ДВМП: рейс длиною в 125 лет // Владивосток, 2005
http://www.fesco.ru/fleetr/book/fesco-125.pdf (30 Mb)
Несколько фотографий л/к "Адмирал Лазарев".
1.
Первые вертолеты казались на ледоколе чужими2.
"Ледоколы "Ленинград" и "Адмирал Лазарев" на проводке сухогруза.3.
Даже мощные ледоколы порой бывают бессильны перед ледяной стихией
-
Спасение ледокола "Адмирал Лазарев"
Из книги В. И. Абоносимова ”Так держать, капитан!”, 2002 год.
Вот как описана эпопея спасения ледокола "Адмирал Лазарев" (радиограмма с борта ледокола "Ленинград" в газету "Известия", 1965 год, спецкор Юрий Тепляков).
"Вместе с капитаном ледокола "Адмирал Лазарев" Виктором Терентьевичем Садчиковым прыгаю на огромную льдину, что прижалась к самому борту, и ухожу далеко от корабля. Оба ищем хорошую точку, чтобы сделать фотографии на память.
Правда, в памяти этой больше всего сохранятся печали. Мы идем рядом. Чайки о чем то кричат над водой, белое солнце плавает в крохотных пресных озерах, что голубыми стеклами разбросаны по всей льдине. Но мы не видим ни этих причудливых озер, не слышим и крика чаек. Мы видим только черный корабль, печально уткнувшийся иллюминаторами в зеленую воду океана. Грустно, конечно, сейчас капитану смотреть на свой ледокол.
А ведь совсем недавно не было этой тишины, не было этой печали. Еще несколько дней назад ледокол "Адмирал Лазарев", выбрасывая шлейф дыма, ломая лед, шел впереди каравана. И я, когда мы на вертолете ледовой разведки обходили караван, слышал уверенный голос капитана: "Все отлично, на борту порядок!" Несколько дней прошло, и вот сейчас тишина, и корабль печально смотрит иллюминаторами в зеленую воду. Что же случилось?..
Здесь, в Арктике, я говорил с учеными, опытнейшими капитанами, ледовыми разведчиками – у всех единое мнение: нынешняя полярная навигация самая сложная за многие годы. Упрямые северные ветры гонят и гонят ледовые поля от полюса к берегам, закрывая дорогу караванам. Даже мощнейшие в мире ледоколы "Москва" и "Ленинград" бывают порой бессильны перед грозной природой.
Каждая миля – это колоссальный труд, это тяжелая борьба. И не всегда океан уступает победу.
Наш "Ленинград" в легких сумерках северной ночи пробивался во льдах. За кормой среди битых льдов тянулся танкер "Москальво". Мы уже радовались, что проскочили самые сложные барьеры, что совсем скоро чистая вода, а там короткий отдых, пока построится новый караван. Но беда чаще всего приходит именно в хорошие минуты. На мостик срочно вызвали капитана. Радиограмма из Певека, где находится штаб морских операций, была предельно краткой: "Западнее острова Айон получил тяжелые повреждения ледокол "Адмирал Лазарев". Срочно идите на помощь!" Бросаем во льдах танкер. Курс на запад. Полный вперед. Каждый час радист приносит новые сообщения. Радирует капитан ледокола "Адмирал Лазарев" Садчиков: "Пробоину обнаружить не удалось, первая и вторая кочегарки затоплены. Принимаем все меры по спасению судна". Работает рация штаба – телеграмма ледоколу "Адмирал Лазарев": "Вам на помощь вышли дизель электроход "Амгуема", ледокол № 5, буксир "Донец".
Наши машины по прежнему работают в режиме "полный вперед!". Вот уже позади остров Шалаурова. Скорость пятнадцать узлов. Мы идем, как курьерский поезд, только мощные льдины громыхают о борт.
Новая радиограмма с ледокола "Адмирал Лазарев": "Вода топит третью кочегарку". Она вызывает особую тревогу. Наш главный механик Леонид Вакс тихо замечает: у них осталась последняя, четвертая, если переборка не выдержит, тогда беда. И как эхо на эти слова приказ капитана "Ленинграда" Абоносимова: "Все время идти полный вперед!" Сейчас у нас максимальная скорость. Выжимаем из машины все возможное во льдах. Это опасно. Но иначе нельзя. Ведь там, за десятки миль, моряки ждут помощи.
В эфире снова штаб: "Ледокол "Адмирал Лазарев", к вам вышел вертолет с водолазами".
Очередная радиограмма капитана Садчикова: "Вода появилась в четвертой кочегарке. Затоплены топливные бункеры. Все работают на своих постах. Ждем помощи. Наши координаты Ш=70*03`48`` норд Д =168*52`30``ост".
Медленно гаснет длинный северный день, молчаливы берега, равнодушны льды, на сотни миль белая тишина. Но это только кажется. В Арктике сейчас неспокойно. Послушай эфир: бесконечно звучит морзянка – летчики в любую минуту готовы подняться в воздух, синоптики тщательно следят за погодой, и на всех корабельных картах штурманы уже поставили точку, где сейчас гибнет ледокол "Адмирал Лазарев". И на берегу, и на море не уснут сегодня полярники. Ведь в Арктике тревога.
Наш флагманский ледокол "Ленинград" уже близко от места аварии. Осталось миль шесть. Я смотрю на часы: 21.30. За какие то полчаса стало темней. Это плотный снег бьет в стекло. Августовский снег красит белым цветом палубу. Вот оно какое, арктическое лето! Капитан дает команду: "Водолазам приготовиться к переброске на ледокол "Адмирал Лазарев"!" Корабль где то рядом. Мы знаем, что к нему уже подошли ледокол №5 и буксир "Донец". Оба охраняют его от ударов ледовых полей, наплывающих с севера. Корабли рядом, лишь прикрыты волной тумана. На зеленом поле локатора отлично видны их силуэты. "Ленинград" гасит скорость. Тишина. После рева 26 тысяч лошадей ощущение такое, будто идем на веслах. Даже слышно, как плещет за бортом легкая волна.
Наконец прямо по курсу видна черная точка. Это корабль. Беру бинокль. У ледокола "Адмирал Лазарев" торчат одни трубы. Нос по самые клюзы в воде. Льдины плавают почти вровень с палубой. У нас на мостике не верят своим глазам. А моряки повидали немало.
Впервые за всю историю великого Северного морского пути тонет линейный ледокол. Тонет "Адмирал Лазарев", с чьим именем связана молодость многих полярных капитанов. Ведь ледокол с 1938 года работает в Арктике! Сколько он провел караванов от Мурманска до пролива Беринга! Разве сосчитаешь? А вот в нынешнюю навигацию победил Ледовитый. Победил, может, потому, что выбрал самый удобный момент, а может, потому, что беда, как говорят, не приходит в одиночку.
Только ледокол покинул Певек, чтобы вести караван на запад, и сразу несчастье. Открылась вена у старпома Станислава Уманского. Человек истекал кровью. Повернули в Певек, где моряку оказали помощь опытные врачи. А ледокол тем временем спешил к каравану.Вот тут то его и подстерег Ледовитый.
Впереди неожиданно выросли две огромные льдины. Ночью, да еще в тумане, заметить их было почти невозможно. А свернуть уже поздно. Первый удар ледокол выдержал, но его сильно бросило в сторону. И тут вторая льдина как огромной пилой провела по днищу. И сразу же в кочегарки хлынули сотни тонн воды. Это случилось в половине четвертого ночи. С этой минуты началась борьба за спасение ледокола. Вода выдавливала переборки, заливая все новые и новые отсеки. Попробуй откачай ее, когда она врывается в шестиметровую трещину. И тогда капитан принял единственно верное решение – вести ледокол на мелководье.
Через несколько часов "Адмирал Лазарев" лег на грунт. Глубина была 12 метров. От палубы до воды оставалось 20 сантиметров. Эти 20 сантиметров не решили бы судьбу корабля, если бы не было в море святого закона о дружбе. Ледоколу успели прийти на помощь, успели защитить его от океана.
С нашего "Ленинграда" сейчас поднимается вертолет. На его борту корабельный инженер Юрий Кудрявцев, возглавляющий большую спасательную группу. Он и будет руководить работой водолазов. Только вот сесть на "Адмирала Лазарева" не так то просто.
Ночь. Прожектор вырывает из темноты участок мокрой вертолетной площадки. А у ледокола еще и солидный крен, да вокруг мачты других судов.
Пилот Владимир Громов долго висит, рассчитывая каждый сантиметр, потом точно сажает машину. Но это лишь первый рейс. С "Ленинграда" надо перебросить еще трех водолазов.
Ночь. Туман. Чайки кричат над водой. Идет августовский снег. И мало кто еще знает, что Арктика сегодня не спит. Что в Арктике тревога.
Утром вместе с врачом Аллой Вениаминовной Перуновой я хожу по палубам и каютам "Адмирала Лазарева". Корабельный доктор вежливо спрашивает матросов о здоровье. Не простыл ли кто. А моряки, хоть и не спали ни минуты, все же шутят: "Некогда, доктор, болеть, сами видите".
На ледоколе все сейчас напоминает о недавней битве с океаном.
Красные насосы стучат до сих пор, встречаешь мешки с цементом, видно, готовили пластырь на пробоину. В коридорах еще плещется мутная вода. А рояль кают компании, как посреди озера.
Но торопятся уже девушки уборщицы, прибирая разбросанные вещи. Пока неуютно, конечно. Только корабельный котенок спит на диване, будто ничего не случилось.
Единственную кочегарку, которую все таки отстояли люди и которая сейчас дает пар машине, мне показывает старший механик Всеволод Бонишко. Высокий. Седой. Крепкий старик. В Арктике плавает не первый десяток лет. Говорит он не торопясь, солидно: "Из третьей кочегарки выбирались уже вплавь. Но четвертую мы не могли отдать, иначе остановились бы машины, затихли все насосы. Люди целую ночь работали по пояс в холодной воде. Потом укрепили переборку. Откачали воду. И никакой паники. Пришлось самому тряхнуть стариной, покидать уголек".
Мы идем к посту водолазов. Только что поднялся на борт Алексей Николаевич Болтунов: "Сейчас все отлично! Вот ночью было плоховато. Темно. Варили под водой на ощупь".
Инженер Юрий Кудрявцев как прилетел с "Ленинграда", так и не уходил отдыхать. На его столе чайник, зеленые кружки, он что то чертит, объясняет водолазам. Увидев нас, смеется: "Самое интересное под водой. Шесть метров дыра. Во как царапнуло! Суток двое придется варить". Инженер, наверно, и сам рад, что чуточку ошибся: "Это водолазы виноваты, что сжали самые сжатые сроки!" На следующий день пробоину уже закрыл длинный лист железа.
Сразу включили насосы, сотни тонн воды полетели за борт. А через час в иллюминаторы ледокола уже заглянул мягкий северный день.
В вахтенном журнале "Ленинграда" на всю жизнь останется лаконичная запись: "18 августа в 16.45 взяли после аварии на буксир ледокол "Адмирал Лазарев". Курс порт Певек".
Вечером, когда показались огни порта, отдали буксир. Ледокол пошел к причалу своим ходом. "Адмирал Лазарев", с которым связана история Арктики, молодость многих полярных капитанов, жив.