Христианство в Заполярье

Документы, фотографии, воспоминания полярников и о полярниках, на нашем сайте и в сети.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Христианство в Заполярье

Сообщение Polarstern » 12 Август 2010 00:01

Интересный фотоальбом посвященный ранней миссионерской деятельности РПЦ в Заполярье:

Тернистый путь к православию

Помимо многих интересных фоток там есть фотография церкви, построенной А.М. Сибиряковым (Югорский Шар).
 cerkov_sibiryakova.jpg
 samoedy.jpg
 pomory.jpg
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Alexander Belov » 12 Август 2010 07:41

Тема у нас пока не разработанная, хотя, с исторической точкни зрения, интересная.

ИМХО, вот хорошая отправная точка:

Вехов Н.В., Николай Владимирович

Русское православие в Арктике / Николай Владимирович Вехов // Наука и религия. - 2003. - №4. - С. 26-29.

Освещены вопросы православного миссионерства на Русском Севере в XIX - XX веках.

Жаль, статья была в Инете, но сейчас ссылка на нее потеряна (404.. :( ).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Христианство в Заполярье

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Август 2010 09:52

Московский журнал
N 1 - 2000 г.

Православные миссионеры на Русском Севере
В конце XIX века на островах Северного Ледовитого океана появились первые православные церкви и часовни.
© Н. Вехов

В конце XIX века архангельские губернские власти на островах Северного Ледовитого океана (Новой Земле и Вайгаче) и на материковом побережье начали создавать постоянные становища, заселяя их самоедами (ненцами). Русская Православная Церковь, кроме миссионерского, взяла на себя труд обучения "инородцев" грамоте и приобщения их к оседлому образу жизни. К 1917 году в русской Арктике было уже несколько храмов и часовен. Это - часовня, церковь и Николаевский скит в становище Малые Кармакулы, церковь-школа в становище Белушья Губа, часовня, церковь и скит в селении Никольском (Хабарово), церковь в самоедском селении Бугрино и часовня в урочище Шарок на острове Колгуев (самые первые в регионе), часовня на песчаной косе Варандей (побережье Большеземельской тундры), часовни в становищах Ольгинское и Маточкин Шар на Новой Земле. Мы расскажем лишь о некоторых эпизодах миссионерской деятельности православных священников в Арктике.
В 1878 году Главное правление Общества спасания на водах командировало на побережье залива Моллера, в становище Малые Кармакулы, для окончательного "устройства приюта и для наблюдений" поручика корпуса флотских штурманов Е.А.Тягина. Здание деревянной караулки он переоборудовал для самоедов под часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая. Небольших размеров - "в длину - 1 саж. 10 четв., ширину - 1 саж. 4 четв., высоту 1 саж. 1 1/2 четв.", - простояла она недолго. После отъезда Тягина с Новой Земли часовню никто не ремонтировал, и к 1887 году, когда на остров прибыл иеромонах отец Иона, на ее месте "стояли одни голые стены, разрушенные наполовину штормами и затем наполовину сожженные одичавшими обитателями острова"1. За полтора суток, что пробыл в становище отец Иона, он с помощью находившегося здесь писателя К.Д.Носилова2 и нескольких самоедов, как мог, поправил часовню. 22 июля 1878 года в ней был совершен торжественный молебен в "день тезоименитства высокой покровительницы новоземельской станции, Ее Императорского Высочества государыни императрицы Марии Федоровны". Носилов читал часы по добытой на военном судне Псалтыри под звон спасательного колокола, бывшего на станции.
Вернувшись на материк, отец Иона доложил архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу о положении дел на Новой Земле. Архиепископ, "не желая более оставлять там поселенцев без пастыря и без богослужений, командировал туда вновь того же иеромонаха Иону с псаломщиком (Шангиным. - Прим.автора) на зимние месяцы 1887 года и на весенние 1888 года. Он возбудил перед Святейшим Синодом ходатайство об учреждении на Новой Земле постоянного причта из священника и псаломщика, с назначением на причт жалованья в размере 1200 р. в год"3.
4 сентября 1887 года "иеромонах Иона сошел с парохода на Новую Землю в полном священническом облачении, с иконой св. Николая Чудотворца, которой осенил собравшихся поселенцев и место своего нового жительства на все четыре стороны"4. Часовню начали переделывать. 30 сентября здесь "в присутствии всего наличного населения колонии было совершено торжественное всенощное бдение"5. Перегородку и стены алтаря обили зеленой материей. Иконостас состоял из 36 икон, в алтаре их было 226.
Первый храм с причтом оказал на новоземельских ненцев "глубокое духовно-оживляющее впечатление и самое благоприятное влияние". Отец Иона со всей торжественностью отправлял богослужения, не делая исключений ни при каких погодных условиях, наставлял ненцев в вере и молитвах; обходя жилища, читал им жития святых, обучал детей русской грамоте. Вместе с зимовавшим в Малых Кармакулах К.Д.Носиловым они устроили школу - самую северную в мире: тогда школ еще не было ни на Шпицбергене, ни в Гренландии7. Занятия проводились в комнатке отца Ионы. На стенах развесили картины, карты, из заголовков газет вырезали буквы, смастерили и выкрасили охрой школьную доску. Учиться пожелали почти все самоеды, взрослые и дети. Носилов называл школу народным университетом.
Самоеды сидели на скамьях, на полу, а кто слушал и стоя. Начиналось обучение с русского языка и арифметики, преподаваемой на пальцах. Большое впечатление на самоедов производили рассказы о жизни русских крестьян (они не уставали выспрашивать, что такое зерно, откуда берется мука, как выпекают хлеб), а также занятия по атласам зверей, птиц и насекомых. За зиму дети в основном овладели грамотой и узнали о жизни на материке. К весне наиболее смышленые неплохо писали и читали по-русски, а к лету 1888 года уже могли читать в церкви Апостол. В июле первым пароходом лучших учеников вывезли в Архангельск, где детей проэкзаменовал сам архиепископ, вручивший каждому подарок.
Население становища росло, церковь уже не вмещала всех молящихся. Архимандрит Нафанаил неоднократно обращался и к Святейшему Синоду, и к московскому протоиерею Платону Капустину с просьбой оказать содействие в строительстве нового храма. Наконец в архангельскую епархию пришла телеграмма из Москвы от протоиерея Платона Капустина, извещавшая, что сбор средств окончен. К деньгам был приложен перечень всех благотворителей, "с полной готовностью и любовью... откликнувшихся на помощь святому и полезному делу". Московские купцы 1-й гильдии Петр Арсеньевич Смирнов и Федор Никитич Самойлов пожертвовали по 100 рублей, Владимир Александрович Астафьев - 50 рублей, Александр Семенович Миронов и Иван Петрович Лебедев - по 10 рублей. Всего собрали 2250 рублей. Пожертвованы были и церковные принадлежности на сумму 475 рублей8.
7 июля 1888 года в Архангельске новый деревянный храм в присутствии вице-губернатора А.С.Загоскина освятил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. Затем храм разобрали, погрузили на пароход "Великий князь Владимир", обслуживавший промышленников Новой Земли, и доставили в Малые Кармакулы. "По распоряжению преосвященного Нафанаила II с новоустроенной церковью отправились на Новую Землю иеромонах Николаевского Корельского монастыря Прокопий и дьякон кафедрального собора Колчин... Радостное для всех новоземельских поселенцев торжество освящения новоустроенного храма было совершено 19 сентября 1888 года иеромонахами Ионой и Прокопием при пении хора команды парохода "Великий князь Владимир"... Торжество, как и подобное год тому назад, собрало все население Новой Земли"9.
Храм был одноглавый, крытый железом, "с четырьмя окнами в храме и двумя окнами в алтаре, печей в здании две... Иконостас в храме устроен из соснового леса... Пилястры и тумбы сделаны под мрамор; резьба на царских вратах, в сияниях и на боковых киотах вызолочена червонным золотом на мардане. Святые иконы... числом 16 написаны под греческий стиль..."10
Указом ? 551 от 13 февраля 1889 года Святейший Синод разрешил учредить на архипелаге монашеский скит, приписанный к Николаевскому Корельскому монастырю. В течение первых трех лет на его содержание Синодом отпускалось по 700 рублей ежегодно - из средств, предназначенных на миссионерскую деятельность среди "язычников Империи". Губернатор А.П.Энгельгардт распорядился выдать 100 рублей "из сумм запасного капитала, образованного на улучшение колонизации новоземельского острова". За скитом закрепили охотничье-промысловые угодья - остров Пуховой, Пуховую губу, озеро Кармакулку и реку Песцовую11.
Для освящения места под скит на Новую Землю пароходом прибыли архимандрит Михайло-Архангельского монастыря Ювеналий и монахи, которые в будущем должны были составить братию (один иеродьякон, три послушника, письмоводитель и повар). Настоятелем был назначен отец Иона. Братия расположилась в здании спасательной станции, где в прежние годы жили отец Иона с псаломщиком. Однако жизнь там оказалась крайне тяжелой. Во время продолжительной зимовки заболел цингой и скончался повар. К 1890 году монахов пришлось вывезти обратно на материк. Летом их сменил иеромонах Прокопий, а осенью возвратился и отец Иона. Архимандрит Александр, ставший в 1890 году архиепископом Архангельским и Холмогорским, исходатайствовал у Святейшего Синода 5000 рублей на постройку причтового дома и до 1000 рублей на содержание скита. Срубленный в Архангельске дом был доставлен в Малые Кармакулы в 1894 году архангельским губернатором А.П.Энгельгардтом, на пароходе "Ломоносов" посетившем Новую Землю. Кроме отца Ионы и псаломщика в шестикомнатном доме разместили школу, оснащенную библиотекой и учебными пособиями.
Иеромонах Иона, впоследствии игумен, оставил неизгладимый след на Новой Земле. В Малых Кармакулах он жил с 1887 по 1899 год, вместе с ненцами перенося все тяготы зимовок. Лишь две зимовки он был болен и его заменял другой священник12. Сухая справка: в первые два года отец Иона совершил "6 божественных литургий, 82 всенощных бдения, 62 утрени, 64 обедницы, 65 вечерен, 28 повечерий, 9 благославенных хлебов, 5 крестных ходов, 65 молебнов, 7 водосвятий, 16 раз было совершено таинство крещения с миропомазанием, повенчаны два брака, над усопшими совершено 6 отпеваний и 16 панихид"13. Батюшка в совершенстве владел ненецким языком и богослужения совершал на нем. Остров он покидал лишь летом на один месяц. Все остальное время он нес свое нелегкое служение на арктическом острове: трехмесячная полярная ночь, многодневные метели и ураганы, скудная пища да еще с неукоснительным соблюдением постов. Несколько раз в году на собачьих упряжках отец Иона объезжал чумы и становища Южного острова. Иногда приходилось пережидать пургу в сугробах, жить вместе с ненцами в чумах. Здесь он проводил богослужения и отправлял требы, проповедовал христианский образ жизни и отказ от принесения жертв идолам, изваяния которых уничтожал.
Осенью 1899 года из-за резкого ухудшения здоровья и преклонного возраста отец Иона был переведен на должность смотрителя подворья Красногорского монастыря в Петербург, а затем - архимандрита в Сийский монастырь. Ненцы по прошествии многих лет продолжали вспоминать своего "ласкового, доброго батюску Иону". Об этом свидетельствовал побывавший в Малых Кармакулах в 1912 году архангельский епархиальный наблюдатель церковных школ Н.Д.Козмин14. И отец Иона тоже вспоминал свою паству. Козмин посетил священника в июне 1913 года в Сийском монастыре и отметил, что когда речь зашла о самоедах, батюшка "очень оживился и почти с юношеским увлечением с отеческой любовью заговорил о дорогих ему инородцах"15.
Между тем в районе традиционной промысловой деятельности архангельских, мезенских и пустозерских поморов и проживания ненцев-кочевников возник еще один православный храм. В 1885 году на берегу пролива Югорский Шар в селении Никольское на средства золотопромышленника и исследователя Сибири иркутского купца А.М.Сибирякова была построена деревянная Никольская церковь. Александр Михайлович принимал активное участие в организации и финансировании ряда полярных экспедиций (например, экспедиции Н.А.Э.Норденшельда на пароходе "Вега" в 1878 - 1880 годах), изучении и просвещении народностей Крайнего Севера и Сибири. Указом Святейшего Синода от 27 октября 1886 года было "разрешено учредить самостоятельный причт с назначением содержания тому причту из % с жертвуемого г.Сибиряковым капитала в 10000 р."16 В 1886 году в Никольской церкви начались регулярные службы. Она была приписана к Тельвисочному приходу Печорского уезда, причт которого и осуществлял миссионерскую деятельность среди ненцев Югорского Шара и острова Вайгач.
"Здание храма устроено из толстого теса, крыша железная и на ней, на восьмигранном фонаре, устроена глава, завершающаяся шестиконечным деревянным крестом, стены храма снаружи окрашены желтой краской, а крыша и главы зеленые. По внешнему устройству церковь представляет вид звезды восьмиконечной, с восточной стороны пристроен четырех-угольный алтарь, а с западной - глухое крыльцо. Размеры храма очень аккуратны, и в нем с трудом может поместиться до 40 человек молящихся..."17
В 1891 году на берегу Югорского Шара был открыт Успенско-Артемьевский монашеский скит, "причисленный к Никольскому Корельскому монастырю"18. Первоначально предполагалось, что он будет постоянно действующим. Но из приехавших сюда в феврале 1891 года восьми духовных лиц зимой 1892 года семеро погибли от холода и болезней19. И начальство Архангельской епархии стало посылать священников в Никольскую церковь только на период промыслов, когда сюда съезжались ненцы-охотники и русские купцы-промышленники. Священники выезжали из Пустозерска, находящегося в низовьях реки Печоры, на оленьих упряжках с караванами пустозерских купцов и далее следовали по тундре вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
Путешествие длилось до полутора месяцев. По пути священнослужители посещали чумы - крестили, учили ненцев молитвам и послушанию Божьему, венчали, совершали панихиды и отпевания, служили заказные молебны. Прибыв в храм, священники протапливали, просушивали и ремонтировали помещения. На берегах Югорского Шара они обычно проводили 3-4 месяца, проведывали ненцев на острове Вайгач и отбывали в обратный путь вместе с осенними купеческими караванами. Снова сухая статистика: отец Иоанн Михайлов в 1897 году посетил более 20 самоедских чумов, совершив при этом божественных литургий - 37, заказных литургий - 27, заказных молебнов - 11, заказных панихид - 13; им было крещено 9 младенцев и погребено 7 умерших20.
К началу 1910-х годов построенная на средства А.М.Сибирякова церковь обветшала, о чем сообщил посетивший ее в 1911 году псаломщик Герман Игумнов: стеновые плахи по углам разъехались, крыша прогнила, и дождевая вода заливает пол, море подступает к зданию, съедая песчаную косу, на которой оно стоит21.
В 1914 году священник Геннадий Юрьев и псаломщик Герман Игумнов по традиционному пути вместе с ненцами и русскими промышленниками отправились к Югорскому Шару, посещая по дороге чумы, совершая богослужения и исполняя требы. Отец Геннадий, не заезжая в Никольское, сразу по льду через пролив отправился на остров Вайгач, где построили радиостанцию и образовалось постоянное поселение. Священник побывал у сотрудников станции, объехал окрестные чумы и лишь 10 июля попал в Никольское. Псаломщик был уже там и проводил занятия с ненецкими детьми. Два месяца причт совершал "богослужения в местном храме и требы у самоедов, проживавших неподалеку и приезжавших из тундр". Отец Геннадий остался зимовать на радиостанции. Ему выделили комнату, а также помещение для домашней церкви. Работник радиостанции Ф.Я.Принцев "сделал легкий подсвечник. За ним вообще установились обязанности церковного старосты и пономаря. А.А.Доступов (заведующий радиостанцией. - Прим.авт.) исполнял обязанности псаломщика"22. Ненцам устроили рождественский праздник. "В самый день праздника было совершено торжественное богослужение. Вместо звона нам служили ракеты, которые вызывали у самоедов крики восторга"23. После службы ездили по самоедским чумам славить Христа...
--------------------------------------------------------------------------------
1. Козмин Н.Д. На Новой Земле. К вопросу о русской колонизации острова и церковно-просветительской деятельности среди его обитателей. Архангельск, 1915. С.8,12.
2. Вехов Н.В. Константин Дмитриевич Носилов // Московский журнал. 1999. с 12.
3. Козмин Н.Д. Указ. соч. С.13-15.
4. Мероприятия архангельского епархиального начальства к религиозно-нравственному просвещению поселенцев (самоедов) на Новой Земле (из архангельских епархиальных ведомостей). Архангельск, 1915. С.2.
5. Козмин Н.Д. Указ. соч. С.16-17.
6. Мероприятия... С.5-8.
7. Носилов К.Д. Самоедская школа // У рыбаков и звероловов Севера. Библиотека для семьи и школы. Издание журнала "Юная Россия". М., 1912. С.120-129.
8. Мероприятия... С.22-28.
9. Козмин Н.Д. Указ. соч. С.20.
10. Мероприятия... С.13.
11. Справка о командировках на Новую Землю духовных лиц в прежнее время и открытие там монашеского скита в 1889 г. // Архангельские епархиальные ведомости. 1889. с.14-15. Часть неофициальная. С.267.
12. Шульгин В. Исторические сведения о просвещении христианством самоедов Архангельской епархии. Архангельск, 1897. С.50.
13. Мероприятия... С.33.
14. Козмин Н.Д. Указ. соч. С.30.
15. Там же. С.30-31.
16. Архангельские епархиальные ведомости. 1887. ? 8-9. Часть официальная. С.32.
17. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф.29, оп.1т1, д.875, л.79 об, 80-80 об.
18. Архангельские епархиальные ведомости. 1891. с.13. Часть официальная. С.138.
19. Шульгин В. Указ.соч. С.55.
20. ГААО. Ф.29, оп.1 т1, д.875, лл.28-32 об; Козмин Н. Современное религиозное состояние самоедов, кочующих на острове Вайгаче и Югорском Шаре, и условия миссионерской среди них деятельности // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. с. 16. Часть неофициальная. С.583.
21. Игумнов Г. С Югорского Шара // Архангельские епархиальные ведомости. 1912. с.9. Часть неофициальная. С.235.
22. Козмин Н.Д. Остров Вайгач и его обитатели - самоеды // Известия Архангельского общества по изучению Русского севера. 1917. с.7-8. С.320.
23. Там же. С.321.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные церкви

Сообщение Polarstern » 27 Август 2010 19:31

Интересно, что северный мотив используется в арктических церковных постройках. Приходилось наблюдать несколько церквей в форме яранги (иглу):

 BA.0029-08_P.JPG


Католическая церковь в Инувике:

 IGLOO.jpg


http://en.wikipedia.org/wiki/Our_Lady_O ... ch_(Inuvik)

Англиканский костел в Икалуите:

 800px-Iqaluit_St_Jude_1995-06-08.jpg
 BA.0028-19_P.JPG
 800px-Interior_St._Judes.JPG


http://en.wikipedia.org/wiki/St._Jude's_Cathedral

Последнюю, к сожалению попалили вандалы. Хотя внутри она была украшена с использованием местных народных ремесл.

 acns4286f.jpg
 igloo_church_fire5.jpg


После пожара церковь пришлось снести. Местные жители ведут сбор средств на восстановление собора.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Polarstern » 08 Февраль 2014 00:43

Еще одна в коллекцию - из Sanikiluaq, Nunavut

 igloo church 2.jpg
Sanikiluaq : igloo church 1.jpg
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Polarstern » 24 Июнь 2015 06:54

Подборка слайд-фильмов о миссионерских поездках в заполярье одной и старейших и многочисленной из традиционных протестантских деноминаций в России - ЕХБ ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 0%BE%D0%B2 в данном случае союза СЦ ЕХБ - старосоветского, не американского толка). Довольно интересна самодельная техника (о ней как-то писал Тема Лебедев), а также фотографии быта коренных народов. Последователи данного учения из коренных народов сохраняют традиционный образ и уклад жизни, национальные костюмы и т.д., оставляя только пагубные для малых народов привычки, такие как пьянство и табакокурение. Имеются также рукоположенные в пресвитерский и диаконский саны священослужители из малых народов.

 IMG_2821.jpg


Благовестие на Буранах


Земля бесплодная


Благовестие по Ненецкому автономному округу в 2010 г


Поездка в тундру


Коми: Воркутинская тундра


Ямал


Эвенкия
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Polarstern » 29 Июнь 2015 06:36

http://txt.newsru.com/religy/26jun2015/ ... ester.html

Пятница, 26 июня 2015 г. 10:59

В РПЦ не могут найти священника для служения на Крайнем Севере

В Якутской и Ленской епархии Русской православной церкви никак не могут найти священника для служения в Тикси - самом северном городе республики.

"В России около 30 тыс. священников. Нет ли среди них тех, кто хотел бы послужить Богу на передовой? На Крайнем Севере. В Тикси нужен постоянный, хотя бы на несколько лет, священник", - с таким вопросом обратился сотрудник епархии игумен Агафангел (Белых) на своей странице в соцсети. Его слова приводит портал "Интерфакс-Религия".

Священника ждет двухкомнатная благоустроенная квартира, "все обставлено, стиралки, микроволновки всякие и прочее - имеются". Квартира расположена в непосредственной близости от храма.

Для священников с детьми есть детский сад рядом с домом, налажены "добрые взаимоотношения со школами, военными частями, летчиками, властями".

В качестве бонусов соискателям обещают свежую рыбу, оленину, грибы и ягоды, а также "северное сияние бесплатно".

"Неужели не найдется такого человека? Может быть, не в сане, но готовящегося стать священнослужителем? С матушкой-единомышленницей?" - задает вопрос игумен.

Город Тикси находится за Полярным кругом. Климат арктический, средняя температура января - 37,3 градуса, июля и августа + 2,9... +7,7 градуса. Летом случаются короткие жаркие периоды с температурой более 25 градусов. Полярная ночь в Тикси длится 67 дней - с 19 ноября по 24 января.

Напомним, что несколько лет назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший на церемонии открытия духовной семинарии в Коломне, говорил о том, что Церковь сегодня нуждается в пастырях, "духовно и всесторонне просвещенных" - в пастырях-подвижниках, "полагающих силы свои в первую очередь во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии".


ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В ТИКСИ Якутская и Ленская епархия

 spas-na-tiksi.jpg


72-й градус северной широты. Мы не самый северный православный приход на евразийском материке, -- чуть ближе к полюсу находится Богоявленский храм в п. Хатанга. В Тикси расположен самый северный военный аэродром (который, к сожалению, пока закрыт для самолётов) и к нашему приходу относится Крестовоздвиженская часовня на полярной метеостанции "Санникова". А прочее, -- как обычно: зимой ночь длится два с лишним месяца и такой же долгий полярный день летом. Бывает и ветер до 40 м/с и морозы до - 40 С. Это южный берег моря Лаптевых, -- место, где никогда не жили люди, покуда, в 30-х годах прошлого века, сюда не пришли метеорологи, строители и моряки, а позже, в 50-х - военные летчики. Кому интересна история и современность Тикси -- смотрите в Википедии или на неофициальном сайте нашего поселка TIKSI.RU

С 2006 г. здесь стоит деревянный Спасский храм, с 2009 г. здесь регулярно совершается Божественная Литургия, у Спасского прихода ещё все впереди.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Polarstern » 29 Июнь 2015 06:55

СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ села Хатанга

Немного из истории

Первый храм был построен из местной тонкоствольной лиственницы еще в 16 веке, когда в район ясачного поселения ХАТАНГА пришли первые поселенцы – казаки. Храм неоднократно обновлялся и полностью перестраивался, последнее обновление храма и его освещение было в 1905 году, когда отмечалось 200-летие Свято-Богоявленского храма.

Храм был на берегу реки Хатанга(сейчас на этом месте стоит памятник перворпроходцам Севера)

Иконостас обновленного храма, подсвечники, алтарная утварь были изготовлены из серебра и позолоты. Местные купцы, промысловики и местные жители из долган считали для себя почетным пожертвовать своему храму.

Последним настоятелем храма был иеромонах МАКАРИЙ (Суслов),который носил звание *особый миссионер по Туруханскому краю*. О нем на сайте будет отдельное повествование.

В В период советской власти здание храма было разграблено полностью, и использовалось под жилье, а в алтаре была устроена парикмахерская. В начале 70-х гг.было принято решение перенести здание храма и устроить там музей села и района, но в 1971 году храм был снесен полностью.Это последний снимок храма.

История Свято-Богоявленского храма прервалась на земле, но оставалась в памяти людей, молитвами и трудами которых и был восстановлен новый храм в селе Хатанга в 1993-2001 гг.


Подборка фотографий 1905 года


Подворье в 1905 году : храм в 1905 году -1_(3).jpg

В советское время : в советское время_(2).jpg

Современное здание : f6889a5d125eefe09b11f393d6ba5270.jpg

Освящение в 1905 году : 1905 год,освещение нового храма_(3).jpg
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Polarstern » 29 Июнь 2015 07:04

Еще ссылки по православию в Эвенкии:

Храм в пос. Тура

Убийство православного священника в Эвенкии в 2000 г. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0 ... 0%B8%D0%B8
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Христианство в Заполярье

Сообщение Капасёв » 29 Июнь 2015 08:48

Две цитаты из Врангеля в тему
1."Возвратный путь былъ также незатруднителенъ,
и поздно вечеромъ достигли мы палатки нашей
на Шелагскомъ мысе, где остававшійся казакъ,
желая оставить после насъ какой нибудь памят-
никъ, занимался сколачиваніем болышаго кре
ста изъ двухъ бревенъ. Мы помогли окончить ему
работу, выжгли на кресте годъ, месяцъ и день
нашего здъсь пребыванія, и поставили его на
высочайшем изъ сосед нихъ утесовъ. На другой
день (7 Марта), при 28° мороза, резкомъ ветре
и вьюг*, начали мы обратный путь."
2.«Между прочим, желали мы знать, видели ли чукчи деревянный крест, поставленный нами в 1820 году на горах Шелагского мыса. «Мы видели ваш крест и не тронули его», — отвечал камакай и рассказал, что он первый увидел крест и тем более удивлялся такому явлению, что в окрестностях не заметно было никаких следов недавнего посещения. На следующую весну тюленья и медвежья охоты были особенно удачны; чукчи приписали это влиянию креста и принесли ему на жертву белого оленя...»
Аватара пользователя
Капасёв
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 29 Январь 2014 14:01


Вернуться в Личные и семейные архивы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения