Атомный ледокол «Арктика» пр. 22220 (ЛК-60Я)

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Сентябрь 2011 12:01

На строительство атомного ледокола в бюджете РФ заложено 20 млрд руб на 3 года – Левитин
22.09.2011, 12:19 http://portnews.ru/news/69988/

    Для реализации проекта по строительству атомного ледокола нового поколения в бюджете Российской Федерации на ближайшие 3 года заложено 20 млрд руб. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе 2-го Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» сообщил министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин.

    Напомним, в России в ближайшее время планируется построить один атомный и четыре дизель-электрических ледокола. Как сообщалось ранее, решение вопроса о размещении заказа на строительство ледоколов может быть принято в октябре 2011 года. Предполагается, что либо будет объявлен конкурс на строительство ледоколов, либо выйдет распоряжение президента РФ о назначении исполнителя заказа, которым, как планируется, станет ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Отметим, атомные ледоколы России находятся в ведении ФГУП «Атомфлот» государственной корпорации «Росатом».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2011 19:08

Место строительства новых ледоколов определят на тендере в октябре
12:46 05/10/2011 http://ria.ru/arctic_news/20111005/449813667.html

    МУРМАНСК, 5 окт - РИА Новости. Предприятие, на котором будут строиться новые атомные ледоколы, будет определено на тендере в октябре, сообщил журналистам в среду заместитель гендиректора ФГУП "Росатомфлот" Андрей Смирнов.

    "В трехлетнем бюджете уже заложены первые деньги на строительство атомных ледоколов - 20 миллиардов рублей. В октябре будет проводиться тендер на место строительство", - сказал Смирнов.

    Он отметил, что большинство существующих российских атомных ледоколов было построено на Балтийском заводе. Смирнов не исключил, что этот завод может стать основным для строительства новых ледоколов при участии других судостроительных предприятий. Смирнов напомнил, что общий объем средств, необходимых для постройки трех ледоколов нового типа, составит 90 миллиардов рублей.

    Замгендиректора "Росатомфлота" сказал, что через 5-6 лет ресурс существующих российских атомных ледоколов будет выработан до конца, и на смену пяти ледоколам придут три новых универсальных судна.

    Он отметил, что новые ледоколы будут способны работать как в океане, так и в устьях сибирских рек. "Это будут двухосадочные ледоколы, то есть ледоколы с переменной осадкой, заходя в реки, они будут сбрасывать воду из цистерн и снижать осадку до 10-8 метров", - сказал Смирнов.
    В настоящее время три больших атомных ледокола "Ямал", "Россия", "50 лет Победы" обеспечивают проводку судов по Северному Ледовитому океану, а два ледокола с малой осадкой - "Таймыр" и "Вайгач" - доводят их до портов в устьях сибирских рек.

    ИСТОРИЯ ВОПРОСА

    Ранее заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский говорил, что строительство трех новых двухосадочных атомных ледоколов должно быть завершено к 2020 году для полноценного обслуживания арктических портов Севморпути. Также, по его словам, Минтранс рассчитывает, что способ размещения госзаказа на строительство одного атомного и четырех дизель-электрических ледоколов, который не удавалось разместить несколько лет, будет определен в октябре. Замминистра заявлял, что на случай принятия решения отдать заказ государственному ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) этот вариант уже согласован со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с Федеральной антимонопольной службой.
    Дело о банкротстве ОАО "Балтийский завод", входящего в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева, может быть прекращено Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области в связи с тем, что петербургское ООО "Торговый дом "Санеста-металл", которое инициировало судебное разбирательство, подало в арбитраж ходатайство об отказе от соответствующего иска, сообщил в понедельник РИА Новости источник, знакомый с ходом судебного процесса.

    В настоящее время Балтийский завод наряду с другими судостроительными активами ОПК (ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и ОАО "ЦКБ "Айсберг"), заложены в ЦБ по кредитам на 32 миллиарда рублей, выданным обанкротившемуся в прошлом году Межпромбанку, основному финансовому институту ОПК. Основные слушания по Балтийскому заводу назначены на 19 октября.

    Сейчас ОСК ведет переговоры с Центробанком о возможности получения Балтийского завода во временное управление, чтобы стабилизировать ситуацию на предприятии. В конце сентября глава ОСК Роман Троценко сообщил, что ожидает решения Банка России по передаче ей в управление активов ОПК в первой декаде октября, а заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак подтвердил, что решение правительства в отношении предприятия ожидается "в ближайшие дни".

    ОАО "Балтийский завод" специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса (с ядерными энергетическими установками и дизельных), крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей; выпускает широкий спектр изделий машиностроения, энергетического оборудования; является поставщиком цветного и стального литья.

    ФГУП "Атомфлот" (сейчас ФГУП "Росатомфлот"), которое входит в состав госкорпорации "Росатом", было образовано в 2008 году. Тогда же ему были переданы суда атомного ледокольного флота и суда технологического обеспечения, ранее входившие в состав Мурманского морского пароходства, а также береговая инфраструктура, принадлежавшая Минтрансу.

    В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть".

    Также в состав флота входят две плавучих технических базы - "Имандра" и "Лотта", спецтанкер "Серебрянка" для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля "Роста-1". Две плавучих технических базы - "Лепсе" и "Володарский" - находятся в отстое.

    Всего за годы эксплуатации ледокольного флота в России было построено десять атомоходов, из них девять ледоколов и лихтеровоз "Севморпуть". На сегодняшний день три атомных ледокола выведены из эксплуатации - "Ленин" (первый, заложенный в 1956 году, сейчас превращен в музей), "Сибирь" и "Арктика".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Октябрь 2011 10:37

Александр Андреев пишет:Где строить-то собираются?
Причем на Балтийском заводе уже начались массовые "внеплановые оптуска" и т.д. Сведения, к сожалению, достоверные.

Объединенная судостроительная корпорация может отказаться от покупки Балтийского завода и подозревает владельцев «Северной верфи» в выводе денег, полученных по военным заказам, сообщил «Интерфаксу» начальник департамента стратегического развития ОСК Григорий Меньших.
«Балтзавод находится в тяжелейшем финансовом положении, рабочим не выплачивается зарплата, у завода нет заказов», — сказал он, подчеркнув, что через два-три года он может стать полностью неликвидным активом с отрицательной стоимостью: ОСК уже теряет к нему интерес.

http://www.gazeta.ru/business/2011/07/06/3687841.shtml


Надо бы ввести спойлеры, "прятать" большие объемы текста вылезающие в оффтоп.
Но раз про Балтзавод речь уже заходила, надо вопрос "закрыть":

Роман Троценко: Все, что мы хотели приобрести ценного в России и вокруг нее, мы приобрели
http://www.rbcdaily.ru/2011/10/25/indus ... 981824501/

Банку России и ОСК после года борьбы за судостроительные активы бывшего сенатора Сергея Пугачева удалось получить контроль над «Северной верфью» и Балтийским заводом. К решению этой проблемы подключались вице-премьеры Игорь Сечин, Алексей Кудрин, Дмитрий Козак. Было даже получено согласие президента страны на передачу предприятий в управление ОСК, но сопротивление акционеров верфей удалось сломить только в конце сентября. О финансовой модели Сергея Пугачева и планах спасения Балтзавода и «Северной верфи» президент ОСК РОМАН ТРОЦЕНКО рассказал в интервью специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ.

— В январе 2011 года президент Дмитрий Медведев дал согласие не передачу Балтийского завода и «Северной верфи» в управление Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Почему, на ваш взгляд, понадобилось десять месяцев, чтобы реализовать эту схему?

— Мы к этой ситуации, как известно, не имели прямого отношения. Основные события разворачивались в суде, где Банк России пытался обратить взыскание на акции «Северной верфи» и Балтийского завода, которые находились в залоге по кредиту Международного промышленного банка. Изначально кредит был беззалоговым: по сути, это была финансовая поддержка банка в ходе глобального финансового кризиса. В дальнейшем ЦБ трансформировал кредит в разряд обеспеченных. Хотя, с нашей точки зрения, Центробанк не должен был давать разрешение на вторичный залог акций этих верфей.

В итоге в договоре залога были прописаны нормы, позволяющие залогодателю затягивать процесс передачи акций кредитору. К примеру, выбор оценщика обязательно нужно было с ним согласовывать. И этой нормой группа акционеров верфей активно пользовалась: в течение всего года суд так и не приступил к рассмотрению дела по существу, потому что каждый раз со стороны ответчиков поступали ходатайства об отложении дела, о переносе его в другую инстанцию… Компании, подконтрольные семье Сергея Пугачева, сильно сопротивлялись. Находили все имеющиеся юридические возможности для злоупотребления законодательством, затягивания судебного процесса, создавали проблемы ЦБ по вступлению в права собственности.

Зачем они это делали? Можно только догадываться. По всей видимости, они решали задачу выведения максимального количества ценностей с заложенных предприятий.

— Почему в итоге был выбран вариант с передачей акций верфей в доверительное управление Банку России с последующей передачей предприятий в оперативное управление ОСК? Сперва ведь обсуждался вариант выкупа акций за счет средств федерального бюджета.

— Можно очень долго обсуждать различные варианты в Минфине… Но как только начались проблемы с выплатой зарплаты рабочим Балтзавода, действовать пришлось очень быстро. Трудовой коллектив завода остался без зарплаты, поскольку 1,5 млрд руб., выплаченные «Росэнергоатомом» по договору строительства плавучей атомной теплоэнергостанции, были выведены, а фактически украдены через Межпромбанк. Рабочим все равно, какие варианты выкупа верфей обсуждаются в Минфине. Фактически завод оказался в предзабастовочном состоянии. Суд учел эти обстоятельства, вынося решение об обеспечительной мере в виде передачи акций завода ЦБ. Мы же понимаем, чем это могло кончиться, когда полтора года завод был бесхозным и с него выводились все денежные средства.

Будущее Балтзавода

— Какие заказы получит Балтзавод с приходом ОСК?

— Сегодня Балтзавод — это 20 тыс. т металлоконструкций в год и около 30 тыс. человеко-часов в месяц. Этим измеряются мощности предприятия. Завод располагает одним из самых современных корпусообрабатывающих производств (было реконструировано в середине 90-х годов прошлого века). Завод обладает хорошей компетенцией в машиностроении и литейном производстве. В частности, мы уже начали переводить на Балт­завод заказы с другого нашего предприятия — «Звездочки».

В то же время если мы говорим о гражданских заказах, то нужно четко понимать: Балтзавод для этих целей практически непригоден. Заниматься в этом направлении модернизацией завода невозможно, потому что всегда будем сталкиваться с проблемой «бутылочного горлышка». Скажем, вам нужно поставить тяжелый кран. А чтобы поставить тяжелый кран, у вас должна быть серьезная несущая способность стапеля. Там стапель на дубовых сваях. Вы снимаете стапель и начинаете класть новый — у вас возникает проблема с фарватером Невы и передающим устройством, с помощью которого вы будете сбрасывать корпус.

Вы решаете эту проблему, появляется другая — проблема проездных путей по заводу. Вы должны сделать их с возможностью перевозить блоки по 2000 т, но у вас не хватает габаритов, потому что цеха старые. Вы начинаете сносить цеха и решать эту проблему, тогда следующая проблема — в энергетике, потому что не хватает энергетики.
Современная гражданская верфь — это 200 га ровной территории, обеспеченной энергетикой с выходом на приличный фарватер. Балтзавод объективно не может быть трансформирован в крупногабаритное гражданское судостроение.

— Тогда какое будущее у завода при его огромной территории?

— Балтзавод может строить фрегаты, корветы, ледоколы, суда обеспечения, плавучие блоки атомных электростанций, добычные суда, плавающие буровые суда, трубоукладчики, буксиры. Это огромный пласт среднетоннажного судостроения науко- и технологически емкого. Заниматься загрузкой завода танкерами нет никакого смысла — это дешевый тоннаж. Заниматься строительством газовозов нет смысла, потому что для этого нужно снести завод и построить заново.

В связи с чем мы решили перевести на завод часть заказов на строительство корветов с нашего «Янтаря», а в дальнейшем и с «Северной верфи». Нужно просто выровнять загрузку между «Северной верфью» и Балтийским заводом. Что, по сути, было сделано Объединенной промышленной корпорацией (ОПК), подконтрольной семье Сергея Пугачева. «Северную верфь» она сделала центром прибыли, а Балтзавод — центром убытков. В итоге команда Пугачева одно предприятие накачивала заказами, а второе вела, по сути, к банкротству.

— И когда, по вашим данным, было принято такое решение? Незадолго до банкротства Межпромбанка?

— Я думаю, что это было сделано очень давно. Мы видим, что контракт с «Росэнергоатомом» заключался без детального просчета цены и формировался как убыточный. То есть уже тогда проглядывался элемент финансовой пирамиды: задача была в получении от «Росэнергоатома» предоплаты и выведении ее через Межпромбанк. Уже тогда, на наш взгляд, было ясно, что Балтзаводу уготована участь банкрота.

— Балтзавод пытался отбить у ОСК заказ на строительство дизельного ледокола и через суд добился права участвовать в тендере на размещение этого заказа. Чем сейчас закончится эта история? Получит ли ОСК этот заказ без тендера?

— На сегодняшний день Балт­завод взяться за выполнение строительства ледокола не может — нет команды специалистов. Но он может взять на себя работы по производству корпусных конструкций, литья и машиностроения. В проведении тендера не было смысла ни в течение года, ни сейчас. Отдать ему контракт означает просто его провалить. Судьба заказа могла оказаться такой же, как и ПАТЭС. На днях мы обсуждали с «Росатомом», сколько еще потребуется средств, чтобы достроить ПАТЭС. В 1,5 млрд руб. они явно не уложатся… В случае с ледоколом государство попало бы в финансовую пирамиду: заплатили бы деньги, которые тотчас были бы выведены. В итоге Минтранс остался бы с банковской гарантией ВТБ, но без денег.

— Будет ли ОСК менять руководство «Северной верфи»?

— Мы не планируем менять гендиректора верфи. Андрей Борисович Фомичев — профессиональный судостроитель, и он может организовать процесс производства. В то же время мы полностью заменим финансово-юридический блок «Северной верфи», который фактически работал в интересах команды Пугачева.

Мы считаем, что «Северную верфь» нужно модернизировать. Предприятие должно стать флагманом надводного кораблестроения. Но в верфь последние десять лет ничего не вкладывалось, простого ведра с краской не купили. Была политика вытаскивания всех денег с предприятия. «Северная верфь» располагает избыточными заказами по судокорпусному производству. У нас нет задачи оголять предприятие. Мы собираемся так распределить управление себестоимостью продукции, чтобы получать наилучший результат.

Правила оборонзаказа

— Ужесточится ли в связи с этим ценовая политика по отношению к контрагентам верфей в рамках выполнения гособоронзаказов?

— До недавнего времени здесь действовали следующие правила. Была некая ориентировочная цена, которая формировалась из нормативной рентабельности верфи и стоимости контрагентских работ. Цены на контрагентские работы не были зафиксированы, поэтому они росли. Верфь считала такое положение дел нормальным, поскольку ее нормативная рентабельность начислялась с учетом стоимости работ контрагентов. Чем дороже стоимость контрагентских работ, тем выше прибыль верфи. Внакладе остается только заказчик, то есть Минобороны.

В последнее время происходит перевод всех контрагентов на твердые цены. На практике до момента контрактования мы заставляем субподрядчиков подписать безотзывную оферту по цене. Чтобы в течение 9—12 месяцев с момента выдачи оферты они не имели права изменять цену, которая появится в договоре.

Более того, мы пытаемся развивать конкуренцию между контр­агентами. Даже среди производителей вооружения. К примеру, мы столкнулись с существенной проблемой с выполнением обязательств заводом «Арсенал». Завод постоянно завышал стоимость производства пушки АК 190 для кораблей 1-го и 2-го ранга. Мы скрипели зубами, соглашались, потому что другого производителя не было. Но когда они, даже завысив цены в два раза, стали срывать сроки поставки, наше терпение лопнуло. Совместно с Минпромторгом мы начали решать вопрос налаживания конкуренции. В результате выпуск пушки освоил Мотовилихинский завод, сделал ее быстро, качественно и дешевле на 30%.

— Тендер по строительству вертолетоносцев типа «Мистраль» выиграла ОСК. Но на него претендовал и Балтзавод. Будете ли вы размещать часть этого заказа на верфи Балтзавода?

— По таким заказам ОСК, как правило, проводит внутренний тендер среди своих предприятий. Работа уходит тому, кто строит дешевле. Поэтому сейчас сложно сказать, получит ли Балтзавод часть заказа по вертолетоносцу. Тендер будет проводиться в январе. Пока в петербургском регионе самые хорошие цены по корпусным конструкциям давал Выборгский завод, на втором месте — «Адмиралтейские верфи», а Балтзавод — лишь на третьем. Но самые высокие расценки были у «Северной верфи».

— Федеральный бюджет на перевооружение закладывает немыслимую сумму — 20 трлн руб. Сколько из этих денег может прийтись на ОСК?

— Мы знаем, что на заказы для Военно-морского флота всегда приходилось около 30% средств, выделяемых бюджетом в рамках гособоронзаказа. ОСК занимает около 60% рынка строительства военных судов. Вот и считайте, на какой объем средств мы можем рассчитывать.

— Около 4 трлн руб.?

— Наверное, мы можем рассчитывать на 15—17% от 20 млрд руб. Но они неравномерно распределены по годам. В любом случае это огромное достижение, которое позволит сформировать новый облик Военно-морского флота на десятилетия вперед. Сейчас ситуация здесь просто удручающая. Почти все корабли не выполнили регламентных ремонтов. Такая ситуация и по подводному, и по надводному флотам. И это очень плохо.

— Министерство обороны не раз критиковало генеральных подрядчиков за срывы сроков поставки вооружения, в том числе корветов. Что вы намерены делать для сокращения задержек по сдаче объектов?

— У нас на этот год стоит несколько крупных сдач. В первую очередь это три новые атомные подводные лодки (сейчас они находятся в море на испытаниях). В последний раз такое было лет двадцать назад. То есть такого объема производства, который мы сейчас имеем в судостроении, не было 22 года. Это приводит к массе сложностей. Некоторые вещи нужно заново учить делать. Часть оборудования состарилась и амортизирована, и приходится покупать его заново. Это сложнейшая работа, но мы стараемся.
МСФО и приватизация

— Изменились ли сроки частичной приватизации ОСК?

— Нет. Продажа блокпакета компании состоится не ранее 2013 года. С нашей точки зрения, это разумный подход. К слову, 2011 год будет первым годом аудированной отчетности по МСФО. Соответственно, для IPO такая отчетность нужна как минимум за три года…

— Какие планы у компании на следующий год?

— Запуск новой верфи на Дальнем Востоке в городе Большой Камень. Это самая крупная индустриальная верфь Приморья. В этой части наш основной конкурент — Китай. Китайцы вышли на первое место по объему судостроения и объему заказов. Наша задача — не отдать российский рынок китайским производителям. Это первое.
Второе: мы планируем приступить к строительству верфи в Котлине на территории Кронштадта. Это будет самая большая верфь крупногабаритного гражданского судостроения.

В-третьих, предстоящая сдача крейсера «Адмирал Горшков». Для нас это чрезвычайно важное событие. Кстати, напомню, что по уходящему году у нас ключевое событие — сдача стратегических атомных подводных лодок четвертого поколения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».

— Планируете ли вы в 2012 году увеличивать свою долю в капитале других российских судостроительных предприятий, а также приобретать иностранные верфи и заводы?

— У нас нет задачи консолидировать отрасль на 100%. Наши конкуренты находятся не в России. По военному кораблестроению мы конкурируем с Европой, а по гражданскому судостроению — с Китаем. Поэтому каждый раз, принимая решение о консолидации, мы исходим из того, как это влияет на нашу себестоимость, какой продукт это нам даст, какую компетенцию мы получим?

Все, что мы хотели приобрести более-менее ценного в России и вокруг нее, мы приобрели. Мы хотели получить площадку на Каспии — приобрели группу «Каспийская энергия». У нас был интерес иметь сборочную площадку для технологически сложных проектов — мы приобрели Хельсинкскую судоверфь (в формате СП с компанией STX). В кризис нам удалось собрать в ОСК целый ряд предприятий без существенных затрат со стороны государства. Каких-то дополнительных планов приобретений у нас нет. Теперь все, что нам будет нужно, придется строить с нуля.

— Как вы оцениваете законопроект «О мерах по поддержке российского судостроения», который на днях был принят Госдумой в третьем чтении?

— Этот закон позволяет улучшить себестоимость для судоходных компаний по новому флоту примерно на 20%. В результате судовладельцы смогут существенно пересмотреть бизнес-планы окупаемости судов. Сейчас закладывается 25-летний срок окупаемости судна. Новый закон позволит судам окупаться за семь-восемь лет, что предполагает и более сжатые сроки обновления флотов. На вопрос, сколько стоит этот закон, отвечу: благодаря ему в стране будет построена тысяча судов. Сейчас средняя стоимость коммерческого судна (в России это в основном малый и среднетоннажный флот) составляет 15 млн долл. Итого за восемь-девять лет получаем 15 млрд долл. Сложно найти закон, который может дать такое количество работы, создать столько рабочих мест и, по сути, вытащить отрасль. Это огромные деньги и хороший шанс для модернизации нашего судостроения.


Роман Троценко родился в 1970 году в Москве. В 1992 году окончил экономический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ имени Ломоносова, а в 2001-м — юридический факультет МГУ. С 1994 по 1996 год занимал должность председателя правления Платинум Банка. Затем возглавил совет директоров компании «Пассажирский порт». В 1997 году — глава совета директоров Южного речного порта.

С 2000 по 2002 год — генеральный директор Московского речного пароходства. В октябре 2009 года назначен президентом госкомпании «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение MadOne » 27 Октябрь 2011 22:18

Интервью взято на кануне перехода БЗ и СВ под управление ОСК.

«Мы могли бы построить «Мистраль»
23 августа 2011
http://www.nvspb.ru/tops/my-mogli-by-postroit-mistral-46125

Несмотря на череду скандалов и неприятностей, обрушившихся в последние месяцы на два известных петербургских судостроительных предприятия – Балтийский завод и «Северную верфь», они переживут эту черную полосу, сохранят мощности, людей и не отдадут ни метра своей территории, – заявил «НВ» генеральный директор этих предприятий Андрей Фомичев.

Проблем у Балтзавода и «Северной верфи» хватало на протяжении всех предшествующих 20 лет – просто потому, что они судостроительные и машиностроительные предприятия, а не «сырьевики». Но по-настоящему черная полоса началась осенью прошлого года, когда стала рушиться бизнес-империя сенатора от Тувы (сейчас уже бывшего) и основного акционера заводов олигарха Сергея Пугачева. Был признан банкротом и уличен в выводе средств за рубеж входивший в двадцатку ведущих в стране пугачевский Межпромбанк. Понятно, что экс-сенатору стало не до своих промышленных активов: он, по сообщениям СМИ, уже вывез семью в Лондон, а где находится сам – в России или Великобритании, – публике неизвестно. Кроме того, почему-то перестал платить за строительство на Балтийском заводе плавучего атомного энергоблока Росатом, «завис» целый пакет крупных государственных заказов для Балтзавода, а в отношении «Северной верфи» появилась – со ссылкой на прокуратуру – информация, что там пропал миллиард рублей государственных средств.

Можно попытаться разобраться в сложных бизнес-схемах, заложниками которых стали петербургские заводы, – тем более не такие уж они и сложные. Официальным владельцем Балтзавода и «Северной верфи», несмотря ни на что, остается Пугачев. Но акции этих предприятий в залоге у Центрального банка (как обеспечение по выданному Межпромбанку и пропавшему кредиту). Единственным реальным покупателем этих акций может быть только ОСК (государственная Объединенная судостроительная корпорация), однако она не хочет платить ту цену, которую требует Пугачев. Поэтому корпорации объективно выгодно, чтобы рыночная цена обоих предприятий упала.

На какой цене сторгуются Пугачев и ОСК – это их дело. Но есть вещи и поважнее, чем бизнес. Отнюдь не Пугачев, не Центробанк и не ОСК строили Балтийский завод и «Северную верфь», не они создавали там научные и производственные школы – это заслуга нескольких поколений петербуржцев. И продукция этих заводов – фрегаты и корветы «Северной верфи», ледоколы и танкеры Балтийского завода нужна опять-таки не Пугачеву и не ОСК, а России. Как сохранить уникальные предприятия и загрузить их работой – об этом наш разговор с генеральным директором «Северной верфи» и Балтийского завода Андреем ФОМИЧЕВЫМ.

– Не хочется, но придется первый вопрос задать о скандале с пропавшим миллиардом, о котором сообщила прокуратура, и с разговоров о том, что с Балтийского завода выводятся какие-то активы.

– Отвечу сначала по второму пункту – о выводе активов: это 100-процентная ложь, я чуть позже объясню, почему такой вывод в принципе невозможен. А по первому пункту информация случайно или намеренно искажена. Суммы, о которых идет речь, лежали на счете «Северной верфи» в Межпромбанке. Когда банк лишили лицензии, он там, естественно, «завис». В такой же ситуации оказались «Северсталь», «Алмаз-Антей» и сотни других предприятий, которые имели счета в этом банке. Меня спрашивали: а почему мы не перешли заранее в другой банк? Я объяснял, что Межпромбанк – это не просто банк нашего владельца, он и по меркам ЦБ считался первоклассным кредитным учреждением. Его банкротство было для нас, как и для других клиентов, полной неожиданностью, так что все вопросы по этому поводу – к ЦБ. Сейчас банк находится в процессе банкротства, конкурсный управляющий включил нас в состав кредиторов, и при продаже активов нам возместят если не все деньги, то хотя бы часть.

Проверка прокуратуры вполне объяснима: она выясняет, куда ушли деньги из Межпромбанка, задает вопросы и нам – не было ли размещение денег «Северной верфи» в этом банке попыткой его поддержать? Не буду предвосхищать выводы прокуратуры, но ситуация, с моей точки зрения, очевидная: любое предприятие хранит деньги в том или ином банке – не в сейфе же на заводе их держать? Добавлю, что кроме прокуратуры нас проверяла Счетная палата – и никаких претензий к заводу в финансовом плане у нее нет.

– Теперь насчет вывода активов…

– Мы решили через суд потребовать опровержения данного заявления. Оно не просто ложь, но и полная глупость. Хотя Балтийский завод и «Северная верфь» являются акционерными обществами, у нас, по сути, советская система управления. Мы входим в систему Минпромторга (раньше были в Минсудпроме) и как предприятия, имеющие лицензии на выполнение государственного оборонного заказа, находимся под контролем ФСБ и ФСО – их представители работают здесь на постоянной основе. Если бы наши акционеры захотели, к примеру, продать сотку земли под торговый павильон без ведома государственных органов – это привело бы к немедленному отзыву лицензии и тщательному расследованию того или иного прецедента.

– А как же разговоры, которые идут уже 10 лет, – что у Балтийского завода могут выкупить половину территории под коммерческую застройку?

– Это разговоры дилетантов, которые совершенно не знают ситуации.

– И все же такие случаи имели место. Был в Петербурге такой Северный завод, выпускал комплексы С-300, считался стратегическим – и где он сейчас? Разорвали на кусочки.

– Я помню этот случай. Но при нынешнем руководстве страны, я уверен, такое в принципе невозможно.

– Но если все, о чем мы говорим, просто слухи, то почему они вас беспокоят? Брань, как известно, на вороту не виснет.

– Негативный информационный фон не может не сказываться на производстве, на ситуации с заказами. Кому, к примеру, понадобилось запускать информацию, что проблема с зависшим миллиардом повлияет на выполнение гособоронзаказа «Северной верфью»? Она получила от Минобороны 75 процентов всех заказов на строительство надводных кораблей – фрегатов и корветов. Мы не просим у заказчика ни рубля дополнительных средств. График работ выдерживается с точностью до часа. Но, поскольку каждый год появляются какие-то новые виды вооружений, боевого управления, заказчик может вносить изменения в проект и сроки. Поэтому пару раз менялся график по фрегату «Адмирал Горшков» – и мы его жестко выдерживали. Аналогично – по корветам технологии «стелс». Но ваши коллеги подают информацию так, что это «Северная верфь» переносит сроки.

– Вообще-то первым о том, что гособоронзаказ на 2011 год сорван, заявил академик Юрий Соломонов, генеральный конструктор Московского института теплотехники (разработчик наземных ракетных комплексов. – Прим. ред.). После чего прозвучала очень жесткая оценка ситуации из уст президента Медведева.

– Я не разделяю точку зрения академика Соломонова. С гособоронзаказом работать непросто – и в плане заключения контрактов, и в плане оплаты, но вполне возможно.

– Так кому, по вашему мнению, выгодно распускать слухи?

– В сфере госзаказов, как и в любой другой, существуют группы лоббистов. Кому-то, по-видимому, не нравится, что именно «Северная верфь» получила такой объем по надводному судостроению, хотя она его выиграла в честной конкурентной борьбе: наши корветы и фрегаты не уступают лучшим мировым образцам кораблей этих классов. Есть и просто недовольные, которые готовы использовать любой повод для критики Минобороны.

– Его не критикует только ленивый…

– Не могу оценивать всю военную реформу – это не мой уровень, но в той сфере, что касается стратегических вопросов реструктуризации военного судостроения и флота, я полностью поддерживаю министра обороны Сердюкова. Флот уменьшился в разы – штабы, таким образом, должны быть уменьшены пропорционально. Также должны быть оптимизированы структуры флота. Это было понятно всем. В плане гособоронзаказа нам информационный негатив не мешает, во всяком случае – сейчас. Но «Северная верфь» занимается и гражданским судостроением, мы по заказу норвежских партнеров строим так называемые «офшорные» суда для обслуживания морских буровых платформ. Когда президент Дмитрий Медведев прилетал в Осло (меня туда тоже пригласили), норвежцы привели контракты с «Северной верфью» в качестве примера для сотрудничества с Россией в высокотехнологичных отраслях. А сейчас из-за информационного прессинга на наши предприятия, назовем это так, зарубежные партнеры звонят и спрашивают, что у нас происходит.

– Если на «Северной верфи» все так благополучно, то средняя зарплата должна быть соответствующей – ведь именно она, в понимании большинства людей, самый объективный показатель положения дел.

– Да, сейчас она составляет более 38 тысяч рублей.

– А на Балтийском заводе?

– На Балтийском мы даже не всегда можем зарплату вовремя выдать – были задержки до 2 недель и более. Нет денег, часть людей пришлось даже отправить в отпуска без оплаты – притом что мощности завода загружены на 90 процентов. «Спасибо» Росатому, который задолжал нам за строительство плавучей атомной электростанции (ПАТЭС – плавучая атомная теплоэлектростанция) 1,3 миллиарда рублей. Если бы мы остановили работы на этом объекте и делали только то, за что платят – за строительство четырех речных танкеров, ловушек расплава для ЛАЭС-2 и другие заказы, – проблем бы не было. Но строительство ПАТЭС по технологии нельзя останавливать – поэтому строим ее за свой счет.

– Росатом, по общему мнению, требовательный, но солидный заказчик. В чем же тогда проблема с оплатой за ПАТЭС?

– Проблема в том, что они предлагают нам взять в оплату векселя обанкротившегося Межпромбанка. Откуда у них эти векселя и зачем они их брали, я не знаю. Мы, например, никогда с векселями не работали и не собираемся этого делать – у нас промышленные предприятия, а не финансовые фирмы. И мы не собираемся принимать в оплату никакие долговые расписки на том основании, что их когда-то выдал банк одного из наших акционеров.

– И все же долги по одному заказу можно как-то пережить, перекредитоваться…

– Да, проблема, собственно, не в сегодняшнем дне, а в завтрашнем. У Балтийского завода совершенно ненормальная ситуация с заказами. Нам твердо были обещаны заказы на танкеры-газовозы – от «Газпромфлота» и «Совкомфлота», государственные заказы на дизель-электрические и атомные ледоколы. Конечно, через конкурсы, но я уверен, что большую их часть мы бы выиграли. К примеру, атомные ледоколы строил и умеет строить только один завод в стране – Балтийский. Мы получили от заказчиков соответствующие письма и зарезервировали под них мощности, провели модернизацию, ездили знакомиться с технологией строительства газовозов к корейцам. Поэтому мы не можем набрать обычных коммерческих заказов в стране и за рубежом – если бы вдруг завтра поступил заказ на ледокол или газовоз и тут бы выяснилось, что их место занято под другие заказы, меня бы в лучшем случае просто уволили. Но заказы на газовозы так и не были оформлены, хотя соглашения по резервированию под них мощностей остаются в силе. Конкурс на дизель-электрический ледокол переносится уже полтора года. История с заказом на атомный ледокол тоже тянется три года – и вот свежая информация: ОСК решила строить его на «Адмиралтейских верфях» на паях с финнами. Я ничего не имею против «Адмиралтейских верфей», которые уже вошли в состав ОСК, но хочу напомнить: все атомные ледоколы – от «Ленина» до «50 лет Победы» – строил Балтийский завод, причем без помощи иностранцев. Если бы нас предупредили об этом хотя бы пару лет назад и сняли с нас бронь на резервирование мощностей – мы давно набрали бы других заказов.

– Может, проблема и с газовозами, и с ледоколами заключается в цене? Те же корейцы и японцы уже имеют опыт строительства газовых танкеров, а финны еще с советских времен строили нам дизель-электрические ледоколы.

– Мы проговаривали вопрос по ценам на уровне руководства «Газпрома». Пришли к соглашению, что наша цена – с учетом особенностей российской налоговой системы – может быть на 15 процентов выше среднерыночной, но не больше. Поскольку все налоговые отчисления, вся прибыль будут оставаться в России, это намного выгодней, чем загружать работой финских, корейских и прочих судостроителей и наполнять тамошние бюджеты. А по атомным ледоколам мы вообще вне конкуренции.

– Получается, что ОСК ради сиюминутной выгоды – подешевле купить Балтзавод у Пугачева – жертвует стратегическими интересами, ставя завод на грань развала. Это риторический вопрос, я понимаю, что вы не можете комментировать позицию будущих владельцев завода.

– Я не могу это оценивать, но уверен, что члены совета директоров ОСК, куда входят председатель совета директоров, вице-премьер правительства Игорь Сечин, член совета директоров ОСК главком ВМФ Владимир Высоцкий, постоянный член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владимир Поспелов и другие будут вести этот процесс в направлении, нужном государству. Уже сейчас наши предприятия работают под их командой. Кроме того, нам оказывают помощь и другие структуры, например правительство Санкт-Петербурга. Спасибо Валентине Ивановне Матвиенко – она в курсе ситуации на заводе и лично направила несколько писем об этом в федеральные органы власти. Нам помогал комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, депутат Законодательного собрания Александр Ольховский, активную позицию занял заводской профсоюз. Это помогло отчасти сбить поднявшуюся в СМИ волну дезинформации. Сейчас я хочу, чтобы о реальной ситуации на наших заводах – в первую очередь Балтийском – узнало через СМИ как можно больше людей. Кто бы ни был собственником предприятия, Балтийский завод пока что единственный в стране и в мире, который может строить атомные ледоколы, атомные плавучие станции и многое другое. Он не просто акционерное общество, а национальное достояние России.

– А «Мистраль» он мог бы построить?

– В этом вопросе, как вы понимаете, я лицо заинтересованное, директор профильного предприятия, но как специалист с большим опытом судостроения отвечаю – мог бы. Причем на тех площадях, которые имеются, – даже без создания нового производства.


// Беседовал Владимир Новиков


По ряду вопросов показания Троценко и Фомичёва расходятся.
MadOne
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 27 Октябрь 2011 21:33
Откуда: СПб

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2011 22:37

По ряду вопросов показания Троценко и Фомичёва расходятся.

Фомичев некоторые факты трактует произвольно, в свою пользу:

    :": Я ничего не имею против «Адмиралтейских верфей», которые уже вошли в состав ОСК, но хочу напомнить: все атомные ледоколы – от «Ленина» до «50 лет Победы» – строил Балтийский завод, причем без помощи иностранцев. Если бы нас предупредили об этом хотя бы пару лет назад и сняли с нас бронь на резервирование мощностей – мы давно набрали бы других заказов.

Как строились атомные "Таймыр" и "Вайгач" он не может не знать.
Ну и Пугачева понизить до "одного из наших акционеров" - тоже не противоречит логике, но не совсем объективно.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Ноябрь 2011 19:04

ЦКБ «Айсберг» дорабатывает проект двухосадочного атомного ледокола мощностью 60 МВт
19.10.2011, 13:48 http://portnews.ru/news/71084/

    ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург) дорабатывает проект двухосадочного атомного ледокола мощностью 60 МВт. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» (в ведении предприятия находятся все атомные ледоколы России) Андрей Смирнов, ледокол придет на смену устаревшим ледоколам типа «Арктика» (в настоящее время ледоколы «Арктика» и «Сибирь» ждут утилизации).

    Новый ледокол будет обладать увеличенным сроком службы (до 40 лет), лучшей ледопроходимостью (3 м против 2,5 на старых судах), а также иметь переменную осадку. Последнее свойство позволит ему работать в разных условиях – как на трассах Севморпути, так и в устьевых районах.

    В настоящее время ледоколы разделены на мелкосидящие и крупные и не обладают универсальностью.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Ноябрь 2011 11:22

Нижегородские инженеры спроектировали реакторную установку для атомного ледокола
21.11.2011 15:27 ГТРК «Нижний Новгород» http://www.vesti.ru/doc.html?id=636961&cid=17

    Текст видео сюжета: Реакторную установку нового поколения для атомного ледокола спроектировали инженеры "Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И.Африкантова". Несколько лет длилась работа над проектом. Сейчас она близится к завершению. По некоторым параметрам, разработка нижегородских ученых не имеет аналогов в мире. Насколько она безопасна? Как в работе над ней поучаствовал суперкомпьютер?

    Этот экспонат в музее "Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И.Африкантова" не из прошлого, а из будущего. В натуральную величину реакторная установка четвертого поколения еще не построена. От своих "предков" установка "Ритм 200" отличается, прежде всего, большим запасом прочности на 40 лет и большей мощностью при компактных размерах. Два таких агрегата способны вырабатывать столько энергии, что хватит для освещения и обогрева целого города с населением 300 тысяч человек. Однако в реальности у новых установок будет иная задача: приводить в движение универсальный ледокол.

    Алексей Пахомов, начальник конструкторско-компоновочного отдела реакторных установок для атомных судов, надводных кораблей и атомных станций ОАО "Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И.Африкантова", отметил: "Универсальный ледокол сможет проводить караваны судов по северному морском пути, пробивая лед до 2,5 метров толщиной, и заходить в устья рек, где необходима меньшая осадка".

    Один универсальный ледокол будет работать "за двоих", что позволит сэкономить колоссальную сумму на строительстве второго судна. Еще одно важное преимущество "Ритма 200": безопасность. Реактор заключен внутрь защитной оболочки из стали, воды и бетона. Однако просчитать последствия чрезвычайных ситуаций инженеры все-равно обязаны, и в этом им помогает суперкомпьютер.

    Михаил Большухин, начальник отделения научно-технического обоснования проектов ОАО "Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И.Африкантова", считает: "Применение суперкомпьютера позволяет отказаться от дорогостоящих экспериментов и сократить время и стоимость проектов".

    Компьютерная программа моделирует нештатную ситуацию в реакторной установке ледокола. Правда, пока супер-ЭВМ может максимально достоверно воспроизводить только процессы, уже подтвержденные испытаниями. Супер-ЭВМ следующего поколения сможет прогнозировать уже практически любые негативные явления внутри реактора вплоть до аварий, подобных трагедии на "Фукусиме-1" в Японии.

    Реакторная установка "Ритм 200" – результат 5-летней работы сотрудников "Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И.Африкантова". В следующем году масштабный проект запускается в производство. Спуск на воду первого универсального ледокола с реакторными установками последнего поколения намечен на 2016 год.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение MadOne » 01 Декабрь 2011 23:09

Богатырь на Северном морском пути
Чтобы сохранить свой арктический коридор, России нужно обновить парк атомоходов
http://www.argumenti.ru/society/n317/140861

Кенгуру в далёкой Австралии, дракон в Китае – то же самое, что и медведь в России: всё это своего рода «визитные карточки» страны. Россия и медведь неразделимы? Эти северные звери у нас сегодня присутствуют почти везде. Да и сама Россия считается северной страной.

Есть у нас, как известно, и своя часть в Арктике... К слову, Арктика – в переводе с греческого – «северный медведь». Но тут виновата Большая Медведица, которая развесила свой «ковш» над северными территориями. И эти территории несказанно богаты золотом, алмазами, углём, нефтью, газом. Но даже на скором поезде добраться до этих сокровищ не получится: в эту часть планеты можно попасть только на атомном ледоколе. И только на такой чудо-машине с ядерной установкой на борту лучше всего грести к Северному морскому пути, который вновь стал пользоваться огромной популярностью у мореходов. Причин несколько – по Севморпути добираться быстрее, дешевле и безопаснее, а сомалийские пираты вряд ли осмелятся оказаться в этих широтах.

Сегодня в этой части России работают 5 отечественных ледоколов и атомный контейнеровоз. Три действующих ледокола уже имеют значительный ресурс выработки. Планов у России в Арктике громадьё. Поэтому на самом высоком уровне принято решение: строить новые мощные атомные суда.

РИТМ-200

Для разбега – невероятная новость! Как стало известно «АН», реакторную установку нового поколения РИТМ-200 для проектируемого атомного ледокола спроектировали инженеры из Нижнего Новгорода. Установка отличается от предыдущих моделей прежде всего большим запасом прочности и исполинской мощностью. Два таких красавца способны вырабатывать столько энергии, что этого с лихвой может хватить для освещения и обогрева города с населением 300 тыс. человек (это, к примеру, три ядерных Сарова). Сотрудники входящего в ГК «Росатом» Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И. Африкантова в Нижнем Новгороде трудились над РИТМом-200 пять лет. В производство РИТМ-200 запустят в 2012 году.

– Новый универсальный ледокол сможет проводить караваны судов по Северному морскому пути, пробивая на ходу лёд до 2,5 метра толщиной, – рассказал журналистам начальник конструкторско-компоновочного отдела реакторных установок КБ им. Африкантова Алексей Пахомов.

Конструкторы отмечают, что ещё одно важное преимущество РИТМа-200 – это безопасность. Реактор будет «одет» в защитную оболочку из стали, бетона и воды. Последствия ЧС поможет просчитать суперкомпьютер. Он смоделирует нештатную ситуацию в реакторной установке ледокола. Можно будет спрогнозировать практически любые негативные явления, вплоть до самых фантастических нештатных ситуаций и аварий.

Из досье «АН»

Северный морской путь (до начала XX века назывался Северо-Восточный проход) – главная судоходная мировая магистраль в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина – от Карских Ворот до бухты Провидения– 5600 км.


Куда мы без атомного флота?

Сегодня без российских атомных ледоколов не обходится ни одна сложная экспедиция. Напомним, ледокол «Арктика» ровно год (без захода в порты и без всяких дозаправок!) – с 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. – трудился в ледяных морях Северного Ледовитого океана. Занимался проводкой судов на трассах Севморпути. Через ледяные торосы «Арктика» провела 110 судов. В 2004 г. атомный ледокол «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oден» обеспечивал ледовую безо­пасность буровых работ на Северном полюсе. В 2007 г. атомный ледокол «Россия» помогал в проведении работ на глубоководных аппаратах «Мир».

А в этом году установлен ещё один рекорд – впервые в истории судоходства по Севморпути (СМП) его покорил танкер-гигант «Владимир Тихонов» (дедвейт 162 тыс. тонн) с грузом газоконденсата. Под проводкой атомоходов Росатомфлота «Владимир Тихонов» прошёл СМП за 7,5 суток со средней скоростью 14 узлов. Также в 2011 г. трассу Северного морского пути прошёл крупнейший японский балкер «Sanko Odyssey». Дедвейт балкера – 75 тыс. тонн, груз – железорудный концентрат. Севморпуть балкер прошёл за 8 суток, со средней скоростью 13,5 узлов.

Есть у российских атомных ледоколов и другие заслуги перед человечеством.

К сокровищам Арктики

По оценкам экспертов, в Арктике содержится около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. В Арктике сосредоточено до 30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений.

– Только на шельфе Карского и Баренцева морей находится до 100 миллиардов тонн условного топлива, – уверен академик Николай Лаверов, вице-президент РАН. – Поэтому нашей стране нужно активнее осваивать северные территории.

В ближайшее время Россия планирует освоить Штокмановское месторождение в Баренцевом море и проверить запасы Карского моря, а также зоны полуострова Ямал. Но дело не только в полезных ископаемых. Российские власти действительно намерены превратить Северный морской путь в важный маршрут международного значения.


45 граммов против 3 тонн

Почему в нашей стране начали строить атомные ледоколы? Дизельные ледоколы, во-первых, обладают меньшей мощностью и долго находиться в плавании без захода в порты не могут. Ледоколы с дизельной силовой установкой имеют запасы топлива не более чем на 40 суток. В условиях Арктики этого явно недостаточно: борьба со льдами требует большого расхода топлива. За час мощный дизельный ледокол может сжечь до трёх тонн солярки. Кстати, в обычной жизни вопрос экологии, что греха таить, для нас не первичен. А вот в искрящейся на солнце белоснежной Арктике особо остро воспринимаются огромные клубы чёрного едкого дыма от дизельных судов.

В 1957 г. родилась идея создания ледокола, движущегося при помощи атомной энергии. Но эта блестящая идея воплотилась в жизнь лишь после того, как вступила в строй первая в мире атомная станция (опять же у нас, в г. Обнинске). Учёные подсчитали: атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного топлива. Именно этот объём может уместиться в спичечном коробке.
Постройка атомного ледокола потребовала изготовления уникального энергетического оборудования, создания корпуса небывалой прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической установкой.

Факт

Днём создания атомного флота считается день подъёма Государственного флага на первом атомном ледоколе «Ленин» – 3 декабря 1959 года.


«База-92»

В чьём ведении сегодня находится атомный флот России?

В начале 2008 г. правительство РФ приняло решение не продлевать лицензию Мурманского морского пароходства, а передать и ледокольный флот, и техническое обслуживание в Росатом как вклад государства в госкорпорацию. В августе 2008 г. атомный ледокольный флот был передан на баланс атомного ведомства. Сегодня работой ледоколов управляет ФГУП «Росатомфлот». В его состав входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Из эксплуатации выведены «Ленин», «Сибирь» и «Арктика».

К слову, когда-то Росатомфлот, созданный для обслуживания ледокола Ленин, назывался
«База‑92». Таинственное название соответствовало номеру урана в Периодической системе элементов Менделеева. Предприятие начало работать как достроечная база Адмиралтейского судостроительного завода. Активное строительство началось в 70-е годы: тогда уже было известно, что атомный флот скоро будет пополняться новыми судами...

С тех пор прошло более полувека. Атомные ледоколы бороздят просторы Мирового океана. В их движении есть некий показатель.

– Транспортная активность на Северном морском пути является чутким индикатором экономики государства, – считает генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша. – В советские годы мы перевозили 7 миллионов тонн грузов, к концу века – всего 1,4 миллиона. Сегодня грузопоток превысил 2 миллиона и продолжает расти. Кто контролирует грузопотоки, тот владеет Арктикой. Стоит России отойти в сторону, её место займут конкуренты. Об этом надо помнить.

Атомоход выведут из отстоя

Станислав Головинский, заместитель генерального директора Росатомфлота, на круглом столе «Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона» заявил журналистам, что в 2012 г. в эксплуатацию на Северном морском пути будет введён ещё один атомный ледокол. Значит, в Арктике скоро будут действовать 6 атомных богатырей.

– Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы вводим в эксплуатацию атомный ледокол, который находился в отстое, – сказал Головинский. – Это ледокол «Советский Союз». Переименовывать его не будем. – А первый атомный ледокол нового проекта будет построен в 2017 году.

Строительство серии из трёх таких судов начнётся уже в 2012 году. Бюджет принят, деньги выделены. Стоимость строительства – 32 млрд. рублей.

Ледокольный флот, по признанию С. Головинского, выполняет сегодня всё больше работ на коммерческой основе.

– Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот зарабатывал себе на жизнь сам. Но не увеличением тарифов, а их снижением, – рассказал С. Головинский. – Росатомфлот сумел увеличить коммерческую выручку за три года в два раза.

Но атомный ледокольный флот по-прежнему решает и государственные задачи. Основные из них – аварийно-спасательные операции, участие в работах по определению границ шельфа, то есть, по сути, определению границ российской экономической зоны. И ещё совместно с Росгидрометом Росатомфлот занимается мониторингом погоды, а также доставляет (и забирает) экспедиции на Северный полюс.

35 рейсов по Севморпути

Надо отметить, что Росатомфлот в последнее время начал очень активно осваивать транзитные перевозки. И если в 2009 г. по трассе Северного морского пути был всего лишь один транзитный рейс из Европы в Азию, то в 2010‑м таких рейсов было 4, а в 2011-м г. –

уже 35! За счёт этого Росатомфлот и получает свои доходы.

– В ледовой атомной энергетике мы – монополисты, – с гордостью говорит С. Головинский.

Попытки создать мощное судно с атомной установкой были у американцев: они строили ледокол «Саванна». Немцы строили атомный пароход «Отоган». Японцы – «Муцу». Но все они показали свою неэффективность. А атомный ледокольный флот в нашей стране работает! И работает уже более полувека. Напомним, это ледоколы «Россия», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Из резерва выходит «Советский Союз». Ещё у нас есть атомный лихтеровоз «Севморпуть». И вскоре появятся новые, ещё более мощные атомные богатыри с ядерной установкой РИТМ-200. И никакие конкуренты в Арктике нам будут не страшны.
MadOne
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 27 Октябрь 2011 21:33
Откуда: СПб

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Декабрь 2011 14:11

Балтзавод начинает подготовку к строительству серии атомных ледоколов
18:53 02/12/2011 http://www.ria.ru/economy/20111202/504771516.html

    С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 дек - РИА Новости. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Балтийский завод в пятницу подписали соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью по 60 мВТ, передает корреспондент "Прайма".
    Документ был подписан в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина.
    Как сообщил глава ОСК Роман Троценко, в рамках подготовки к строительству ледоколов Балтийский завод будет вести подготовку производства, получать лицензии и обучать персонал. "Если Балтзавод справится с этой работой, то это 117 миллиардов рублей до 2020 года", - сказал Троценко, имея в виду объем контрактов, на которые может рассчитывать завод.

    Глава ОСК отметил, что программа по строительству ледоколов с 2012 по 2020 год согласована с Минтрансом РФ.
    Россия собирается построить к 2020 году три атомных двухосадочных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы.
    По акциям Балтийского завода, одного из крупнейших судостроительных предприятий РФ, сейчас проводится судебное разбирательство. Балтийский завод наряду с другими активами Объединенной промышленной корпорации (ОПК) - ОАО "Северная верфь" и ОАО "ЦКБ "Айсберг" - был заложен в ЦБ РФ по кредитам на 32 миллиарда рублей, выданным обанкротившемуся в прошлом году Межпромбанку, который был основным кредитным учреждением ОПК.
    Как сообщил в пятницу вице-премьер Дмитрий Козак, власти РФ вынуждены пойти на банкротство Балтийского завода, чтобы разобраться с его долгами на 15 миллиардов рублей, а на его базе будет создано новое юрлицо - ООО "Балтзавод-судостроение".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Анна Юдина » 16 Февраль 2012 10:13

А проходило ли в новостях то, что конкретно Росатомфлот в бюджете этого года деньги на ЛК-60 заложил? Что-то не помню. И вообще странно получается - не может ФГУП столько закладывать на строительство, это ж федеральный проект ОСК. Балтзаводу деньги пойдут, Атомфлот только контролировать строительство будет на правах эксплуатационника. Я все правильно понимаю?

2012-02-15 В планах - ледокол-гигант


 LK60_rosatomflot_web_550x275.jpg
МУРМАНСК. Ледоколы класса ЛК-60 будут самыми большими и самыми мощными из всех построенных на сегодня. Их характеристики откроют возможность для круглогодичной навигации на Северном морском пути. Строительство первого ледокола должно начаться в конце текущего года.
Как сообщил BarentsObserver'у генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, сметная стоимость нового ледокола в размере 1,1 млрд. евро уже включена в бюджет Росатомфлота на 2012 год. Этим летом компания планирует провести тендер на постройку нового ледокола.

На трассе с 2018 г.
Если всё пойдёт как запланировано, контракт на постройку ледокола будет подписан в сентябре, а работы, как ожидается, могут начаться уже в конце года, говорит Вячеслав Рукша. По его словам, в Росатоме считают, что выйти на Северный морской путь и на другие трассы он сможет в конце 2018 года.
По словам Михаила Белкина, помощника гендиректора Росатомфлота, в план заложен шестилетний период постройки ледокола нового поколения, поскольку строительство атомного ледокола - чрезвычайно сложный процесс.
«Конечно, можно воспользоваться услугами иностранных и российских судостроительных предприятий. Мы уже делали часть работы на финских судоверфях, и остались довольны результатами», - рассказал он.
В Хельсинки на судоверфи «Wartsila Marine» строился ледокол «Вайгач», при этом ядерная энергетическая установка была смонтирована на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге. На Балтийском заводе строилась основная масса ледоколов Росатома, в том числе последний - «50 лет Победы», - сданный в эксплуатацию в 2007 году.

Замена класса «Арктика»
Планы нового поколения атомных ледоколов Вячеслав Рукша представил в Мурманске на международной конференции «Транзитная навигация на Северном морском пути», организованной норвежским Центром логистики Крайнего Севера.
В настоящее время Россия играет ведущую роль в практике эксплуатации атомных ледоколов для обеспечения судоходства в Арктике и других регионах со сложными ледовыми условиями. Для надёжной работы в перспективе Росатомфлот планирует дальнейшее развитие своего флота, который является важнейшим элементом инфраструктуры Северного морского пути.
Для этого и разрабатываются ледоколы нового поколения. ЛК-60 будет располагать мощностью 60 МВт при переменной осадке от 8,5 до 10,8 м. Один ЛК-60 заменит один ледокол класса «Арктика» и один ледокол класса «Таймыр», сообщается на сайте Росатомфлота.

Круглый год
Одно из главных нововведений в конструкции ледоколов - они шире, чем ледоколы прежних поколений. Максимальная ширина корпуса ЛК-60 составляет 34 метра против 30 метров у судов класса «Арктика». Эта особенность даст возможность проводить по трассам Севморпути более крупные танкеры.
Исключительная энерговооруженность позволит ЛК-60 преодолевать льды толщиной 3 метра, в результате Росатомфлот сможет открыть Северный морской путь для круглогодичного коммерческого движения. Впрочем, прежде чем такое станет реальностью, необходимо рассмотреть ряд факторов.
«Потребуется оценить экологические и практические аспекты круглогодичного движения, но возможность, безусловно, имеется», - сказал Вячеслав Рукша.


UPD: Чувствую себя зверским компьютерным гением: вставила картинку в пост. Правда, она немножко не так встала, ну да ладно :)
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Февраль 2012 10:22

Не, про финансирование Росатомфлотам слышу впервые. Сумма в 1,1 миллиард евро - тоже отличается от предыдущих 30 млрд. рублей. Странно все это.
ЛК-60Я присутствует в федеральной программе вместе с "Лидером" ( viewtopic.php?f=4&t=4163#p30257 ),
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Анна Юдина » 16 Февраль 2012 11:21

Ну, Баренц-Обсерверу, к сожалению, особо верить не приходится, они часто все маленько путают.
Только факт остается фактом - громаднейшие суммы настолько "прыгают" и разнятся от заявления к заявлению, что в итоге, боюсь, мы никогда доподлинно не узнаем, сколько же пойдет конкретно на строительство того или иного ледокола. :(
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Polarstern » 17 Февраль 2012 18:25

Интересно, у него будет ангар для вертолета, а то по рисунку не совсем понятно. Залезет туда Ми-8/Ми-17, а то на рисунке Ка-32 со складывающимися лопастями.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 760
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Апрель 2012 14:33

Изображение
http://www.itar-tass.com/c9/405508.html
фотография: http://barentsobserver.com/en/sections/ ... icebreaker


    Балтийский завод готов возобновить строительство атомных ледоколов нового поколения

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 апреля. /Корр.ИТАР-ТАСС Лев Фролов/. Балтийский завод готов к возобновлению строительства атомных ледоколов нового поколения. В этой связи верфь примет участие в тендере на сооружение атомохода мощность 60 МВт, который планирует провести госкорпорация "Росатом". Об этом сообщил сегодня директор по строительству компании "Балтийский завод - судостроение" Андрей Бузинов.

    Объединенная судостроительная корпорация /ОСК/ и Балтийский завод в декабре 2011 г подписали соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью по 60 МВт. Россия собирается построить к 2020 году три атомных двухосадочных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы.

    Балтийский завод построил все российские атомные ледоколы, за исключением самого первого атомохода "Ленин", который был сооружен в середине 50-х годов прошлого века на Адмиралтейском заводе в Ленинграде.

    Балтийский завод основан в 1856 году. Завод специализируется на строительстве военных кораблей, крупнотоннажных гражданских судов для перевозки различных грузов и ледоколов /с ядерными и дизельными энергетическими установками/. Завод осуществляет строительство грузопассажирских судов типа Ro-Ro и Ro-Pax, танкеров для перевозки химических грузов, балкеров, судов других типов и назначения.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я)

Сообщение Анна Юдина » 28 Апрель 2012 20:10

Все думала - где ж это Тасс взял. А сегодня же был на БЗ спуск на воду какой-то баржи под названием "Мира" .
И там, естественно, раздавались грозные речи в стиле "мы все смогём". Вот только верится уже с трудом, зная некоторые подробности внутреннего существования завода...
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Alexander Belov и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения