Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Документы, фотографии, воспоминания полярников и о полярниках, на нашем сайте и в сети.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И., бортмеханик (1911–2006)

Сообщение Николай Дмитриевич » 23 Февраль 2011 15:15

"Легкая индустрия" , 17 марта 1938 г. пишет:Партийная группа на дрейфующей станции «Северный полюс» была создана офи­циально 27 июня 1937 г. В нее вошли: старый большевик Папанин, кандидат партии Кренкель и комсомолец Федоров.
6 июля партгруппа по докладу т. Па­панина принимает т. Ширшова в сочув­ствующие ВКП(б). Петр Петрович Шир­шов достаточно известен в нашей стране как молодой ученый, более 5 лет работа­ющий в Арктике, челюскинец, участник ряда экспедиций. Он показал себя насто­ящим сталинпем — непартийным боль­шевиком и за время работы с т. Папаниным на льдине.
Нужны были, однако, две рекоменда­ции. Первую дал Папанин. Вторую пе­редал по радио с полярной станции бух­ты Тихой ее начальник т. Копусов. По­литуправление Главсевморпути утвердило решение группы, увеличившейся таким образом на одного сочувствующего ВКП(б).
9 месяцев в сердце Центрального по­лярного бассейна на льдине четверка советских людей жила большой и полнокровной партийной жизнью.


Прочитал то, что здесь написано и вообще перестал что-нибудь понимать.
Поясняю.
В 2002 г. работники Главархива Москвы записали для истории большое интервье с бортмехаником Алексеем Кириллиным. Тот работал в Полярной авиации с 1931 года, принимал туда его еще сам Мазурук. Алексей Кириллин летал с такими известными старыми пилотами, как Филипп Ерёменко, Михаил Каминский, Алексей Каш. Летал только не Севере. На самолетах "Р 5", "Р 6", "Дорнье-Валь", "Ли 2", "Ил 12" . "Ил 14" и "Ан 2". Работал на СП-5, в первой и второй антарктической экспедициях. На момент звукозаписи ему было 92 года, однако старый бортмеханик был в прекрасной физической форме и в здравом уме. И Веллер свои "байки" тогда ещё не писал.

Так вот, Кириллин подтвердил историю с папанинским маузером (правда, у него фигурировал "наган") - причём, наблюдал он эту "сборку-разборку" лично на Диксоне. Подтвердил он и прогулки Кренкеля "вокруг палатки".

Одно из двух: либо обе эти истории стали уже своеобразными полярными апокрифами, либо все врут.
Плёнка с записью воспоминаний А.И. Кириллина (около 4 часов звучания) хранится в Главархиве Москвы и любой желающий может её прослушать бесплатно. Правда, копии там делают за очень большие деньги.

Кстати, этот ветеран полярной авиации рассказал там еще несколько любопытных историй. Интересно, знают ли о них постоянные участники этого форума. Если "да", то откликнитесь, пожалуйста, знатоки освоения Арктики!. Мой адрес knd48@mail.ru или ответьте на форуме.

История первая. 1940 год. Полярная станция "Остров Генриетты". Гидролог (фамилии не знаю) сошел с ума и топором зарубил (но не до смерти) метеоролога и рабочего. Радист отстреливался от него 8 суток и, наконец, застрелил.

История вторая. Первая антарктическая экспедиция. Из трех дизелей "Лены" уже на маршруте команда умудрилась запороть один двигатель. Зашли в Роттердам, но тамошние ремонтники отказались ремонтировать дизель, время подпирало и "Лена" пошла на двух дизелях.

История третья. Там же. На судно обрушилась часть айсберга, а так как за весь рейс к южному полюсу не было проведено ни одного спасательного учения, в результате, оказалось очень много пострадавших.

Это только малая часть того, что заинтересовало меня при прослушивании магнитофонной записи с рассказом Алексея Кириллина. Там много чего интересного, Есть такие люди - рассказчики прекрасные, а вот на бумагу свои воспоминания положить не умеют. Спасибо магнитофону и работникам Главархива Москвы.

P.S. Нет ли у кого-нибудь фотографии авиаинженера Захарковского аэродрома (40-годы) по фамилии Бубнов. Возможно, это тот Бубнов, который позднее стал начальником аэропорта "Храброво" (эта фотография мне известна).
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Февраль 2011 15:53

История первая. 1940 год. Полярная станция "Остров Генриетты".

ИМХО: вроде станция была закосервирована после Мухановской зимовки, т.е. не позднее 1939 года.
viewtopic.php?f=3&t=3069
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Alexander Belov » 23 Февраль 2011 19:39

Николай Дмитриевич пишет:Так вот, Кириллин подтвердил историю с папанинским маузером (правда, у него фигурировал "наган") - причём, наблюдал он эту "сборку-разборку" лично на Диксоне. Подтвердил он и прогулки Кренкеля "вокруг палатки".

История вторая. Первая антарктическая экспедиция. Из трех дизелей "Лены" уже на маршруте команда умудрилась запороть один двигатель. Зашли в Роттердам, но тамошние ремонтники отказались ремонтировать дизель, время подпирало и "Лена" пошла на двух дизелях.


По истории с "Леной".

Суда этого типа - дизель-электроходы. У них два гребных электродвигателя, прямой передачи с дизелей на валы винтов нет. А вот число дизель-генераторов стоит уточнить. И если их не три, то вся история сразу переходит в раздел "художественного свиста". Если ТРИ, то поднимаем материалы о переходе в Антарктику. Кстати, выход в Антарктиду (если мне память не изменяет) - не первый рейс "Лены". Эти суда очень активно использовались в экмпедиционной и транспортной деятельности на Севере.

Кстати, вот что есть по судам этого класса здесь:

viewtopic.php?f=4&t=1934

P.S. История с оружием Папанина еще тем странна, что И.Д. Папанин оружием как раз УМЕЛ пользоваться.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1099
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Александр Андреев » 23 Февраль 2011 19:56

Александру Белову : да здесь весь пост такой. Начиная с того, что якобы в 2002 г., Веллер еще не писал свои байки. На самом деле "Маузер Папанина" был издан в 1993 г.
Э. Т. Кренкель во время дрейфа СП был членом партии. Оттого, когда хотят рассказать эту глупую выдумку, обычно рассказывают ее про Ширшова. Он действительно был в то время беспартийным.
Какое отношение имеет сборка-разборка нагана Папаниным на Диксоне(когда это было?), кем-то увиденная, к дурной байке про СП?
Про станцию на о.Генриетты уже ответил padsee.
Вообщем, мягко говоря, неясно, зачем такое писать на серьезный форум.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение SVF » 23 Февраль 2011 20:15

Кстати, история с пистолетом (условно) присутствует в романе В.М. Санина "За тех, кто в дрейфе". Роман издан в конце 70-х. Там эта история произошла с начальником станции Семеновым. История изложена с присущим Владимиру Марковичу юмором, без всякой политической требухи. Веллер (в 1993 г.) просто слизал у Санина идею о розыгрыше начальника, взял реального начальника станции и назвал Кренкеля беспартийным, а "пистолет" - маузером.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4469
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение SVF » 23 Февраль 2011 20:56

Николай Дмитриевич пишет:История третья. Там же. На судно обрушилась часть айсберга, а так как за весь рейс к южному полюсу не было проведено ни одного спасательного учения, в результате, оказалось очень много пострадавших.


Этот случай с "Леной" произошел во 2-ю КАЭ. Только обрушилась не часть айсберга, а часть ледяного барьера (припай был взломан, поэтому решили разгружаться на барьер). Часть груза и люди оказались в воде. Погибло двое - гидрограф Буромской и курсант Зыков.
Спас. учения (это называется учебные судовые тревоги) на судах проводятся регулярно (тем более в советское время). Уверен, что играли их на "Лене" также регулярно. Просто ситуация была нестандартной - пароход привязан, а тут на палубу и рядом с бортом рушаться тонны льда, найти и достать людей из этой каши очень сложно. Погибших могло быть гораздо больше.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4469
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Февраль 2011 21:01

Ну, слава всем.
Все истории закончились.
С Праздником!
Выпивайте водки, и завтра с новыми мыслями. На работу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Александр Андреев » 23 Февраль 2011 22:07

padsee пишет:
История первая. 1940 год. Полярная станция "Остров Генриетты".

ИМХО: вроде станция была закосервирована после Мухановской зимовки, т.е. не позднее 1939 года.
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=3069


Вторая зимовка 1939/1940 г. была. Начальник Б. Карышев. В навигацию 1940 г. зимовщики были сняты л/п "Малыгин", станция законсервирована. (М.И.Белов. История иссл. и освоения СМП, т.4.)
Эта информация в данном контескте ровным счетом ничего не меняет.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 23 Февраль 2011 22:37

Всем, кто так быстро отозвался, огромное спасибо!

А.И. Кирилин (пишу из уважения к его памяти) ничего дурного не сказал в своем устном рассказе о Папанине. Привел эту историю, как курьезный случай. Не вся же работа в Арктике состояла из героических поступков. Хотя он заметил, что летчики относились к Папанину немного насмешливо. Однако тот не обижался.

И вот ещё один случай из его рассказа припомнился сейчас. Произошло это на СП 5. Бортмеханик Кириллин говорил о том, что работа на севере порой приводит к каким-то странным изменениям в мозгу. Человек начинает совершать поступки, которые потом не может никак объяснить. Так на СП 5 один из зимовщиков, который в тот день дежурил по территории, ни с того - ни с сего выстрелил прямо в палатку военного шифровальщика (на станции было пятеро военных моряков). Не убил, пробил лишь рукав куртки. Причем, не случайно выстрелил. Отчего - не мог потом объяснить. Хотели его эвакуировать на материк, но пожалели. Но что-то видно у парня с головой произошло - он спустя несколько дней устроил пожар в своей палатке. Ну тут-то его срочно вывезли. Написал об этом, вспомнив что недавно прочитал о любопытных результатах исследования современных невропатологов. Якобы работа на полюсе активизирует творческую активность человека.

По поводу случая на Генриетте. Думаю, что Алексей Иванович не ошибся с датами. Излагаю конспективно и более подробно эту историю.
Летом 1940-го вылетели с аэродрома Захарково на М.Челюскин через Нарян-Мар с грузом оборудования и запчастей к самолетам. Самолет "Р 6", летчик Филлип Иванович Ерёменко, работавший до этого на Красноярской авиалинии. Нарян-Мар не нашли, сели на вынужденную. Пережидали непогоду шестеро суток в снеговом домике, который сами же и сделали. Потом перебазировались на Челюскин. Остаток лета барражировали над проливом Вилькицкого - распыливали смесь марганцовки с денатуратом (красили лёд, чтоб быстрее таял и открыл пролив для навигации). Вместе с ними работал другой экипаж на самолёте "Сталь-3" - но тот вместо марганцовки "распыливал" на лёд тёмные конфети.
Рейс на Генриетту. Законсервировали станцию, раненых и уцелевшего радиста доставили в бухту Тикси. Потом - снова не Челюскин "красить лед".
В октябре - назад в Москву. Отпуск в санатории всем экипажем, потом снова в Захарково.
В конце года весь техсостав аэродрома Захарково привезли на автобусе на центральный аэродром. Там пришлось загружать 4 самолета ТБ 3 бочками с бензином и соляркой. Причем, не просто загружать, а зарнее были сделаны специальные приспособления для сброса этих бочек.
Когда механики закончили работу, их накормили и показали закрытый фильм о финской войне. И объяснили, что бочки будут выбрасывать и поджигать над огромными финскими ДОТами, которые сверху покрыты слоем резины (простые бомбы отскакивают от резины и рвутся над ДОТом). О том, что делали и что видели, приказали помалкивать.
Видимо, это была эффективная мера, потому что война вскоре закончилась, считает Кириллин.

Написал так подробно для человека, скептически прокоменировавшего историю на Генриетте. Вроде бы происходило все в такой последовательности, что едва-ли автор ошибся с годом.

Кстати, на некоторых форумах, посвящённых Великой отечественной войне, кое-кто сомневается были ли такие ДОТы, покрытые толстым слоем резины. Были, по крайней мере, в Восточной Пруссии. Об этом мне рассказывали фронтовики.

Ещё раз всем спасибо. Простите за многословие, так не свойственное этому форуму.
Последний раз редактировалось Николай Дмитриевич 12 Март 2011 20:56, всего редактировалось 1 раз.
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение slava_zz » 23 Февраль 2011 23:36

наган при чистке не требует вывинчивания никаких винтов, только при полной разборке
их там всего штуки три :)
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Февраль 2011 00:14

Николай Дмитриевич пишет:Когда механики закончили работу, их накормили и показали закрытый фильм о финской войне. И объяснили, что бочки будут выбрасывать и поджигать над огромными финскими ДОТами, которые сверху покрыты слоем резины (простые бомбы отскакивают от резины и рвутся над ДОТом). О том, что делали и что видели, приказали помалкивать.
Видимо, это была эффективная мера, потому что война вскоре закончилась, считает Кириллин.
...
Кстати, на некоторых форумах, посвящённых Великой отечественной войне, кое-кто сомневается были ли такие ДОТы, покрытые толстым слоем резины. Были, по крайней мере, в Восточной Пруссии. Об этом мне рассказывали фронтовики.

Никифоров Н. Н., Туркин П. И., Жеребцов А. А., Галиенко С. Г. Артиллерия / Под общ. ред. Чистякова М. Н. - М.: Воениздат МО СССР, 1953.
Глава 5 АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ СНАРЯД. СТРЕЛЬБА ПО БЕТОНУ http://armor.kiev.ua/lib/artilery/05/
Еще в 1953 году эта легенда разъяснялась в учебнике. Именно по рассказам фронтовиков и надо так понимать - фронтовиками же.
Имеем: миф вживленный в байку.

Мне кажется, что Алексей Кириллин просто рассказал массу легенд и сказок журналистам. Хотели интересного - получили.
Случайно упоминания часов с боем "Герои СССР" у него в рассказах не было?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11682
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Александр Андреев » 24 Февраль 2011 00:58

Николай Дмитриевич пишет:красили лёд, чтоб быстрее таял и открыл пролив для навигации). Вместе с ними работал другой экипаж на самолёте "Сталь-3" - но тот вместо марганцовки "распыливал" на лёд тёмные конфети.
Рейс на Генриетту. Законсервировали станцию, раненых и уцелевшего радиста доставили в бухту Тикси. Потом - снова не Челюскин "красить лед".
В октябре - назад в Москву. Отпуск в санатории всем экипажем, потом снова в Захарково.


Так. Давайте разбираться. О самолетах "Сталь-3" в УПА ГУСМП ничего неизвестно. Действительно, в 1939 (про 1940 год неизвестно) на м. Челюскин базировались два самолета "Сталь-2" с номерами"СССР Н-252" и "СССР Н-254". Красили лед, конечно, не для того, чтоб быстрее таял :). Такого рода работы (окрашивание льда) проводились в 1939 году по инициативе проф. Зубова для того, чтоб затем с воздуха следить за дрейфом окрашенного льда. Т. е. для океанографических исследований.
Об этом, например, здесь : http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic ... 1843#p1843.

Про п/ст. на о. Генриетта повторюсь. Она была снята л./п. "Малыгин" через год после начала зимовки, т.е в запланированный срок. Cсылка : М. И. Белов. "История откытия освоения Северного морского пути", л.1969 , т.4, с.365—366. Там есть ссылка на статью "Научные наблюдения на о.Генриетты", Проблемы Арктики, 1940, №11.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 26 Февраль 2011 15:37

В своих воспоминаниях капитан Ман пишет, что у Лены - 4 дизель-генератора
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Alexander Belov » 26 Февраль 2011 18:42

Николай Дмитриевич » Сегодня, 15:37

В своих воспоминаниях капитан Ман пишет, что у Лены - 4 дизель-генератора


В таком случае, упоминавшаяся история:

История вторая. Первая антарктическая экспедиция. Из трех дизелей "Лены" уже на маршруте команда умудрилась запороть один двигатель. Зашли в Роттердам, но тамошние ремонтники отказались ремонтировать дизель, время подпирало и "Лена" пошла на двух дизелях.


в очень большой степени вероятности становится таким же "удаленным от реальности звоном" - пересказом когда-то где-то с кем-то имевшим место случаем, про который кто-то где-то что-то когда-то слыхал и решил к случаю пересказать.

Имея дело с подобными "свидетельствами очевидцев" стоит помнить, ИМХО, что даже стоящие часы показывают абсолютно точное время два раза в сутки.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1099
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Ширшов накручивал круги вокруг теплой палатки

Сообщение Николай Дмитриевич » 27 Февраль 2011 14:35

Александр Андреев пишет:ИМХО: вроде станция была закосервирована после Мухановской зимовки, т.е. не позднее 1939 года.
viewtopic.php?f=3&t=3069

Вторая зимовка 1939/1940 г. была. Начальник Б. Карышев. В навигацию 1940 г. зимовщики были сняты л/п "Малыгин", станция законсервирована. (М.И.Белов. История иссл. и освоения СМП, т.4.)
Эта информация в данном контескте ровным счетом ничего не меняет.



Прошу обьяснить. Ледокол "Малыгин" ЛЕТОМ 1940 года вел научные работы в ВОСТОЧНОМ СЕКТОРЕ АРКТИКИ, после чего там же и затонул в октябре-месяце. Как он из восточного сектора Арктики мог попасть на о. Генриетты? Может быть уважаемый М.И. Белов ошибся в своем огромном четырехтомном труде?
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

След.

Вернуться в Личные и семейные архивы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения