Я много лет сам собираю информацию по истории Диксона. Вот фрагмент, касаемый этой темы:
На пароходе было 99 человек: 41 – экипаж, 32 краснофлотца, 2 офицера-артиллериста и 24 пассажира-полярника [133]. Многие погибли в первые минуты боя, уцелевшие спустили шлюпки. Одна из них перевернулась от взрыва снаряда, в ней все погибли, вторая пошла к острову. Но с крейсера спустили мотобот с автоматчиками, он помчался наперерез к шлюпке и захватил 18 моряков в плен. [134][133] Летопись Севера, т. VII, М., Мысль, 1975, А.М. Румянцев. Незабываемые дни битвы за Советскую Арктику (1942, август), стр. 33.
[134] Надо отметить следующий факт: в своей статье «Операция «Вундерланд» в журнале «Марине Рундшау» (№1/1955) Ю. Майстер называет цифру спасенных 28. Большинство же отечественных изданий говорит о 18 или 19 моряках.
Только кочегару Павлу Ивановичу Вавилову удалось спастись. Хотя, в воспоминаниях радиста Николая Дождикова это выглядит иначе:
"Я присутствовал при разговоре Вавилова с работниками радиоцентра. Он ещё толком не пришёл в себя, многое путал, говорил бессвязно. Это и понятно провести больше месяца в одиночестве, голодать и мёрзнуть – такое не каждый выдюжит. Запись его рассказа, сделанная мною, совпадает с тем, что писали Е. Сузюмов, Л.Н. Новиков и А. Тараданкин. Но я обратил внимание на такой факт. Авторы утверждают, что Вавилов выбрался на остров один с собакой. В моих же записях сказано, что он выбрался на берег вдвоём с Грачёвым и что через десять дней Грачёв погиб при встрече с белым медведем. Кто ошибся, я так и не знаю." [135][135] Дождиков Н.Р. В эфире Арктики. М., Советская Россия, 1967, стр. 181
Этот человек незаурядной физической силы и здоровья вплавь добрался к пустой шлюпке, моряки которой были пленены, и забрался в неё. Обломком доски он стал грести к земле, которая виднелась вдали. По пути ему удалось вытащить из воды мешок отрубей, спальный мешок, тюк с одеждой.
Евгений Сузюмов в очерке «Подвиг "Сибирякова"», опубликованный в 1957 году в альманахе «Летопись Севера», привёл выдержки из дневника Павла Ивановича:
"26 или 27 августа маяк, не знаю название. Дневник Вавилова Павла Ивановича рождения 1909 г. кочегар л/п «Сибиряков». Жена и дочь в Архангельске, Соломбала, Левашова, д. 10, кв. 2. Бертова Анна Степановна, дочь 4 года – Вавилова Евгения Павловна."
Далее следует запись: "«Сибиряков» героически погиб в бою с немецким кораблём…"
Дальнейшие записи в дневнике очень кратки. Вот, например, записи за отдельные дни:
"Среда, 3 сентября. Видел один самолёт".
"Воскресенье, 7 сентября .Видел пароход «Сакко» на востоке".
"Понедельник, 15 сентября. Видел один самолёт. Осталось 200 галет".
"Вторник, 16 сентября. Видел один пароход и самолёт".
"Четверг, 18 сентября. Видел самолёт".
"Воскресенье, 21 сентября. Видел с запада судно".
"Понедельник, 22 сентября. Видел ещё одно судно типа «Седов». Шло на запад, но и оно должно меня видеть".
"Вторник, 23 сентября. Видел самолёт на западе".
"Среда, 24 сентября. Видел пароход «Сакко»".
"Пятница, 26 сентября. Видел самолёт вечером. Он меня заметил".
"Суббота, 27 сентября. Видел два самолёта".
"Воскресенье, 28 сентября. Сняли". [136][136] Летопись Севера. т. 2. М., Географгиз, 1957, Е.М. Сузюмов, «Подвиг «Сибирякова», стр. 273-274.
В приведённых частях дневника также отсутствует информация о Грачёве, но не стоит сбрасывать со счёта то, что дневник был, вероятно, отредактирован Сузюмовым или «компетентными органами», как ни как, это были 50-е года.
На острове, питаясь отрубями, Вавилов прожил 34 дня. Его заметили с проходившего мимо парохода. Вот фрагмент из книги В. Стругацкого:
"...После одного из сентябрьских совещаний в опустевшем кабинете начальника морских операций на Диксоне А. И. Минеева задержался капитан парохода «Садко» [137] А.С. Введенский:
– Ареф Иванович, есть сугубо конфеденциальный разговор. Дело вот в чём. Сейчас, когда мы шли к Диксону, как всегда, брали пеленги острова Белуха. Я стоял на мостике. Мне показалось, что на берегу острова – человеческая фигура. Сначала подумал, что обознался, принял камень за человека. Но это всё-таки человек, он зашевелился и отошёл от навигационного знака" [138]. [137] Название судна неверно, на самом деле «Садко» 11 сентября 1941 года наскочил на неизвестную подводную мель и затонул. Так, что вернее – «Сакко».
[138] В.И. Стругацкий. К полюсам Земли. Рассказы из музея Арктики и Антарктики. Л., Лениздат, 1984, стр. 97.
Через три дня гидросамолёт прославленного полярного лётчика И.И. Черевичного сумел вывезти Вавилова на материк. Вот как это описывает сам Черевичный:
"Трудновато было мне сажать лодку на волну у скалистого острова Белухи. Но ему-то, Вавилову, островитянину по нужде, куда тяжелее пришлось. Однако крепкий оказался парень. Как увидел, что сели мы, сам в воду бросился, поплыл навстречу. Отощал, конечно, за месяц, что на острове прожил. Ребята мои его в лодку втащили совсем окоченевшего.
Насилу отогрели, отпоили горячим кофейком. Потом и чарку поднесли, как положено герою" [139]. [139] Морозов С. Крылатый следопыт Заполярья. М., Мысль, 1975, стр. 59.
И тогда впервые стало известно о бое "А. Сибирякова" с "Адмиралом Шеером".
Несколько позднее гидрографическое судно "Мурманец" обнаружило на одном из островов разбитую шлюпку с "Сибирякова", а гидрографы с г/с "Якутия" в районе острова Нансена труп Дарьи Колкуновой, повара с полярной станции «Мыс Оловянный», и несколько предметов с затонувшего парохода. [140][140] Морозов С. Крылатый следопыт Заполярья. М., Мысль, 1975, стр. 59.