Полярная Правда, 1928, №45, 19 апреляНа пароходе "Товарищ Сталин"
Вначале о самом пароходе.
Законченный постройкой на Балтийском судостроительном заводе в августе месяце прошлого года — «Товарищ Сталин» совершает сейчас всего четвертый рейс. Первый рейс «Товарищ Сталин» совершил между Ленинградом и Гуллем, затем прошел в Роттердам, а оттуда, через Северный океан — в Архангельск. Из Архангельска — в Норвегию. И теперь, вот уже третий раз, «Товарищ Сталин» посещает Мурманск. Сейчас пароход пришел из Лондона с грузом резины, цинка и чаю.
При постройке «Товарищ Сталин» предназначался для транспортирования, исключительно, леса, но уже в первые рейсы, «Товарищу Сталину» пришлось перевозить не только лес, но также железную руду и различный генеральный груз.
«Товарищ Сталин» — пароход, исключительно, советского производства, построенный на советском заводе, советскими инженерами и из советских материалов. Вся чрезвычайно богатая и разнообразная аппаратура парохода, все машины я оборудование изготовлены также на советских заводах. Из заграницы были вывезены лишь незначительные мелочи оборудования. Построенный в год всеобщего поднятия советской промышленности, «Товарищ Сталин» по своему устройству не только не уступает, но во многом превосходит однотипные иностранные пароходы.
Прежде всего бросается в глаза отсутствие на пароходе общих помещений (кубрик) для верхней и нижней команды. Вместо низких, тесных и малоудобных кубриков, на «Товарище Сталине» понастроены удобные, блещущие чистотой, двухместные каюты, как для кочегаров, так и для матросов. В каютах имеются койки, столы, шкафы для провизии и одежды.
Длительные и утомительные путешествия советские матросы и кочегары проводят в гигиенических комфортабельных каютах.
Есть на пароходе также: баня, ванны, столовая, кают-компания и красный уголок. Все каюты командного и низшего служебного состава и все служебные помещения парохода значительно удобнее, вместительнее однородных помещений на иностранных пароходах.
При посещении этого парохода мы, смеясь, задали вопрос капитану:
— Неужели так таки и нет на «Товарище Сталине» ни одного темного пятнышка? Неужели пароход не имеет ни одного недостатка?
Капитан заботливый и рачительный хозяин парохода, с готовностью и радушием показывавший нам все уголки гигантского парохода, ответил:
— Правда, от нашего парохода приходили в восторг многочисленные экскурсии: рабочих, моряков и специалистов-судостроителей, которые посещали «Тов. Сталина» в Англии н Норвегии. Экскурсии отказывались верить, что такой прекрасно оборудованный пароход построен не у них, заграницей, а на наших советских заводах. Но все же и у «Тов. Сталина» есть несколько недостатков и довольно крупных. Прежде всего, — надпалубные постройки чрезвычайно высоки, что задерживает движение парохода против ветра, позволяя ему двигаться не по 8—10 узлов в час, а сплошь и рядом всего по 2 узла. Броме того, машина парохода гиганта должна была бы быть не в 950 лошадиных сил, а по крайней мере в полторы тысячи. В ближайшее время нам обещают сменить винт, имеющий недостаточно «большой шаг». Есть несколько и других более мелких недостатков, но все они с лихвой поглощаются громадными достоинствами парохода, который в первые свои рейсы, да и до сих пор, является прекрасным показательным примером того, как Советский Союз, после годов разрухи и голода, вновь выходит на широкую арену грандиозного подъема в строительстве.
После подробного осмотра парохода, мы собрались в каюте капитана, который, пригласив несколько человек из команды парохода, рассказал нам несколько интересных случаев, происшедших за последний рейс «Тов. Сталина».
— Рейс прошел при весьма благоприятной погоде. Лишь только на пути из Лондона в Ливерпуль, пароход немного потрепало штормом.
— Пароход из Ливерпуля по Ирландскому и Северному каналам, между Оркнейских и Шотландских островов, по Северному океану, мимо берегов Норвегии, минуя шхеры и обогнув мыс Нордкап, пришел в Мурманск через 9 1/2 суток. Скорость вполне хорошая.
По поводу посещения различных иностранных портов, команда парохода рассказала, что всюду, как к самому пароходу «Тов. Сталин», так и к советским морякам отношение было самое обыкновенное, как и ко всем остальным иностранным пароходам и морякам. Никто никому не чинил никаких неприятностей. Не было сделано никаких ограничений: советские моряки имели возможность свободно ходить, как по портовой территории, так и по всем улицам города; имели возможность посещать другие иностранные суда, магазины, театры, рестораны и даже рабочие клубы.
Между прочим, в норвежском порту Киркенес команда «Тов. Сталина» была приглашена на товарищеский вечер в коммунистический клуб, где был организован митинг, концерт, танцы и специальное угощение. На другой день норвежскими товарищами был сделан ответный визит команде «Тов. Сталина». Советские моряки посетили еще рабочий клуб в английском порту Нью-Кестль, после чего женщины-коммунистки, члены этого клуба, на другой день организовали экскурсию на «Тов. Сталина», где с большим интересом знакомились с работой и жизнью советских моряков. Кроме женщин-коммунисток, в Нью-Кестле, «Тов. Сталина» посетила также и команда одного чехословацкого парохода.
Советские моряки, при всякой благоприятной возможности, стремились посетить в иностранных городах, клубы, театры и музеи. Пришлось, между прочим, быть свидетелями воинского парада на плацу Букингэмского дворца. На параде присутствовал английский король и Ллойд Джордж, который произнес громовую речь, содержание коей для наших моряков осталось невыясненным.
В конце нашей беседы с командой парохода, мы задали вопрос
— На сколько сильно Мурманский порт по своему оборудованию отстает от больших иностранных портов?
— Механизация Мурманского порта, — ответили нам специалисты с «Тов. Сталина», — конечно, значительно отстает от заграничной. Но скорость выгрузки и нагрузки товаров на пароходы очень мало уступает иностранным портам, где, хотя и имеется колоссальное количество различных электрических подъемных кранов, складов, подъездных путей и пр. и пр., но громаднейшее скопление разнообразных судов часто задерживает своевременную выгрузку и нагрузку пароходов.
Когда мы выходили с «Тов. Сталина» на берег, то невольно обратили внимание на то, что разгрузка ящиков с резиной и чаем производится почти бесшумно мощными электрическими лебедками: без ненужной суетни, а, наоборот, четко и сосредоточенно двумя, тремя десятками грузчиков.
Завтра «Тов. Сталин» вновь отправляется в далекое заграничное плавание. Вновь наступит период тяжелой, напряженной работы для всех 35 человек команды парохода.
В. Зайцев.