Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Документы, фотографии, воспоминания полярников и о полярниках, на нашем сайте и в сети.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 30 Июль 2012 14:24

Ю.Д. УТУСИКОВ держит речь на презентации своей книги ОТ ОБСКИХ БЕРЕГОВ до мостика ОБИ : 11-DSCN0867.jpg
В Книжной Лавке ПИСАТЕЛЕЙ на Невском проспекте состоялась презентация книги капитана дальнего плавания УТУСИКОВА Юрия Дмитриевича ОТ ОБСКИХ БЕРЕГОВ до мостика ОБИ.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Каск Михаил Гансович - капитан тх ВАЦЛАВ ВОРОВСКИЙ

Сообщение insp2 » 31 Август 2013 03:52

КАСК МИХАИЛ ГАНСОВИЧ - 1921 г.р. : Капитан Каск.jpg
Всепогодный капитан
Звание «Почетный гражданин Мурманской области» присвоено кавалеру ордена «Знак Почета», почетному работнику морского флота, замечательному мурманскому капитану Михаилу КАСКУ.

Мурманск накормил и обогрел

- Михаил Гансович, если бы вы не стали капитаном, кем бы вы стали?
- Только капитаном. Я с детства был в этом уверен и к этому шел.
Из окна его кухни виден Кольский залив. И так хорошо поутру пить чай, грея о чашку ладони, и глядеть на его неторопливые серебряные воды. Вот только никогда не пройдет по ним больше любимый корабль капитана - белоснежный «Вацлав Воровский». «Плывущий дворец», как с гордостью называл свой лайнер Михаил Каск, уже давно списан на иголки. Его век оказался короче, чем у хозяина. Но до сих пор он снится своему капитану.
Говорят, жизнь любого человека может стать сюжетом для романа. А вот о жизненном пути капитана Каска можно целое собрание сочинений издать, и то вряд ли вся его судьба во многие тома вместится.
На серванте в его гостиной фото импозантного мужчины с лихо закрученными усами. Это Ганс Каск - отец Михаила Гансовича - капитан тральщика РТ-30 «Севгосрыбтреста». Бравый эстонский моряк женился на симпатичной архангелогородке из бедняцкой семьи. Семья жила в Архангельске, а рыбачить отец-капитан ходил в Мурманск. Пятерых детей мама воспитывала строго, но и душевно, все вышли в люди.
- Мы жили на улице Соборной, из окна был виден знаменитый архангельский собор, - вспоминает свое далекое детство Михаил Гансович, и глаза его молодо блестят. - В нем меня крестили.
А в 1933 году на его же глазах (Михаилу тогда было 12 лет) большевики разрушили собор. Он помнит, как бросались под гусеницы тракторов, давящих золотые купола, монахини. Помнит, как им в школе запретили говорить «Спасибо» - нечего Бога поминать, его нет! Помнит, как хоронили, уложив в гроб, наряженную елку - праздновать Рождество Христово тоже было запрещено.
И навсегда врезался в память страшный голод, из-за которого они всей семьей переехали в Мурманск. Хлеб по карточкам: 200 граммов в сутки детям, 300 - взрослым. Им не просто было нечего есть, смерть подступила к семье вплотную. И тогда отец потребовал, чтобы они перебрались к нему в Мурманск.
На пассажирском пароходике «Сосновец», который вместил вместо положенных 100 человек втрое больше, они пять суток добирались по штормовому морю на Кольскую землю. Люди едва умещались на палубе, спали вповалку. В пути настиг шторм, самовары покатились по палубе, боцман гаркнул: «Всем в трюм!». Маме было плохо от качки, маленький Миша метался в поисках врача…
И мечтать тогда он не мог, что всего спустя четырнадцать лет сам придет на этот «Сосновец» молодым капитаном.
Но то жуткое путешествие закончилось, и мурманская земля показалась раем. После страшной архангельской голодовки они пошли с мамой на рынок и увидели чудную картину - повсюду стояли примусы, на которых кипел густой суп, исходили душистым паром каша и картошка. Все это можно было купить и съесть прямо тут же. От упоительных запахов кружилась голова.
- Ну разве можно покинуть такой город? - смеется Михаил Гансович. - Он мне тогда показался самым сытным, самым прекрасным, самым добрым городом на земле. И вот мне уже 90, а я все тут.

Не повышая голоса, не склоняя головы


Работа капитана - сплошные стрессы. И порой такие ненормативные громы и молнии с мостика летят, что у посторонних людей уши в трубочку сворачиваются. Михаил Гансович Каск - капитан уникальный. Ни один моряк и ни один пассажир не могут похвастаться, что слышали, как он хотя бы прикрикнул в сердцах. Не говоря уже о крепких выражениях. «Я сделал с Михаилом Гансовичем четыре рейса через Атлантический океан, - вспоминает в одной из своих книг писатель Виктор Конецкий, - и он ни разу не взволновался, не повысил голоса. Ни тогда, когда нас чуть было не навалило на айсберг в тумане. Ни тогда, когда треснули от удара штормовой волны три шпангоута в носу. Все эти моменты Михаил Гансович был абсолютно спокоен…»
Никогда в жизни он не суетился и ни перед кем не заискивал. Вот откуда это в нем? Сдержанный эстонский характер, помноженный на врожденное достоинство и силу духа архангельских поморов? И это - тоже. Но еще и уникальный капитанский талант, удивительная интуиция. И хотя в капитанской работе без риска не обойдешься, даже в самых пиковых ситуациях Михаил Каск головы не терял: риск был выверен разумом.
Как-то его «Воровский» не смог высадить в Териберке пассажиров. Там открытая бухта, и когда поднимается штормовой ветер, судно, встав на якорь, буквально пляшет на огромных волнах, как поплавок. Пассажиров пришлось отвезти в Иоканьгу и лишь на обратном пути доставить по назначению. Так вот, в следующий раз в столь же штормовой ситуации капитан Каск становиться на якорь не стал. Подошел к входу в бухту и лег в дрейф. Парусность у «Воровского» была большая, и судно ветром и волнами тут же занесло в бухту. Именно в это время с подветренной стороны и смог подойти посланный за пассажирами из портопункта катер. Высадив в считанные минуты людей, капитан скомандовал: «Полный задний ход!» - и судно буквально вынесло из бухты.
Конечно, риск был огромный.
- Чуть зевнешь, и корабль вполне могло выкинуть на камни, - вспоминает ту уникальную операцию Михаил Гансович. - Но ведь люди билеты на пароход взяли, их надо было домой доставить обязательно.
Моряки суеверны, и порой не без основания. Многие считают, что судно - это не просто «тазик с мотором», в его железном корпусе есть душа и характер, корабль может слушаться капитана, а может и взбрыкнуть. И тогда не избежать навалов на причал, разливов топлива, непонятных отказов в системах и прочих форс-мажоров. Так вот, «Воровский» своего капитана слушался идеально. Белоснежный лайнер не просто подчинялся своему капитану, они работали в унисон, чувствовали друг друга, словно были единым организмом.
Михаил Гансович был очень счастлив в браке, прожил с женой Ириной Игнатьевной 52 года. И хотя квартиру он получил от пароходства рядом с морвокзалом, частым гостем он в семье не был. «Михаил жил на судне, - рассказывают о нем друзья. - Как ни заскочишь к нему на стоянке, он все на пароходе. Угостит и картошкой горячей, и огурчиками солеными, что жена на борт принесла, а домой не спешит - дела». И ни разу капитан Каск не отгулял положенного ему большого полярного отпуска. Уезжал с супругой на теплое море лишь в то короткое время, что его «Воровский» находился на ремонте в доке. А когда вышел на пенсию, кадровики ахнули - несколько лет отпуска накопилось.

Универсал малого плавания

Когда в прошлом году Михаилу Гансовичу исполнилось 90, его поздравили не только друзья и руководство родного пароходства. Пришло благодарственное письмо и от администрации ЗАТО Островной. 26 лет минуло с того дня, как он оставил капитанский мостик «Воровского», но в портопунктах побережья до сих пор не могут забыть, с каким мастерством швартовал капитан Каск свой 125-метровый красавец-лайнер к сорокаметровому причалу. При любом ветре, с ювелирной точностью и щегольским мастерством он подводил многотонную махину корабля к хлипкому, дощатому причалу и точно, прямо кожей, чувствовал: остался метр, полметра, несколько сантиметров... «Всепогодный капитан» - так называли Михаила Каска по всему побережью.
Листаешь страницы его биографии и думаешь: наверное, по жизни он был везучим. Выжил в голодном Архангельске, всю жизнь учился только на «отлично», несмотря на то, что условий не было никаких. Когда пошел в Мурманске в школу, учиться пришлось на чердаке Кировки, в тот год в городе было 17 пятых классов. Писали между газетных строчек при свечах. Но это не мешало ему получать честно заработанные пятерки и в 17 лет поступить в мореходку. А потом стать одним из лучших капитанов Мурманского морского пароходства.
Однако не может человек жить в стране отдельно от нее. Безжалостное колесо истории прокатилось по семье Касков. Его отец не смог порадоваться тому, как быстро сын стал капитаном большого корабля, - Ганса Яновича Каска арестовали в роковом 37-м и расстреляли по нелепому, надуманному приговору. Потом, конечно, после смерти Сталина реабилитировали. Но горечь от потери жила с Михаилом Гансовичем долгие годы…
Спасала работа, без которой он себя не мыслил. После «Сосновца» руководил экипажами «Туломы», «Ястреба», пока не пришел в Мурманск элегантный, как белый лебедь, «Воровский». И это для Михаила Каска была любовь с первого взгляда, с первого шага на палубу. Конечно, были и у них рейсы в Канаду, на Шпицберген, на Кубу, но в основном красавец-«революционер» обслуживал местные портопункты, был для их жителей связующей нитью с Большой землей.
Обычный рейс был таким: Мурманск - Североморск - Кильдин Западный - Кильдин Восточный - Малая Оленья и далее еще несколько небольших поселений вдоль побережья Баренцева моря до Иоканьги. Затем - переход на Архангельск, оттуда на Соловки - и обратно, до Мурманска. И все это - в полярную ночь, в туманы и снегопады, порой вслепую, почти ощупью и с самым драгоценным грузом на борту - людьми. «Универсал малого плавания» - так называли в те годы Михаила Каска в газетных статьях. И журналисты не лукавили - так оно и было.
...Мы разговариваем у него дома, и Михаил Гансович угощает меня душистым - капитанским - чаем. Но может и борщом накормить - сварил с утра, готовит он отменно. Рядом на столике современный ноутбук, дети подарили два года назад, и капитан Каск с присущим ему спокойным упорством в считанные дни овладел компьютерной грамотой. Общается с родней по скайпу, обожает бродить по просторам Интернета, задавать Гуглу вопросы на засыпку. Да разве ему 90?! Ни за что не поверю! И никто не верит, даже те, кто знает и любит его уже многие десятки лет.


Опубликовано в "Мурманском вестнике" 15.06.2012 г.
Последний раз редактировалось insp2 01 Сентябрь 2013 06:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 01 Сентябрь 2013 18:38

Спасибо админам за поддержку!
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2013 20:21

Да не за что. Пишите чаще :)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 27 Сентябрь 2013 06:32

23 сентября 2013 года умер бывший второй, а затем главный механик д/э ОБЬ ЕЖОВ Геннадий Петрович,1934 г.рожд. Участник 6-ти антарктических экспедиций на д/э ОБЬ. Впоследствии он принимал и работал старшим механиком на тх КАПИТАН ГУДИН и тх АРХАНГЕЛЬСК. Прощание с ветераном проходило в морге больницы им.Джанелидзе в Купчино.Проститься пришли капитаны ММП,представитель ААНИИ и Юрий Дмитриевич УТУСИКОВ, давний соплаватель Геннадия Петровича.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 28 Май 2016 22:12

27 мая 2016 года в Мурманске умер бывший бессменный капитан тх ВАЦЛАВ ВОРОВСКИЙ Мурманского морского пароходства КАСК Михаил Гансович, 1921 г.рождения.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 27 Июнь 2017 15:12

22 мая 2017 года вернулся в очередной раз из Антарктиды на НИС Академик Федоров Утусиков Юрий Дмитриевич. В судовой роли он значится как ведущий специалист ААНИИ.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 29 Декабрь 2017 08:42

На борту ледокола КРАСИН заседает Ассоциация капитанов : imageA269Y2AQ.jpg
Ю.Д. Утусиков на Ассоциации капитанов рассказал о последнем рейсе в Антарктиду на НИС Академик Федоров. Это был его 8-й рейс к берегам Антарктиды.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 16 Февраль 2018 09:32

Обсуждает опыт работы в Арктике. : 100_4185.JPG
Ю.Д. Утусиков и Анатолий Григорьевич Горшковский встретились в кают-компании ледокола КРАСИН
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 22 Декабрь 2018 19:24

Ю.Д. Утусиков в кают-компании ледокола КРАСИН : 2018-12-20 15-43-08.JPG

Ю.Д. Утусиков рассказывает о своей новой книге-отчете ПОД СОЗВЕЗДИЯМИ ПОЛЯРНЫХ ШАПОК.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 27 Декабрь 2018 22:47

Последняя книга-отчет УТУСИКОВА Ю.Д. тираж 80 экз. : Книга Утусикова.jpg
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 09 Сентябрь 2019 11:53

Юрий Дмитриевич Утусиков вернулся после очередной ледовой проводки по трассе СМП по маршруту Шанхай-Куксхавен. Отмечает необычное обилие обломков айсбергов в проливе Вилькицкого. 19 августа 2019 года ассу ледового плавания исполнилось 80 лет. Он встретил его на арктической трассе. Виват ветерану.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 14 Сентябрь 2019 12:28

12 сентября 2019 года Ю.Д.Утусиков пригласил коллег и друзей на свой ЮБИЛЕЙ - 80 лет - в кафе на пр. Стачек. Мероприятие прошло в плановом порядке. Юбиляр готовится к очередному плаванию по трассе СМП.
Вложения
Ю.Д.Утусиков в кафе РАЙСКИЙ Уголок : 2019-09-12 13-24-30.JPG
Лоцманы Усть-Луги, капитаны ММП и подводники Северного флота на юбилее : 2019-09-12 13-30-20.JPG
Ю.Д. Утусиков и представитель ММП в Монреале  Бабкин Е.К. предались воспоминаниям : 2019-09-12 15-45-20.JPG
Мухин В.К., Бабкин Е.К., лоцмана Усть-Луги и командиры подводных лодок : 2019-09-12 13-25-46.JPG
Самый заслуженный гидролог ААНИИ и командир подлодки из Полярного : 2019-09-12 13-24-06.JPG
Обаятельный вице-адмирал Шевченко А.И. потряс всех стихами : 2019-09-12 13-23-52.JPG
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков встретился с коллегами

Сообщение insp2 » 21 Декабрь 2019 20:03

Финальное фото на заседании от 19.12.2019 г. : 80389846_719208558487469_3447171112893415424_n.jpg
Очередное заседание Ассоциации капитанов в кают-компании ледокола КРАСИН
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Юрий Дмитриевич Утусиков

Сообщение insp2 » 25 Июнь 2024 21:15

Иван Кукушкин пишет:Нагуглил: Муниципальное образование Октябрьский район - Ханты-мансийский автономный округ - Югра / http://www.oktregion.ru/social.php?ttop ... &id=111075

Наш земляк Утусиков Юрий Дмитриевич
Директор МУК «Октябрьский районный краеведческий музей» О.М. Журавлева

    Капитан дальнего плавания
    Кандидат технических наук
    Морской лоцман России

Родился 24 августа 1939 г. в селе Заречное Микояновского, а ныне Октябрьского района, потомок репрессированных зауральских казаков.
С самого раннего детства был приучен трудиться. Помогал взрослым ухаживать за домашними животными, с помощью деда научился ездить на лошади, помогал родителям на покосе. Отец и дяди привили ему интерес к охоте и рыбалке. Рано освоил лыжи, плавание, футбол. Начальную школу закончил в родном селе. Среднюю школу заканчивал в пос. Октябрьское.
В своей книге «от Оби к «Оби» тепло вспоминает о педагогах, которые были яркими личностями, учили дружить, жить интересно и дали качественные знания. В первый год после школы не поступил в технический вуз, стал работать в отделе физкультуры и спорта в пос. Октябрьское, занимался организацией соревнований по видам спорта.
Мечта о том, что бы стать капитаном, исследователем Арктики, жила с детства и будучи честолюбивым и настойчивым, Юрий Дмитриевич поступил в мореходное училище.
Образование – ЛМУ ММФ в 1960 г., ЛВИМУ имени адмирала С.О.Макарова, аспирантура, Ускоренные курсы Академии гражданской авиации. В Мурманском морском пароходстве с 1961 г. по 1998 г. Работал штурманом на судах «Акоп Акопян», «Адам Мицкевич», «Оленегорск», дизель-электроходы «Индигирка», «Рионгэс» и дизель-электроход «Обь», на последнем из которых в 1973 году был назначен капитаном. Во время арктических рейсов было много сложных и опасных ситуаций: приходилось дрейфовать среди полярных льдов, помогать коллегам – японцам выбираться из ледового плена, бороться с сильнейшими штормами, решать житейские ситуации со снабжением для ремонта судна…
Работал капитаном на судах ММП: теплоходы «Иван Москвин», «Углеуральск», «Станиславский», «Донской». Затем капитан судов «Михаил Кутузов», «Адмирал Ушаков», «Норильск».
Работал на бывшем флагмане советской антарктической экспедиции д\э «Обь» в шести экспедициях, участвовал в открытии антарктических станций «Молодёжная» и «Ленинградская».
В 1977 г., работая на канадско-американской линии, после сдачи экзамена в Coast Guard получил Сертификат безлоцманского плавания на Великих Американских Озёрах. Это позволяло кампании-работодателю экономить до 40 тыс. долларов в год. Юрию Дмитриевичу Утусикову было предоставлено право внеочередного приобретения автомобиля « Волга».
С 1979 по 1980 г. в составе 25-й советской антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Гижига» в кругосветном плавании занимался организацией и открытием высокоширотной станции «Русская» в море Амундсена.
В 1982 г. по приглашению Центра арктических исследований Канады делал научный доклад в Монреальском Университете им. Мак Гилла.
С 1983 г. по 1987 г. работал заместителем начальника Мурманского морского пароходства – начальником морских операции Западного района Арктики. Под его руководством осуществлялась деятельность военных, научно-исследовательских, торговых, сухогрузных судов, а так же полярной авиации.
С 1987 г. капитан теплоходов «Дмитрий Донской», «Никель», «Юрий Аршеневский» и «Кола». В 1992 г. и с 1998г. по 2000 г. работал капитаном на судах иностранных фирм, последний - танкер «Волгоград» компании «Лукойл».
Береговая работа: с 2001 г. по 2002 г. – заместитель начальника лоцманской службы Морской администрации порта Санкт-Петербург, с 2002 года – лоцман этой службы, с 2007 г.- лоцман Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга.
Ветеран Труда, награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Почётный Полярник, Почётный работник транспорта РФ, награжден знаком «25 лет безаварийной работы».
Оставаясь по природе своей лидером, человеком, привыкшим принимать решения, он находит время и силы, что бы отстаивать перед Государственной Думой интересы России, и ее приоритет в освоении северных пространств, стремиться помогать своим землякам.
Любит бывать на даче, с удовольствием общается с внуками. Энергичный, изобретательный, с тонким чувством юмора, молодой душою, Юрий Дмитриевич в короткие минуты отдыха продолжает заниматься литературным трудом.
Накануне 70-летия со дня рождения он живет и работает с огромным удовольствием.
Пожелаем ему не меняться!
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Личные и семейные архивы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения