике кинулась в рубочный люк, где застряли два сигнальщика, пытавшихся пролезть в него одновременно – возникшую «пробку» ударом своего сапога ликвидировал вахтенный офицер. Эти тревожные мгновения, когда лодка находилась под обстрелом, были для немецких подводников крайне неприятны. Как вспоминал сам Карл-Хайнц Хербшлеб, в те секунды по их спинам «пробежал холодок». Успокоились немцы лишь тогда, когда U 354 достигла глубины 40 метров. Всплыв на поверхность в 15:20, лодка судна уже не обнаружила:
«18:26. Лёг на 270 градусов. Продолжаю поиск парохода. После попадания в него торпеды ещё четко слышался шум его гребного винта. Судно скрылось в снежном заряде. Шумопеленгование ничего не даёт. Значит, попали всё-таки две торпеды. Пароход потоплен. Следую в указанный квадрат для того, чтобы произвести обследование».
В итоге, как говорится, «обошлось без жертв», хотя противники разошлись в уверенности, что потопили друг друга. Однако же, сам бой ничего экстраординарного не представлял – подводная лодка преследовала и неудачно атаковала вооружённое судно, неосторожно приблизившись к нему, и оно загнало лодку под воду огнём орудия и пулемётов. Такие случаи во время войны редкостью не были.
Откуда в истории с «Ванцетти» взялась U 553?
Подводя итоги этой истории, стоит сказать следующее. Нет никаких сомнений в том, что «Ванцетти» сражался с U 354, так как других подобных случаев ни немецкой, ни советской стороной в тот день зафиксировано не было. Нет никаких сомнений в том, что «Ванцетти» не потопил никакую немецкую субмарину, так как ни одна немецкая лодка ни на одном театре военных действий не была потеряна 5 января 1943 года. Одновременно, нет никаких сомнений в том, что действия советских моряков достойны похвалы. Мужественно отразив нападение неприятеля, они заставили его прекратить преследование, загнав под воду и сорвав повторную атаку.
Построенный в 1928 году в Ленинграде на Балтийском заводе, пароход «Ванцетти» был одним из первенцев советского судостроения. Пережив Великую Отечественную войну, пароход был списан только в 1975 году
Конечно, жаль, что огонь с «Ванцетти» был недостаточно меток для того, чтобы пароход мог стать первым в истории Битвы за Атлантику торговым судном, уничтожившим подводную лодку своим артогнём. Советские моряки были близки к этому, однако противнику удалось уйти, превратясь на время из охотника в жертву. Тем не менее, эпизод, вероятно, показался недостаточно героическим некоторым «исследователям», которым очень хотелось, чтобы «Ванцетти» всё-таки записал на свой счёт подводную лодку. Откуда же взялась версия, что пароход потопил именно U 553 Турмана?
Случай боя советского парохода с немецкой подлодкой стал известным широкой массе читателей ещё в советское время, когда в 70–80 годах на Дальнем Востоке стали издаваться книги Г. А. Руднева, бывшего начальника радиостанции «Ванцетти». В своих работах, посвящённых советским торговым судам в годы войны, Руднев описывал этот бой неоднократно, но не указывал номер субмарины и ничего не писал про его наличие на рубке лодки:
«– Первый снаряд – как пишет в своём рейсовом донесении капитан В. М. Веронд, – дал перелёт и большой всплеск воды. Второй снаряд, судя по моему наблюдению с мостика … попал в низ рубки, причём всплеска воды не дал. Разрыв был с большим количеством огня и резким металлическим звуком. Третий снаряд попал в корпус подводной лодки под пушкой и дал также разрыв с большим количеством пламени. Четвёртый унитарный патрон дал осечку, замок открыли и снаряд выбросили за борт. Во время манипуляции с четвёртым снарядом подводная лодка погрузилась под воду. Три последних снаряда были выпущены по месту её погружения. Считая дальнейшую стрельбу бесполезной, прекратил огонь».
В 1979 году в журнале «Искатель» была напечатана повесть С. В. Чумакова «Видимость – «ноль» о событиях 5 января 1943 года, где противником «Ванцетти» представлена именно U 553 Турмана. При этом Чумакову нельзя отказать в знании истории – в конце повести он указывает, что данная лодка считалась пропавшей без вести командованием подводных сил Германии с 20 января 1943 года. Вполне вероятно, что именно Чумаков «виноват» в появившейся версии с U 553, которую «потопил» «Ванцетти» – то есть, возможным источником, сделавшим лодку Турмана противником парохода капитана Веронда, оказалось художественное произведение, а не историческое исследование.
С одной стороны, большого греха в этой версии нет, и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Однако искажение фактов, особенно таких, как номер на рубке лодки, «замеченный во время боя», о чём пишет в своей статье Ю. П. Богданов, служит показателем их прямой подтасовки.
Любопытно отметить, что в 1995 году Дальневосточный университет издал ещё одну книгу Г. А. Руднева «На морских дорогах войны», где случай у острова Медвежий подробно разбирается с помощью документов немецкого «Архива подлодок» (U-Boot Archiv) в Куксхафене, и в выводах указывается, что противником «Ванцетти» была именно U 354. Однако эта информация или не принимается, или вовсе игнорируется различными «историками», как это видно на примере статьи Богданова.
К сожалению, подобные попытки выдать желаемое за действительное никакой пользы не несут и только добавляют мути в далеко ещё не прозрачную историю Великой Отечественной войны. Моряки же «Ванцетти» своими действиями доказали, что мужество, дисциплина и выучка достойны уважения вне зависимости от того, записали ли они на свой счёт лодку противника или нет…
Список источников и литературы:
1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
2. «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре», выпуск 4 (1 января – 30 июня 1943 г.) – М., Воениздат, 1947
3. Богданов Ю. П. «Подвиг моряков «Ванцетти»» / «Северные конвои: исследования, воспоминания, документы», вып. 3 – М., 2000
4. Руднев Г. А. Огненные рейсы – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
5. Руднев Г. А. На морских дорогах войны – Владивосток: издательство Дальневосточного университета, 1995
6. Чумаков С. Видимость – «ноль» – Журнал «Искатель» №4, 1979, стр.3–38
7. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 7. Norderstedt
8. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
9. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
10. Herbschleb А. Vom Schiffsjungen zum U-Boot-Kommandanten – Verlagshaus Würzburg-Flechsig, 2008
11. Материалы сайтов
http://uboat.net и
http://tsushima.su