Рис. №1 - "Илья Муромец"
Первая мировая война, когда военные грузы в Россию и сырье союзникам шли только морем, в Архангельск и Владивосток, убедительна показала - регулярному судоходству по замерзающему Белому морю мешает отсутствие ледоколов. И в марте 1915 года в Англии заказали несколько судов этого класса среднего тоннажа, также с носовыми винтами.
Первыми были "Илья Муромец" и "Добрыня Никитич". Их отличали две слегка наклоненные дымовые трубы, "воронье гнездо" на фок-мачте для наблюдения за обстановкой, удлиненная надстройка, кроме грузовых стрел, имелись паровые краны. Агрегаты силовой установки располагались в изолированных отделениях - двух котельных и трех машинных. Все суда - с дифферентными и креновыми цистернами. Судьбы ледоколов английской постройки, спроектированных по-американски, сложились по-разному. В гражданскую войну "Илью Муромца" захватили французы, но по назначению не использовали (не было нужды), а в 1928 - 1929 годы перестроили в минный заградитель "Поллукс", превратив кормовые трюмы в погреба для 236 якорных мин и вооружив четырьмя 100-мм и двумя 37-мм пушками. В июле 1940 года, после разгрома Франции, им завладели англичане, и до июня 1946 года "Поллукс" прослужил в Королевском флоте учебным и опытовым судном. Потом его вернули французам, а те в 1951 году поставили ледокол на прикол.