Коллеги, разрешите пару слов по поводу "бороды".
Это явление носит официальное название - облипание.
Это явление физическое. Основная причина - переохлаждение морской воды. Корпус судна (ледокола) проходя через такую воду способствует образованию т.н. ядер кристаллизации - спонтанного образования шуги. Котороя, собственно, и является основой т.н. "бороды". Сопутствующим фактором является снег, низкие температуры (летом облипание практически не наблюдается), сжатия.
С точки зрения взаимодействия с корпусом судна (ледокола), определящим является состояние поверхности корпуса - чем больше шероховатость корпуса (больше коэфициент трения), тем чаще корус облипает. Обводы здесь не причем. Образование "бороды" ("подушки", "усов", "ушей" и т.п.) наблюдается на самых различных судах и ледоколах.
Анна Викторовна как всегда зрит в корень
. Главным техническим средством ("антиоблепином") являются система пневмообмыва и краска Инерта.
Действительно, и то, и другое в практику арктического судоходства внедрили фины. Моряки рассказывали, что установке пневмообмыва на "Арктике" и "Сибири" активно препятствовал Ю.С. Кучиев (при работе она забирает около 10 % мощности АППУ). Но с развитием продленной, а затем и круглогодичной навигации в Карском море, проблемы, связанные с облипанием встали в полный рост. На "России" установили, далее - на всех "морковках" и т.д.
Инерта вообще многофункциональное покрытие, кроме облипания она практически свела на нет такое явление, как клинение (заклинивание). Единственный недостаток - постепенно стирается, переодически корпус надо перекрашивать. А она дорогая, зараза. Головной пароход НорНикелевского флота - д/э "Норильский Никель" покрасили немецким аналогом Инерты. В первом же испытательном рейсе (март 2006 г.) я увидел облипание, про которое уже, честно говоря, забыл.
Рассказываю Вам все это потому, что в декабре 1987 г. участвовал в экспедиции ААНИИ на "Ленине" в Карском море, в течение которой как раз занимались изучением этого явления. При возникновении облипания ледокол останавливался, мы вылезали на лед , мокали зонд, мерили воду и т.п. Кстати, количество шуги в этих случаях было таким, что иногда не могли опустить зонд.
Для самых любознательных - в пятницу мне принесли американское издание нашей книги, выпущенной в прошлом году - "Опасные ледовые явления для судоходства в Арктике". Ваш покорный слуга резвился в ней по поводу сжатий, а В.Ю. Бенземан как раз написал главу про облипание. В ней он изложил основные методы оценки этого явления и механизмы его возникновения. Супостаты очень заинтересовались, перевели и издали у себя.