"Пионер Эстонии" лесовоз-пакетвоз ледового типа

От ладьи и коча до атомохода.

"Пионер Эстонии" лесовоз-пакетвоз ледового типа

Сообщение Александр Кот » 12 Ноябрь 2011 17:47

 тп Пионер Эстонии.jpg
На фото теплоход типа "Пионер Москвы". Три судна этого типа участвовали в САЭ в разные годы. Входили они в состав СМП. Порт приписки Архангельск.
Т/х "Пионер Эстонии" участвовал в XXV (1979-1980 г.), XXVII, XXIX(1983-1984 г), XXXI Советских Антарктических экспедициях. Капитан В.А.Сарапунин.
Т/х "Пионер Онеги"-1980 г. совершил рейс в Антарктиду. Капитан А.Буров.
Т/х "Павел Корчагин".Участвовал в XXX, XXXVIII(1982-1983 г) САЭ. Капитан А.Г.Гуреев. Во время последней экспедиции в течении пяти месяцев "Павел Корчагин" вел круглосуточное дежурство по обеспечению безопасности экспедиционного судна Михаил Сомов, зажатого паковыми льдами.
porollo Редактор
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 10 окт 2009 20:45 Личное сообщение

 Еще Пионер Эстонии.jpg
Тип Пионер Москвы, проект 1590П
Проект разработан ЦКБ "Балтсудопроект".
Серия строилась на Выборгском ССЗ с 1973 по 1980 годы.
Для ММФ СССР было построено 22 судна, как минимум 2 судна — для ГДР.
Тип: суда для перевозки массовых грузов, лесовозы-пакетовозы.
Назначение: перевозка крупного леса, пиломатериалов и баланса в пакетах, генеральных, сыпучих и навалочных грузов и контейнеров.
Конструктивный тип: однопалубное, полнонаборное, с удлиненным баком и ютом, с надстройкой и МО в корме, наклонным носом и крейсерской кормой с транцем выше ватерлинии.
GT = 4814 т, DWT = 6780 т
Длина 129,95 м, ширина 17,33 м, высота борта 8,49 м, осадка 7,33 м
Главный двигатель "5ДКРН 62/140-3" Брянского машиностроительного завода.
Мощность главного двигателя: 6100 л.с. (4490 кВт)
Скорость: 15,8/17,0 уз.
Район плавания: неограниченный
Дальность плавания: 6500/9500 миль
Экипаж: 31 чел.
Дополнительные каютные места для лоцмана, пассажиров, практикантов: 6
• Пионер Москвы (судно) 1973 IMO 7334785
• Пионер Эстонии (судно) 1976 IMO 7640720
• Пионер Молдавии (судно) 1979 IMO 7741263
• Пионер Белоруссии (судно) 1978 IMO 7733656
• Пионер Казахстана (судно) 1979 IMO 7741251
• Пионер Якутии (судно) IMO 7646750
• Пионер Сахалина (судно) 1974 IMO 7420572
• Пионер Южно-Сахалинска (судно) 1974 IMO 7436569
• Пионер Холмска (судно) 1975 IMO 7507112
• Пионер Карелии (судно) IMO 7733668
• Пионер Северодвинска (судно) 1975 IMO 7518240
• Пионер Литвы (судно) IMO 7644013
• Пионер Колы (судно) IMO 8033194
• Пионер Онеги (судно) IMO 7524354
• Пионер Архангельска (судно) IMO 7418452
• Павел Корчагин (судно) 1980 IMO 7832775
• Пионер Корсакова (судно) 1980 IMO 7831886
• Пионер России (судно) 1976 IMO 7620316
• Пионер Славянки (судно)
• Пионер Чукотки (судно) 1975
• Пионер Киргизии (судно)
• Иван Рябов (судно) (Heidenau) 1979 IMO 7942348
• Технолог Конюхов (судно) (RABENAU) 1979 IMO 7942350
• Анатолий Торчинов (судно) (Пионер Охи) 1997 IMO 7943201
 Пионер Эстонии.jpg

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Название: ПИОНЕР ЭСТОНИИ
Транслитерация: PIONER ESTONII
Бывшее название:
Год смены названия:
Регистровый номер: 760332
ИМО: 7640720
Позывной сигнал: UCBN
Порт приписки: Архангельск
Флаг: Россия
Очередное освидетельствов ание (последнее): 06.08.2005
Символ класса: КМ(*) Л1[1] А2 лесовоз
Символ класса(второй; размерения смотри в квадратных скобках):
Уровень реновации: 2
Дата реновации: 01.08.2000
Исключено из РЕГИСТРОВОЙ КНИГИ СУДОВ с 20.01.2011

ТИП СУДНА
Тип судна: Генгруз
Подтипы: Лесоматериалы в пакетах Перевозка круглого леса Контейнерные устройства Зерно

СВЕДЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ
Дата постройки: 28.09.1976
Место постройки: СССР
Строительный номер: 518

РАЗМЕРЫ И СКОРОСТЬ
Валовая: 5370 МК-1969
Чистая: 2461 МК-1969
Валовая ТМ: 0
Чистая ТМ: 0
Дедвейт (т): 6070
Водоизмещение (т): 10000
Длина габаритная (м): 130.3
Длина расчетная (м): 119.0
Ширина габаритная (м): 17.34
Ширина расчетная (м): 17.3
Высота борта (м): 8.54
Осадка (м): 6.93
Скорость: 15.8

MACHINERY | МЕХАНИЗМЫ
Год постройки главного двигателя 1: 1975
Место постройки главного двигателя 1: СССР
Количество и мощность главного двигателя 1: 1*4490 кВт
Марка главного двигателя 1: 5ДКРН 62/140-3
Год постройки главного двигателя 2:
Место постройки главного двигателя 2:
Количество и мощность главного двигателя 2: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 2:
Год постройки главного двигателя 3:
Место постройки главного двигателя 3:
Количество и мощность главного двигателя 3: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 3:
Год постройки главного двигателя 4:
Место постройки главного двигателя 4:
Количество и мощность главного двигателя 4: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 4:
Количество и мощность гребных электродвигател ей (кВт каждого): 0*0|0*0
Количество и тип движителя: 1 - Винт фиксированного шага цельнолитой
Количество лопастей: 4
Количество и мощность ганераторов (кВт каждого): 3*320 | 0*0 | 0*0 | 0*0
Количество котлов: 0
Тип котла:
Давление (МПа): 0.0
Поверхность нагрева (кв.м.): 0

ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА И РАДИО
Холодильная установка:
Температура охлаждения трюмов:
Хладагенты:
Радио и навигационное оборудование:
Магнитный компас
Гирокомпас
Радиолокационна я станция (тоже - РЛ)
Радиолокационна я станция (тоже - РЛ)
Эхолот
Лаг (тоже - ЛГЭ)
Система управления курсом или траекторией судна (Авторулевой) (тоже - АРЛ)
Приемоиндикатор радионавигацион ных систем
УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
ПВ/КВ радиоустановка (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ)
Судовая земная станция системы ГМССБ
Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ
Приемник службы НАВТЕКС
Приемник расширенного группового вызова
Приемник цифрового избирательного вызова
Радиолокационны й ответчик, Передатчик АИС для целей поиска и спасания
Радиолокационны й ответчик, Передатчик АИС для целей поиска и спасания
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
Аппаратура автоматической идентификационн ой системы
Упрощенный регистратор данных рейса
Судовая система охранного оповещения
Командно-трансляционное устройство
Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии
Морской район ГМССБ: A1+A2+A3

ЗАПАСЫ И СНАБЖЕНИЕ
Запасы топлива (т): 723
Типы топлива: Мазут Дизельное
Водяной балласт (т): 1560
Подогреватели: ПТПБ
Характеристика снабжения: 1035
Категория якорных цепей: Повышенной прочности
Калибр якорных цепей (мм): 49.0

ТРЮМА, ПАЛУБЫ, ПАССАЖИРЫ
Количество и кубатура сухогрузных трюмов (куб.метров каждого): 1*1375; 1*1750; 1*2530; 1*2600
Охлаждаемые грузовые помещения (общее количество*сумм арная кубатура): 0*0
Танки наливные (общее количество*сумм арная кубатура): 0*0
Количество контейнеров (TEU): 244
Количество палуб: 1
Количество переборок: 6
Пассажиры коечные: 0
Пассажиры бескоечные : 0
Спецперсонал: 0

ЛЮКИ, СТРЕЛЫ, КРАНЫ
Грузовые люки (количество - размеры каждого;м): 1-12.6*8.5; 1-12.6*12.8; 2-18.9*12.8
Стрелы:
Краны:

СОБСТВЕННИК
Registered owner: "СЕВЕРНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Пионер Эстонии" лесовоз-пакетвоз ледового типа

Сообщение Александр Кот » 12 Ноябрь 2011 17:58

 img150.jpg

«МОРЯК СЕВЕРА», От 3 февраля и 10 февраля 2010 г., №№ 4, 5, 6
Мы ходили в Антарктиду...

Разнообразна биография флота Северного морского пароходства. Главную роль в его 140-летней истории играли люди – экипажи судов, специалисты управления, портовики, заводчане, строители, снабженцы, составляющие основной костяк многотысячного трудового коллектива.
Моряки, выполняя миссию представителей Советского государства, с гордостью несли флаг своей многонациональной Родины по морям и океанам, доставляя различные грузы в порты стран и континентов нашей планеты.
Значителен вклад в историю нашего пароходства экипажей теплоходов «Пионер Эстонии», «Павел Корчагин», «Пионер Онеги» – участников ХХV, ХХVI, XXVII, ХXVIII, ХХIХ, ХХХ, ХХХI, ХХХII Советских Антарктических экспедиций (САЭ). Они совместно с исследователями обеспечили успешное выполнение программ по изучению белого материка, ледового континента, «кухни погоды Земли», имя которого – Антарктида.

100 лет отделяют нас от первых русских экспедиций Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева за Южный полярный круг. На приспособленных для дальнего плавания морских парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» они дошли до ледового континента и ступили на землю Антарктиды. 28 января 1820 года считается датой её открытия.
Много лет Северному морскому пароходству не приходилось участвовать в подобных экспедициях. И только в 1979 году Министерство морского флота совместно с Ленинградским НИИ Арктики и Антарктики приняли решение испытать в длительном плавании на другом конце Земли новые современные суда усиленного ледового класса типа «Пионер Москвы» постройки Выборгского судостроительного завода. Суда этой серии отлично зарекомендовали себя при работе в арктических морях, выполняя рейсы по планам продлённых навигаций в енисейский порт Дудинка, а также в рейсах с выгрузкой силами экипажей на ледовые причалы в Карском и Баренцевом морях.
Теплоходу «Пионер Эстонии» выпало первым из судов Северного ордена Ленина морского пароходства стать участником юбилейной ХХV Советской Антарктической экспедиции (25 САЭ).
В августе 1979 года экипаж под командованием капитана В. А. Сарапунина при активном участии дублёра капитана В. Н. Коршунова, старшего помощника капитана С. С. Ястребцева и старшего механика К.Ф. Понкратенкова начал готовиться к выполнению ответственного задания. Сделать предстояло многое – от теоретического изучения нового для судна района плавания по морям южных широт близ ледового континента до практического размещения полярников экспедиции на борту, число которых в отдельные периоды семимесячного рейса доходило до 160 человек.
Наряду с выполнением требования Регистра СССР о соответствии общего технического состояния судна предстоящей работе, перед дальним походом были осмотрены и испытаны грузовые устройства, подготовлены трюмы для транспортировки топлива и специального оборудования, а также инвентарь, такелаж для предстоящей выгрузки на лёд тяжеловесных грузов. Проведены необходимые профилактические осмотры судовых механизмов и систем, электрорадионавигационных приборов.
Судовой актив общественных организаций побеспокоился о реквизите для проведения в рейсе культурно- массовых мероприятий: дня экватора, встречи Нового 1980 года, поздравлений с днём рождения участников экспедиции, выпуска радиогазеты «Глобус», спортивных состязаний, художественной самодеятельности со своей вокально-инструментальной группой. Особым спросом пользовалась судовая библиотека.
Из рапорта капитана В. А. Сарапунина заместителю начальника Северного морского пароходства В. П. Коковину:
«Настоящим ставлю Вас в известность, что теплоход «Пионер Эстонии» с 11 октября 1979 года по 30 марта 1980 года был передан в аренду Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту в г. Ленинград и работал в составе 25-й Советской Антарктической экспедиции.
16 октября 1979 года после бункеровки вышли из порта Архангельск в порт Ленинград для догрузки остальных экспедиционных грузов.
26 октября встали под погрузку в п. Ленинград.
7 ноября полностью закончили погрузку и крепление груза. Всего на борту 1200 тонн для станций Молодёжная, Мирный, Ленинградская, в том числе техника, самолётозаправщики, метеорологические ракеты, ГСМ, ёмкости, сани, контейнеры и другой генгруз. На палубе – два вертолёта МИ-8 (СССР-25954 и СССР-?????) на трюме № 2, самолет ИЛ-14 (СССР-04180) на трюме № 3.
400 баллонов с ацетиленом, кислородом, пропаном и аккумуляторной кислотой погружены на палубу левого борта и частично в пространство между трюмами. Весь груз в трюмах и на палубе надлежащим образом уложен и закреплён. На борту 38 членов экипажа и 19 участников экспедиции. Вышли в рейс согласно графику».
В составе советских антарктических экспедиций работали научно-экспедиционные, научно-исследовательские, пассажирские, транспортные суда. В исследовании ледового континента участвовали представители многих институтов, Академии наук, Гидрометеослужбы, Министерства геологии, Управления геодезии, картографии, аэрофотосъёмки и ряда других ведомств.
Около пятисот полярников – такова ежегодная смена на восьми советских антарктических станциях. Работы хватало всем – геологам, гляциологам, геофизикам, океанологам, строителям, лётчикам, механикам-водителям, врачам, радистам, поварам, рабочим многих других профессий. Одни мужики со званием «полярник». Женщины же только в составе экипажей судов обеспечения экспедиции. Среди них – судовые повара, буфетчицы, пекари, дневальные, врачи, а на «пассажирах» – ещё и официантки, бортпроводницы.

Из дневника Н. П. Щипунова, старшего моториста ЭГС, почётного ветерана СМП:
«3 ноября 1979 года, суббота. После трёхдневного по болезни перерыва вышел на работу. Занимаюсь форсунками главного двигателя. Ведётся погрузка оборудования, у борта судна стоит самолет ИЛ-14 для Антарктиды, а у проходной порта – два вертолета МИ-8. Тоже погрузят нам на борт.
День прошёл незаметно. Таких дней впереди ещё много. Вечером отдыхаю. Готовлюсь заступить на ночную вахту. Стоянка в порту Ленинград продолжается.
4 ноября, воскресенье. С 00.00 до 08.00 стоял вахту. Днём до обеда отдыхал. После обеда приваривал в трюме скобы для крепления спецмашин. Погода стоит тёплая – 3 градуса.
7 ноября, среда. День отхода. Днём всё закрепили по-походному. В 16.00 комиссия закончила работу. Отошли от причала около 17 часов. Итак, антарктический рейс начался».
Несколько слов об авторе этого дневника. Николай Павлинович Щипунов – моряк с 34-летним стажем. В том рейсе ему исполнилось 52 года. Специалист высокого класса, награждён знаком «Почётный работник ММФ». Коммунист, возглавлял судовую группу народных контролёров. Организатор и участник многих общесудовых праздников. Душа экипажа. Большой знаток и любитель цветов, превратил судовой красный уголок и кают-компанию в оранжереи. Своими руками сделал макет антарктической станции Мирный и передал в дар судовому музею. Его морская закалка служила в команде примером ответственного отношения к порученному делу. «Павлиныч» – так с большим уважением называли его в команде.
Из дневника Н. П. Щипунова:
«8 декабря, суббота. Индийский океан – 430 13’ ю.ш.; 130 22’ в.д. Под килем – 4700 метров. Ветер западный 8 баллов, море 6 баллов. Проходим ревущие сороковые. За кормой вьются альбатросы и чёрные поморники. Вечером смотрели фильм «Земля Санникова». Перед ужином слушали рассказы об Антарктиде, выступал начальник рейса Лев Михайлович Саватюгин.
11 декабря, вторник. 35-й день в пути из Ленинграда в Антарктиду.
Координаты 560 56’ ю.ш., 230 04’ в.д. За сутки пройдено 340 миль, осталось 704 мили.
Tемпература воздуха 0 градусов, вода +4 градуса. Ветер западный 3 балла, море 2 балла. Днём попалось несколько мелких ледяных глыб. Встретился первый айсберг. Над морем множество птиц величиной с голубя, очень вёрткие. Глубина 5500 метров».
Из рапорта капитана:
«На пути следования до ст. Молодёжная лёд был до 10 баллов, толщиной до 1,5 метра. Сжатия не было. Медленно, с осторожностью продвигались почти без задержки. Выискивали более удобный путь. Приходилось много петлять, иногда возвращаться. По курсу встречались отдельные сидящие на мели и дрейфующие айсберги, а также их скопления, зачастую преграждающие путь. Определялись по солнцу и вели счисление по айсбергам, нанося их на карту по мере продвижения.
14 декабря, пятница. 38-й день пути. Вчера вечером, вернее после обеда, «играли» шлюпочную тревогу. Спускали шлюпку с правого борта. Ходили на ней к айсбергу, который от судна был кабельтовых в десяти. Красивая ледяная гора высотой над уровнем воды с девятиэтажный дом. Днём поймали на наживку крупного буревестника серого цвета. Размах крыльев метра полтора. Сфотографировались с ним и отпустили. За сутки прошли 220 миль за теплоходом «Башкирия». Координаты 670 00’ ю.ш., 490 15’′ в.д., t воздуха 0 градусов, вода 0 градусов. В 16 часов закончили приёмку полярников с «Башкирии». Всего взяли 111 человек. На судне стало как в муравейнике. Люди расположились везде, где только можно, даже в помещении аварийного дизель-генератора.
16 декабря, воскресенье. Утром часов в восемь врезались в припайный лёд достаточной толщины и с обеда начали выгружать вертолёты. В 15.30 улетел первый вертолёт на ст. Молодежную. Пингвины подходят прямо к борту. Очень смирные, любопытные. Грудь и брюхо идеально белые. Передвигаются на брюхе ползком как на салазках и ходят важно шагом. Были и императорские пингвины, крупные. Погода солнечная, даже глазам больно. Все ходим в очках. В 15 часов проводили своих постояльцев Юрия и Валерия – лётчиков. Они спали в нашей каюте две ночи. Вертолёты сделали по 3 рейса. С 20 часов заступил на вахту. В 23.00 снялись с места выгрузки и пошли искать более прочный припай.
 Пионер Эстонии  выгрузка Ил-14.jpg

18 декабря, вторник. 00.30 – сняли самолёт ИЛ-14 на лёд и оттянули вездеходом на 1,5 км от борта. Утром уже были смонтированы крылья. Монтаж продолжался. Погода с утра пасмурная, но тёплая. С 08.00 до 12.00 нёс вахту. После обеда выходил на палубу. Примерно в 13 часов началась ломка припая, и минут за двадцать лёд стал битым. Самолёт еле успели оттащить подальше. Тут подошла зыбь, и лёд прямо на глазах начало взламывать. Самолёт оказался в опасности. Он был ещё не заправлен. Насос, который должен качать топливо, не смогли запустить. Три бочки горючего залили в баки самолёта вёдрами. Заработали моторы, самолёт ожил и с 700-метровой льдины сумел взлететь. Тревога позади. На льду оставались тягач и люди. Тягач, минуя трещину, приблизился к судну, его застропили и подняли на борт. Потом подняли насос. Люди также благополучно успели перебраться на борт.
Судно пошло на поиски другого места выгрузки. Его нашли в 15 милях от ст. Молодёжная.
20 декабря. 670 37’ ю.ш., 460 10’ в.д. Закончили выгрузку запланированного груза, а 21 декабря в 21.50 после погрузки на борт вертолётов, посадки пятидесяти трёх отзимовавших членов экспедиции и авиаразведки вышли обратно для встречи с теплоходом «Башкирия», который ожидал у кромки льда. Переход проходил временами в тяжёлом выносном паковом льду при большом скоплении айсбергов и их обломков, но часто были и хорошие разводья.
23 декабря в 00.33 вышли на чистую воду к месту встречи с «Башкирией», 65031’ ю.ш., 520 37’ в.д. Там пересадили на неё полярников и последовали вместе к французскому острову Кергелен для приёма пресной воды из водопада и топлива с научно-исследовательского судна «Профессор Визе», который тоже должен был подойти к о. Кергелен».

Полярники, которые шли на нашем судне на смену зимовщикам, в итоге благополучно доставлены на наши станции Молодежная и Мирный. А в последующие экспедиции – и на Беллинсгаузен, Новолазаревскую, Комсомольскую, Ленинградскую, Русскую, на сезонную базу Дружная, полюс холода Восток.
В 25-й САЭ наряду с нашим судном и теплоходами «Башкирия» и «Эстония» участвовали научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», научно-исследовательское «Профессор Визе» и транспортно-грузовое «Гижига». От моряков зависело обеспечение безопасной доставки людей в районы расположения перечисленных станций, а также безаварийная выгрузка научного оборудования, транспортной техники, продовольственного снабжения, различного экспедиционного снаряжения. В обязательном порядке для обеспечения пожаробезопасности в штат экипажа был включён классный специалист – пожарный помощник капитана.
Из рапорта капитана:
«3 января в 22.15 вместе с теплоходом «Башкирия» подошли к припаю острова Хосуэлл 660 29’ ю.ш., 930 02’ в.д., что в четырёх милях от станции Мирный. Одновременно вертолёты производили доставку на станцию членов экспедиции с т/х «Башкирия», который пришвартовался к кромке припая. 12 января в 09.30 закончили выгрузку вертолётами всего груза для ст. Мирный, кроме шести тяжеловесов, которые вертолётами не взять, а по припаю доставить нельзя из-за трещин на пути к станции.
С 12 по 23 января стояли в ожидании подхода дизель-электрохода «Гижига». На него предстояло перегрузить 150 тонн ГСМ для ст. Ленинградская. За это время происходило сильное таяние припая. Ледовая обстановка на выходе улучшалась. Теплоход «Башкирия», закончив операции, 18 января вышел самостоятельно и со сменой зимовщиков последовал в Одессу».
Из рапорта капитана:
«24 января по окончании перегрузочных операций д/э «Гижига» отошёл от борта т/х «Пионер Эстонии».
25 января после непрерывной 12-часовой работы, продвигаясь по 20-30 метров за удар, пробились и встали в припае с востока на расстоянии 80 метров от острова Токарева. Успешно выгрузив тяжеловесы на остров, вышли из Мирного на порт Фримантл (Австралия) для пополнения запасов продовольствия и бункера. 6 февраля вышли на ст. Молодёжная для выгрузки оставшихся 425 тонн груза.
Переход проходил в штормовых условиях при ветре 6 – 9 баллов юго-западных направлений и зыби с запада. На подходе к Антарктиде плавание осложнилось в связи с частыми штормами, снежными зарядами, скоплением айсбергов до 5 – 6 баллов и окончанием полярного дня.
19 февраля пришвартовались к ледяному барьеру (причал №1) ст. Молодёжная. Барьер имеет вогнутую форму, поэтому касание судна с ним происходит только носовой скулой и бортом в районе надстройки до кормы. Высота барьера у кромки около шести метров. С бака и кормы завели тягачами по 5 концов, каждый длиной по 100 метров, которые закрепили за мёртвые якоря, вмороженные в лёд. Затруднений с выгрузкой не было благодаря восьмиметровому вылету стрел.
22 февраля. Полностью закончили выгрузку всего груза. Стоянка у барьера беспокойная, потому что с океана заходит зыбь и судно постоянно испытывает удары и толчки надводной и подводной частью о барьер.
Для смягчения ударов вместо кранцев использовали брёвна и резиновые покрышки больших размеров, которыми снабжала станция, - но их постоянно ломало и обрывало. Кроме того, с вечера и до утра действовали стоковые ветра силой 6 - 8 баллов, которые дули с ледяного купола материка в сторону моря. Но так как корпус судна был прикрыт барьером, наши швартовы выдержали их. 25 февраля, приняв с береговой базы 200 тонн дизельного топлива, отошли от барьера и легли в дрейф на рейде ст. Молодёжная в районе горы Вечерней в ожидании теплохода «Эстония» для его ледокольного обеспечения.
Во время проводки теплоходов «Башкирия» и «Эстония» через ледовые поля в расположение станций Молодёжная и Мирный самые трудные участки проходили по рекомендации авиаразведки. Порой в течение пяти часов самолет ИЛ-14 находился в воздухе, корректируя курс судов и подсказывая наиболее приемлемые пути следования. 6 марта вместе с т/х «Эстония» зашли на рейд ст. Молодёжная. Легли в дрейф. 10 марта «Эстония» закончила высадку полярников. 15 марта аналогичная операция по высадке полярников проведена и на ст. Мирный. Миновав пяти - шестибалльное скопление айсбергов, вышли на чистую воду. 16 марта экипажи поблагодарили друг друга за совместную работу, и суда начали самостоятельное следование в сторону Африки».
Из дневника Н. П. Щипунова:
«26 января, суббота. После вахты, которую отстоял с 20.00 до 24.00, в самом начале суток в 00.30 наблюдал обвал части айсберга. Зрелище, прямо скажем, не из приятных. Слышен грохот, водно-снежная пыль вздымается столбом, а затем всё это оседает, и от айсберга идёт вал воды. Сегодня первый день пути из Мирного в Австралию, в порт Фримантл.
Курс 10 градусов. За 12 часов пройдено 140 миль, осталось 2090 миль. Ветер восточный 1 балл, t воздуха +4. Утром видели двух китов (касаток) и ещё трёх днём. Вечером пришлось выходить на работу. Дал течь змеевик охлаждения первого подшипника вала главного двигателя. Работал до 23 часов. В это время позвонил домой, поговорил с Клавой и Олей по телефону. Потом нас с токарем Сергеем Королёвым пригласил на рюмку стармех Константин Фёдорович Понкратенков. Сидели у него часа два.
7 февраля, четверг. Индийский океан, 430 45’ ю.ш., 1130 20’ в.д. Идём на станцию Мирный в Антарктиду. Сегодня днём получил две радиограммы: одну от Клавы, Коли и Оли, вторую от Потиколовых, в которых сообщают, что отец умер 1 февраля, хоронили 4 февраля. Так, я за свою флотскую жизнь проплавал мать, сестру и отца. Никого из них не хоронил.
За сутки прошли 270 миль. Всего до Мирного 2050 миль. Ветер восточный 5 баллов, море 4 балла. Температура воды и воздуха +21. В обед получил ещё одну телеграмму от Малыгиных и Соловьёвых по поводу кончины отца. Они помогали в похоронах.
9 февраля, суббота. Рейс изменили, идем на Молодёжную. За сутки прошли 330 миль. Осталось 2570 миль. Координаты 430 32’ ю.ш., 1070 13’ в.д. Ветер юго-западный 7 баллов. Море 7 баллов. t воздуха +7, воды +12. Солнечная погода. Штормит.
10 февраля, воскресенье. Индийский океан. Штормит. Погода пасмурная, идём переменными ходами. Сколько прошли за сутки, не знаю, сегодня сведений не передавали. Вечером говорил по радиотелефону с Клавой. Я её слышал хорошо, она меня – плохо. Потом смотрели фильм «Долги наши». До этого отмечал 9-й день со дня смерти отца. Были ребята – Аркаша Кошкин, Коля Егоркин, Игорь Изюмов, Гена Анчуков, Лёша Коротов и Женька Гладышев.
18 февраля, понедельник. Море Космонавтов. Координаты: 640 5’ ю.ш., 520 30’ в.д. За сутки пройдено 325 миль, осталось 315. t + 3. Ветер западный 5 баллов. Давление 738 мм рт.ст. С утра проводилась учебная тревога – тушили пожар, заводили пластырь (условно). Вечером смотрели вторую серию «Ради жизни на земле» («Я – Шаповалов Т.П.»).
19 февраля, вторник. Вчера часы отвели ещё на час назад. Время у нас стало московское. Утром шли опять среди айсбергов. К 09.30 подошли к барьеру станции Молодёжная. Итак, рейс из Австралии продолжался почти 13 суток. Утром, когда мы подходили к станции, самолет ИЛ-18 взлетел и взял курс на Мобуту (Мозамбик). После обеда начались грузовые операции. С барьера груз отвозят тракторами. Получили почту. Машинная команда устраняла течь в кормовом холодильнике воздуха главного двигателя. Погода пасмурная, t – 5. Ветерок. Судно бьёт о барьер, хотя волны не видно. Вечером смотрели запуск геофизической ракеты из обсерватории.
21 февраля, четверг. Стоим у барьера ст. Молодёжная в Антарктиде. Пасмурно. Ветер с купола, t –7градусов. Днём выгрузка продолжалась как всегда силами экипажа. После работы с мотористами Кривоносовым и Свинарёвым ходил в посёлок ст. Молодёжная. Там всего одна улица – имени Михаила Сомова. На станции больше десяти домиков и служебных построек, в каждом здании – телефон. Заходили в столовую и в один жилой дом. Все дома подняты на металлических конструкциях, чтобы в осенне-зимнее время года (с июня по ноябрь) не заносило снегом. Обратно шли по берегу. Грунт каменистый, с галькой. Видели несколько очень крупных тюленей. Спят, на нас никакого внимания. Встретили небольшую стайку молодых пингвинов. Они уже почти полностью вылиняли. Смирные. Одного принесли на судно. Посмотрели, поизучали. Кроме рыбы, они ничего не едят. Вынесли пингвинёнка на берег, а он не уходит. Стоит около борта, удивляется. Вечером смотрели фильм «Командир счастливой “Щуки”».

По установившейся традиции, когда позволяет стоянка, в любом порту для экипажей судов проводятся экскурсии – обзорные, тематические, культпоходы, встречи с интересными, известными людьми, коллективами, в том числе спортивные мероприятия, конкурсы, вечера отдыха. Отвечая взаимностью, судовой актив проводит для гостей экскурсии по судну, организует чаепития, в том числе для школьников, студентов, представителей различных береговых организаций. Так было и в рейсах с полярниками Антарктиды.
Во время стоянок в расположении антарктических станций моряки побывали на рабочих местах зимовщиков – в балках с различной сейсмоаппаратурой, гидрографическим оборудованием, радиостанциями, вычислительной техникой. Узнали, как гляциологи добывают и хранят ледовые керны для последующего изучения в НИИ. Для нас на вертолётах провели обзорные экскурсии в места крупных скоплений императорских пингвинов, лежбищ морских слонов, львов и леопардов, гнездища сотен поморников – коренных обитателей антарктического побережья.
В последующих экспедициях мы побывали в гостях у американских полярников близ станции Беллинсгаузен. Познакомились с условиями их жизни в Антарктиде. Воочию видели «Геркулес» – гордость их антарктического самолётостроения. Он вместо колёсных шасси при необходимости может выпускать специальные лыжи.
Из дневника Н.П.Щипунова:
«25 февраля 1980 года, понедельник. С утра продолжаем брать топливо со ст. Молодёжная. Доставка тягачами. На сани поставлены две ёмкости по 14 кубометров каждая. Всего взяли 9 двойных цистерн. Я принимал участие в бункеровке. Приёмку закончили к 17 часам. В 17.30 отошли от барьера и пошли брать воду к горе Вечерняя, что в 20 км от станции. Встали на якорь в ожидании утра. Погода днём была солнечная, t -3 градуса.
27 февраля наши судовые ребята – водолазы, дублёр капитана В. Коршунов и моторист А. Свинарёв – обследуют винт и руль. При отходе от барьера ст. Молодёжная был слышен звенящий стук винта о лед или камни. Из-за сильного течения спуск водолазов отменили.
28 февраля. Лежим в дрейфе, ветер 25 м/сек, снегопад, видимости нет. Ветер свистит. На палубе сугробы. Временами порывы ветра достигали 38 м/сек. К вечеру начало стихать. Демонстрировали фильм «Опасные игры».
5 марта. Продолжаем дрейфовать. Погода штормовая, ветер восточный 9 баллов, волна – 7. Дрейфуем среди обломков айсбергов. Пассажирское судно «Эстония» в 255 милях от нас тоже дрейфует. Ветер для них встречный. Идут плохо. Настроение боевое. Ждём, когда двинемся по направлению к дому.
8 марта, суббота. Дрейфуем у берегов Антарктиды в районе ст. Молодёжная. Днём весь экипаж собрался в столовой. На борту гости – начальник САЭ-25 Н. И. Тябин и начальник сезонной экспедиции Н. А. Корнилов. Выступили оба, поблагодарили экипаж за выполненную работу, вручили значки «Участнику антарктической экспедиции» и памятные конверты со штемпелями обсерватории Мирный, АМЦ Молодёжная и других. Погода нормальная, маловетреная. Вечером смотрели фильм «Жди меня» выпуска 1943 года.
15 марта, суббота. В 12.45 дали ход направлением в сторону Кейптауна. Итак, антарктическая работа закончена. С момента выхода судна из Архангельска сегодня как раз 5 месяцев. Т/х «Эстония», из-за которого мы шли к Мирному, приём пассажиров закончил и также взял курс к родным берегам. Наш курс – на север». Отходим от шельфового ледника антарктического побережья разводьями сквозь девяти-десятибалльный паковый торосистый лёд. А за кормой до самого горизонта мерцают бело-голубые громады неподвижных исполинов-айсбергов, грозно стоящих на охране своей альма-матер.
До свидания, Антарктида. Моря, которые тебя омывают, по результатам очередного Международного геофизического года заслуженно получили название морей Южного океана. Впереди опять неистовые пятидесятые, ревущие сороковые…
Идём домой.

Таковы некоторые впечатления от первого рейса, о них можно судить по ряду эпизодов из рапорта капитана Валерия Алексеевича Сарапунина и дневника Николая Павлиновича Щипунова. Они понятны не только моряку. За восемь экспедиций в Антарктику судов нашего пароходства немало направлено отчётов о работе их участников. Все они наполнены описанием неординарных событий, происходивших с моряками и полярниками в столь продолжительном плавании вдали от родных берегов.
Газета «Моряк Севера» регулярно печатала отчёты, путевые заметки своих внештатных корреспондентов. Среди них «Антарктическая одиссея» – записки участника 26-й САЭ судового врача т/х «Пионер Онеги» С. Тимохова. Очень подробные наблюдения в материале под заголовком «Этот заманчивый южный континент» первого помощника капитана т/х «Пионер Эстонии» А. Лошакова, где он доброжелательно отзывается о членах экипажа, их работе в 27-й САЭ. Особо примечательны отрывки из его незаконченной книги «Вокруг страны пингвинов». Познавательны рассказы членов экипажа т/х «Пионер Эстонии» «Здравствуй, белый континент» о плавании к берегам Антарктиды в составе 29-й и 31-й САЭ.
Интересны очерки первого помощника капитана т/х «Павел Корчагин» В. Коваля о работе экипажа в 28-й, 30-й, 32-й САЭ.
Где-то в архивах – любительские фильмы о хождениях в Антарктику судов нашего пароходства, отснятые моряками
Л. Матыциным, А. Кочневым, Е. Мусориным.
Все эти события в истории пароходства знаковые, они всегда в памяти… И в связи с этим считаю необходимым назвать имена людей, руководивших в то время СМП.
Это начальник пароходства Сергей Иванович Кузнецов, заместитель начальника по мореплаванию Валерий Петрович Коковин, секретарь парткома Пётр Матвеевич Яковлев, председатель профкома плавсостава Евгений Иванович Точилов.
При их участии начиналась эта работа – с волнением, но и с надеждой, что выполнят её ребята на отлично, потому что они – моряки-северяне. 21 марта 1980 года в адрес руководства пароходства со станции Молодёжная пришла радиограмма от Н. А. Корнилова, начальника 25-й САЭ, Героя Социалистического Труда. В ней говорилось:
«Экипаж теплохода «Пионер Эстонии», впервые участвовавший в составе ХХV Советской антарктической экспедиции, успешно закончил работу у побережья Антарктиды и направился к берегам Родины.
Команда судна под руководством капитана В. Сарапунина проявила исключительную работоспособность и мужество, совершая плавание в сложных ледовых и погодных условиях. Все работы по выгрузке техники и оборудования для коллективов антарктических станций Молодёжная и Мирный выполнены с опережением графика. Благодарим моряков-северян за отличное выполнение ответственного задания Родины».

Своей работой экипаж убедительно доказал возможность использования судов такого класса в антарктических экспедициях. Нас торжественно провожали в эти далёкие плавания и так же торжественно встречали у родных причалов. Были тёплые слова радости за успех, вручались государственные награды, Почётные грамоты всем участникам со словами гордости и искренней благодарности, например: «За высокие производственные показатели и активное участие в выполнении заданий по обеспечению 25-й Советской антарктической экспедиции».
И так было всегда!
Пусть извинят меня моряки, участники экспедиций, что в этих воспоминаниях не названы многие имена, но мы все хорошо знаем, что такое морская дружба и взаимовыручка при любой работе на море.

С благодарностью и уважением,
Вячеслав ТИТОВ,
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Пионер Эстонии" лесовоз-пакетвоз ледового типа

Сообщение Александр Кот » 03 Апрель 2016 14:08

Фотографии из архива Анатолия Васильевича Поддубного, вертолетчика, участника 26-27 САЭ. На первой фотографии запечатлен т/х "Пионер Эстония" в районе базы "Дружная" (подошел в район разгрузки 20.12.81 г). Ил-14 и вертолеты еще не выгружены и находятся на палубе. В книге Е.Кравченко, В. Карпий опубликована аналогичная фотография (только без штампелей базы "Дружная" с указанием, что это 27 САЭ) с такой подписью "Впервые в Антарктиде теплоход-труженик "Пионер Эстонии". Это несколько ошибочно, т.к. "Пионер Эстонии" впервые "посетил" Антарктиду в ходе 25 САЭ и разгружался на припайный лед в районе "Молодежная".
На второй фотографии - "Пионер Эстонии" в обратной рейсе (идет к родным берегам -домой!!!) после завершения 27 САЭ (март 1982 года). На палубе - Ми-8 СССР-25850 (на переднем плане) и Ил-14 СССР-61685, отправленные на "Большую Землю" в ремонт.
 Пионер Эстонии, база Дружная, 27 САЭ, 20.12.1981 г.jpg
 Обратным рейсом на палубе Пионер Эстонии.jpg













 Погрузка Ил-14 на Пионер Эстонии, Молодежная, март 1982 г..jpg

Момент погрузки Ил-14 на борт "Пионер Эстонии", район "Молодежная", март 1982 г. Номер Ил-14 практически не различим, но известно, что"Пионер Эстонии" из трех посещений Антарктиды, только в одном случае (именно возвращаясь из 27 САЭ в марте 1982 года) обратным рейсом нес на борту отправленную в ремонт авиатехнику.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения