выпуск 5 (июль-август 2002)
выпуск 6 (сентябрь-октябрь 2002)
Неравный бой в Карском море (к 60-летию события)
«Александр Сибиряков» известный ледокольный пароход, названный в честь русского золотопромышленника и выдающегося исследователя Сибири еще в 1916 году, прославился тем, что в 1932 году впервые в истории арктического мореплавания, с научной экспедицией на борту во главе с «полярным академиком» О.Ю. Шмидтом, прошел весь Северный морской путь от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Примечательно, что на последнем этапе пути пароход, попав в тяжелые льды, со сломанным валом и потерянным винтом, под парусами, но все же достиг Берингова пролива. Судно водоизмещением 1383 т было построено в 1909 году в Глазго и получило название «Беллавенчур». Во время Великой отечественной войны пароход под названием «Лед-6» входил в состав отряда Беломорской военной флотилии, и на нем были установлены два 76 мм орудия и два 45 мм, а также пулеметы.
25 августа 1942 года, 60 лет тому назад, фашистский рейдер «Адмирал Шеер» (тяжелый крейсер) во время неравного боя у острова Белуха в Карском море потопил этот знаменитый ледокольный пароход. Моряки, открыв кингстоны, затопили объятое пламенем судно, но флаг не спустили – не отдали корабль во вражеские руки. Погибло около ста человек – моряков и сотрудников полярной станции на островах Северная Земля, куда пароход с грузом и направлялся. Фашистский катер отбуксировал полузатопленную шлюпку с 19-ю сибиряковцами, которые были или тяжело ранены или контужены, к борту крейсера. Среди них были раненные капитан А.А. Качарава, старшина радистов, парторг парохода М.Ф. Сараев и ледовый разведчик, сотрудник ААНИИ, А.С. Золотов. Многие моряки отказывались перебираться из воды в шлюпку – фашисты их просто расстреливали.
Нам удалось в очередной юбилей этой битвы на море взять короткое, но интересное интервью у Михаила Федоровича Сараева, работавшего после войны директором-администратором в театре на Литейном проспекте:
«Наш «Сибиряков» вышел из Диксона, имея задание доставить на островные полярные станции смены наблюдателей и продовольствие. Мы продвигались на северо-восток вдоль побережья и на траверсе острова Белуха со стороны моря неожиданно увидели силуэт большого военного корабля, который мы вначале приняли за английский корвет».
Капитан Анатолий Алексеевич Качарава поднял бинокль и то, что он увидел, потрясло его – на горизонте, резко выделяясь громадой своих боевых башен, быстро шел на сближение военный корабль. «Сибиряков» имел ход всего лишь 13 узлов, и пытаться прорваться к берегу было бесполезно. Вспоминая об этом, капитан говорил:
«У меня как-то все упало внутри. Не было сомнения в том, что это вражеский крейсер, и что он намного превосходит нас в силе… Теперь я знаю, что чувствуют люди, идущие на казнь»….
Но предоставим опять слово М. Сараеву:
«Крейсер полным ходом шел на сближение, запрашивая у нас ледовую обстановку и пытаясь отрезать судно от прибрежной полосы. На наш запрос о названии и принадлежности на крейсере ответили что-то невразумительное, затем на корме подняли английский флаг (вот паразиты!), после чего они ввели в действие систему радиопомех, в головные телефоны ворвался треск и шум, и связаться с Диксоном стало невозможно. Фашисты хотели захватить шифры и коды и, работая ими, получить необходимую для прохода в пролив Вилькицкого ледовую информацию.
Наконец, на крейсере прекратили ломать комедию и прямо просемафорили: «Спускайте флаг, сдавайтесь!». Капитан (он же командир) Качарава немедленно приказал артиллеристам «Приготовиться к бою!» «Сибиряков» открыл ответный огонь по врагу, но на судне было лишь несколько орудий малого калибра, и силы были явно неравными. С дистанции 64 кабельтова орудия главного калибра крейсера произвели по нам 27 выстрелов, четыре тяжелых снаряда попали в пароход, несмотря на то, что мы по всем правилам поставили дымовую завесу.
Командир «Шеера» капитан первого ранга Мендсен-Болькен на своем хорошо вооруженном корабле «геройски» расправлялся с ветераном Арктики. Фашисты действовали, как хотели, ведь для них такая дистанция боя была, по сути дела, прямая наводка.
Первым попаданием тяжелого снаряда была снесена мачта, и я полез ставить антенну на другую, но фашисты стали обстреливать нас шрапнелью, меня ранило и сбило на палубу. Спас меня боцман, он надел на меня спасательный круг и вытолкнул за борт, когда пароход уже тонул, и палуба сравнялась с водой.
Вторым тяжелым снарядом был снесен с кормы весь наш артиллерийский расчет (свыше 30 человек), третьим были на носу судна подожжены бочки с горючим, а четвертый угодил в машинное отделение, после чего стало ясно, что пароход обречен.
«Сибиряков» тонул, но пушки его продолжали бить по врагу. Такого моряки пиратского рейдера никак не ожидали, а за последние восемь месяцев в Тихом океане и Северной Атлантике «Шеер» потопил и взял в плен свыше двадцати судов, и все они сдавались в плен без сопротивления.
После того, как нашу шлюпку захватили немцы, нас на крейсере загнали в трюм. Здесь я должен сказать, что героический отпор врагу, данный
сибиряковцами, настолько потряс немцев, что они, зауважав наших моряков, выдали всем шерстяные одеяла, а раненных выносили на этих одеялах даже подышать воздухом на верхнюю палубу. Еще такая деталь: никто из нас не выдал капитана Качараву: у него была густая черная борода, и мы сказали, что это наш профессор. Затем в Норвегии нас сдали в руки гестапо и начались наши мытарства по концлагерям».
В 1961 году группа сибиряковцев за мужество и стойкость, проявленные в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер», указом Президиума Верховного Совета СССР, были награждены боевыми орденами.
«Александр Сибиряков» известный ледокольный пароход, названный в честь русского золотопромышленника и выдающегося исследователя Сибири еще в 1916 году, прославился тем, что в 1932 году впервые в истории арктического мореплавания, с научной экспедицией на борту во главе с «полярным академиком» О.Ю. Шмидтом, прошел весь Северный морской путь от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Примечательно, что на последнем этапе пути пароход, попав в тяжелые льды, со сломанным валом и потерянным винтом, под парусами, но все же достиг Берингова пролива. Судно водоизмещением 1383 т было построено в 1909 году в Глазго и получило название «Беллавенчур». Во время Великой отечественной войны пароход под названием «Лед-6» входил в состав отряда Беломорской военной флотилии, и на нем были установлены два 76 мм орудия и два 45 мм, а также пулеметы.
25 августа 1942 года, 60 лет тому назад, фашистский рейдер «Адмирал Шеер» (тяжелый крейсер) во время неравного боя у острова Белуха в Карском море потопил этот знаменитый ледокольный пароход. Моряки, открыв кингстоны, затопили объятое пламенем судно, но флаг не спустили – не отдали корабль во вражеские руки. Погибло около ста человек – моряков и сотрудников полярной станции на островах Северная Земля, куда пароход с грузом и направлялся. Фашистский катер отбуксировал полузатопленную шлюпку с 19-ю сибиряковцами, которые были или тяжело ранены или контужены, к борту крейсера. Среди них были раненные капитан А.А. Качарава, старшина радистов, парторг парохода М.Ф. Сараев и ледовый разведчик, сотрудник ААНИИ, А.С. Золотов. Многие моряки отказывались перебираться из воды в шлюпку – фашисты их просто расстреливали.
Нам удалось в очередной юбилей этой битвы на море взять короткое, но интересное интервью у Михаила Федоровича Сараева, работавшего после войны директором-администратором в театре на Литейном проспекте:
«Наш «Сибиряков» вышел из Диксона, имея задание доставить на островные полярные станции смены наблюдателей и продовольствие. Мы продвигались на северо-восток вдоль побережья и на траверсе острова Белуха со стороны моря неожиданно увидели силуэт большого военного корабля, который мы вначале приняли за английский корвет».
Капитан Анатолий Алексеевич Качарава поднял бинокль и то, что он увидел, потрясло его – на горизонте, резко выделяясь громадой своих боевых башен, быстро шел на сближение военный корабль. «Сибиряков» имел ход всего лишь 13 узлов, и пытаться прорваться к берегу было бесполезно. Вспоминая об этом, капитан говорил:
«У меня как-то все упало внутри. Не было сомнения в том, что это вражеский крейсер, и что он намного превосходит нас в силе… Теперь я знаю, что чувствуют люди, идущие на казнь»….
Но предоставим опять слово М. Сараеву:
«Крейсер полным ходом шел на сближение, запрашивая у нас ледовую обстановку и пытаясь отрезать судно от прибрежной полосы. На наш запрос о названии и принадлежности на крейсере ответили что-то невразумительное, затем на корме подняли английский флаг (вот паразиты!), после чего они ввели в действие систему радиопомех, в головные телефоны ворвался треск и шум, и связаться с Диксоном стало невозможно. Фашисты хотели захватить шифры и коды и, работая ими, получить необходимую для прохода в пролив Вилькицкого ледовую информацию.
Наконец, на крейсере прекратили ломать комедию и прямо просемафорили: «Спускайте флаг, сдавайтесь!». Капитан (он же командир) Качарава немедленно приказал артиллеристам «Приготовиться к бою!» «Сибиряков» открыл ответный огонь по врагу, но на судне было лишь несколько орудий малого калибра, и силы были явно неравными. С дистанции 64 кабельтова орудия главного калибра крейсера произвели по нам 27 выстрелов, четыре тяжелых снаряда попали в пароход, несмотря на то, что мы по всем правилам поставили дымовую завесу.
Командир «Шеера» капитан первого ранга Мендсен-Болькен на своем хорошо вооруженном корабле «геройски» расправлялся с ветераном Арктики. Фашисты действовали, как хотели, ведь для них такая дистанция боя была, по сути дела, прямая наводка.
Первым попаданием тяжелого снаряда была снесена мачта, и я полез ставить антенну на другую, но фашисты стали обстреливать нас шрапнелью, меня ранило и сбило на палубу. Спас меня боцман, он надел на меня спасательный круг и вытолкнул за борт, когда пароход уже тонул, и палуба сравнялась с водой.
Вторым тяжелым снарядом был снесен с кормы весь наш артиллерийский расчет (свыше 30 человек), третьим были на носу судна подожжены бочки с горючим, а четвертый угодил в машинное отделение, после чего стало ясно, что пароход обречен.
«Сибиряков» тонул, но пушки его продолжали бить по врагу. Такого моряки пиратского рейдера никак не ожидали, а за последние восемь месяцев в Тихом океане и Северной Атлантике «Шеер» потопил и взял в плен свыше двадцати судов, и все они сдавались в плен без сопротивления.
После того, как нашу шлюпку захватили немцы, нас на крейсере загнали в трюм. Здесь я должен сказать, что героический отпор врагу, данный
сибиряковцами, настолько потряс немцев, что они, зауважав наших моряков, выдали всем шерстяные одеяла, а раненных выносили на этих одеялах даже подышать воздухом на верхнюю палубу. Еще такая деталь: никто из нас не выдал капитана Качараву: у него была густая черная борода, и мы сказали, что это наш профессор. Затем в Норвегии нас сдали в руки гестапо и начались наши мытарства по концлагерям».
В 1961 году группа сибиряковцев за мужество и стойкость, проявленные в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер», указом Президиума Верховного Совета СССР, были награждены боевыми орденами.