Вехи истории ПИНРО
http://www.pinro.ru/labs/museum/nis_persey.htmНАЗВАНИЕ СУДНА: ПЕРСЕЙ (PERSEY)
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Судовладелец: С 1922 по 1941 гг. - Плавморнин-ГОИН-ПИНРО. Плавучий морской научный институт (1922-1929 гг.); Государственный океанографический институт (1929-1933 гг.); Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (1934-1941 гг.).
Год, фирма, страна постройки: 1918 г., г.Онега (начало постройки в качестве промыслового зверобойного судна); 1922 г., г.Архангельск (достроен как научно-исследовательское судно)
Тип судна: двухмачтовая парусно-паровая шхуна с ледовыми обводами
Назначение судна: комплексные рыбохозяйственные исследования в северных морях
Флаг: СССР (1922-1941 гг.)
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Материал корпуса: дерево
Водоизмещение (т) - 550
Основные измерения: длина (м) - 41,5; ширина (м) - 8,0; осадка (м) - 3,2
Скорость максимальная/экономичная (уз) - 7,5/6
Дальность плавания (мили): ограничивалась запасом угля и пресной воды;
автономность (сутки) - от 16-17 до 30-32
Запас/тип топлива, пресной воды (т): 85/уголь; 37
Экипаж (чел.) - 24
Экспедиционный состав (чел.) - 16
Характеристики двигателяГлавный двигатель - тип; год, фирма и место постройки; количество; мощность (л.с.), общая мощность электростанции судна (кВт): паровая машина тройного расширения; 1914; завод "Амос и Шрютт", г.Гулль, Великобритания, 1х360; 6,6
Движитель (паруса, винт, количество и характеристики): Паруса - кливер, стаксель, трисель и грот (общая площадь 185,6 м2); винт - 1, чугун, диаметр (м) - 2,67; шаг (м) - 2,67, количество лопастей - 4
Оборудование для исследованийКоличество лабораторий - 7
Их назначение/площадь (м2) - метеорологическая/7,2; панктонологическая/3,5; ихтиологическая/3,5; биологическая/5,3; гидрологическая/6,2; препараторская/5,5; разборочная/6,8
Оборудование для гидрологических, ихтиологических и других работ: оттертралы, тралы Сигсби, драги, дночерпатели Петерсена, батометры Нансена, глубоководные термометры Рихтера, различные сети и др.
Палубное оборудование: паровая траловая лебедка с тяговым усилием 5 т, две электрические лебедки для работы с приборами.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Основные даты (этапы) истории. "Персей" - первое научно-исследовательское судно Плавучего морского научного института (Плавморнина), образованного в 1921 г. В условиях разрухи, наступившей после окончания гражданской войны, институт не мог построить или купить судно, которое было крайне необходимо ему для морских исследований. Задачу эту удалось решить путем передачи институту корпуса недостроенного зверобойного судна (с названием "Персей), находящегося в Лайском доке г.Архангельска, где базировался Плавморнин.
Достройка "Персея", его переоборудование проводились силами сотрудников института под руководством корабельного мастера В.Ф.Гостева, по норвежским чертежам. Проекты и чертежи "Персея", как экспедиционного судна, разработали архангельские инженеры В.П.Цапенко и А.С.Воронич.
Огромное значение для получения корпуса шхуны, для превращения ее в полноценное научно-исследовательское судно сыграла воля и энтузиазм директора Плавморнина профессора И.И.Месяцева.
У "Персея" был усиленный ледовый пояс из дубовых досок вдоль всей ватерлинии. Корпус имел яйцеобразные обводы, способствующие выжиманию судна при сжатии во льдах (по типу "Фрама"). Все механизмы и необходимое оборудование снимали с разных судов, так как что-либо приобрести в то время было практически невозможно.
Государственный флаг на судне подняли 7 ноября 1922 г. а 1 февраля 1923 г. был поднят синий вымпел с созвездием Персея.
В 1923-1941 гг. "Персей" совершил 91 рейс в Баренцево, Белое, Карское и Гренландское моря; за этот период выполнено 5525 океанографических станций. В 1932-1933 гг. он участвовал в исследованиях по программе Второго международного полярного года.
Начав свою работу в Плавморнине (1923 г.), в результате реорганизаций "Персей" становится в 1929 г. судном ГОИНа, а в 1934 г. - ПИНРО.
"Персей" был школой для многих ученых, которые впоследствии возглавили крупные научные учреждения, стали основоположниками целых направлений в мировой науке. На его борту работали И.И.Месяцев, Н.Н.Зубов, Л.А.Зенкевич, С.А.Зернов, А.И.Россолимо, М.В.Кленова, А.А.Шорыгин, В.В.Шулейкин, Н.А.Маслов, Ю.Ю.Марти, И.Г.Юданов, О.Н.Киселев и другие ученые. Неоценима работа судна по изучению морских течений, биологической продуктивности, рельефа и грунтов северных морей, условий тралового промысла.
В 1939 г. сотрудниками ПИНРО на "Персее" предприняты первые успешные попытки использования эхолотов для обнаружения косяков рыбы.
Первый рейс "Персея" возглавил И.И.Месяцев, всего под его руководством проведено 30 морских экспедиций. Неоднократно начальниками рейсов становились
Л.А.Зенкевич, Б.К.Флёров и другие видные ученые. В течение нескольких лет экспедициями руководил автор книги "Под звездным флагом "Персея" В.А.Васнецов. Долгие годы судном командовал капитан П.И.Бурков.
Последний научный рейс в июне 1941 г. проходил под руководством сотрудника ПИНРО, специалиста в области подводной техники О.Н.Киселева.
Иная информация исторического плана. С начала Великой Отечественной войны "Персей" перешел в военное ведомство. При перевозке боеприпасов и снабжения в зону боевых действий на полуостров Рыбачий он был потоплен немецкой авиацией у берега в губе Эйна Мотовского залива (10 июля 1941 г.). После этого "Персей" продолжал служить Северному флоту в качестве основания для причала, на который доставлялись грузы из Мурманска.
В 1969 г. аквалангисты ПИНРО достали несколько фрагментов обшивки "Персея", которые вместе с моделью судна хранятся в музее института. Через несколько лет останки корабля были убраны.