Материалы пятой, юбилейной ежегодной международной научной конференции «Санкт-Петербург и страны Северной Европы», 2003 год.
Ленинградские газеты об исследовании Арктики в 1928 г. (По материалам полярной комиссии)
Т. А.Шрадер
В Петербурге, в фонде Библиотеки Академии наук, с 1936 г. хранится уникальная библиотека. Это — библиотека Полярной комиссии. На рубеже ХIХ—ХХ вв., после завершения Русско-шведской экспедиции по измерению дуги меридиана на Шпицбергене и Русской полярной экспедиции под руководством барона Толя, 1 декабря 1914 г. в Малом зале Академии наук состоялось первое организационное собрание Постоянной Полярной комиссии. На тот момент возглавил эту комиссию президент Академии наук великий князь Константин Константинович. В ее состав входило 25 выдающихся российских ученых: академики В. И. Вернадский, А. П. Карпинский, директора академических институтов — И. П. Бородин, Б. Б. Голицын, О. А. Баклунд, полярные исследователи — П. В. Виттенбург, Н. А. Книпович, А. В. Колчак, Л. Л. Брейтфус и другие.
Основной задачей ее было координировать научную и практическую деятельность в изучении арктических и антарктических районов. Ядро библиотеки Полярной комиссии составило собрание книг, сохранившихся на шхуне «Заря», купленной в Норвегии для Русской полярной экспедиции. С 1914 г. библиотека планомерно пополнялась литературой исключительно на полярную тематику, и к 1936 г., когда Полярная комиссия вместе с другими научными комиссиями Академии наук СССР прекратила свою деятельность, она имела почти 4000 экземпляров книг. В советский период Полярная комиссия плодотворно работала до 1936 г. под руководством президента Академии наук СССР А. П. Карпинского, в ее состав входили крупнейшие ученые — полярные исследователи СССР.
Среди самых разнообразных материалов о полярных районах в библиотеке можно выделить печатные материалы о спасении итальянской экспедиции на дирижабле «Италия» и Втором международном конгрессе Международного общества аэроарктики в 1928 г. Эти печатные материалы представляют собой вырезки из ленинградских газет, преимущественно «Красной газеты» (вечернее издание), собранные и наклеенные в большом альбоме Д. Рудневым (данные о нем не представлены). Все газетные вырезки отражают трагические события в Арктике мая — октября 1928 г. — катастрофы и спасения дирижабля «Италия» под управлением Умберто Нобиле, поиски в ледяных полях вылетевшего на помощь ему Руала Амундсена, а также проходившего в этот период в Ленинграде указанного выше Конгресса (18—23 июня 1928 г.), активное участие в котором принимал председатель Международного общества аэроарктики, известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. В газетных вырезках практически день за днем печатались сводки указанных событий, новости о которых поступали со Шпицбергена (Кингсбей), Берлина, Стокгольма; наибольшее количество информации шло из Осло.
Кроме того, в Библиотеке Полярной комиссии хранятся книги, написанные и опубликованные сразу после указанных выше событий учеными-полярниками П. В. Виттенбургом, Р. А. Самойловичем, А. Лавровым и М. С. Морис-Меликовым [1].
Члены Полярной комиссии внимательно следили за событиями в Арктике и 3 июня 1928 г. обратились в Комитет помощи экспедиции Нобиле направлять им все материалы о спасении экспедиции. На адрес Полярной комиссии (Университетская набережная, 5) поступали все копии радиограмм и телеграмм, направляемых в Комитет. Таким образом была собрана подборка всех кратких сообщений об эпопее в Арктике, которая хранится в настоящее время в фондах Петербургского филиала Архива Российской академии наук [2]. Сведения о событиях, представленных в радиограммах, практически совпадают с газетной информацией, но они более лаконичны.
Газетные вырезки из ленинградских газет расположены в хронологическом порядке, начиная с 3 мая 1928 г., а именно с сообщения, полученного из Кингсбея (Шпицберген) о прибытии туда транспортного итальянского судна «Читта ди Милано». Знакомясь с содержанием известий, поступавших в газеты, складывается довольно подробная картина событий, разворачивавшихся на Шпицбергене. Мы узнаем, что 6 мая в 20.30 дирижабль «Италия» вылетел из норвежского северного города Вадсе на Шпицберген, 8 мая на дирижабле производили ряд ремонтных работ, 12 мая дирижабль вернулся в Кингсбей из-за тумана, 16 мая итальянская экспедиция вылетела к Северному полюсу и так далее, вплоть до катастрофы дирижабля в ночь с 24 на 25 мая 1928 г. Довольно подробно в газетах освещены события, связанные с участием СССР в спасении Руала Амундсена и поиска его самолета (аэроплана), на котором знаменитый норвежец отправился с целью обнаружения в ледяных просторах Умберто Нобиле и его команды. На протяжении июня в газетах сообщалось о результатах поисков как экспедиции Умберто Нобиле, так и Руала Амундсена, в которых принимало участие большое количество стран.
Но в задачу данной публикации не входит подробное описание событий, касающихся экспедиции на дирижабле «Италия» и ее поисков. Для автора представляется важным отразить взаимодействие русских и норвежских полярных исследователей, а также отношение норвежской стороны к участию советских людей в спасении участников итальянской экспедиции.
В период активных поисков уцелевших после катастрофы участников экспедиции и вылетевшего на их спасение Р. Амундсена 18 июня 1928 г. в Большом конференц-зале Академии наук СССР в Ленинграде торжественно открылся Второй международный конгресс, посвященный исследованию Арктики с помощью дирижаблей (Аэро-Арктический конгресс). В работе конгресса принимало участие 22 ученых и путешественников из СССР, Норвегии, Германии, Польши, Италии, Финляндии, Дании. Возглавлял работу конгресса председатель Международного общества аэроарктики норвежский ученый-полярник Фритьоф Нансен. Можно сказать, что Ленинград становился в то время одним из центров исследования Арктики, и не случайно ленинградская «Красная газета» подробно описывала деятельность этого конгресса. 18 июня в ней была опубликована статья о Ф. Нансене, 19 июня газета поместила план этого ученого об осуществлении перелета на дирижабле LZ-127 из Мурманска до Аляски.
Кроме того, в программу конгресса входил выезд по его окончании всех участников в Мурманск для установки места причальной мачты дирижабля LZ-127. Во время открытия этого съезда ученых Фритьоф Нансен сказал, что конгресс открыл новую эру в истории Арктики и что на этом съезде решено разработать практические программы освоения Севера. Он говорил и о судьбе У. Нобиле, упомянув, что для всех полярников эта катастрофа — урок и предостережение. В той же газете (20 июня 1928 г.) сообщалось об организации Всесоюзным обществом культурных связей и Осоавиахима во дворце Урицкого «грандиозного митинга для популяризации идеи трансарктических перелетов» и о том, что Ф. Нансен выступил на нем с докладом «Задачи полярных исследований», ученый-геолог профессор П. В. Виттенбург — с докладом «Загадка Полюса». В свою очередь профессор Воробьев рассказал о помощи, оказанной У. Нобиле. В «Красной газете» 21 июня был опубликован подробный рассказ о банкете в честь участников конгресса, крупнейших советских деятелей науки. Фритьоф Нансен в приветственной речи выразил благодарность за оказанный прием и, в частности, сказал: «Здесь, в северной столице СССР, я хочу поднять бокал за процветание народов Советского Союза, которые мне так близки». В ответных речах советских ученых — старейшего сотрудника Эрмитажа В. Ф. Левинсон-Лессинга, известного геолога П. В. Виттенбурга и других — звучали слова уважения в адрес норвежского ученого, благодарность за оказываемую им помощь стране и о необходимости интернациональной научной работы для исследования Арктики. В следующем выпуске от 22 июня та же газета публиковала сообщение о рабочем заседании конгресса, на котором выступили с докладами зарубежные ученые.
Доклад советского ученого профессора Визе был зачитан, так как он участвовал в это время в поисках экспедиции У. Нобиле. В газете от 25 июня было опубликовано, что, как и было запланировано, участники конгресса выехали в Мурманск за исключением Ф. Нансена, который по причине болезни супруги должен был срочно вернуться в Осло.
Знакомясь с опубликованным в ленинградских газетах материалом, можно сделать вывод, что в научном плане в конце 1920-х гг. контакты советских и зарубежных ученых при освоении Арктики были достаточно плодотворными и деятельность Ф. Нансена в использовании воздушных средств передвижения для изучения ледовых просторов была одобрена советскими и зарубежными специалистами. Правда, уже имевшийся опыт полетов не всегда был успешным. Так, в 1898 г. погибла экспедиция шведа Августа Андрэ, пытавшегося использовать воздушный шар для полета над Арктикой. Перелет Р. Амундсена в 1926 г. на дирижабле «Норге» из Кингсбея до Аляски совместно с итальянцем У. Нобиле и норвежцем Рийсер-Ларсеном был удачным. Но вот случилась в 1928 г. катастрофа на дирижабле «Италия»… Весь мир с тревогой следил за событиями в северных широтах. Советское правительство оперативно отреагировало на сообщение о катастрофе. Был создан Комитет по спасению итальянской команды, и помощь оказывалась на государственном уровне. В состав комитета входили и члены Полярной комиссии при Академии наук СССР. На Север, к месту предполагаемого крушения дирижабля, были направлены два корабля ледового класса «Красин» и «Малыгин». На борту этих судов находились самолеты, которыми на «Красине» управлял летчик Чухновский, на «Малыгине» — летчик Бабушкин. Корабль «Малыгин» осуществлял поиск итальянской экспедиции во льдах восточного побережья Шпицбергена, ледокол «Красин» помимо поисковых операций в водах Шпицбергена заходил в норвежские порты. Эти события широко освещались в ленинградских газетах.
По сведениям «Красной газеты» от 22 июня, «Красин» зашел в Берген для загрузки углем. Представители советского посольства во главе с А. М. Коллонтай прибыли для встречи с командой ледокола. Принимали на борту и друга Руала Амундсена майора Мейстерлина, председателя норвежского аэроклуба. По просьбе А. М. Коллонтай норвежский геолог А. Хуль был принят на борт корабля для проведения ряда научных работ.
24 июня в газете было опубликовано обращение норвежского правительства в Советский комитет помощи У. Нобилю оказать содействие в поиске самолета Амундсена кораблями «Красин» и «Малыгин». Советская сторона приняла просьбу с пониманием, и ледоколы приступили к выполнению и этой операции.
Заметим, что в спасательных операциях экспедиции У. Нобиле принимало участие 16 кораблей и 21 самолет из различных стран. Но ни на одном из зарубежных кораблей не проводились метеорологические наблюдения. Только советские метеорологи на ледоколах осуществляли анализ метеорологической обстановки в северных широтах и метеосводки передавали в Ленинград, в Главную геофизическую обсерваторию, в также в Берген и Тромсе, а оттуда по сигналу «Всем, всем, всем…» шла информация о погодных условиях, что было чрезвычайно важно для всех находящихся во льдах Арктики [3] .
11 июля в «Красной газете» была опубликована важная новость о том, что шведский летчик Лундборг обнаружил лагерь потерпевших аварию итальянцев, среди которых был также У. Нобиле, и спас их, а 12 июля сообщалось о спасении «Красиным» двух человек из группы погибшего шведского участника экспедиции Мальмгрена и группы итальянца Вильери, заместителя У. Нобиле.
14 июля в «Красной газете» излагалась беседа норвежского премьер-министра Мовинкеля, перепечатанная из газеты «Дагблад». Премьер-министр, согласно информации ленинградской газеты, сказал: «С чувством невыразимого восхищения мы наблюдали работу экспедиций помощи разных стран.
Со вздохом облегчения и благодарности узнали об удачных результатах спасательных работ шведов, и особенно русских и их ледокола “Красин”». И далее в ленинградской газете писали, что если германская пресса сдержанно писала о подвиге «Красина», то норвежцы отметили блестящую работу «Красина» и его руководителей и восхищались мужеством Чухновского.
17 июля газета отметила, что норвежское правительство поздравило полпреда СССР и Советское правительство по случаю успеха советской экспедиции.
20 июля читатели газеты узнали, что «Красин» передал спасенных итальянцев на судно «Читта ди Милано» и отправился на розыски Р. Амундсена, но, получив повреждение во льдах, вынужден был стать на ремонт в норвежском городе Ставангер. 11 августа в 8 часов утра рабочие Ставангера встретили ледокол пением «Интернационала», город был украшен флагами. В Ставангер прибыли А. М. Коллонтай и сотрудники посольства. Норвежцы пригласили всю команду на банкет. Но так как на «Красине» не оказалось предусмотрено подобное мероприятие, у команды не было соответствующей одежды.
И тогда владельцы конфекциона открыли свои магазины в воскресный день, чтобы приодеть команду «Красина». Банкет состоялся в парке, толпы норвежцев приветствовали русских, за этот день парк посетило до 1200 человек. В Народном доме состоялся прием. А на футбольном поле встретились команды русских и норвежцев. Руководитель экспедиции на «Красине» Р. Л. Самойлович телеграфировал в Комитет помощи дирижаблю «Италия», что 12 августа ледокол посетило около 6000 норвежцев, прибывших со всех концов Норвегии [4] .
В другой ленинградской газете — «Ленинградская правда» от 1 августа — отмечалось еще одно событие. В ней было опубликовано, что советское военное судно «Аврора» прошло Каттегат и личный состав его работает без перебоя. Далее описывался визит крейсера «Аврора» в Осло. В 11 часов 45 минут на рейд Осло прибыл советский крейсер «Аврора».
Он обменялся салютом с крепостью Акерехус. Секретарь советского посольства поднялся на борт корабля и приветствовал командира крейсера Ралле и комиссара Волкова. Нанесли визит на крейсер министр обороны Норвегии, комендант крепости Акерехус и морские власти страны. Вечером на крейсер прибыла полпред СССР в Норвегии А. М. Коллонтай. В приветственном выступлении она сказала: «Героизм команды “Красина” произвел огромное впечатление в скандинавской прессе, общественность и ученые воздают должное организованности нашей работе, оправдавшей предвидение советской науки. “Красин” и “Аврора” послужат сближению СССР с народами Запада». Согласно информации «Ленинградской правды», огромные толпы народа на берегу и в шлюпках приветствовали крейсер «Аврора». Вся норвежская пресса отметила прибытие этого корабля.
Но вернемся в Арктику. После ремонта «Красин» пошел на поиски аэроплана «Латам», на котором Р. Амундсен со своим другом Дитрихсеном и французским летчиком Гильбо вылетели из Тромсе по направлению к Медвежьему острову на поиски У. Нобиле. Но радиосвязь прервалась, и только 2 сентября в «Красной газете» сообщили, что найден один поплавок аэроплана «Латам». Надежды найти Р. Амундсена рухнули.
29 сентября «Красная газета» подробно описала торжественную встречу советских героев Арктики, прибывших в Ленинград к набережной Васильевского острова. Толпы ленинградцев ликовали, встречая своих героев. Через несколько дней (3 октября) в той же газете была опубликована беседа журналиста с консулом Норвегии Платоу, который сказал следующее: «С восхищением следило все население нашей страны за походом советского ледокола, пересекшем ледяные поля Баренцева моря, ранее недоступные кораблям. И советские моряки на “Красине” выполнили все, что в человеческих силах, и им обеспечена вечная признательность всех норвежцев. Вместе со всем цивилизованным миром Норвегия приветствует команду “Красина” и радуется ее благополучному возвращению».
Итак, альбом с вырезками из ленинградских газет, хранящийся в библиотеке Полярной комиссии в фондах Библиотеки Академии наук, дал возможность познакомиться с некоторыми деталями событий, за которыми следил весь мир и которые описаны во многих книгах, написанных как участниками этой эпопеи, так и писателями. Небольшие газетные вырезки из ленинградских газет не только день за днем информировали читателей о событиях в Арктике летом 1928 г., но и отразили умение норвежцев по достоинству оценить подвиг русских полярников.
- Виттенбург П. В. В поисках Амундсена. Л., 1928; Самойлович Р. Л. Во льдах Арктики. Поход «Красина» летом 1928 г. Л., 1930; Лавров А. Малыгин в поисках экспедиции Нобиле во льдах восточного побережья Свальбарда. Л., 1929; Морис-Меликов М. А. На «Малыгине» в полярных льдах. Л., 1928.
- Петербургский филиал Архива Российской академии наук. Ф. 75. Оп. 1. Д. 167. Спасение экспедиции Нобиле.
- Красная газета. 1928. 4 июня.
- Там же. 13 августа.