"Фаддей Беллинсгаузен", ОИС

От ладьи и коча до атомохода.

"Фаддей Беллинсгаузен", ОИС

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Октябрь 2009 11:36

 Кораблик 2 091.jpg
Найдено на форуме "Фалеристика"
Военмор : http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 14#p231714

"Кругосветная Антарктическая экспедиция ВМФ на ОИС "Адмирал Владимирский" и ОИС "Фаддей Беллинсгаузен" Гидрографической службы Краснознаменного Черноморского Флота 1982-1983 гг.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Фаддей Беллинсгаузен", ОИС

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Октябрь 2009 13:23

© "Военно-промышленный курьер", 2003-2008.
ВПК №48 (214)
12 - 18 декабря 2007 года


КУРСАМИ ШЛЮПОВ "ВОСТОК" И "МИРНЫЙ"

25 ЛЕТ НАЗАД СОСТОЯЛАСЬ КРУГОСВЕТНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СУДОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ПОСВЯЩЕННАЯ 200-ЛЕТИЮ СЕВАСТОПОЛЯ И ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

Богата история географических открытий, сделанных нашими соотечественниками - военными моряками. Именно они проложили новые океанские пути, открыли человечеству многие острова, проливы, заливы и даже целый материк. Выдающимся научным подвигом стал поход шлюпов "Восток" и "Мирный" под командованием капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева к Южному полюсу. В итоге они открыли шестой континент нашей планеты - Антарктиду. Это величайшее открытие справедливо считается равнозначным открытиям, которые сделали Колумб и Магеллан. Однако и в наше время из всех районов Мирового океана менее изученным остается Антарктический.
Антарктические станции ряда государств, в том числе и Советского Союза, занимались в основном изучением континента, его атмосферы, а морской зоны - в меньшей степени. Между тем интересы мореплавания, хозяйственно-экономическое и военное значение континента, особенно в последнее время, постоянно себя проявляют.

 05_01_01_big.jpg
В 1982 году командованием ВМФ СССР было поручено гидрографической службе Черноморского флота подготовить и осуществить кругосветную Антарктическую экспедицию на океанографических исследовательских судах (ОИС) "Адмирал Владимирский" и "Фаддей Беллинсгаузен" по маршруту первой русской Антарктической экспедиции. Если в 1819 году поход к Южному полюсу организовал и проводил Балтийский флот, а корабли выходили из Кронштадта, то в декабре 1982 года это почетное и ответственное плавание готовил Черноморский флот, а корабли провожали и встречали в городе-герое Севастополе в канун его двухсотлетия. Поход посвящался этому юбилею.

Экспедиция планировалась не просто как мемориальный поход по следам первооткрывателей Антарктиды, а в первую очередь с научными целями, охватывающими комплекс океанографических, гравиметрических и магнитных исследований, в т.ч. с изучением рельефа дна, грунтов и течений, свойств морской воды, определением местонахождения Южного магнитного полюса и др. Кроме сугубо научных, целью похода было подтверждение приоритета мореплавателей нашего Отечества в открытии Антарктиды. Экспедицию возглавил вице-адмирал Владимир Ильич Акимов - первый заместитель начальника ГУНИО СССР. Заместителем по науке был контр-адмирал Лев Иванович Митин - начальник гидрографии ЧФ. Заместителем по политическим вопросам - капитан 2-го ранга Николай Ефимович Антонюк.

В состав экспедиции входили 280 человек, в т.ч. 95 военнослужащих, 185 гражданских моряков-гидрографов и ученых ряда научно-исследовательских институтов СССР. За походом внимательно следила не только вся страна, но и международная общественность, зарубежные СМИ. Публикации в газетах, репортажи по радио и сообщения по телевидению сопровождали экспедицию на всем пути следования. На кораблях находилась пресс-группа, в которую входили известный писатель и наш земляк Геннадий Черкашин в качестве корреспондента газет "Правда" и "Комсомольская правда", редактор журнала "Морской сборник" Борис Радионов представлял, кроме того, газету "Красная Звезда", Валерий Мясников - корреспондент газеты "Флаг Родины", Борис Золотайкин - нештатный корреспондент "Славы Севастополя", а также художник-маринист Центрального музея ВМФ Владимир Яркий и кинооператор Виктор Родинка.

2 декабря 1982 года отряд вышел из Севастополя, суда благополучно прошли Босфор, Дарданеллы, Средиземное море и 11 декабря западнее Гибралтарского пролива вышли на маршрут шлюпов "Мирный" и "Восток", взяв курс к островам Зеленого Мыса. Началось многомесячное плавание.

Интересным событием для экипажей и экспедиции стало пересечение 20 декабря нулевой параллели с нулевым меридианом, когда моряки находились сразу в четырех полушариях Земли. Называется это место "Золотой точкой планеты". Не каждому моряку удается здесь побывать, и потому это является предметом особой гордости, позволяет носить почетный "нештатный" титул "морского волка".

Весело и остроумно прошел обряд "оморячивания" впервые побывавших в "Золотой точке". Были розыгрыши и приколы "свиты Нептуна", происки "чертей". В честь этого события всем участникам экспедиции вручены специальные грамоты за подписью Нептуна.

24 декабря суда зашли в порт Луанда (Ангола) для пополнения запасов и отдыха личного состава.

Новый 1983 год с хорошим настроением встретили в Атлантическом океане, в 340 милях от Намибии и ЮАР. Встречали его дважды - по судовому времени и по московскому. Экипаж веселили остроумный и находчивый Дед Мороз (Василий Лысенко) и очаровательная Снегурочка (Людмила Баботкина). Был дан прекрасный концерт художественной самодеятельности (отдельные номера действительно исполнялись на уровне профессиональных). Был накрыт и великолепный стол со всевозможными закусками и напитками (сок, морс, квас). А 1 января: конечно, купались в бассейне и загорали, ведь температура была +27°С.

Затем пути двух кораблей временно разошлись. "Фаддей Беллинсгаузен" остался выполнять гидрологические исследования в сороковых "ревущих" и пятидесятых "неистовых" широтах в условиях девятибалльного шторма. "Адмирал Владимирский" направился в точку открытия Антарктиды нашими соотечественниками. По пути гидрографами С. Дорогокупцом и Ю. Тюриным был обнаружен ряд подводных гор. Наиболее высокой из них, более чем двухкилометровой, дали название Севастопольской.

10 января 1983 года "Адмирал Владимирский" подошел к кромке дрейфующего льда и после вертолетной разведки вышел к большому ледяному барьеру шельфового ледника Беллинсгаузена, то есть фактически к Антарктиде. Участники нашей экспедиции не архивными поисками, а своими исследовательскими материалами, показаниями приборов доказали, что 28 (16) января 1820 года Беллинсгаузен и Лазарев, безусловно, открыли ледовый материк. Вот как описывал в своих корреспондентских материалах это событие Геннадий Черкашин:

"День выдался солнечным, ясным, и белые шапки снега на ярко-индиговых, цвета лазурита или зеленых, как малахит, льдинах казались спинами гигантских медуз, в скопище которых попало белое экспедиционное судно. Слева и справа, куда ни кинь взгляд, среди заснеженных ледяных полей противотанковыми надолбами вздымались айсберги, словно прикрывали подступы к Антарктиде. По сравнению с ними "Адмирал Владимирский" казался хрупким, как елочная игрушка. Натолкнувшись на толстую льдину, корабль вздрагивал, задирал форштевень и, мелко сотрясаясь, подламывал лед.

Судовые часы на "Владимирском" показывали 11 часов 50 минут, когда впереди зажглась яркая неоновая нить. С каждой пройденной милей эта нить все разрасталась, одновременно утолщаясь, и наконец все убедились: впереди материк, точнее, его шельфовый ледник - визитная карточка Антарктиды: отвесно уходящая в воду неприступная стена льда, которой материк на протяжении тысяч морских миль, будто барьером, отгородился от пришельцев с других континентов".

Выход к Антарктиде в точке ее открытия нашими соотечественниками был встречен мощным "ура!" всех участников экспедиции. Сверкала ярко-синяя вода. Искрясь, сверкал даже сам воздух. И кто-то из стоявших на мостике восторженно воскликнул: "А ведь чертовски прекрасны владения гордой Королевы снегов и льдов!".

Проведя здесь комплексные океанографические наблюдения и преодолев плотное ледяное поле, "Адмирал Владимирский" начал двигаться на восток вокруг Антарктиды. Пройдя 65-мильную полосу дрейфующего льда, он отдал якорь на рейде станции "Мирный". Из всех пройденных миль это были самые тяжелые. "Адмирал Владимирский", пробиваясь сквозь крупнобитый лед, колол и давил глыбы полутораметровой толщины, огибая огромные айсберги. При этом большое мастерство, мужественную решительность и даже смелость проявил командир корабля капитан 2-го ранга Роман Панченко.

С первых дней плавания в высоких южных широтах у нас установились хорошие деловые, ставшие дружескими связи с руководителями и учеными 27 и 28-й ОАЭ (Советских антарктических экспедиций). В ходе посещения антарктических полярных станций "Мирный", "Молодежная", "Ленинградская", "Беллинсгаузен" и на острове Петра I нами были установлены мемориальные памятные знаки первооткрывателям Антарктиды и в честь 200-летия Севастополя.

С 29 января по 3 февраля участники экспедиции на "Фаддее Беллинсгаузене" проводили комплексные работы по определению Южного магнитного полюса. В результате уникальных магнитных исследований с использованием космических навигационных систем впервые в истории науки с моря с большой точностью были определены его местонахождение, скорость и направление дрейфа (дрейфовал в северо-западном направлении со скоростью 12 км в год). В проводимых исследованиях проявили высокий профессионализм гидрографы Л. Рудь, Г. Михальчук, А. Парахин, А. Саркисов.

17 февраля отряд прибыл в порт Веллингтон, столицу Новой Зеландии, с целью пополнения запасов и отдыха. На нас город произвел очень хорошее впечатление. С моря Веллингтон напоминает чем-то Ялту. Зеленый, чистый, аккуратный. Правда, в деловом районе в отличие от Ялты много высотных домов. Но в них новозеландцы в основном не живут. Живут за городом в коттеджах. Особенно великолепен Ботанический сад с многочисленными озерцами, реликтовыми растениями, экзотическими животными. Люди вежливые и приветливые. Много наших земляков из Украины и России. Спорт в необыкновенном почете. Пожалуй, большинство влюблены в бег - бегают утром, бегают в обеденный перерыв вместо обеда, бегают вечером - в одиночку и семьями:

22 февраля снялись с якорей, отдали швартовы и взяли курс к уже ставшей милой сердцу Антарктиде. Начался второй этап исследований.

9 марта посетили остров Смоленский для проведения интересного эксперимента. 16 лет до этого, в 1967 году, нашими моряками-гидрографами здесь были заложены на сохранение продукты. Стояла задача: их изъять для последующей доставки и проведения анализа в Севастополе и заложить партию свежих. Нашли место, где закладывалось продовольствие. Увы, консервы превратились в труху, а хлеб - в лепешки. Спиртное не испортилось...

Остров Смоленский - это какой-то неземной оазис. Черные скалы, наультрамариненные шельфовые ледники причудливых форм, равнины, покрытые антарктическим мхом (в Антарктиде еще было лето), голубые озерца. Здесь особая прозрачность атмосферы, видимость необычайная - все как будто рядом и кишмя кишит жизнь. Множество птиц носится над островом, но, несмотря на это, стоит звенящая тишина, распростерлось какое-то неземное небо. Кстати, здесь, на острове, мы обнаружили окаменевшее дерево. Значит, когда-то здесь был зеленый континент?!

После проведения комплексных исследований в районе Южных Шетлендских островов "Адмирал Владимирский" отправился с официальным визитом в столицу Аргентины Буэнос-Айрес, а "Фаддей Беллинсгаузен" совершил деловой заход в Рио-де-Жанейро - крупнейший город Бразилии.

25 марта "Адмирал Владимирский" ошвартовали у центрального причала, чуть ли не в центре столицы Аргентины. Париж Южного полушария - так называют Буэнос-Айрес. Город огромный - до 10 миллионов населения, красивый, много домов старинной испанской архитектуры.

Наш визит в южноамериканскую страну, по тем временам даже не редкий, скорее, исключительный, в буквальном смысле произвел политический фурор. Наши военные корабли ранее сюда не заходили, тем более это произошло после Фолклендского (Мальвинского) кризиса, в котором СССР занял сторону Аргентины.

Судно посетили около 20 тысяч иностранных граждан, в том числе из США, Чили, Франции, Уругвая, Боливии, Перу, Колумбии. На борту побывали послы в то время братских стран - Болгарии, Польши, ГДР, ЧССР, Венгрии, военные атташе 13 стран, в том числе Китая, Франции, Италии, Мексики, ФРГ и др. В Аргентине живет немало выходцев из Украины и России, активно работают земляческие организации и клубы им. Т. Шевченко, Н. Островского, А. Толстого, В. Белинского, Л. Украинки. Их представители также побывали на корабле. Ход визита позитивно освещался в местной печати, телевидением, радио. Отмечались скромность, культура советских граждан, чистота и порядок на корабле. Была проведена пресс-конференция руководства экспедиции с представителями многочисленных местных и зарубежных средств массовой информации.

Тем временем ОИС "Фаддей Беллинсгаузен" зашел в порт Рио-де-Жанейро. Там также очень тепло встречали участников экспедиции. Многие тысячи бразильцев и представителей других государств посетили советское судно.

05_01_02.jpg : Впереди - долгий путь.<br />Фото из архива авторов
29 марта корабли взяли курс на Конакри - столицу Гвинеи. 7 апреля пересекли экватор - теперь мы возвратились в родное Северное полушарие, на "чужбине" находились три с половиной месяца. В это время многие из членов экспедиции начали болеть простудными заболеваниями: по-видимому, организм потерял способность сопротивляться болезням, ведь Антарктида - "стерильный" мир.

9 апреля стали на якорь в бухте Конакри. Слева от нас - "Фаддей Беллинсгаузен", справа - острова, покрытые пальмовыми рощами.

Со стороны моря Конакри представляется обычным африканским городом. Конечно, это не Веллингтон, не Буэнос-Айрес, не Рио-де-Жанейро. Захламленный, грязный и неухоженный. Встречались с земляками - севастопольцами из Гидрофиза (Морского гидрофизического института АН), которые работали здесь в научно-исследовательском центре. Пополнив запасы, 11 апреля снялись с якорей, взяли курс к родным берегам, к Севастополю.

В ходе плавания участники экспедиции полностью выполнили научную программу исследований, и в этом прежде всего была заслуга научного руководителя экспедиции контр-адмирала Л. Митина.

За 148 суток похода в трех океанах и 19 морях было пройдено 35 369 миль, из них 13 518 - во льдах и среди айсбергов, четыре раза пересекали Южный полярный круг. Выполнено более 100 тыс. км промеров, гидрофизических съемок. Нанесено на карты 178 ранее неизвестных подводных гор, уточнено положение 13 островов. Проведены многочисленные радиозондовые, актинометрические, грунтовые и метеонаблюдения. Впервые в истории ВМФ были выполнены непрерывные измерения электрического поля в разных широтах от Черного моря до Антарктиды, что позволило определить общий фон электрического поля океана. Радиофизические исследования также дали уникальные результаты наблюдений, не имевшие аналогов в практике отечественной науки. Они могли бы широко использоваться при разработке перспективных радиотехнических средств обнаружения. Взятые в районе Антарктиды пробы грунта дали образцы железомарганцевых конкреций, а океанский ил показал высокое содержание кормового белка. Была разработана единая схема циркуляции водных масс и их взаимодействия с атмосферой. Изучено влияние мощного Антарктического циркумполярного течения на циркуляцию вод Мирового океана, а также на термический режим и атмосферные процессы планеты.

Примечательно: не будучи ледоколом, "Адмирал Владимирский" четырежды проходил тяжелые ледовые перемычки, являвшиеся предельными для судов такого класса.

Участники экспедиции, кроме высоких профессиональных качеств, продемонстрировали способность переносить большие физические и психологические перегрузки. Штормовое море, быстрая смена климатических условий, часовых поясов, дефицит свободного времени, безусловно, создавали дополнительные нагрузки для человеческого организма, и нужно сказать, что большинство членов экспедиции с трудностями справились на "отлично", решив нелегкие задачи. В результате 24 участника похода были награждены орденами и медалями.

27 апреля 1983 года, накануне своего юбилея, нас торжественно встречал Севастополь. За время похода моряки привыкли к бескрайности океанских просторов. Все было: и шторма, и зной, и снежные ураганы, льды и айсберги, но вряд ли где-нибудь так празднично сияло солнце, так радужно пестрел причал сиренью и тюльпанами в руках встречавших, как здесь, у родных берегов. Алым пламенем пылали пионерские галстуки на белоснежных рубашках ребят, учащихся школы №14, приветствовавших участников кругосветной Антарктической экспедиции.

С той поры уже минуло четверть века. И сегодня мы готовимся отметить уже 225-летие флота и города - Черноморского флота России и его главной базы - города русской славы Севастополя:

Нет уже пионеров, а те ребята-школьники стали взрослыми людьми. Нет уже многих участников экспедиции. Нет в составе флота и судов - участников похода. Но осталась память. Остались и результаты уникальных исследований, которые по-прежнему востребованы.

Николай АНТОНЮК
заместитель начальника кругосветной Антарктической экспедиции,
капитан 1-го ранга в отставке,

Сергей ГОРБАЧЕВ
член Союза писателей России, капитан 1-го ранга
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Фаддей Беллинсгаузен", ОИС

Сообщение SVF » 06 Октябрь 2009 13:43

Книга об этом рейсе:

 Мясников В.-(Путешествие).jpg
 Мясников В.-(Путешествие)-титул.jpg
Мясников В.Ф. Путешествие в страну белого сфинкса. Симферополь Таврия 1986гг. 208 с Твердый переплет Обычный формат. Тир. 25 000 экз.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Re: "Фаддей Беллинсгаузен", ОИС

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Октябрь 2009 14:16

О! Спасибо, зареквестил себе такую у книголюбов (www.alib.ru)

:tnxman:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения