№14 (5416), 13 апреля 2007 г.
ПАРОХОДЫ ЛЕНСКОГО ФЛОТА
В истории Якутии есть много такого, к чему можно применить термин «старейший» или «первый». Но, к сожалению, большинство этих первых свидетелей прошлого не дошли до наших дней. Причем зачастую уничтожались они в «благородном» порыве сохранения или реставрации.
Кит вместо «Лены»
Так исчезло первое каменное здание Якутска. Старейший деревянный дом снесен в прошлом году. Башня острога сгорела. Это то, что касается городских зданий. Но есть и другие исторические артефакты.
Но был один пароход, которому в следующем году могло исполниться 130 лет. Пароход «Лена» списали в 1953 году. Это был период, когда с водных просторов исчезли последние дореволюционные пароходы. Но «Лену» не порезали, а в 1959 г. вышло распоряжение Совета Министров ЯАССР, где говорилось следующее: «Идя на встречу пожеланиям трудящихся республики:
1) сохранить пароход «Лена» как историческое судно, установить пароход «Лена» на территории Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского. Дирекции музея обеспечить сохранность парохода и организовать посещение трудящихся.
2) Обязать управление речных путей Ленского бассейна (тов. Мельник) приплавить до 10 июля 1960 г. пароход «Лена» из Жиганска в Якутск.
3) Обязать Ленское речное пароходство (тов. Иванов) восстановить пароход «Лена», придав ему прежний вид, построить павильон для стоянки его на территории музея и установить в нем пароход «Лена».
В 1975 г. на этом распоряжении появилась приписка: «Впоследствии руководство пароходства заверило, что будет сделан макет определенных размеров по согласованию с дирекцией музея с павильоном».
Распоряжение 1959 г. было частично выполнено лишь через несколько лет. В 1967 г. в Жиганск специально приехал один из бывших капитанов парохода «Лена» Горовацкий, чтобы привести судно в Жатай. Как получилось позже, на последнюю стоянку. Здесь, во время ледохода следующего, 1968 года пароход получил пробоину и частично затонул. Потом появились другие повреждения. Старинный корабль стал никому не нужен, был словно бельмо на глазу, а потому его позже и вовсе порезали втихаря.
Из Гетеборга до Якутска
Пароход «Лена» прибыл в Якутск 21 сентября 1878 г. из Норвегии через Северный Ледовитый океан. Он являлся спутником шхуны «Вега», и оба корабля были снаряжены крупным золотопромышленником и исследователем А.М. Сибиряковым. В 1875 г. он предложил шведскому ученому А.Э. Норденшельду смелый проект экспедиции на Лену и в Берингов пролив, обещав для ее реализации 25 тысяч рублей золотом. Предложение было принято, в Швеции Норденшельда поддержали промышленник Оскар Диксон и король Оскар II.
И вот 4 июля 1878 г. пароход «Вега» и пароход «Лена» во главе с капитаном норвежцем Иогансеном под раскаты орудийных залпов покинули Гетеборгскую гавань. 28 августа пароходы уже прибыли на Лену. В бухте Тикси они навсегда распрощались: «Вега» продолжила путь на восток, а «Лена» направилась в Якутск. С прибытием «Лены» в Якутск положено начало пароходного сообщения между Якутском и устьем Лены.
Пароходная история
Но «Лена» была не первым пароходом в Якутии. В 1855-1856 годах недалеко от города Верхоленск Иркутской области купцами-золотопромышленниками Сибиряковым (тем самым), Басмановым и Немчиновым был построен и спущен на воду первый ленский пароход, мощностью 380 л.с., который так и назвали – «Первенец». Следующим паровым судном стал более мощный в 480 л.с. буксиро-пассажирский «Святой Иннокентий», построенный в Тюмени в 1864 г. В 1868 г. по реке Лена начал курсировать привезенный из Бельгии пароход «Тихон Задонский». Затем, в 1872 г. был построен пароход «Генерал Синельников». Таким образом, к 1879 г. по реке Лена ходили уже 5 пароходов.
В 1882 г. их стало девять, в 1890 г. – двенадцать, а в 1900 г. - 27 единиц. В 1913 г. количество пароходов Ленского бассейна достигло 36. До 1880-х годов пароходы приходили в Якутск не более 2-3 раз за навигацию для вывоза с ярмарки на золотые прииски скота, рыбы, продуктов животноводства, пушнины, а также мамонтовой кости.
Летняя ярмарка 1909 г. открылась в Якутске раньше обычного, так как пароход «Лена», на котором приезжали северные торговцы с Булуна, прибыл раньше прежнего, 27 июня.
Рейсов на реки Алдан, Вилюй и в низовья Лены совсем не было. Только в 1895 г. компанией Глотова было начато так называемое «срочное» почтово-пассажирское пароходство. Пассажирский рейс от Усть-Кута до Якутска продолжался 12 суток, а обратно – 17!
Первый «ЛОРП»
14 февраля 1894 г. по инициативе нижнеудинского купца первой гильдии, предпринимателя-судовладельца Николая Егоровича Глотова с одобрения Государственного Совета было открыто почтово-пассажирское пароходство на Лене между Усть-Кутом и Якутском.
20 декабря 1894 г. пароходство Глотова было Высочайше утверждено и с мая 1895 г. начало действовать. Перед этим чиновник особых поручений Лукин и статистик Стрежнев по распоряжению иркутского генерал-губератора исследовали хозяйственный быт приленского населения, чтобы выяснить потребность в таком транспорте. Согласно договору между предпринимателем и генерал-губернатором, пароходство приняло на себя доставку всевозможных грузов в разные пункты по Лене.
Движение открылось 10 мая 1895 г. от станции Тарасовской до Якутска. Первый рейс совершил пароход «Пермяк». Кроме него ходили суда пароходства «Витим» и «Якут», сделавшие в первую навигацию по 16 рейсов.
17 августа 1899 г. Якутским областным статистическим комитетом на пароходе «Громов», принадлежащем фирме А. Громовой, отправили в Иркутск около 200 экспонатов (чучела пушных зверей, изделия из мамонтовой кости, женские украшения из серебра, образцы якутской одежды, поделки из меха и т.д.) для участия в Парижской Всемирной выставке 1900 года.
Летом 1915 г. вследствие мелководья реки Вилюй почтовый пароход «Соболь», дойдя до устья Вилюя, вернулся обратно в Якутск со всеми пассажирами.
10 июня на пароходе «Громов» в Вилюйск для обозрения некоторых церквей и освящения церкви в поселении прокаженных отбыли преосвященный Никодим, епископ Якутский и Вилюйский и губернатор В.Н. Скрипицын. 21 июня они вернулись обратно. Осенью того же года «Громов» поднялся по Алдану до Нелькана для вывоза беспошлинных товаров, доставленных туда с побережья Охотского моря. А вот попытка парохода «Лена» проникнуть морем на реку Яну завершилась неудачно.
16 сентября 1917 г. в Якутск прибыли с низовьев Лены пароходы «Лена» и «Громов» (из Жиганска). Ими привезено более 15 тысяч пудов рыбы – по тогдашним меркам средний улов.
В истории Якутии есть много такого, к чему можно применить термин «старейший» или «первый». Но, к сожалению, большинство этих первых свидетелей прошлого не дошли до наших дней. Причем зачастую уничтожались они в «благородном» порыве сохранения или реставрации.
Кит вместо «Лены»
Так исчезло первое каменное здание Якутска. Старейший деревянный дом снесен в прошлом году. Башня острога сгорела. Это то, что касается городских зданий. Но есть и другие исторические артефакты.
Например, первый самолет «Сопвич», приземлившийся в Якутске в 1925 году. От него, правда, сохранился двигатель, и самолет в настоящее время восстанавливается энтузиастами по чертежам. О том, каким был первый в Якутии автомобиль, до недавнего времени даже не было известно, но сохранились и восстанавливаются поздние модели 1930-х годов. А кто сейчас знает, какой корабль в Якутии является самым старым? Среди тех судов, что стоят на «вечном» приколе в районе речпорта и городской дамбы,, их нет - они выпущены в 1950-1960-х годах. Остальные относительно новые.
Но был один пароход, которому в следующем году могло исполниться 130 лет. Пароход «Лена» списали в 1953 году. Это был период, когда с водных просторов исчезли последние дореволюционные пароходы. Но «Лену» не порезали, а в 1959 г. вышло распоряжение Совета Министров ЯАССР, где говорилось следующее: «Идя на встречу пожеланиям трудящихся республики:
1) сохранить пароход «Лена» как историческое судно, установить пароход «Лена» на территории Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского. Дирекции музея обеспечить сохранность парохода и организовать посещение трудящихся.
2) Обязать управление речных путей Ленского бассейна (тов. Мельник) приплавить до 10 июля 1960 г. пароход «Лена» из Жиганска в Якутск.
3) Обязать Ленское речное пароходство (тов. Иванов) восстановить пароход «Лена», придав ему прежний вид, построить павильон для стоянки его на территории музея и установить в нем пароход «Лена».
В 1975 г. на этом распоряжении появилась приписка: «Впоследствии руководство пароходства заверило, что будет сделан макет определенных размеров по согласованию с дирекцией музея с павильоном».
Распоряжение 1959 г. было частично выполнено лишь через несколько лет. В 1967 г. в Жиганск специально приехал один из бывших капитанов парохода «Лена» Горовацкий, чтобы привести судно в Жатай. Как получилось позже, на последнюю стоянку. Здесь, во время ледохода следующего, 1968 года пароход получил пробоину и частично затонул. Потом появились другие повреждения. Старинный корабль стал никому не нужен, был словно бельмо на глазу, а потому его позже и вовсе порезали втихаря.
Копию «Лены» масштабом 1:10 (длиной 2,5 м) все же сделали, и она стоит в экспозиции музея Речного училища. Павильон в Краеведческом музее тоже построили, но находится в нем не пароход, а как всем известно – скелет кита. Хотя по размерам павильона видно, что он намного длиннее, чем его содержимое.
Из Гетеборга до Якутска
Пароход «Лена» прибыл в Якутск 21 сентября 1878 г. из Норвегии через Северный Ледовитый океан. Он являлся спутником шхуны «Вега», и оба корабля были снаряжены крупным золотопромышленником и исследователем А.М. Сибиряковым. В 1875 г. он предложил шведскому ученому А.Э. Норденшельду смелый проект экспедиции на Лену и в Берингов пролив, обещав для ее реализации 25 тысяч рублей золотом. Предложение было принято, в Швеции Норденшельда поддержали промышленник Оскар Диксон и король Оскар II.
И вот 4 июля 1878 г. пароход «Вега» и пароход «Лена» во главе с капитаном норвежцем Иогансеном под раскаты орудийных залпов покинули Гетеборгскую гавань. 28 августа пароходы уже прибыли на Лену. В бухте Тикси они навсегда распрощались: «Вега» продолжила путь на восток, а «Лена» направилась в Якутск. С прибытием «Лены» в Якутск положено начало пароходного сообщения между Якутском и устьем Лены.
Пароходная история
Но «Лена» была не первым пароходом в Якутии. В 1855-1856 годах недалеко от города Верхоленск Иркутской области купцами-золотопромышленниками Сибиряковым (тем самым), Басмановым и Немчиновым был построен и спущен на воду первый ленский пароход, мощностью 380 л.с., который так и назвали – «Первенец». Следующим паровым судном стал более мощный в 480 л.с. буксиро-пассажирский «Святой Иннокентий», построенный в Тюмени в 1864 г. В 1868 г. по реке Лена начал курсировать привезенный из Бельгии пароход «Тихон Задонский». Затем, в 1872 г. был построен пароход «Генерал Синельников». Таким образом, к 1879 г. по реке Лена ходили уже 5 пароходов.
В 1882 г. их стало девять, в 1890 г. – двенадцать, а в 1900 г. - 27 единиц. В 1913 г. количество пароходов Ленского бассейна достигло 36. До 1880-х годов пароходы приходили в Якутск не более 2-3 раз за навигацию для вывоза с ярмарки на золотые прииски скота, рыбы, продуктов животноводства, пушнины, а также мамонтовой кости.
Летняя ярмарка 1909 г. открылась в Якутске раньше обычного, так как пароход «Лена», на котором приезжали северные торговцы с Булуна, прибыл раньше прежнего, 27 июня.
Рейсов на реки Алдан, Вилюй и в низовья Лены совсем не было. Только в 1895 г. компанией Глотова было начато так называемое «срочное» почтово-пассажирское пароходство. Пассажирский рейс от Усть-Кута до Якутска продолжался 12 суток, а обратно – 17!
Первый «ЛОРП»
14 февраля 1894 г. по инициативе нижнеудинского купца первой гильдии, предпринимателя-судовладельца Николая Егоровича Глотова с одобрения Государственного Совета было открыто почтово-пассажирское пароходство на Лене между Усть-Кутом и Якутском.
20 декабря 1894 г. пароходство Глотова было Высочайше утверждено и с мая 1895 г. начало действовать. Перед этим чиновник особых поручений Лукин и статистик Стрежнев по распоряжению иркутского генерал-губератора исследовали хозяйственный быт приленского населения, чтобы выяснить потребность в таком транспорте. Согласно договору между предпринимателем и генерал-губернатором, пароходство приняло на себя доставку всевозможных грузов в разные пункты по Лене.
Движение открылось 10 мая 1895 г. от станции Тарасовской до Якутска. Первый рейс совершил пароход «Пермяк». Кроме него ходили суда пароходства «Витим» и «Якут», сделавшие в первую навигацию по 16 рейсов.
17 августа 1899 г. Якутским областным статистическим комитетом на пароходе «Громов», принадлежащем фирме А. Громовой, отправили в Иркутск около 200 экспонатов (чучела пушных зверей, изделия из мамонтовой кости, женские украшения из серебра, образцы якутской одежды, поделки из меха и т.д.) для участия в Парижской Всемирной выставке 1900 года.
Помимо них с верховьев реки ходили и прочие частные пароходы: «Лена», «Громов», «Святой Тихон Задонский», «Борец» и «Константин». «Лена» сделала два рейса из Якутска к устью Лены, откуда вывезла рыбу на прииски. А «Громов» ходил два раза в Витим, затем сделал рейс на устье реки Алдан и вверх по ней за чаем, вывезенным на реку Маю зимой из Аяна, а также сделал в августе два рейса на Вилюйск, но оба раза, не доходя до него из-за мелководья, вынужден был возвращаться в Якутск.
Летом 1915 г. вследствие мелководья реки Вилюй почтовый пароход «Соболь», дойдя до устья Вилюя, вернулся обратно в Якутск со всеми пассажирами.
10 июня на пароходе «Громов» в Вилюйск для обозрения некоторых церквей и освящения церкви в поселении прокаженных отбыли преосвященный Никодим, епископ Якутский и Вилюйский и губернатор В.Н. Скрипицын. 21 июня они вернулись обратно. Осенью того же года «Громов» поднялся по Алдану до Нелькана для вывоза беспошлинных товаров, доставленных туда с побережья Охотского моря. А вот попытка парохода «Лена» проникнуть морем на реку Яну завершилась неудачно.
16 сентября 1917 г. в Якутск прибыли с низовьев Лены пароходы «Лена» и «Громов» (из Жиганска). Ими привезено более 15 тысяч пудов рыбы – по тогдашним меркам средний улов.
Ярослав АРБУГИН, 16.04.2007