Моряк Севера
21 марта 2007 (10), 28 марта 2007 (11), 4 апреля 2007 (12), 11 апреля 2007 (13)
Нужен ли Архангельску дом-музей ледового капитана?
Л. Бойко, действительный член Русского географического общества
Наш постоянный автор по истории Севморпути и биографиям его исследователей историк Л. Г. Бойко вернулся из Санкт-Петербуга, куда его пригласили выступить 28 февраля на заседании Русского географического общества с докладом "В. Х. Буйницкий: восстановление до-стоверной биографии". А 20-22 февраля на научную конференцию "Геральдика в современном мире", проходившую в Государственном Эрмитаже под эгидой Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации он представил три доклада: "Состояние героеведения в Российской Федерации", "Судьба наград и последрейфовые судьбы героев-седовцев. К 70-летию начала Великого арктического дрейфа ледокольного парохода "Г. Седов" (23.10.1937- 13.01.1940)" и "Кавалеры первых наград Главсевморпути при СНК СССР. 1934-1938 гг.". Содержание всех выступлений теснейшим образом связано с историей нашего региона.
На обращение редакции ознакомить читателей "МС" с содержанием этих выступлений Леонид Григорьевич предложил начать с первой части третьего доклада в Эрмитаже - с рассказа о капитане А. К Бурке, так как над памятью этого человека в Архангельске нависла, по его мнению, смертельная угроза.
Первые шаги Главсевморпути
В 1932 году экспедиция академика О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе (л/п) "Александр Сибиряков" (капитан В. И. Воронин) впервые в мире прошла за одну навигацию вдоль арктических берегов СССР Северным морским путем с запада на восток.
Геополитические и социально-культурные интересы страны требовали быстро развить этот успех. 17 декабря 1932 года создается Главное управления Северного морского пути (Главсевморпути или ГУ СМП) при Совете Народных Комиссаров (правительстве) СССР. Ему поручалось "проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути". Силы и средства для решения этой задачи были приданы постановлением правительства от 20 декабря 1932 года "О мероприятиях в связи с организацией при СНК СССР Главного управления Северного морского пути". Им намечалось передать ГУ СМП, наряду с другими л/п, "и подлежащий поднятию: "Садко".
Начальником невиданного в мире ведомства утвердили академика О. Ю. Шмидта.
Первое, что делает О. Ю. Шмидт вне Москвы, - назначает хорошо известного 18- летним опытом безаварийного плавания во льдах и научным обобщением этого опыта капитана А. К. Бурке начальником Архангельской мор- ской базы и одновременно заместителем начальника Архангельского отделения ГУ СМП.
На публикуемых "Удостоверении" и "Доверенности" (илл.1) исходящие N 50 и N 51 и дата 21 января 1933 года. Документы эти возвращают нас к истокам ГУ СМП, когда у него еще не было гербовой печати. В таком темпе работали люди тогда, и понятно становится, как добивались всемирных побед!
"Садко"
Летом 1933-го на деньги Главсевморпути Кандалакшская экспедиция архангельской партии Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) приступила к организации подъема судна.
Построенный в Великобритании в 1913 году, ледокольный пароход "Линтрос" был приобретен еще царским правительством. Переименованный в "Садко" (лучшего имени, чем имя спускавшегося к подводному царю персонажа народного эпоса, не нашли!), он вскоре повторил путь своего былинного предшественника. Летом 1916 года, идя из Архангельска в Кандалакшу, "Садко" наскочил на подводный камень, получил пробоину ниже ватерлинии примерно в треть длины корпуса и шириной 0,3 метра. Продержавшись на плаву 15 минут, что позволило всей команде и пассажирам спастись на острове Богомолиха, судно плавно опустилось на 22- метровую глубину. Там "Садко" пролежал 17 лет. Лишь с третьей попытки был поднят эпроновцами 15 октября 1933 года и отведен на отмель острова Богомолиха для заделки пробоины (илл. 2).
"Проходили мимо поднятого со дна моря "Садко", - писал жене 23 октября 1933 года старпом л/п "Русанов" Н. И. Хромцов.- О его состоянии сказать ничего не могу, но на вид представляет собой груду ржавого железа, годного разве что в Рудметаллторг". В 1936-м Н. И. Хромцов, уже капитан этой бывшей "груды ржавого железа" (позже он, как и А. К. Бурке, в числе всего девяти будет назван "выдающимся советским ледовым капитаном"), поведет "Садко" во Вторую высокоширотную экспедицию под руководством директора Арк-тического института профессора Р. Л. Самойловича искать Землю Санникова, а в 1937-м - в Третью высокоширотную и тогда на 310 дней попадет в плен ледовых полей. Но еще весной 1937 года на зверобойке он убедится в надежности "Садко".
В письме жене от 3-4 апреля 1937 года Н. И. Хромцов сообщал: ":Такого сжатия я еще не встречал. Совсем не думал, что "Садко" выдержит. Был уверен, что его раздавит. Уже вся команда была вызвана на палубу, чтобы быть наготове выходить на лед. Льдом подняло вверх корму, нос пошел в воду, и лед стал заходить на носовую палубу, на бортах льдом сломало поручни: Будь на нашем месте "Русанов" или "Седов", наверняка все было бы кончено: "Садко" оказался очень крепким судном. После этого в течение трех суток: очищали судно ото льда:" (илл. 3).
Кто же и где превратил "годное разве что в Рудметаллторг" судно из "груды ржавого железа" в самого надежного помощника исследователей и промысловиков Арктики?
3 ноября 1933 года ледокол N 8 привел "Садко" на буксире к Красной пристани Архангельска, а назавтра его уже поставили к доку завода "Красная кузница". О состоянии "Садко" в те дни судите по впервые публикуемым фотографиям (илл. 4-6).
Через месяц сообщалось об официальной передаче "Садко" из ведения ЭПРОНа Главсевморпути, что специальная комиссия этих ведомств состояние его признала "вполне удовлетворительным", что ремонт судна идет полным ходом и со дня на день поднимут пары для его отепления. Заметка завершалась словами: "Капитаном "Садко" назначен тов. Бурке".
Впервые публикуемая фотография иллюстрирует и это сообщение. "Садко" еще не в доке, а у причальной стенки завода. У него восстановлена труба, а из нее идет дымок или пар. Правда, это еще не значит, что пары уже подняты: судно могли отеплить и паром, подаваемым с берега. Но и это позволяло уже полным ходом вести работы внутри корпуса (илл. 7).
Артур Карлович Бурке (1891-1942) принадлежал к плеяде выдающихся советских ледовых капитанов. На его счету не только географические и океанографические открытия в Арктике, сверхранние и сверхпоздние (1936 и 1937) рейсы на Землю Франца-Иосифа, участие в организации первых полярных и промысловых зимовок и в создании базы на острове Рудольфа, опираясь на которую была впервые в мире проведена авиаэкспедиция 1937 года на Северный полюс, вылившаяся в дрейф четверки папанинцев. Как один из ее организаторов, А. К. Бурке 27.06.1937 года был награжден орденом Красной Звезды (N 3902).
Безаварийный капитан А. К. Бурке был еще и самородком-ученым, автором глубоких научных статей и пяти опубликованных книг. Труды его высоко ценили, на них ссылались и их цитировали выдающиеся океанологи мира. Приведу самую лаконичную оценку научных заслуг А. К. Бурке. Относится она к 1942 году, когда Н. Н. Зубов, В. В. Тимонов и член-корреспондент АН СССР В. В. Шулейкин инициировали присвоение А. К. Бурке ученой степени кандидата географических наук и ученого звания старшего научного сотрудника по совокупности научных трудов.
ОТЗЫВ о научной деятельности А.К.Бурке
Капитан А. К. Бурке не получил научного образования и никогда не работал ни в одном из научно-исследовательских институтов. Тем не менее имя А. К. Бурке известно каждому полярнику, а его печатные работы цитируются во всех учебниках и руководствах по океанографии арктических морей. Некоторые из них служат обязательными наставлениями для плавания во льдах.
А. К. Бурке сочетает в себе качества прекрасного практика-моряка и глубокого, вдумчивого исследователя. Наблюдая природу и анализируя ее явления, производя, если это необходимо, соответствующие опыты, А. К. Бурке иногда открывает и систематизирует то, что другие до него не замечали или чему не придавали должного значения.
Поэтому я считаю, что А. К. Бурке является вполне сложившимся ученым с самостоятельными воззрениями и методами и давно заслуживает ученой степени кандидата географических наук и ученого звания старшего научного сотрудника без защиты диссертации.
Доктор физико-географических наук, профессор, заведующий кафедрой океанологии Московского гидрометеорологического института, член гидрометеорологической секции Высшей Аттестационной комиссии (В А К) капитан 2 ранга (подпись) /ЗУБОВ/
Хорошо знакомы Артуру Карловичу были и обязанности капитана в период ремонтных работ. В 1922-24 гг., когда он командовал "Литке", в доке Кронштадта провели ремонт красавца-ледореза (Илл. 10).
Забегая вперёд, скажем, что "Садко" отремонтировали в срок (Илл. 11, 12).
Первый рейс "Садко" под командованием А. К. Бурке с экспедицией ГУ СМП (научный руководитель, гидрограф Е. С. Гернет) прошёл с 22 июля по 25 сентября 1934 года. (Илл. 13) На о. Уединения в Карском море, впервые была организована зимовка (18 зимовщиков и строителей). Не получив данных авиаразведки, дважды попадали в ледовые капканы. Один из дрейфов длился 23 дня (Илл. 14). В этом 160-мильном дрейфе, как и в ходе преодоления льдов на протяжении 1707 миль (из 4239 миль рейса), подтвердились и качество ремонта корабелов Архангельска, и класс капитана А. К. Бурке.
Сопоставив течение с поведением льда в ходе дрейфа "Садко" в 1934-м, Е. С. Гернет предсказал неизвестный участок суши в том районе Карского моря, где на следующий год Первая высокоширотная экспедиция на "Садко" под водительством капитана Н. М. Николаева (начальник Г. А. Ушаков, научный руководитель профессор Н. Н. Зубов) откроет остров, которому дадут имя Ушакова.
Однако первому походу "Садко" 1934 г. предшествовало событие, о котором поведают впервые публикуемая "Выписка из приказа N 414" и изображения наградного портсигара (Илл. 15 и 16-18).
В Ы П И С К А
из приказа N 414 по Главному Управлению Северного Морского Пути при СНК СССР от 8.УП.34 г.
1.
За успешную работу по ремонту "Садко" и выпуск парохода в срок, Главное Управление Северного Морского Пути награждает месячным окладом и ценными подарками следующих товарищей:
1/ Директора з-да "Красная Кузница" - т. ВЕЖЛИВЦЕВА В.И.
2/ Главного инженера - ? ПОПОВА П.Ф.
3/ Заведующего котельным цехом - ? МАКАРОВА А.В.
4/ Стар. механика - ? КАТУНИНА
5/ К а п и т а н а - ? БУРКЕ
2.
Наградить месячным окладом следующий состав завода "Красная Кузница":
1/ Инженера-конструктора - т. КОБОЗЕВА В.Я.
2/ Маскотцеха - ? ГЕРАСИМОВА П.А.
3/ Бригадира-чеканщика - ? ЛАПИНА А.И.
4/ Завдерцехом - ? РЯБОВА Н.Н.
5/ Мастсварцеха - ? ПАРФЕНОВА К.П.
6/ Масттрубцеха - ? ГУРЬЕВА Н.Д.
7/ Маслитцеха - ? СЕРГИЕВСКОГО Ф.И.
8/ Маслитцеха - ? ВАРАКИНА А.П.
Инженера Главсевморпути - ? МОЛОДЦОВА
3. Морскому Управлению, совместно с ЦПФО, отпустить средства для премирования наиболее отличившихся ударников в размере 12.000 рублей.
п/п и об. НАЧАЛЬНИКА ГЛАВСЕВМОРПУТИ: /УШАКОВ/
В е р н о: зав.Секретариатом Главсевморпути: (подпись) /ФЕДОРОВ/
(Гербовая печать ГУ СМП)
В выписке не сказано, какими подарками награждались поименованные в 1 приказа. Выявлен лишь подарок А. К. Бурке.
Наградной портсигар А. К. Бурке.
Размер портсигара - 9,7 Х 7,5 Х 1,7 см. В месте, где к крышке портсигара прикреплён в серебряной оправе камень синего цвета, ширина и высота изделия соответственно больше на 2 и 5 миллиметров. Портсигар серебряный, с клеймами проб на внутренней стороне дна.
Внутренняя поверхность портсигара, накладное изображение Герба СССР с 7-ю пе- ревязями ленты вокруг колосьев, а также лиственный орнамент по краям крышки, об- рамляющий эмаль, - похоже, позолочены.
Крышка покрыта красной эмалью, волнистый рельеф под которой придает ей вид "муаровой ленты". По краям крышки лиственный орнамент.
Снаружи на донышке портсигара гравировка:
"Лучшему ударнику т. Бурке А.К. за успешную работу по ремонту "Садко" от Главсевморпути при СНК СССР. Июль 1934 г.".
Кроме Герба СССР, другой декоративный элемент крышки - камень синего цвета, соеди- нённый с крышкой с помощью серебряной оправы методом пайки.
Обращаюсь к родственникам и знакомым награжденных с просьбой сообщить, какие ценные подарки вручили остальным четверым: директору завода "Красная кузница" В. И. Вежливцеву, главному инженеру "Красной кузницы" П. Ф. Попову, заведующему котельным цехом А. В. Макарову, старшему механику Катунину.
Пока же несомненно, что наградной портсигар капитана и ученого А. К. Бурке - вещь уникальная! Он всегда будет нам напоминать о блестящих подвигах прекрасных советских исследователей Арктики, одним из которых был А. К. Бурке, незаслуженно сегодня забытый.
Друзья, товарищи, коллеги А.К. Бурке
Среди надписей авторов на книгах, подаренных А.К. Бурке, меня особенно поразила одна. Сделана она блестящим журналистом-известинцем Максом Зингером, который, по словам Героя Советского Союза М.И. Шевелёва, "был свой человек" в среде покорителей Арктики 30-40-х. Такая оценка из уст Марка Ивановича, человека не только редкой отваги, но и высокой порядочности, многого стоит. Тем более что этой оценки он удостоил в своей книге только двух журналистов из сотен, с которыми его сводила долгая жизнь!
Так вот Макс Зингер, ходивший на судах А. К. Бурке в Арктику, на своей книге "Сквозь льды в Сибирь" написал: "Артуру Карловичу Бурке - герою ещё не написанной повести. Макс Зингер. 9/VIII - 1930".
Жаль, что повесть об А.К. Бурке не написана до сих пор.
А.К. Бурке был высокообразованным человеком. Латыш, он научные и популярные работы писал на прекрасном русском языке. Свободно читал на латышском, немецком и французском языках, а на английском говорил так, что в Англии его принимали за лондонца. Он умел дружить и быть интересен людям самых разных профессий.
Три предложения в итоге
I. В Архангельске проживали сотни знаменитых исследователей Арктики и капитанов. Но из их домов уцелел сегодня только дом А.К. Бурке. Он должен быть превращен в дом-музей капитана А.К. Бурке. Вся обстановка, книги, реликвии, фотографии, награды сохранены близкими. Музеефикация дома А.К. Бурке - задача людей Культуры России. Только Архангельску, боюсь, она сегодня не по силам. Особенно по причине низкой культуры и лености мысли руководителей мэрии и областной администрации.
(Илл. 15. Дарственная надпись профессора Н. Н. Зубова на его известной монографии “Морские воды и льды”. М.: Гидрометеоиздат. 1938 г)
Как удалось мне выяснить, в этом доме бывали, с его владельцем ходили в Арктику, с ним дружили, переписывались, у него учились, к нему обращались за советами Герои Советского Союза А.Д. Алексеев, М. С. Бабушкин, К. С. Бадигин, М. П. Белоусов, В.Х. Буйницкий, М.В. Водопьянов, П.Г. Головин, Э.Т. Кренкель, И.П. Мазурук, В.С. Молоков, И.Д. Папанин, А.А. Полянский, Э.К. Пусэп, И.Т. Спирин, Е.К. Федоров, Н.С. Шарыпов, М.И. Шевелев, П.П. Ширшов, О.Ю. Шмидт, А.П. Штепенко; выдающиеся полярные авиаторы В.И. Аккуратов, В.В. Вердеревский, Ф.Б. Фарих, Б.Г. Чухновский; легендарные исследователи Мирового океана и Арктики В.Ю. Визе, Е.С. Гернет, Н.И. Евгенов, Н.Н. Зубов, С.Д. Лаппо, Я.С. Либин, А.И. Минеев, Р.Л. Самойлович, В.В. Тимонов, Г.А. Ушаков, П.К. Хмызников, В.В. Ходов, академик В.В. Шулейкин; известные полярные капитаны В.И. Воронин, Н.М. Николаев, А.Н. Сахаров, Н.И. Хромцов, Д.Т. Чертков, Л.К. Шар-Баронов; сказочник и художник С.Г. Писахов; художник М.Г. Платунов; писатель Е.С. Коковин, журналисты Н.И. Солодовников и М. Зингер; фотограф Б.Ф. Оттлие; выдающийся кинодокументалист ХХ века Роман Лазаревич Кармен, написавший А.К. Бурке в мартовском письме 1942 г. в ответ на одну просьбу капитана: "...тронут тем, что не забыли меня":
(Илл. 16. Этот портрет А. К. Бурке нарисовал известный ленинградский художник М. Г. Платунов, ходивший с А. К. Бурке на «Садко» в сверхранний рейс на ЗФИ 10 июня - 8 июля 1937 г. (Собственность родственников А. К. Бурке).)
II. Именем А.К. Бурке названа бухта на о. Луиджи в архипелаге Земля Франца- Иосифа. Имя его носили в 40-70-е годы гидрографический бот в Архангельске и СРТ на Балтике, впо-следствии переданный под тем же именем - "Капитан Бурке" - морской геологии. Будет прекрасно, если общественность города поддержит предложение о присвоении имени капитана А. К. Бурке одному из судов, строящихся для трассы Северного морского пути - арктиче-ского проспекта России. Ведь книги А.К. Бурке, судя по тому, что гриф "секретно" не снят ещё по крайней мере с двух из них - "Ледовая лоция Белого моря" и "Ледовая лоция Баренцева моря" - и сегодня, через 65 год после ухода их автора из жизни, продолжают служить России! Поизносятся "пионеры" давно самостоятельных и подчас недружественно поступающих по отношению к России государств ближнего зарубежья. Встанет вопрос, какие имена давать новым судам. Я и предлагаю первым иметь в виду при очередности на присвоение имени океанскому арктическому судну имя капитана-патриота, ученого, с 1915 г. жившего в Архангельске и умершего здесь 13 ноября 1942 года (похоронен на Соломбальском кладбище), посвятившего преодолению арктических льдов и их изучению всю сознательную жизнь, - капитана А. К. Бурке.
III. Сообщение Рихарда Зорге, что Япония не нападет на СССР в 1941 году, позволило перебросить дивизии с востока и одержать победу в Московской битве. В немалой степени за этот подвиг Рихард Зорге посмертно был удостоен 5 ноября 1964 г. звания Героя Советского Союза.
Стратегические грузы, поступавшие через Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск по ленд-лизу, помогали выигрывать все сражения Великой Отечественной войны. В то, чтоб эти грузы доставлялись без потерь по причине сложных ледовых условий Баренцева и Белого морей, большой вклад внесли работы "Ледовая лоция Белого моря" и "Ледовая лоция Баренцева моря", написанные в 1941 году умиравшим в Архангельске от туберкулеза горла А.К. Бурке. Труды эти были его весомым вкладом в Победу!
Никакой государственной наградой этот подвиг Артура Карловича Бурке не отмечен и поныне! Не наступила ли давно уже для этого пора?
* * *
Думаю, что и администрация Архангельской области, и мэрия г. Архангельска, и ветеранская организация, и областной военкомат должны ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о награждении высокой государственной наградой нашего земляка - выдающегося ледового капитана и исследователя Арктики Артура Карловича Бурке (посмертно).
* * *
(Илл. 17. Дом А. К. Бурке в Соломбале. 2007 год)
Я начал рассказ об А.К. Бурке со слов о смертельной угрозе, которая нависла над его памятью в г. Архангельске. Она будет отведена, как только властями города и области будет принято решение о спасении дома А.К. Бурке, постановке его под охрану государства, его музеефикации и предприняты незамедлительные меры в этом направлении. В противном случае дом постигнет та же участь, что и дом, в котором жил Г.Я. Седов до своего ухода в бессмертие. И повинно в этой невосполнимой для культуры Архангельска и культуры России утрате будет бездействие мэрии и аппарата главы администрации Архангельской области.
[ Л. Бойко, «Нужен ли Архангельску дом-музей ледового капитана?», газета "Моряк Севера", №№10-13 за 2007 http://www.arhpress.ru/sevmor/2007/3/28/ ]
К сожалению, в PDF были только 2 последних номера, поэтому фотографий начала статьи нет.