"Малыгин"/"Соловей Будимирович"/"Брюс", ледокольный пароход
Добавлено: 25 Декабрь 2014 17:49
Красный Север 1920 № 080.
Нам доставлена копия следующей телеграммы, поданные из Архангельска на адрес Российской академии наук от 23 марта с. г. «Продовольственная экспедиция, шедшая за олениной в устье реки Индиги на Тиманском побережьи на пароходе ледокольного тип «Соловей Будимирович» погибает во льдах. На пароходе выдающийся моряк севера капитан Ануфриев, женщины, дети; всего пассажиров 85 человек. Пароход был затерт льдами 24 января в 5 милях от устья реки Индиги, затем вынесен вдоль материка к югу от острова Колгуева, черев Карские ворота в Карское море. Последнее место (23 марта), следующее: широта — 72°39‘, долгота — 62°09 ‘ от Гринв.
Уголь сожжен; котлы потушены: помещения отопляются деревом бочек и палубы. Радиограммы подаются один раз в неделю последними зарядами аккумуляторов. Провизия кончается. Экспедиция умоляет о помощи, Состояние льдов, согласно донесению погибающей экспедиции. торосы, поля толщиной 2 1/2 фута, полыньи. Помощь из Архангельска не может быть оказана из-за отсутствия угля и подходящих судов. 23 марта посланы радиотелеграммы Норвежскому Стортингу, Норвеж-
скому Географическому Обществу, Нансену, Свердрупу, Иогансену и другим. Необходимо
оказать помощь в самом срочном порядке! В Англии находится русский ледокол «Святогор», большой мощности, пригодный дли спасательных целей. Российская академия наук своим авторитетным обращением по радио в Норвегию, Швецию, Англию поможет ускорению отправки спасательной экспедиции, все расходы по которой и щедрую награду участникам берет на себя правительство". (Подпись: Самойлович).
Приведенная телеграмма передает факт совершенно исключительного значения о происходящей в данный момент, на затерянном во льдах пароходе, трагедии.
Полярные экспедиции снаряжались с древних времен то с целью отыскания пути в Индию, то ради богатых промыслов, то наконец, с целью научного изучения условий плавания и борьбы с полярными льдами — и часто они попадали в очень тяжелые условия и участники их погибали, не будучи в состоянии пробраться через льды до ближайшего населенного пункта. Большою частью в эти экспедиции шли люди, имеющие опыт плавания во льдах, люди сильные духом и здо-
ровые, готовые на всякие лишения. Неисчислимы жертвы человеческой любознательности и часто стремленья к свету и знанью стоит человеку жизни!..
Происходящая же на наших глазах трагедия затмила собою ужасы прежних экспедиций, здесь страдают люди оказавшиеся совершенно случайно в положении полярных путешественников, тогда как они просто спокойно сели на пароход в Архангельске, рассчитывая черев два дня быть дома в поселке, при устье реки Индиги. И вот, вместо того они, не доходя 8 километров до берега, были затерты льдами и понеслись по воле течения в направлений к одному из самых холодных морей — Карскому, куда и были занесены в каких-нибудь два месяца.
Этот последний факт, как и самый дрейф (пассивное движение судна) «Соловья Будимировича»,— является совершенно исключительным по своему научному интересу и по значению для будущих плаваний в этих широтах. Здесь поражает прежде всего скорость, с которой судно было перенесено на расстояние вдвое большее от Москвы до Петербурга. Затем самый путь, и следовательно течение от Св. Носа и Чешской Губе, к Карским Воротам, является новостью. Обычно в это время года суда не могли проникать в район Печорского моря, к востоку от острова Колгуева, ибо тут находились обычно мощные льды, которые расходились лишь в начале июня месяца. Попытка пробраться к Печоре в это время вообще считалась весьма рискованной и очевидно, в данном случае, только крайняя нужда в продовольствии заставили снарядить туда ледокол; при чем никак нельзя сомневаться в достаточной опытности как капитана "Соловья Будимировича" — Риксена, так и находящегося на борту в качестве пассажира, кап. Ануфриева, которые несомненно приняли решительно вое меры какие только оказались у них под руками для спасения судна. Северная научно-промысловая экспедиция (печорокая экспедиция принимает меры к снаряжению спасательной экспедиции. Ответ на радиограмму уже получен от знаменитого полярного путешественника проф. Фр. Нансена, который всегда в таких случаям дает охотно авторитетные советы и указания. Известный знаток севера Л. Л. Брейтфус уже отправился в Норвегию для подготовки спасательной экспедиции. Необходимы энергичные, здоровые, вполне сознающие всю важность я ответственность задачи люди, для участия в ней.
К счастью гений человека дал нам замечательное изобретение, при помощи которого мы узнаем о происходящем за сотни миль, в далеком море — событии, это — радиотелеграф, который уже неоднократно помогал спасти погибавших моря-ков. У нас на севере имеется уже 12 радиостанций, из коих одна, значительной мощности, построена в 1912—13 годах на берегу Карского моря, при входе в Югорский Шар, сносится непосредственно с Архангельском: она то и передала нам печальное сообщение капитана Риксена.
И этим лишний раз подчеркивается великое значение для человечества таких заброшенных на далеком севере радиостанций, к пользе которых столь долго относились скептически, считая затрата на них не продуктивными.
Будем надеяться, что Югорской радиостанции вскоре удастся сообщить погибающим радостную весть о приближающемся к ним спасении.
Д. Д. Руднев.
Трагедия "Соловья Будимировича".
Нам доставлена копия следующей телеграммы, поданные из Архангельска на адрес Российской академии наук от 23 марта с. г. «Продовольственная экспедиция, шедшая за олениной в устье реки Индиги на Тиманском побережьи на пароходе ледокольного тип «Соловей Будимирович» погибает во льдах. На пароходе выдающийся моряк севера капитан Ануфриев, женщины, дети; всего пассажиров 85 человек. Пароход был затерт льдами 24 января в 5 милях от устья реки Индиги, затем вынесен вдоль материка к югу от острова Колгуева, черев Карские ворота в Карское море. Последнее место (23 марта), следующее: широта — 72°39‘, долгота — 62°09 ‘ от Гринв.
Уголь сожжен; котлы потушены: помещения отопляются деревом бочек и палубы. Радиограммы подаются один раз в неделю последними зарядами аккумуляторов. Провизия кончается. Экспедиция умоляет о помощи, Состояние льдов, согласно донесению погибающей экспедиции. торосы, поля толщиной 2 1/2 фута, полыньи. Помощь из Архангельска не может быть оказана из-за отсутствия угля и подходящих судов. 23 марта посланы радиотелеграммы Норвежскому Стортингу, Норвеж-
скому Географическому Обществу, Нансену, Свердрупу, Иогансену и другим. Необходимо
оказать помощь в самом срочном порядке! В Англии находится русский ледокол «Святогор», большой мощности, пригодный дли спасательных целей. Российская академия наук своим авторитетным обращением по радио в Норвегию, Швецию, Англию поможет ускорению отправки спасательной экспедиции, все расходы по которой и щедрую награду участникам берет на себя правительство". (Подпись: Самойлович).
Приведенная телеграмма передает факт совершенно исключительного значения о происходящей в данный момент, на затерянном во льдах пароходе, трагедии.
Полярные экспедиции снаряжались с древних времен то с целью отыскания пути в Индию, то ради богатых промыслов, то наконец, с целью научного изучения условий плавания и борьбы с полярными льдами — и часто они попадали в очень тяжелые условия и участники их погибали, не будучи в состоянии пробраться через льды до ближайшего населенного пункта. Большою частью в эти экспедиции шли люди, имеющие опыт плавания во льдах, люди сильные духом и здо-
ровые, готовые на всякие лишения. Неисчислимы жертвы человеческой любознательности и часто стремленья к свету и знанью стоит человеку жизни!..
Происходящая же на наших глазах трагедия затмила собою ужасы прежних экспедиций, здесь страдают люди оказавшиеся совершенно случайно в положении полярных путешественников, тогда как они просто спокойно сели на пароход в Архангельске, рассчитывая черев два дня быть дома в поселке, при устье реки Индиги. И вот, вместо того они, не доходя 8 километров до берега, были затерты льдами и понеслись по воле течения в направлений к одному из самых холодных морей — Карскому, куда и были занесены в каких-нибудь два месяца.
Этот последний факт, как и самый дрейф (пассивное движение судна) «Соловья Будимировича»,— является совершенно исключительным по своему научному интересу и по значению для будущих плаваний в этих широтах. Здесь поражает прежде всего скорость, с которой судно было перенесено на расстояние вдвое большее от Москвы до Петербурга. Затем самый путь, и следовательно течение от Св. Носа и Чешской Губе, к Карским Воротам, является новостью. Обычно в это время года суда не могли проникать в район Печорского моря, к востоку от острова Колгуева, ибо тут находились обычно мощные льды, которые расходились лишь в начале июня месяца. Попытка пробраться к Печоре в это время вообще считалась весьма рискованной и очевидно, в данном случае, только крайняя нужда в продовольствии заставили снарядить туда ледокол; при чем никак нельзя сомневаться в достаточной опытности как капитана "Соловья Будимировича" — Риксена, так и находящегося на борту в качестве пассажира, кап. Ануфриева, которые несомненно приняли решительно вое меры какие только оказались у них под руками для спасения судна. Северная научно-промысловая экспедиция (печорокая экспедиция принимает меры к снаряжению спасательной экспедиции. Ответ на радиограмму уже получен от знаменитого полярного путешественника проф. Фр. Нансена, который всегда в таких случаям дает охотно авторитетные советы и указания. Известный знаток севера Л. Л. Брейтфус уже отправился в Норвегию для подготовки спасательной экспедиции. Необходимы энергичные, здоровые, вполне сознающие всю важность я ответственность задачи люди, для участия в ней.
К счастью гений человека дал нам замечательное изобретение, при помощи которого мы узнаем о происходящем за сотни миль, в далеком море — событии, это — радиотелеграф, который уже неоднократно помогал спасти погибавших моря-ков. У нас на севере имеется уже 12 радиостанций, из коих одна, значительной мощности, построена в 1912—13 годах на берегу Карского моря, при входе в Югорский Шар, сносится непосредственно с Архангельском: она то и передала нам печальное сообщение капитана Риксена.
И этим лишний раз подчеркивается великое значение для человечества таких заброшенных на далеком севере радиостанций, к пользе которых столь долго относились скептически, считая затрата на них не продуктивными.
Будем надеяться, что Югорской радиостанции вскоре удастся сообщить погибающим радостную весть о приближающемся к ним спасении.
Д. Д. Руднев.