"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение Сальников Константин » 16 Декабрь 2016 11:35

Я много лет сам собираю информацию по истории Диксона. Вот фрагмент, касаемый этой темы:
На пароходе было 99 человек: 41 – экипаж, 32 краснофлотца, 2 офицера-артиллериста и 24 пассажира-полярника [133]. Многие погибли в первые минуты боя, уцелевшие спустили шлюпки. Одна из них перевернулась от взрыва снаряда, в ней все погибли, вторая пошла к острову. Но с крейсера спустили мотобот с автоматчиками, он помчался наперерез к шлюпке и захватил 18 моряков в плен. [134][133] Летопись Севера, т. VII, М., Мысль, 1975, А.М. Румянцев. Незабываемые дни битвы за Советскую Арктику (1942, август), стр. 33.
[134] Надо отметить следующий факт: в своей статье «Операция «Вундерланд» в журнале «Марине Рундшау» (№1/1955) Ю. Майстер называет цифру спасенных 28. Большинство же отечественных изданий говорит о 18 или 19 моряках.

Только кочегару Павлу Ивановичу Вавилову удалось спастись. Хотя, в воспоминаниях радиста Николая Дождикова это выглядит иначе:
"Я присутствовал при разговоре Вавилова с работниками радиоцентра. Он ещё толком не пришёл в себя, многое путал, говорил бессвязно. Это и понятно провести больше месяца в одиночестве, голодать и мёрзнуть – такое не каждый выдюжит. Запись его рассказа, сделанная мною, совпадает с тем, что писали Е. Сузюмов, Л.Н. Новиков и А. Тараданкин. Но я обратил внимание на такой факт. Авторы утверждают, что Вавилов выбрался на остров один с собакой. В моих же записях сказано, что он выбрался на берег вдвоём с Грачёвым и что через десять дней Грачёв погиб при встрече с белым медведем. Кто ошибся, я так и не знаю." [135][135] Дождиков Н.Р. В эфире Арктики. М., Советская Россия, 1967, стр. 181
Этот человек незаурядной физической силы и здоровья вплавь добрался к пустой шлюпке, моряки которой были пленены, и забрался в неё. Обломком доски он стал грести к земле, которая виднелась вдали. По пути ему удалось вытащить из воды мешок отрубей, спальный мешок, тюк с одеждой.
Евгений Сузюмов в очерке «Подвиг "Сибирякова"», опубликованный в 1957 году в альманахе «Летопись Севера», привёл выдержки из дневника Павла Ивановича:
"26 или 27 августа маяк, не знаю название. Дневник Вавилова Павла Ивановича рождения 1909 г. кочегар л/п «Сибиряков». Жена и дочь в Архангельске, Соломбала, Левашова, д. 10, кв. 2. Бертова Анна Степановна, дочь 4 года – Вавилова Евгения Павловна."
Далее следует запись: "«Сибиряков» героически погиб в бою с немецким кораблём…"
Дальнейшие записи в дневнике очень кратки. Вот, например, записи за отдельные дни:
"Среда, 3 сентября. Видел один самолёт".
"Воскресенье, 7 сентября .Видел пароход «Сакко» на востоке".
"Понедельник, 15 сентября. Видел один самолёт. Осталось 200 галет".
"Вторник, 16 сентября. Видел один пароход и самолёт".
"Четверг, 18 сентября. Видел самолёт".
"Воскресенье, 21 сентября. Видел с запада судно".
"Понедельник, 22 сентября. Видел ещё одно судно типа «Седов». Шло на запад, но и оно должно меня видеть".
"Вторник, 23 сентября. Видел самолёт на западе".
"Среда, 24 сентября. Видел пароход «Сакко»".
"Пятница, 26 сентября. Видел самолёт вечером. Он меня заметил".
"Суббота, 27 сентября. Видел два самолёта".
"Воскресенье, 28 сентября. Сняли". [136]
[136] Летопись Севера. т. 2. М., Географгиз, 1957, Е.М. Сузюмов, «Подвиг «Сибирякова», стр. 273-274.
В приведённых частях дневника также отсутствует информация о Грачёве, но не стоит сбрасывать со счёта то, что дневник был, вероятно, отредактирован Сузюмовым или «компетентными органами», как ни как, это были 50-е года.

На острове, питаясь отрубями, Вавилов прожил 34 дня. Его заметили с проходившего мимо парохода. Вот фрагмент из книги В. Стругацкого:
"...После одного из сентябрьских совещаний в опустевшем кабинете начальника морских операций на Диксоне А. И. Минеева задержался капитан парохода «Садко» [137] А.С. Введенский:
– Ареф Иванович, есть сугубо конфеденциальный разговор. Дело вот в чём. Сейчас, когда мы шли к Диксону, как всегда, брали пеленги острова Белуха. Я стоял на мостике. Мне показалось, что на берегу острова – человеческая фигура. Сначала подумал, что обознался, принял камень за человека. Но это всё-таки человек, он зашевелился и отошёл от навигационного знака" [138].
[137] Название судна неверно, на самом деле «Садко» 11 сентября 1941 года наскочил на неизвестную подводную мель и затонул. Так, что вернее – «Сакко».
[138] В.И. Стругацкий. К полюсам Земли. Рассказы из музея Арктики и Антарктики. Л., Лениздат, 1984, стр. 97.

Через три дня гидросамолёт прославленного полярного лётчика И.И. Черевичного сумел вывезти Вавилова на материк. Вот как это описывает сам Черевичный:
"Трудновато было мне сажать лодку на волну у скалистого острова Белухи. Но ему-то, Вавилову, островитянину по нужде, куда тяжелее пришлось. Однако крепкий оказался парень. Как увидел, что сели мы, сам в воду бросился, поплыл навстречу. Отощал, конечно, за месяц, что на острове прожил. Ребята мои его в лодку втащили совсем окоченевшего.
Насилу отогрели, отпоили горячим кофейком. Потом и чарку поднесли, как положено герою" [139].
[139] Морозов С. Крылатый следопыт Заполярья. М., Мысль, 1975, стр. 59.
И тогда впервые стало известно о бое "А. Сибирякова" с "Адмиралом Шеером".

Несколько позднее гидрографическое судно "Мурманец" обнаружило на одном из островов разбитую шлюпку с "Сибирякова", а гидрографы с г/с "Якутия" в районе острова Нансена труп Дарьи Колкуновой, повара с полярной станции «Мыс Оловянный», и несколько предметов с затонувшего парохода. [140][140] Морозов С. Крылатый следопыт Заполярья. М., Мысль, 1975, стр. 59.
Аватара пользователя
Сальников Константин
 
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 05 Декабрь 2008 11:55
Откуда: п. Светлогорск (Курейская ГЭС)

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение Yellow Horror » 16 Декабрь 2016 17:23

Сальников Константин пишет:в своей статье «Операция «Вундерланд» в журнале «Марине Рундшау» (№1/1955) Ю. Майстер называет цифру спасенных 28.
В доступном мне переводном издании его книги (издано в 2005 "Эксмо", датировка оригинала не указана) стоит цифра 21.
М.И.Белов, который мне кажется (если хорошенько отжать от пропаганды) наиболее качественным советским источником, пишет о 22.
На уровне домыслов, расхождение в цифрах можно объяснить тем, что не всех подобранных довезли до базы. Там ведь были и раненые, некоторых оперировали, может кто-то и умер. Согласно воспоминаниям вернувшихся из плена, здоровых и раненых держали раздельно.

Попытался залезть в Бундесархив в поисках KTB "Шеера" (в том, что они существуют в природе, я уже успел убедиться), но обломился. По крупным и средним кораблям Рейхсмарине и Кригсмарине в открытом доступе инфы ноль: "раздел в стадии наполнения". Чтобы что-то реальное получить, нужно регаться и делать запрос. В иностранный (НАТОвский) госархив, ага 8) Мой энтузиазм на столько не простирается...

P.S. Такой вопрос: и Майстер, и Белов говорят о 7 подводных лодках, поддерживавших операцию "Вундерланд". Мне пока удалось отследить участие пяти: U-209, 251, 255, 456, 601. Не хватает двух, очевидно из числа действовавших в Баренцевом море. Конечно и сам могу найти, но лень может кто-то уже знает? UPD: вероятно, одной из "недостающих" подлодок была U-589, вышедшая 23 августа для минной постановки в районе пролива Маточкин Шар.

P.P.S. И ещё: насколько правдоподобной вам кажется история о том, что старпом "Дежнёва" С.А. Кротов, якобы, собирался затопить "Дежнёв" на фарватере, чтобы не дать "Шееру" войти в гавань, но отказался от этого намерения, заметив что вражеский корабль разворачивается? На мой взгляд, сюжет шит белыми нитками: "Шееру" ведь никто не мешал вернуться, а у "Дежнёва" второй возможности затопиться в правильном месте явно уже было.
Yellow Horror
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 Декабрь 2016 21:43

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение Vermud » 28 Март 2017 22:21

Yellow Horror пишет:Раз уж речь зашла о надёжности источников, не подскажете ли верные направления поиска по следующим вопросам:

1. Сколько и каких радиограмм было на самом деле принято от "Сибирякова" радиостанцией Диксона? И посылались ли ему какие-то сообщения в ответ на эти радиограммы? Ведь должен же существовать официальный журнал радиообмена, в который заносятся все радиограммы. Почему нигде не вижу фотокопий с него? Засекречен? Утерян?

2. Несколько источников сообщают о якобы сохранившихся журналах "Шеера". Как бы с ними ознакомиться (немецкий и/или английский меня не пугают)? Тот же вопрос по мемуарам Меендсена-Болькена. "Цитаты" из них у Тониной, понятное дело, липа. Но сами мемуары-то где-то существуют?

3. Сколько всё-таки людей с Сибирякова подобрали немцы? Юрг Майстер пишет, что 21. Казалось бы, немцу, работавшему с немецкими документами, виднее (уж наверное немцы пленных сосчитали). Почему тогда эта цифра не стала общепринятой, на чём основаны другие варианты (я встречал 22, 19, 18, 16)?


Сам недавно заинтересовался подробно историей Сибирякова. Считаю что, действительно был подвиг наших моряков. Но вокруг этого подвига журналисты и писатели воздвигли столько "улучшений по героизации", что практически невозможно восстановить реальную картину событий. Yellow Horror вы правильно задали вопросы. На эти и другие, к сожалению, ответов не видел. Далее мое имхо:
1. Архивных документов, сколько и каких радиограмм принял Диксон, не опубликовано. Полагаю, сначала было секретно, а сейчас не совсем ура-патриотично. Вероятнее всего одна.
2. Мемуары Меендсена-Болькена придумала Тонина. Больше нигде ссылок нет.
3. Кто-то давал ссылку выдержки из журнала Шеера. Там 22 чел. катер привез.

Теперь хочу узнать о следующих деталях, которые меня удивили
1. Про радиограммы тоже очень интересно- может где то есть архивные данные?
2. Откуда в отечественной литературе появилась цифра 18 подобранных моряков и удалось идентифицировать имена?
3. Как хорошо бы почитать оригинал журнала Шпеера об этом дне, а не отдельные выписки.
4. Если Матвеев действительно метнул топор в фашиста и погиб, то почему не наградили до сих пор? Поступок смелый и геройский, безусловно.
5. Почему не наградили Вавилова -месяц продержался на острове и первый сообщил о судьбе Сибирякова.
6. С наградами вообще странно, в 1961 получили наградили наконец 8 человек. И только. Даже Качаравы в том указе нет.
Vermud
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 28 Март 2017 21:43

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение SVF » 12 Октябрь 2017 14:37

"Комсомолец Заполярья", 10 мая 1939 г. №63:
 1939-05-10-05.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4375
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение SVF » 12 Октябрь 2017 14:56

"Комсомолец Заполярья", 12 мая 1939 г. №64:
 1939-05-12-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4375
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Сибиряков", ледокольный пароход (1908)

Сообщение SVF » 12 Октябрь 2017 15:30

"Комсомолец Заполярья", 20 мая 1939 г. №68:
 1939-05-20-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4375
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения