Мурманские моряки на побережье АнтарктидыЛеонид СЕЛИВЕРСТОВ, капитан дальнего плавания, участник 1-й и 2-й антарктических экспедиций 1955 - 1957 гг.Открытие наиболее южного из известных материков
было доблестно завоевано бесстрашным Белинсгаузеном,
и это завоевание навсегда останется за русскими.
Джеймс Кларк Росс.
Сборы в путь, океанское плавание Это было 55 лет назад - в декабре 1955 года. Два дизель-электрохода Мурманского морского пароходства «Обь» и «Лена» отправлялись в Первую антарктическую экспедицию.
Перед ними были поставлены три задачи. Первая - общее обследование и изучение совершенно неизвестного нам тогда южного континента, вторая - создание и подготовка материковых научных станций в Антарктиде к проведению 3-го международного геофизического года и третья - исследование южных полярных (антарктических) морей.
Антарктида! Суровый, обледенелый, безжизненный материк. Он был открыт почти 200 лет назад российскими моряками под руководством капитанов Ф. Белинсгаузена и М. Лазарева.
Два русских военных шлюпа «Восток» и «Мирный», проводившие научные «изыскания» в южном ледовитом океане, в январе 1820 года впервые подошли к неизвестной дотоле земле.
А спустя несколько дней открыли конкретные участки материка, которые были названы: остров Петра Великого и Земля Александра. Вновь открытый материк назвали Антарктидой.
Вслед за русскими моряками - первооткрывателями к загадочной южной земле потянулись мореплаватели других стран - в 1895 году первым на берег Антарктиды высадился норвежский исследователь Борхгре-винк, а в начале XX века отважные путешественники Руал Амундсен и англичанин Роберт Скотт добрались по ледовому панцирю Антарктиды до Южного полюса.
Но вернемся к пятидесятым годам прошлого столетия.
Каждая большая экспедиция, как правило, готовится долго и основательно. А наша отправлялась на противоположный край Земли - более 16 тысяч километров и снаряжалась особенно тщательно. Для нее выделялось все самое лучшее - могучие новейшие корабли, оснащенные современными техническими средствами судовождения, транспортные средства от самолетов и вертолетов до ездовых собак, сборные жилые домики, электростанция, радиостанция, топливо, продовольствие, большое количество различного оборудования. Все члены экспедиции были отлично экипированы.
Первым в плавание 30 ноября 1955 года вышел д/э «Обь». А 15 декабря, после окончания погрузки экспедиционных грузов, из порта Калининград отправился и наш д/э «Лена».
Был жесткий дефицит времени - в Антарктиде уже начиналось лето, и на долю экипажа выпала нелегкая и неблагодарная задача - всемерно экономить время на переходе. А тут осень - туманы в Северном море и проливе Ла-Манш, жестокий шторм в Бискайском заливе. Дальше - не легче. Осталось за кормой побережье Испании и Португалии, проложили курс на Канарские острова.
Судно быстро спускалось на юг в тропики, к экватору - подступала тропическая жара. Тогда на наших судах не было кондиционеров и горячая, влажная духота в помещениях не давала отдыха ни днем, ни ночью.
Капитан Ветров с штурманами вели судно в южные моря на максимальной скорости - иначе они не могли - в Антарктиде лето, дорог каждый день для выгрузки грузов, строительства береговой станции, начала исследовательских работ.
Эта отчаянная гонка через океан в течение почти сорока суток едва не привела нас к трагическим последствиям. На подходе к северной границе антарктических вод в условиях внезапно накрывшего тумана «Лена» с полного хода около 15 узлов (это почти 28 км в час) столкнулась с огромным айсбергом. Могучий корпус нового корабля, рассчитанный на работу в арктических льдах, да несколько скользящий «наезд» на эту страшную гору спас судно и людей от катастрофы. Отделались тяжелым глухим ударом, потрясшим весь корпус, резким креном судна около 30 градусов на борт да сокрушительным битьем посуды в кают-компании и столовой команды.
А трудный океанский переход продолжался. В штормовом режиме прошли знаменитые «ревущие сороковые» - участок южного океана между сороковым и пятидесятым градусами южной широты - с их извечными западными штормовыми непогодами. Почти трое суток дизель-электроход бился с жестоким океанским штормом. Преодолели антарктический ледовый пояс, и вдали начали вырисовываться высокие контуры загадочного, ослепительно белого материка…
На неведомой земле И вот утром 20 января 1956 года в районе островов Хасуэлл д/э «Лена» подошел к ледовому берегу Антарктиды. Второй штурман Павлов кратко резюмировал: «Ну вот, считай половину Земли обошли - пожалуйста, Антарктида - другой конец!». А «бежали» мы до этого «конца» безостановочно, полным ходом 38 суток - впечатляет! Д/э «Обь», подошедший сюда несколькими днями ранее нас, уже «обустроился» в припае и энергично вел выгрузку. К нам на борт поднялся капитан И.А. Манн. Тепло поздоровавшись со всеми, поздравил с благополучным приходом и принялся рассказывать о первых мероприятиях экспедиции.
Так мы, мурманские моряки, первыми из россиян ступили на незнакомый берег Антарктиды.
Это был тот романтический случай, когда: «…матросы Землю открывали!». Как сказал один мудрый исследователь: «Они пришли в неизвестное, чтобы сделать его известным».
Встреча с местными «аборигенами» - пингвинами была, можно сказать, радостной и сердечной. Они потрясающе любопытны! Ну и дел у них теперь через край - всюду надо успеть поглядеть: вот огромный пароход громко гудит, там моряки на тракторе поехали - надо догнать, а рядом огромный вертолет с ревом садится на лед - тоже интересно! Пингвины бросаются толпами наперегонки туда-сюда, а в сторонке группа больших королевских пингвинов - стоят важные, надменные, чуть что не так - они тут же в позу, словно говоря: «…еще надо посмотреть, кто тут хозяин! И вообще - кто вы такие и откуда явились? …Ладно - обустраивайтесь, потом поглядим!»
Нам наблюдать за пингвинами тоже было интересно, но у моряков и экспедиционников были более важные заботы и проблемы. Лето в разгаре, припай подтаивает, обламывается. А на борту «Лены» более 5 тысяч тонн грузов. Поэтому буквально с прихода начинаем выгрузку. Работаем в две смены по 12 часов - тяжело, к концу смены валимся с ног.
Выгрузка в постоянно экстремальных условиях: разрушается припай и ледовые тракторные дороги, на зыби рвутся швартовы, осыпается ледовый барьер (позднее названный «Барьер отважных»). Да, было трудно и несколько необычно - все впервые.
День нашего прихода был омрачен первым несчастьем. Погиб один из экспедиционников с «Оби» - Иван Хмара. Пытаясь спасти завалившийся в ледовую трещину трактор, он бросился в кабину и включил скорость.
Машина резко рванула, лед проломился и Иван вместе с трактором мгновенно ушел в глубину моря. Погиб славный паренек - ему было всего двадцать лет. Теперь его именем назван остров на рейде Мирного.
На острове памятник с надписью: «Ивану Хмаре 1936 - 1956». Вечная память нашему отважному товарищу. Мы все были потрясены этой внезапной и нелепой трагедией.
А на антарктическом берегу одновременно с выгрузкой началось строительство первого поселка - основной базы советских полярников. Строили все: специалисты-строители, моряки, ученые, летчики, радисты.
Вероятно строили не всегда профессионально, но очень вдохновенно, с задором и азартом. Вообще тогда была потрясающе приподнятая, взаимно уважительная обстановка и очень благожелательные взаимоотношения между всеми участниками экспедиции.
Первые результаты работы экспедиции И вот, менее чем через два месяца на пустынном обледенелом берегу моря Дейвиса вырос приличный поселок Мирный - обсерватория и база экспедиции. Местные острословы нарекли: «Самый южный порт Союза!». Официально поселок открыли 13 февраля 1956 года. По этому случаю состоялся митинг с участием моряков, строителей, ученых, других участников экспедиции.
С приветственно-благодарст-венными речами выступали: начальник экспедиции - герой Советского Союза, доктор географических наук Михаил Сомов, капитаны судов И.А. Ман, А.И. Ветров и другие. Был поднят государственный флаг и исполнен гимн. Мы, молодые тогда моряки, были горды и счастливы своим, пусть скромным, вкладом в это очень важное дело международного масштаба. Мы чувствовали себя полномочными представителями великой державы. И честь Родины, величие нации были для нас главными символами и высшими моральными идеалами.
А в поселке Мирный уже стояли 9 жилых домиков, кают-компания, электростанция, радиостанция, научные павильоны и лаборатории, гараж, склад. Рядом с поселком оборудовали ледовый аэродром, на нем 4 самолета и 2 вертолета.
Перед поселком обширный рейд, а на нем могучие корабли под красными флагами. Наш поселок Мирный тогда был самый большой из вновь построенных базовых поселений в Антарктиде. Оно и понятно - тогда у нас все было… немного больше! Здесь, в Мирном, оставались на первую зимовку 92 человека. Отважные полярники: ученые, инженеры, механики, летчики, радисты, обслуживающий персонал.
17 марта 1956 года, после почти двухмесячного пребывания (с 20 января) у антарктических берегов, д/э «Лена», тепло попрощавшись с начинающими зимовщиками, снялся с рейда Мирного и устремился на север, в океан. Закончился наш первый экспедиционный рейс и начался очередной коммерческий. Впереди были Австралия, Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантический океан, Германия, Кильский канал, Ленинград, Мурманск. Предстояло продолжительное и тоже весьма интересное плавание. Но об этом… как-нибудь в следующий раз.