Страница 1 из 1

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 25 Июль 2015 22:29
Сергей Шулинин
Стартовала работа научно-мемориального похода "Карская экспедиция - 2015". Это продолжение "Карской экспедиции - 2014", но с большим размахом.
Есть первые успехи!
Более подробно здесь viewtopic.php?f=36&t=6441

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 15 Сентябрь 2015 13:34
Иван Кукушкин
Изображение
пресса: http://www.korabel.ru/news/comments/par ... lodka.html

Пароход, ледокол, два тральщика и немецкая подлодка
Авторские статьи. 13:28 14.09.2015

«Карская экспедиция — 2015» подводит итоги минувшего сезона.

На прошлой неделе в порт Сабетта прибыло поисково-исследовательское судно «Балтика» с участниками «Карской экспедиции — 2015» на борту. На протяжении двадцати двух дней экипаж судна, ученые и краеведы Ямало-Ненецкого автономного округа, а также морские инженеры компании «Фертоинг» изучали лежащие на дне моря останки судов советского военного конвоя БД-5, погибшего в августе 1944 года. Кроме того, был обследован затонувший ледокол «Александр Сибиряков», потопленный в 1942 году немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Об итогах этой экспедиции «Корабелу» рассказал ее научный консультант, историк, председатель правления Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

На суше и на море

Военный конвой БД-5 — транспортный пароход «Марина Раскова» и три тральщика — вышел из Северодвинска, который тогда именовался Молотовск, 8 августа 1944 года. Порт назначения — Диксон, куда пароход вез полярников целыми семьями. Буквы «БД», входящие в название конвоя, кстати, расшифровываются как «Белое море — Диксон». Помимо этого на борту были военнослужащие Беломорской военной флотилии, гражданские специалисты Главного управления Севморпути и, понятно, экипаж. Всего — 417 человек, среди которых было много женщин и детей

Через четыре дня, когда конвой проходил Карское море, его обнаружила немецкая подводная лодка U-365 под командованием капитан-лейтенанта Хеймара Ведемейера. Не будем подробно пересказывать перипетии разыгравшейся после этого трагедии. Скажем лишь, что это одна из самых печальных и драматичных страниц в истории советских внутренних арктических конвоев — погибло 378 человек, еще 51 пропал без вести.

В 2014 году морская инженерная компания «Фертоинг» совместно с Русским географическим обществом при поддержке правительства ЯНАО организовала экспедицию по поиску останков погибшего конвоя. В результате место гибели «Марины Расковой» было обнаружено, а кроме того, удалось обнаружить на дне легендарный ледокол «Александр Сибиряков», который затонул в ходе боя с немецким крейсером «Адмирал Шеер».

ООО "Фертоинг" В 2015 году состоялся второй сезон «Карской экспедиции». На этот раз перед участниками стояла задача подробно изучить покоящиеся на дне останки судов. А в дополнение к этому исследователи посетили остров Белый, куда добралась одна из лодок с тонущей «Марины Расковой». Там в братской могиле лежат тела тех, кто умер в пути.

— «Карская экспедиция» — это комплексное мероприятие. Оно состоит из морской части и части сухопутной, — рассказывает Константин Стрельбицкий. — Это поисковая экспедиция в двух средах. Морская часть экспедиции проходила в Карском море. А сухопутная — на берегу острова Белый, куда прибыл один из спасательных кунгасов с «Марины Расковой» и где были захоронены погибшие при этом в ходе плавания на ее борту. Сухопутная часть экспедиции начала работать раньше, в июне. Ей удалось обнаружить место захоронения, останки погибших были извлечены. Позже их торжественно перезахоронят.

Морская часть экспедиции, которую и консультировал глава Московского клуба истории флота, началась 12 августа, когда из Мурманска вышло современное многофункциональное поисковое судно «Балтика».

Консультации для водолаза

К 15 числу «Балтика» добралась до места назначения и приступила к научным работам. Еще раз было проведено обследование с помощью бортовых гидролокаторов бокового и кругового обзора. На дно спустились роботы — подводные управляемые аппараты. За ними последовали водолазы, которые подняли на поверхность элементы судовых конструкций и оружия с борта «Марины Расковой» и «Александра Сибирякова». Позже все это передадут в музей Министерства обороны России и тематические музеи Ямало-Ненецкого автономного округа. На самих затонувших судах были прикреплены мемориальные таблички.

Изображение
Константин Стрельбицкий, находясь за тысячи километров от места событий, постоянно держал руку на пульсе — спасибо новейшим информационным технологиям. Каждый день он проводил до четырех сеансов связи, в ходе которых получал все сведения о текущих работах и консультировал участников экспедиции.

— Для примера, я из Москвы объяснял водолазу, находящемуся на судне, как ему правильно снимать один из артефактов — пулемет с «Марины Расковой». Все шло в таком режиме, как если бы я был на судне фактически, — делится он воспоминаниями. — Я многие экспедиции консультирую, во многих бываю, но вот такого в моей практике еще не было.

ООО "Фертоинг" На местах гибели парохода «Марина Раскова», двух тральщиков и ледокола «Александра Сибирякова» были проведены торжественные мероприятия, вахты памяти. И впервые для Северного морского театра военных действий составлены паспорта подводных воинских захоронений по переданному Министерством обороны образцу. До сих пор на Севере не было еще ни одного официально обнаруженного и запротоколированного подводного воинского захоронения, подчеркивает историк.

— Вообще-то об окончании экспедиции говорить на самом деле не стоит. Сейчас идет камеральная обработка данных, и только после ее завершения в Москве в Русском географическом обществе будет проведена итоговая пресс-конференция по этому поводу. Когда это случится, пока сказать не берусь, — уточняет Константин Стрельбицкий. — Но есть определенные факты, о которых можно говорить уже сейчас. В этом году были обследованы, как выражаются дайверы, несколько «рэков», то есть несколько обломков судов, находящихся на дне. Это погибший в конвое БД-5 транспорт «Марина Раскова» и два сопровождавших его его тральщика. Кроме того, обследован «рэк» «Александра Сибирякова», а также попутно найденные останки немецкой подводной лодки У-362, потопленной нашим Северным флотом.

В планах, по словам эксперта, значилось изучение еще нескольких объектов, но они по ряду причин, были перенесены на следующий год. Помешали неблагоприятные погодные условия и отсутствие точных гидрологических данных. В 2016 году будут обследоваться абсолютно новые для экспедиции суда. Часть из них еще только предстоит обнаружить с помощью современного оборудования, которым оснащена «Балтика».

Значение «Карской экспедиции — 2015» для истории Великой Отечественной войны не исчерпывается чисто моральными аспектами — найти место трагедии и отдать дань памяти погибшим. Изучение затонувших судов позволяет более точно восстановить картину произошедших событий, а значит, дополнить малоизвестные исторической науке страницы. Так, по расположению мелких повреждений на борту ледокола «Александр Сибиряков» удалось подробнее реконструировать его сражение с немецким рейдером «Адмирал Шеер».

Ренарт Фасхутдинов

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 03 Июль 2016 21:32
ББК-10
0

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 03 Июль 2016 23:05
Сергей Шулинин
Не знаю сути той дискуссии, Знаю точно одно, Константин Борисович Стрельбицкий сделал многое для сбора информации об участниках конвоя БД-5. Он должен был участвовать в самом научно-мемориальном походе "Карская экспедиция - 2015", но по определенным обстоятельствам это не произошло. Вклад в подготовке проведения экспедиции К.Б. Стрельбицкого существенен. Очень порядочный, честный человек, имеющий свое мнение, помогающий очень многим людям. Считаю, что не стоит перенимать привычку того форума перемывать постоянно кому-то кости, в большей степени из-за личной неприязни.

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 08 Июль 2016 21:38
ББК-10
— Вообще-то об окончании экспедиции говорить на самом деле не стоит. Сейчас идет камеральная обработка данных, и только после ее завершения в Москве в Русском географическом обществе будет проведена итоговая пресс-конференция по этому поводу. Когда это случится, пока сказать не берусь, — уточняет Константин Стрельбицкий. — Но есть определенные факты, о которых можно говорить уже сейчас. В этом году были обследованы, как выражаются дайверы, несколько «рэков», то есть несколько обломков судов, находящихся на дне. Это погибший в конвое БД-5 транспорт «Марина Раскова» и два сопровождавших его его тральщика. Кроме того, обследован «рэк» «Александра Сибирякова», а также попутно найденные останки немецкой подводной лодки У-362, потопленной нашим Северным флотом.

Прошел практически год. Есть результаты, публикации ?

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 08 Июль 2016 21:46
Сергей Шулинин
Есть фильмы, публикации, фото, видео. Я еще готовлю статьи, работаю над книгой по результатам проведения проекта "Карские экспедиции". Пока руки не дошли до того, чтобы разместить информацию на форуме. Просто не хватает времени, с нашим-то тырнетом...

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 17 Ноябрь 2016 11:31
Татьяна Д.
Спасибо за ваши поиски. Спасибо, что неравнодушны к судьбам людей. Жду новых публикаций и результатов.

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 23 Декабрь 2016 12:20
Юрий Клименко
>> на сём всё.
Эт как понимать? Кто-то ТАМ похоронил ПРАВДУ? :(

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 23 Декабрь 2016 20:26
ББК-10
 неболтай.gif

Карская экспедиция - 2015

СообщениеДобавлено: 28 Март 2017 23:31
Vermud
Прошел практически год. Есть результаты, публикации ?


Прошло еще полгода ...