Оцифровка и корректура: И. В. Капустин
Даже в разгар навигации во всех прибрежных морях могут возникнуть такие условия, при которых судно оказывается в дрейфе.
Иногда суда застревают во льдах на одни — трое суток, иногда — на одну-две недели. Но если это случается после окончания навигации, льды могут пленить судно и на более длительный срок.
Навигация в Южном океане начинается, когда ледовая обстановка улучшается, а заканчивается, когда и метеорологические, и ледовые условия резко ухудшаются.
В истории САЭ наиболее продолжительными являются три дрейфа: дизель-электрохода „Обь“ в Балленском ледяном массиве в 1973 г., „Михаила Сомова“ в том же ледяном массиве в 1977 г. и этого же научно-экспедиционного судна в Тихоокеанском ледяном массиве в 1985 г.
Дрейф „Оби“.
3 февраля 1973 г. после разгрузки у Мирного дизель-электроход „Обь“ направился к Берегу Хобса в район строительства новой станции Русская, место для которой было выбрано участки ками 17-й САЭ на мысе Беркс.
„Обь“ пришла в этот район 17 февраля. Ледовая обстановка была тяжелой. Судно смогло подойти к берегу лишь на расстояние около 115 км. До 1 марта на берегу удалось собрать три домика, после чего станция была законсервирована.
Зайдя в Литтлтон (Новая Зеландия) и пополнив запасы, судно последовало в море Сомова с целью обеспечения станции Ленинградская. 23 марта „Обь“ пересекла кромку льда, а 26 марта заклинилась в 10-балльном льду в 90 км от берега.
В районе Ленинградской судно оказалось как минимум на полмесяца позже всех допустимых для этого сроков.
К 2 апреля было совершено сорок вертолетных рейсов, в результате которых на Ленинградскую были доставлены все грузы, а также большая часть топлива. Пользуясь любой возможностью, „Обь“ пыталась продвигаться ближе к берегу.
4 — 5 апреля началось очень сильное сжатие, которое продолжалось 19 часов. После этого по образовавшимся каналам судно продвинулось по направлению к станции еще на 10 миль.
Однако 7 апреля на него обрушился ураган, поломавший лопасти вертолета. Начались поиски площадки под взлетно-посадочную полосу для самолета Ан-2. Периодически „Обь“ освобождалась из ледовых тисков, но вырваться из них полностью она так и не смогла.
23 апреля судно окончательно вмерзло в лед и начался его дрейф. 3 мая на расстоянии около 500 м от „Оби“ была подготовлена взлетно-посадочная полоса. С 6 по 12 мая станция Ленинградская была снабжена топливом, весь старый состав зимовщиков был доставлен на судно.
На борту „Оби“ было 68 членов экипажа и 62 участника экспедиции. Расстояние между дрейфующим судном и станцией составляло в то время около 290 км.
В водах Антарктики в данный период находилось лишь одно судно, которое могло оказать помощь „Оби“, — дизель-электроход „Наварин“. Это судно завершало грузовые операции по обеспечению станции Новолазаревская.
4 июня после бункеровки в порту Фримантл „Наварин“ пришел в район дрейфа „Оби“ и остановился на расстоянии 300 км от нее. К 10 июня у борта „Оби“ в очередной раз была создана взлетно-посадочная полоса.
К этому времени „Наварин“ сумел продвинуться на расстояние около 180 км. Началась эвакуация части экипажа и экспедиции на вертолете. Вывоз людей и доставка груза по воздушному мосту „Обь“ — „Наварин“ проходила в очень сложных условиях: температура воздуха понизилась до — 30 'С, то и дело усиливался ветер, из-за подвижек льда взламывало льдину, на которой находилась взлетно-посадочная полоса...
Пилоту Ан-2 А. М. Волосину и командиру вертолета Ми-8 В. С. Буклею приходилось совершать все полеты вслепую, что было очень рискованно.
К 20 июня 1973 г. все транспортные операции были закончены. На „Оби“ осталось 50 членов экипажа судна и 23 участника экспедиции. Старшим по экспедиционному составу был назначен Е. Б. Леонтьев. Под его руководством проводились все научные наблюдения и работы на льду у борта дрейфующего судна.
Всех оставшихся наедине с суровой Антарктикой возглавлял капитан судна С. И. Волков.
В апреле „Обь“ дрейфовала на запад-северо-запад, в первой половине мая — на север-северо-восток. Во второй половине мая направление движения судна стало меняться на юго-западное. Средняя скорость дрейфа в мае составляла около двух миль в сутки.
В июне судно дрейфовало в северсеверо-западном направлении, сближаясь со скоплениями айсбергов, которые располагались на обширном мелководье между 65 — 67' ю. ш. в секторе 150 — 156' в. д. Между скоплениями айсбергов оставался проход шириной около 30 миль.
Двигаясь вместе с ледяным потоком, „Обь“ вписалась в эти „ворота“, и 27 июня на широте 65'37' ю. ш. ее дрейф приобрел преобладающее восточное, а с середины июля — северо-восточное направление. На этом отрезке скорость дрейфа судна увеличилась до 10 — 12 миль в сутки.
22 июля стала ощущаться океанская зыбь, и ледяное поле, в которое вмерзла „Обь“, раскололось. За период с 23 апреля по 22 июня судно продрейфовало 564 мили.
Иногда суда застревают во льдах на одни — трое суток, иногда — на одну-две недели. Но если это случается после окончания навигации, льды могут пленить судно и на более длительный срок.
Навигация в Южном океане начинается, когда ледовая обстановка улучшается, а заканчивается, когда и метеорологические, и ледовые условия резко ухудшаются.
В истории САЭ наиболее продолжительными являются три дрейфа: дизель-электрохода „Обь“ в Балленском ледяном массиве в 1973 г., „Михаила Сомова“ в том же ледяном массиве в 1977 г. и этого же научно-экспедиционного судна в Тихоокеанском ледяном массиве в 1985 г.
Дрейф „Оби“.
3 февраля 1973 г. после разгрузки у Мирного дизель-электроход „Обь“ направился к Берегу Хобса в район строительства новой станции Русская, место для которой было выбрано участки ками 17-й САЭ на мысе Беркс.
„Обь“ пришла в этот район 17 февраля. Ледовая обстановка была тяжелой. Судно смогло подойти к берегу лишь на расстояние около 115 км. До 1 марта на берегу удалось собрать три домика, после чего станция была законсервирована.
Зайдя в Литтлтон (Новая Зеландия) и пополнив запасы, судно последовало в море Сомова с целью обеспечения станции Ленинградская. 23 марта „Обь“ пересекла кромку льда, а 26 марта заклинилась в 10-балльном льду в 90 км от берега.
В районе Ленинградской судно оказалось как минимум на полмесяца позже всех допустимых для этого сроков.
К 2 апреля было совершено сорок вертолетных рейсов, в результате которых на Ленинградскую были доставлены все грузы, а также большая часть топлива. Пользуясь любой возможностью, „Обь“ пыталась продвигаться ближе к берегу.
4 — 5 апреля началось очень сильное сжатие, которое продолжалось 19 часов. После этого по образовавшимся каналам судно продвинулось по направлению к станции еще на 10 миль.
Однако 7 апреля на него обрушился ураган, поломавший лопасти вертолета. Начались поиски площадки под взлетно-посадочную полосу для самолета Ан-2. Периодически „Обь“ освобождалась из ледовых тисков, но вырваться из них полностью она так и не смогла.
23 апреля судно окончательно вмерзло в лед и начался его дрейф. 3 мая на расстоянии около 500 м от „Оби“ была подготовлена взлетно-посадочная полоса. С 6 по 12 мая станция Ленинградская была снабжена топливом, весь старый состав зимовщиков был доставлен на судно.
На борту „Оби“ было 68 членов экипажа и 62 участника экспедиции. Расстояние между дрейфующим судном и станцией составляло в то время около 290 км.
В водах Антарктики в данный период находилось лишь одно судно, которое могло оказать помощь „Оби“, — дизель-электроход „Наварин“. Это судно завершало грузовые операции по обеспечению станции Новолазаревская.
4 июня после бункеровки в порту Фримантл „Наварин“ пришел в район дрейфа „Оби“ и остановился на расстоянии 300 км от нее. К 10 июня у борта „Оби“ в очередной раз была создана взлетно-посадочная полоса.
К этому времени „Наварин“ сумел продвинуться на расстояние около 180 км. Началась эвакуация части экипажа и экспедиции на вертолете. Вывоз людей и доставка груза по воздушному мосту „Обь“ — „Наварин“ проходила в очень сложных условиях: температура воздуха понизилась до — 30 'С, то и дело усиливался ветер, из-за подвижек льда взламывало льдину, на которой находилась взлетно-посадочная полоса...
Пилоту Ан-2 А. М. Волосину и командиру вертолета Ми-8 В. С. Буклею приходилось совершать все полеты вслепую, что было очень рискованно.
К 20 июня 1973 г. все транспортные операции были закончены. На „Оби“ осталось 50 членов экипажа судна и 23 участника экспедиции. Старшим по экспедиционному составу был назначен Е. Б. Леонтьев. Под его руководством проводились все научные наблюдения и работы на льду у борта дрейфующего судна.
Всех оставшихся наедине с суровой Антарктикой возглавлял капитан судна С. И. Волков.
В апреле „Обь“ дрейфовала на запад-северо-запад, в первой половине мая — на север-северо-восток. Во второй половине мая направление движения судна стало меняться на юго-западное. Средняя скорость дрейфа в мае составляла около двух миль в сутки.
В июне судно дрейфовало в северсеверо-западном направлении, сближаясь со скоплениями айсбергов, которые располагались на обширном мелководье между 65 — 67' ю. ш. в секторе 150 — 156' в. д. Между скоплениями айсбергов оставался проход шириной около 30 миль.
Двигаясь вместе с ледяным потоком, „Обь“ вписалась в эти „ворота“, и 27 июня на широте 65'37' ю. ш. ее дрейф приобрел преобладающее восточное, а с середины июля — северо-восточное направление. На этом отрезке скорость дрейфа судна увеличилась до 10 — 12 миль в сутки.
22 июля стала ощущаться океанская зыбь, и ледяное поле, в которое вмерзла „Обь“, раскололось. За период с 23 апреля по 22 июня судно продрейфовало 564 мили.