Исправил ошибку, перенес со страницы: "Комсеверопуть" и ГУСМП / Авиабиблиотека: книги, сайты, ссылки
Над безграничной Арктикой. Книга втораяНад безграничной Арктикой. Книга вторая / И.Е. Негенбля. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012. – 520 с. ISBN 978-5-471-00531-0
Популярные очерки об участии авиаторов Советского Союза в обеспечении работы высокоширотных воздушных экспедиций «Север», дрейфующих станций «Северный полюс», а также хозяйственной деятельности и обслуживании нужд населения приполярных районов Якутии.
ПРЕДИСЛОВИЕ
<…> Историография научных исследований в Арктике довольно обширна. В монографиях, сборниках статей и справочниках, посвящённых этой проблеме, в той или иной мере, чаще всего отрывочно, отражена роль авиации в полярных исследованиях, но отдельных изданий об участии воздушного транспорта в обеспечении этих работ, очень мало.
Исходя из вышеизложенного актуально ещё раз внимательно проследить, как осуществлялись исследовательские и иные работы в Арктике в послевоенные годы, какова роль в этой работе принадлежала авиации. Этому и посвящена настоящая книга.
Первый том книги «Над безграничной Арктикой», охватывающий хронологические рамки от первого полёта в Арктике, в 1897 году, шведского воздухоплавателя С. Андре и его товарищей до полёта в 1941 году экипажа И.И. Черевичного к полюсу относительной недоступности вышел в 1997 году. Второе дополненное издание этой книги, в которое были включены мужественные высокоширотные полёты советских авиаторов в годы Великой Отечественной войны, вышло в 2007 году и было посвящено 70-летию экспедиции под руководством И.Д. Папанина на Северный полюс, перелётам экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова из Москвы через Северный полюс в США, а также 10-летию авиакомпании «Полярные авиалинии».
Во втором томе книги страница за страницей проходит перед читателем история изучения советского сектора Арктики с активным участием авиации в послевоенные годы.
Здесь нет места домыслу. Я хотел быть как можно ближе к истине, быть предельно точным. Я не пожалел ни времени, ни сил для того, чтобы достичь этой цели. Я прочёл и сравнил всё или почти всё, что было издано по этой теме, познакомился со многими неопубликованными материалами, которые смог найти, опросил людей, бывавших в Арктике.
Не удовлетворяясь тщательным изучением доступных мне документов, мемуарной и биографической литературы, встречался и переписывался с людьми, так или иначе причастными к Арктике и полярной авиации, досконально изучил всё относящееся к теме.
Я не имел возможности работать в архивах и пользовался исключительно опубликованными источниками: собрал разрозненные сведения о полётах советских авиаторов в высоких широтах и представляю их на суд читателей в виде популярных очерков.
Работа над такой книгой была бы непосильна, если бы целый ряд лиц, в той или иной степени имевших отношение к Арктике и полярной авиации, не пришли мне на помощь. Благодаря им мне удалось раскрыть многие, неизвестные дотоле факты, уточнить некоторые иногда очень важные подробности, восстановить отдельные ситуации.
Публикации А.Ф. Трёшникова, Е.И. Толстикова, А.Н. Чилингарова, а также многих других руководителей и участников высокоширотных экспедиций и станций «Северный полюс» не имеют себе равных в освещении отдельных отрезков полярной эпопеи.
Историей полярной авиации я интересуюсь давно, больше 20 лет, имел переписку с ныне покойными В.М. Перовым, В.А. Медведевым и А.Я. Евдокимовым. Они были настолько любезны, что письменно ответили на многие мои вопросы, предоставили в моё распоряжение свои записи, фотографии. Ныне здравствующие штурман А.Е. Карякин, бывшие командиры лётных отрядов Н.К. Бекурин и В.И. Цоун, командиры воздушных судов Б.П. Лахтин, Л.К. Плотников, А.В. Милованов, В.А. Савиновский, А.Г. Иванцов, А.Л. Именное, штурманы А.Н. Черныш и Л.И. Губерман, главный инженер АТБ Г.Г. Ашрапов, политработник И.В. Максимов, авиатехник А.В. Гаврилов и другие охотно с большой теплотой поделились со мной своими воспоминаниями о событиях, в которых лично участвовали, о своих сослуживцах. Особая благодарность работникам библиотеки «Книга-03» (руководитель О.А. Козина), сотруднику Национальной библиотеки PC (Я) И.Л. Киренской, помогавшим мне в подборе соответствующей литературы и периодических изданий. Выражаю признательность С.А. Кесселю, прочитавшему несколько глав рукописи и сделавшему целый ряд ценных замечаний и поправок. И, конечно же, эта книга не могла состояться без постоянной помощи и поддержки со стороны моей жены Ольги Александровны.
Может, читателя несколько покоробит излишняя скрупулёзность, с которой автор книги препарирует среду обитания героев книги, а может быть, смутит та тщательность, с которой он воссоздаёт отдельные полёты, ситуации. Может кому-то покажется, что документов и цитат многовато, но я исходил из того, что большинство читателей не смогут познакомиться с первоисточниками об описываемых событиях. Эта книга не претендует на эпическое полотно. Она – преимущественно мозаика отдельных фактов, событий, полётов, происходящих в Арктике в 1945-1991 годы, связанных с деятельностью высокоширотных воздушных экспедиций «Север-2» – «Север-43» и дрейфующих станций от «Северного полюса-2» до «Северного полюса-31».
СОДЕРЖАНИЕ
А.В. Корякин. Авиакомпания «Полярные авиалинии» –
преемник славных традиций полярной авиации............................3
Предисловие....................................................................15
Глава I.
Мыс Челюскина - Северный полюс - Чокурдах.............................24
Глава II.
Первые на Северном полюсе.................................................33
Глава III.
Полёты на засекреченный полюс (СП-2)....................................51
Глава IV.
«Жар-птица» над Северным полюсом (СП-З.СП-4).......................65
Глава V.
«Аннушка» и «Ангел-спаситель» на Северном полюсе (СП-5).........105
Глава VI.
«Северный полюс» двойного назначения (СП-б)........................120
Глава VII.
Дрейф в негостеприимной Арктике (СП-7)...............................134
Глава VIII.
Три года на дрейфующих льдах (СП-8)...................................146
Глава IX.
Ледовая дуэль на дрейфующей станции СП-9............................162
Глава X.
Арктика остаётся Арктикой (СП-10, СП-11)...............................173
Глава XI.
Помощь приходит с неба (СП-12 - СП-14).................................196
Глава XII.
Секретная миссия на Северном полюсе (СП-15).........................217
Глава XIII.
«Научное трио» в Центральной Арктике (СП-16 - СП-18)...............235
Глава XIV.
Спасательная операция на судне «Иней».................................252
Глава XV.
Дрейфы полярников на ледяных островах (СП-19, СП-20).............259
Глава XVI.
Над арктическими льдами (СП-21).........................................279
Глава XVII.
Странствия станции-долгожительницы (СП-22)..........................297
Глава XVIII.
Во льдах океана (СП-23)....................................................348
Глава XIX.
Хроника странствий дрейфующей станции СП-24........................375
Глава XX.
Разведчики высоких широт (СП-25).......................................399
Глава XXI.
Три смены станции СП-26...................................................420
Глава XXII.
Океанские плавания СП-27.................................................437
Глава XXIII.
Комсомольско-молодёжная СП-28........................................457
Глава XXIV.
ВВЭ и станции СП в годы перестройки (СП-29 - СП-31).................473
С.А. Кессель. Послесловие.................................................513
Список использованной литературы.......................................514