Головной ледокол серии проекта 97 viewtopic.php?f=4&t=1362#p11916
1. "Добрыня Никитич" (зав. № 760)
строился на Адмиралтейском заводе, заложен 20.12.1959, спущен на воду 10.05.1960, сдан флоту 31.12.1960, ответственный сдатчик К. В. Вераксо; построен по заказу ВМФ
фотография: форум airbase | http://balancer.ru/g/p1863634
Ледокол Военно-Морского Флота СССР. Головной в серии (3 ед.; проект 97). Назван по имени одного из главных героев русского былинного эпоса Добрыни Никитича. Заложен 20.12.1959 г. на заводе им. Марти в Ленинграде (ныне «Адмиралтейские верфи») по проекту, разработанному в ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») под рук. А.Н. Василевского. Спушен на воду 10.05.1960 г., сдан флоту 31.12.1960 г. Входил в состав 18-й бригады судов обеспечения Северного флота. В августе 1968 г. участвовал в обеспечении перехода с Севера на Д. Восток АПЛ «К-42» и «К-55». В сентябре 1969 г. обеспечивал погружение АПЛ «К-207» на глубину 400 м (впервые в истории отечественного флота). Под днищем ледокола был установлен гидроакустический излучатель, по которому должна была ориентироваться субмарина. В 1976, 1978 гт. принимал участие в океанографических работах. Списан в 1990-е гт.
Водоизмещение 2935 т, длина 62 м, ширина 18 м, высота борта 8,3 м. осадка 5,35 м, мощность силовой установки 5400 л.с, скорость 14,5 узлов, 3 гребных винта (I носовой), дальность плавания 5700 миль, автономность плавания 17 суток. Вооружение: I - 57-мм двухорулийная артиллерийская установка ЗПФ-31-Б, 1 -25-мм двухорулийная установка 2М-ЗМ. Экипаж 45 чел. (источник: Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010. )
Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996, Санкт-Петербург Издательство "Гангут" 1996, ISBN 5-85875-110-5
Ледоколы проекта 97 и модификации
В 1957 году принимается решение о постройке портовых ледоколов, крайне необходимых для обеспечения круглогодичных операций в акваториях замерзающих портов страны и на рейловых подходах к ним. В таких судах нуждались торговые и военные моряки, составившие согласованное техническое задание на постройку ледоколов с осадкой не более 5,5 м и дизель-электрической силовой установкой мощностью 5000-6000 л.с. Разработкой проекта ледокола занялось ЦКБ-15, главный конструктор проекта — А. Н. Василевский. Строить их поручили Адмиралтейскому заводу.
Требовалось унифицированное для различных бассейнов и разных заказчиков судно, обладающее небольшой осадкой, хорошей ледопроходимостью и маневренностью при работе во льдах, имеющее сравнительно большую дальность плавания и достаточные мореходные качества для плавания на чистой воде. Проектанту удалось совместить порой противоречащие друг другу требования заказчиков и создать типовой ледокол — проект 97, который сохранил свою конструкцию, главную энергетическую установку, движители и рулевой комплекс во всех последующих модификациях на протяжении более 20 лет.
Корпус ледокола выполнялся сварным; система набора — поперечная со шпангоутами одинакового профиля; штевни ледокольные, толщина ледового пояса наружной обшивки достигала 16-18 мм. Впервые в отечественном судостроении была спроектирована автоматизированная система электродвижения на постоянном токе с новыми принципами регулирования работы гребных электродвигателей, что позволило создать уникальную для того времени гребную электроустановку (ГЭУ), явившуюся этапом в ледоколостроении. Впоследствии опыт разработки и эксплуатации ГЭУ и элементов движительного комплекса использовался при создании ледокольно-транспортных судов типа "Амгуема", мощных атомных ледоколов типа "Арктика".
В 1958 году Министерством морского флота (ММФ) и командованием Военно-морского флота проект портового ледокола был одобрен и рекомендован к постройке.
В конце 1959 года алмиралтейцы начали постройку головного ледокола проекта 97 "Добрыня Никитич", а к середине 1962-го были сданы военным морякам три корабля этого проекта. Одновременно, с конца 1960 года, строились ледоколы и для ММФ по измененному для этого заказчика проекту 97А.
В 1957 году принимается решение о постройке портовых ледоколов, крайне необходимых для обеспечения круглогодичных операций в акваториях замерзающих портов страны и на рейловых подходах к ним. В таких судах нуждались торговые и военные моряки, составившие согласованное техническое задание на постройку ледоколов с осадкой не более 5,5 м и дизель-электрической силовой установкой мощностью 5000-6000 л.с. Разработкой проекта ледокола занялось ЦКБ-15, главный конструктор проекта — А. Н. Василевский. Строить их поручили Адмиралтейскому заводу.
Требовалось унифицированное для различных бассейнов и разных заказчиков судно, обладающее небольшой осадкой, хорошей ледопроходимостью и маневренностью при работе во льдах, имеющее сравнительно большую дальность плавания и достаточные мореходные качества для плавания на чистой воде. Проектанту удалось совместить порой противоречащие друг другу требования заказчиков и создать типовой ледокол — проект 97, который сохранил свою конструкцию, главную энергетическую установку, движители и рулевой комплекс во всех последующих модификациях на протяжении более 20 лет.
Корпус ледокола выполнялся сварным; система набора — поперечная со шпангоутами одинакового профиля; штевни ледокольные, толщина ледового пояса наружной обшивки достигала 16-18 мм. Впервые в отечественном судостроении была спроектирована автоматизированная система электродвижения на постоянном токе с новыми принципами регулирования работы гребных электродвигателей, что позволило создать уникальную для того времени гребную электроустановку (ГЭУ), явившуюся этапом в ледоколостроении. Впоследствии опыт разработки и эксплуатации ГЭУ и элементов движительного комплекса использовался при создании ледокольно-транспортных судов типа "Амгуема", мощных атомных ледоколов типа "Арктика".
В 1958 году Министерством морского флота (ММФ) и командованием Военно-морского флота проект портового ледокола был одобрен и рекомендован к постройке.
В конце 1959 года алмиралтейцы начали постройку головного ледокола проекта 97 "Добрыня Никитич", а к середине 1962-го были сданы военным морякам три корабля этого проекта. Одновременно, с конца 1960 года, строились ледоколы и для ММФ по измененному для этого заказчика проекту 97А.