"Гангут" №39/2006 © Подготовка к публикации Н. А. Францкевич, 2006
Испытания ледокола «Надежный»Францкевич А.И.
В начале 1897 года старший инженер-механик Александр Иванович Францкевич был назначен в комиссию по приемке ледокола «Надежный», строившегося для России на известной датской судостроительной фирме «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене. Предлагаемая вниманию читателей публикация представляет собой дневниковые записи, написанные в столичной гостинице «Monapol», в которых описьшается как ход проведения этих испытаний, так и непосредственное участие в них самого А.И. Францкевича.Копенгаген. 3/15 февраля 1897 года
Сегодня 3-го числа, утром в 9 часов явился к нам наблюдающий инженер Михаил Афанасьев и г. Добров, который от нашего министерства устанавливал компасы на ледокол. Все вместе направились на завод узнать о положении дел. Пароход в настоящее время стоит в доке и меняет шаг [гребного] винта. Пароход готов к пробам и в пятницу 7 февраля выйдет из дока и пойдет на заводскую 2-ю пробу, после чего начнем мы свои испытания. До пятницы мы будем принимать пароход в материальном отношении и проверим инвентарь. По словам наблюдающего Афанасьева, пробы не задержатся, так как пароход выдержит все пробы хорошо. Осмотревши пароход, в 12 часов дня мы вернулись домой, чтобы переодеться и пойти к управляющему заводом переговорить относительно испытаний.
Сейчас был у нас с визитом директор завода, и мы уговорились насчет программы испытаний.
Копенгаген. 5/17 февраля 1897 года
Сегодня утром, как всегда, ходил на завод. Я проверил манометры и пружины в порту и возвратился в отель. Ледокол сегодня утром выведен из дока, и сегодня уже водой пробовали балластные системы.
Копенгаген. 6/18 февраля 1897 года
Завтра, в пятницу 7 числа встаем в б часов утра и отправляемся на свой ледокол и идем на пробу. Завтра же, конечно, и вернемся на завод. Сегодня на заводе проверили все вещи, которыми должен быть снабжен ледокол. Ледокол отправится из Копенгагена после испытаний во Владивосток под управлением датчан, и там его сдадут во всей неприкосновенности. После завтрака в 2 часа дня отправился к инженер-механику Афанасьеву (наблюдающий), чтобы переговорить о предстоящих пробах.
Копенгаген. 8/20 февраля 1897 года
Сегодня утром на заводе проверил окончательно инвентари по механизму и возвратился домой в час дня. Пароход выстроен хорошо, и никаких недоразумений не предвидится.
Сейчас получил карточку от офицерского клуба с приглашением бывать у них в качестве члена. Надо отдать визит.
Копенгаген. 9/21 февраля 1897 года.
Погода стоит здесь убийственная: туман каждый день и идет дождь. В четверг, вероятно, будет 2-я проба на скорость хода, а затем будет самая продолжительная проба, потому что будем искать лед у берегов Швеции и ломать лед.
Копенгаген. 10/22 февраля 1897 года
С приемкой идут дела на лад. Сегодня утром принимали вспомогательные механизмы, и все найдено в исправности. Завтра идем в море для испытания главной машины. Сегодня я порядком-таки устал: целый день возился с углем и машинами и возвратился в 7 часов вечера. Вчера в б часов вечера был на обеде у начальника завода и просидел там до 11 часов. Было так мило и просто, по-семейному.
Копенгаген. 11/23 февраля 1897 года
Сегодня пробы не состоялось, потому что стоит густой туман и идти в море нельзя. Собрались все утром на пароходе и ждали прояснения погоды до 3-х часов дня, безуспешно. Такая досада! Туман стоит все время, и не особенно приятно, если он будет служить причиной задержки. Будем ловить момент и каждое утро будем путешествовать на ледокол. И какая мерзкая здесь погода: туман целый день и мелкий дождь.
Копенгаген. 12/24 февраля 1897 года.
Сегодня состоялась проба, и очень удачно. Возвратились домой в 7½ часов вечера.
Копенгаген. 13/25 февраля 1897 года.
Сегодня в 7 часов отправились на ледокол, чтобы идти на предпоследнюю пробу. В 8 часов ледокол снялся с якоря, и мы ушли в море. Началась проба; машина работала хорошо, но вдруг около 11 часов машина сама остановилась. Начали искать причины отказа, и оказалось, что шток у парового клапана сломался. От испытаний пришлось отказаться. Завтра шток будет готов, и пойдем на пробу в субботу. Если в субботу проба пройдет хорошо, то в воскресенье отправимся искать лед. Завтра, конечно, мы не будем напрасно терять время и будем испытывать паровой катер, проверять чертежи и инвентарь. Ужасная досада, что случилась поломка.
Копенгаген. 14/26 февраля 1897 года.
Осталось только две пробы. Для второй надо найти лед в Финском заливе или у берегов Швеции и разламывать его до тех пор, пока не наткнемся на лед такой толщины, что его нельзя будет разбить. За время плавания (надо далеко идти, чтобы найти лед) мы сделаем все вычисления и составим акт. На эту пробу кладем около четырех суток. Таким образом, из Копенгагена мы можем выехать 21 февраля/5 марта.
Копенгаген. 15/27 февраля 1897 года.
Сегодня пробы прошли удачно. Вернулись в отель в 7 часов вечера. Итак, осталась последняя проба, и самая тяжелая. Идем на пробу завтра, в воскресенье 16/28 февр[аля], утром. Где мы найдем лед? Будем искать его сначала в Ботническом заливе, а потом в Финском, если не найдем в Ботническом. Сначала пойдем в Карлскруну, шведский военный порт на южном берегу Швеции и там спросим, где есть поближе лед. В Карлскруну мы будем в понедельник 17 февраля. Если же не найдем там льда, то пойдем в Ганге в Финляндию, где наверное будет лед.
В Балтийском море. Карлскруна. 18 февраля 1897 года. 12 часов ночи.
Итак, я в море. Сегодня в 9 часов утра снялись с якоря и покинули Копенгаген. Погода спокойная и теплая, только туман, и поэтому идем малым ходом и постоянно свистим, чтобы давать знать другим судам. Я сейчас же, как водворился в своей каюте, так и принялся за работу, хочу поскорее кончить и приступить к составлению акта. На ледоколе порядочно народу: директор завода и несколько его помощников, капитан и его помощники, корреспондент одной из больших газет Дании, машинисты, матросы и 5 человек комиссии. Завтракали в 12 часов, обедали в 6 часов и в 10 часов — чай. Обычная судовая жизнь!
Так как этот ледокол первый по величине, то им ужасно интересуются, и вот причина присутствия корреспондента. Где мы найдем лед? Вот вопрос. Целый лед только у Кронштадта, а в других местах Финского залива лед наносный. Нам надо иметь цельный лед, чтобы испытать ледоколом и узнать, при какой толщине льда ледокол остановится. Завтра утромпридем в Карлскруну, где надеемся узнать о состоянии льда у берегов Швеции. Если тем не окажется льда и не встретим его у Ганге, берегов Финляндии, то направимся к Ревелю. Досадно, что туман в море и приходится двигаться черепашьим шагом. Все уже спят. Только слышен звук машины, да свисток, которым свистят каждую минуту.
Ганге. Среда. 19 февраля 1897 года. 12 1/2ночи (только 1/2 часа среды).
Сейчас только что вошли в Ганге и стали у стенки, помнишь, где мы стояли, когда ехали на финляндском пароходе. В Карлскроне мы не нашли льда, т. е. был лед, но очень тонкий, около 4-дюймовой толщины. Сдавши письма лоцману, сейчас же пустились в дальнейший путь, чтобы не терять времени.
В Балтийском море нас немного покачало. Корабельный инженер Леонтьев чувствует себя не совсем хорошо. Я все время сидел за вычислениями и сделал все начерно. Сегодня в 8 часов вечера подошли к Ганге, но начало вьюжить и нашел туман. Принуждены были стать на якорь, потому что огни маяков скрылись. В 11 часов вечера разъяснилось, и мы снялись с якоря и вот теперь стоим у пристани. При входе в гавань много наносного льда, и весь разбитый. Утром спросим у лоцманов, где нам искать лед. Надеемся найти его в бухте Экенеса (финский город не особенно далеко от Ганге) и там начать свои испытания. Мы, конечно, заходили только за справками и сегодня, т. е. 19 числа рано утром направимся дальше: спешим найти лед, разбить его и возвратиться в Копенгаген, чтобы закончить все дела с фирмой.
Балтийский порт. 20 февраля 1897 года.
Сейчас вошли в Балтийский порт недалеко от Ревеля, чтобы переночевать и утром завтра, в пятницу 21 числа, уйдем в Копенгаген заканчивать дела.
Испытания окончены. Сегодня у берегов Финляндии разбивали лед толщиной от 2 до 2½ фут. Результаты великолепные: ледокол шел во льду не останавливаясь. Затем направились в глубь шхер и нашли массу наносного льда толщиной до 3 саженей. Было сплошное ледяное море. Здесь ледокол не мог пробиваться в такой толщине. Решили окончить испытания и направились в ближайший Балтийский порт, но, подходя к нему, наткнулись на сплошной лед толщиной около 7 футов. Пробили его на протяжении 2 верст, и вышли в порт. Здесь навигация закрылась назад тому 18 дней, и теперь мы ее возобновили.
Копенгаген. 25 февраля 1897 года.
Завтра будет произведена последняя проба электричества. Все бумаги и таблицы уже составлены, и только остается дополнить акт о пробах электрической машины.