«Карская экспедиция-2009»

Организация общероссийской "книги памяти" гибели конвоя БД-5
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Александр Сафонов » 11 Май 2009 04:59

Всем доброго времени суток! Я являюсь студентом МИТРО факультета режиссуры (заканчиваю 2 курс), имею спец подготовку работы на телевидении, имеется опыт работы на телеканале МУЗ-ТВ в должности режиссера межпрограммного времени и анонсов; Gorchanov Studio в должности режиссера постановщика, оператора постановщика. Хочу принять участие в экспедиции в качестве оператора/фотографа.
Александр Сафонов
 

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Богдан Павлік » 11 Май 2009 11:03

Добрый День! Хочу поблагодарить всех, кто занимается этими поисковыми работами. Благодаря Вам я узнал о судьбе своего прадеда Павлика Исаака Прокопиевича, пассажира транспорта «Марина Раскова», который к сожалению погиб. О его упоминании в нашей семье остались лишь два портрета и несколько фронтовых писем и документов.
Богдан Павлік
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 Май 2009 10:39

«Карская экспедиция-2009»

Сообщение Есипов Андрей Николаевич » 11 Май 2009 17:51

Архангельский оргкомитет сообщает, что в Октябрьской библиотеке №2 г. Архангельска (Набережная Северной Двины, д. 134. Тел. 20-67-65, 20-67-46) открылась книжная выставка «Экспедиция памяти 1944-2009 г.г».

Как пояснила заведующая библиотекой Неверова Елена Васильевна, поводом выставки послужили материалы организаторов общероссийской экспедиции памяти «Карская экспедиция-2009».

«Экспедиция памяти 1944-2009 г.г» - книжная выставка напоминает о событиях августа 1944 года: конвое БД-5 (Белое море – Диксон №5), гибели транспортного судна «Марина Раскова» в водах Карского моря.

На выставке можно найти справочные материалы о Беломорской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны, о транспортном судне «Марина Раскова», можно проследить маршрут конвоя.
Есипов Андрей Николаевич
 

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Май 2009 16:21

Не могу сказать, что моё возвращение на форумы стремительное, но это возвращение не блудного попугая или Будулая. За время моего отсутствия накопилось очень много информации для постов. Не знаю даже как приступить, с чего начать. Или по дате прихода или по важности. Решил, что буду выкладывать информацию по мере её обработки. Фотографии надо приводить в соответствующее качество и сгруппировать, некоторые тексты ждут оцифровки, данные ждут своего анализа. Начну потихоньку.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Май 2009 16:59

8 мая 2009 в Ямало-Ненецком окружном Музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского в г. Салехарде состоялось открытие выставки «Великая Отечественная война в Арктике: полярные конвои». Организаторы выставки: Департамент международных и межрегиональных связей ЯНАО, ЯНО ГУ Музейно-выставочный комплекс им. ИС. Шемановского, Военно-морской музей Северного флота (г. Мурманск). На выставке представлены уникальные экспонаты, в том числе касающиеся истории конвоя БД-5. Выставлены экспонаты и фотографии, полученные организаторами «Карской экспедиции-2009» во время проведения поисковой операции. Более подробную информацию о выставке, экспонатах предполагается разместить на форуме позднее.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Май 2009 18:02

Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил сверважную и уникальную информацию, раскрывающую некоторые страницы истории конвоя БД-5. Эти данные ждут своего анализа. Для некоторых покажется текст перегружен различными знаками, но таковы научные требования к обработке архивных источников. Константин Борисович соблюдает их. И это правильно.
Размещая предоставленную информацию Константином Борисовичем на этой ветке форуме, считаю их получение определенным этапом в проведении "Карской экспедиции-2009".

Из «Журнала учёта сведений о боевой деятельности Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 11.05.1944 – 10.11.1948 (с момента окончания заполнения этого документа его не открывал ни один человек!):
«12.08.1944. 20.03. [Из] Диксон[а отправленная шифрограмма] № 9474[.] В точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°22´[северная,] Д[олгота] = 66°35[´ восточная] ТЩ-1[1]8 и ТР [здесь и далее – транспорт; «]М[арина] Раскова[»] подорвались [на] минах. ТЩ-114 торпедирован и затонул. Замечено 2 ПЛПЛ. [подводные лодки] противника[.]
… Дополнение к [записи за] 20.30. [так в документе; следует читать «За 20.03» - см. выше] 12.08[.1944. Из губы] Белушья [отправленная шифрограмма] № 9889[, подписной] № 2135[.] По данным записи из вахтенного журнала АМ-114: место подрыва ТР «М[арины] Расковой» и АМ-118 - Ш = 73°18´ Д = 67°00´; торпедирования АМ-114 в 01.30 Ш = 73°18´ Д = 67°03´. По докладу командира АМ-114: после подрыва ТР «М[арина] Раскова», АМ-114 пошёл ему под корму, АМ-118[,] описав циркуляцию вправо на 270°, подорвался впереди по курсу «М[арины] Расковой». После подрыва с АМ-118 получены поочерёдно семафоры: 1) «Нести ПЛО», 2) «Выясните состояние ТР», 3) «Стать на якорь». АМ-114 стал на якорь с правого борта от «М.Расковой» в Д = 8 кб [дистанции 8 кабельтов]. С кормы поставил тральную веху, шлюпками и катерами принимал людей с «М[арины] Расковой» и АМ-118. Стоя на якоре[,] аздиком [прибор ультразвукового подводного наблюдения] обнаружил 3 банки мин: 1) в секторе 300° - 320°, d = 700 ярдов [на дистанции 700 ярдов], 2) по пеленгу 100° d = 700 ярдов и 3) в секторе 140° - 160° [исправлено от руки, первоначальная запись не читается] d = 200 ярдов. Нблюдали несколько неподвижных буйков, скрывающихся зыбью. К[омандии]р АМ-114 предполагает, что это [были] буйки [минных] защитников. АМ-114 торпедирован[,] акустик слышал шум торпеды с правого борта.
Изменения 12.30. 12.08[.1944.] ТР. «М[арина] Раскова» торпедирован ПЛ пр[отивни]ка в подводном положении [так в документе; следует читать «из подводного положения»], после чего ПЛ, всплыла в 2[-]х кб [кабельтовых] от катера АМ-114, среди 2[-]х шлюпок, 2[-]х плотиков и 2[-]х понтонов в среди [слово зачёркнуто] которых было несколько человек [так в документе; очевидно, следует читать «несколько десятков человек»]. На мостик ПЛ вышло 2 офицера и ПЛ пошла под дизелями в надводном положении, среди шлюпок, идущих к АМ-116, находившемуся в нескольких милях к весту. В направлении скрывшейся ПЛ слышали сильный взрыв. Непосредственно перед торпедированием «М[арины] Расковой», на малой высоте, с веста подошёл [гидро]с[амолё]т, схожий с типом «Каталина», [который,] сделав круг[,] ушёл на Вест».

Из «Журнала боевых действий Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 26 апреля по 18 августа 1944 года (с момента окончания заполнения этого документа его не открывал ни один человек!):
08.08.1944:
«… 09.20. [Тральщики] АМАМ-114, [-]116, [-]118 отошли от [причала] Воскресенского ковша [Архангельского порта].
…12.00. Корабли эскорта конвоя БД-5 в составе АМ-114, [-]116, [-]118 вышли из Архангельска на Диксон[. Доложил сигнально-наблюдательный пост] СНиС-322 [Службы наблюдения и связи Беломорской военной флотилии Северного флота № 322]
…12.50. Конвой БД-5 – АМ-114, [-]116, [-]118 и ТР [транспорт] «М[арина] Раскова» соединились в районе о[строва] Мудьюг и пошли по назначению[. Доложил] ОД ОВРа ГБ [оперативный дежурный Охраны водного района Главной базы Беломорской военной флотилии Северного флота]».
13.08.1944:
«…08.45. Доклад Н[ачальни]ку Штаба С[еверного] Ф[лота] (Полярное) и Алафузову (Москва) о подрыве на минах ТР «М[арина] Раскова» и ТЩ АМ-118 в точке[с координатами] Ш[ирота] = 73°22´[северная,] Д[олгота] = 66°35[´ восточная] и торпедировании АМ-114, согласно полученного донесения от к[оманди]ра АМ-116. К[оманди]р АМ-116 упоминает, что замечались две ПЛПЛ. [подводные лодки] пр[отивни]ка, на борту ТЩ [тральщика находится] личный состав АМ-[1]18 и транспорта, [тральщик АМ-116] следует [в] Хабарово. [Подписной] № 05.48. 13.08.44. НШ. БВФ [Начальник Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота].
… 10.00. Приказание Командующего БВФ (место: [губа] Белушья) К[оманди]ру АМ-116 – Обеспечить ПЛО АМ-118 и транспорта, если они [остаются] на плаву. Возвратиться в Хабарово, если АМ-118 и транспорт затоплены [так в документе; следует читать «затонули»]. С требованием немедленного ответа[.] В копии [-] К[омандиру]ру КВМБ [Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота], К[омандиру]ру ОВРа [Охраны водного района острова] Вайгач.
… 10.10. Приказание К[оманди]ру ОВРа Вайгач [подписной] № 0715. 13.08[.] В копии [-] НШ КВМБ [Начальнику Штаба Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота], К[оманди]ру АМ-116 – Дополнительно к [радиограммам за подписными] №№ 0130 и 0132 [в данном деле не записаны] АМ-116, обеспечить встречу последнего, временное размещение на берегу и помощь спасённому личному составу. [Подписной] № 0847 от 13.08.
14.08.1944:
…14.00. АМ-116 вышел в район о[стро]в Белый. ШГР [Шифрограмма] № 3636».

Из «Журнала боевых действий Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 18 августа по 19 ноября 1944 года (с момента окончания заполнения этого документа его не открывал ни один человек!):
18.08.1944:
«…14.55. [В] 10[.]32 [гидро]сам[олёт] «Каталина» вылетел [в] район гибели кораблей [на] поиск барказа, шлюпки и [для] оказания помощи, с аэродрома [губы] Белушья. [Подписной] № 1042.
… 16.20. [В] 17.35. 17.08.[1944 тральщик] АМ-116 возвратился [в] Хабарово, [произведя] обследование, траление района гибели «М[арины] Расковой»[, тральщиков] АМ-114, АМ-118. Ни чего [так в документе; следует читать «ничего»] не обнаружено. Место гибели протралено ЭМТ [электро-магнитным тралом]. Мин не обнаружено. [Подписной] № 1200».
19.08.1944:
«…16.08. [Гидросамолёт] «Каталина» [из состава] 16 АО [16-го авиационного отряда с] аэродром[а губы] Белушей вылетал [на] поиск барказов [с] людьми, [до] места гибели «М[арины] Расковой». Произвёл посадку [на] месте гибели корабля, подобрал [с воды] 18 [число от руки исправлено, старая запись не читается] человек. [В районе] 25 миль восточнее места гибели обнаружено [ещё] 3 человека. [Им] Сброшены продукты. [Подписной] № 2100[.] НШ.ВВС.БВФ. [Начальник Штаба Военно-Воздушных Сил Беломорской военной флотилии Северного флота.] Исправленному [«]18[»] верить[.] ОД [Оперативный дежурный].
…17.30. ТЩ [Тральщик] АМ-117, [большие охотники за подводными лодками] БО-203, БО-210 в 14.40 прибыли на о[стров] Диксон[, имея] на борту 123 пассажира и 7 офицеров штаба БВФ, снятые с погибших кораблей».
24.08.1944:
«…08.20. В 22.15 23.08[.1944 в точке с координатами] Ш[ирота] = 73°20´[северная,] Д[олгота] = 68°35[´ восточная гидро]самолёт ГСТ лётчика Козлова, [имея] на борту 14 спасённых[,] рулит в направлении пролива Малыгин. Выслан ТЩ-60 к [гидро]самолёту для взятия людей на борт и оказания помощи [гидро]самолёту. ККВМБ [Командир Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота. Подписной]№ 1025.
…12.15. [В] 00[.]30 [гидро]сам[олёт] «Каталина» [(бортовой]№ 3[,] лётчик Фодуков[) произвёл] вылет [в] р[айо]н нахождения Козлова [для] наведения ТЩ-60 на [гидро]самолёт Козлова … [далее идёт сначала абсолютно бессвязный, а затем просто неразборчивый текст (За 20 лет работы в архивах я научился читать практически любые почерки, но здесь у меня сложилось впечатление, что лётчик передавал отдельные русские слова в состоянии кислородного голодания, а оперативный дежурный, в свою очередь, пытался записывать их в журнал в состоянии алкогольного опьянения )) КБС)] … [Подписной] № 0407[.] ОД КВМБ [Оперативный дежурный Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота].
…15.53. НШ КВМБ [Начальник Штаба Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота] указывает, что спасённых людей лётчиком Козловым взял на борт ТЩ-60[. Подписной] № 1154[.] НШ КВМБ.
…15.55. Каменев дал место нахождения людей Козловым [в точке с координатами] Ш[ирота] 73°35[´северная,] Д[олгота] 76°25[´ восточная].
…18.07. К[оманди]ру ТЩ-60 приказано следовать [на остров] Диксон ФВК 17 [корабельным фарватером № 17. Подписной] № 1148[.] К[оманди]р КВМБ».
26.08.1944:
«…11.45. [В] 04[.]50 [тральщик] АМ-116 прибыл на [остров] Диксон. Ш[ифро]гр[амма] № 10416».
28.08.1944:
«…23.15. [В] 19[.]46 [гидро]Самолёт «Каталина» лётчика Туригов[а в точке с координатами] Ш[ирота] - 73°26´[северная,] Д[олгота] - 70°08[´ восточная] обнаружил барказ с трупами».

Из «Исторического журнала № 5 Беломорской военной флотилии» за период с 5 января по 31 декабря 1944 года:
«28 августа. Оперативные сводки по БФ №№ 221 от 8 августа, 224 от 9 августа, 226 от 13 августа, 227 от 14 августа, 229 от 16 августа, 230 от 17 августа, 231 от 18 августа, 232 от 19 августа, 233 от 20 августа, 234 от 21 августа, 236 от 23 августа, 237 от 24 августа, 238 от 25 августа, 239 от 26 августа. В 13 часов 8 августа конвой БД-5 в составе: ТР [транспорт] «Мария [так в документе; здесь и далее следует читать «Марина»] Раскова», тральщики АМ-114, АМ-116 и АМ-118 вышел из Архангельска на о[стро]в Диксон. В 16 часов 10 минут 11 августа конвой БД-5 прошёл [пролив] Югорский Шар. В 20 часов
o 3 минуты 12 августа в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°22´[северная,] Д[олгота] = 66°35´[восточная] ТР «Мария Раскова» и ТЩ АМ-118 из состава конвоя БД-5 подорвались на минах, ТЩ АМ-114 торпедирован подводной лодкой, все погибли. АМ-116 с личным составом ТЩ-АМ-118, командой и пассажирами с ТР «Мария Раскова» следует в Хабарово.
По донесению Командира ОВРа [Охраны водного района] о[стро]ва Вайгач ТЩ АМ-116 подобрал 36 человек личного состава АМ-118, в том числе [-] генерал-майора Лаковникова. Из них 8 человек тяжело раненых и 6 человек легко раненых[;] с ТР «Мария Раскова» подобрано 145 человек. Остаются в районе гибели ТР «Мария Раскова» и ТЩ АМ-118 барказ – около 60 человек и семь гребцов спасательной шлюпки АМ-116. Вся команда АМ-114, подобранные им с АМ-118, в том числе [-] командир бригады траления Северного флота капитан 1 ранга Шмелёв – погибли. Корабли держались на плаву 4 минуты. Данные уточняются. 16 августа вылетали в район острова Белый для поиска подводных лодок и поиска и оказания помощи шлюпкам с ТР «Мария Раскова» [гидро]самолёты: один «Каталина» с аэродрома Белушья, один «Каталина» из Усть-Кары. В 8 часов 30 минут 16 августа в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°10´,0[северная,] Д[олгота] = 66°10´[восточная гидро]самолёт «Каталина», вылетевший из Усть-Кары[,] обнаружил АМ-116, производил поиск шлюпок с ТР «Мария Раскова» и наведение кораблей на шлюпки. В 4 часа 40 минут 17 августа 123 пассажира с ТР «Мария Раскова», доставленные ТЩ АМ-116 в Хабарово, посажены на АМ-117, [большие охотники за подводными лодками] БО-203, БО-210 и отправлены из Хабарово на [остров] Диксон.
В 16 часов 35 минут 16 августа в точке [с координатами] Ш[ирота] = 72°55´[северная,] Д[олгота] = 70°10´[восточная гидро]самолёт «Каталина», вылетавший из [губы] Белушья[,] обнаружил шлюпки с людьми, сел на воду, принял на борт 18 человек, бросил продовольствие группам людей[,] обнаруженных на берегу. В 8 часов 35 минут 18 августа самолёт УПА, лётчик Козлов доставил на Диксон 25 человек, подобранных со шлюпки ТР «Мария Раскова».
20 августа один самолёт «Каталина» в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°13´[северная,] Д[олгота] = 64°10´[восточная] обнаружил барказ с людьми [в количестве] 35 человек, снял два человека, остальных снять не мог по причине сильного волнения моря. Оставил [им] воду и продовольствие.
В 12 часов
o 5 минут 20 августа из Хабарова к месту гибели ТР «Мария Раскова» был выслан [тральщик] ТЩ-60, который в
o 6 часов
o 5 минут прибыл с выполнения боевого задания.
В 8 часов 15 минут 23 августа самолёт УПА в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°35´[северная,] Д[олгота] = 67°25´[восточная] обнаружил барказ, на котором находилось 25 человек. К месту обнаружения барказа направлен ТЩ-60. После долгого наблюдения за барказом лётчик Козлов сел на воду [и] принял людей, но подняться [в воздух] не смог. В
o 9 часов 24 августа ТЩ-60 встретился с самолётом УПА Козлова, взял на борт 13 человек, а самолёт на буксире отвёл к берегу, в 10 часов 40 минут «Каталина» Козлова вылетела на о[стро]в Диксон. ТЩ-60 вышел то же [так в документе; следует читать «тоже»] на [остров] Диксон. В 21 час 10 минут 25 августа ТЩ-60 прибыл на [остров] Диксон.
В
o 3 часа 15 минут 28 августа самолёт УПА лётчик Черевичный в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°25´[северная,] Д[олгота] = 70°03´[восточная] обнаружил барказ с 25 трупами. С 30 августа поиски шлюпок и людей прекратились.
В течение всего время поисков стояла штормовая погода – ветер [силой] от 5 до 7 баллов и низкая облачность, с частыми дождями.
…2 сентября. Приказы Командующего Б[еломорской] В[оенной] Ф[лотилии] № 0479 от 2 сентября [и] Командующего С[еверным] Ф[лотом] № 047 от 19 августа. Исключены из боевого состава Беломорской военной флотилии находящиеся в оперативном подчинении Командира Карской В[оенно]-М[орской] базы тральщики типа «АМ» Т-114 и Т-116 – штат № 024/206 каждого, как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года».
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Есипов Андрей Николаевич » 19 Май 2009 06:11

Приветствую Сергея после долгого отсутствия!
Без идейного вдохновителя всё это время было как-то неуютно!
Сергей, когда будут подведены итоги голосования по эмблеме экспедиции?
Есипов Андрей Николаевич
 

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Май 2009 09:53

Андрей, приветсвую!
Честно скажу, что даже не знаю с чего начать. Такой объём работы. И это надо, и то. Я даже не приступал к обработке тех материалов, которые ты мне высылал. А ведь там столько интересного, полезного и нужного. Думаю, что эмблемой скоро займусь, тем более, что есть предварительные результаты голосований на разных форумах. Ответ скоро приготовлю.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Май 2009 11:34

Сергей Каргапольцев, известный поисковик из Ивановской области, написал, что материал о "Карской экспедиции-2009" и поисках родственников в Ивановской области опубликован на страницах газеты "Хронометр-Иваново" № 18, 2009, 5 мая, стр. 5 и на сайте ИД "Провинция" http://www.province.ru/newspapers/gazeta/4/18(556)/838917.html

Потопленный конвой взывает к памяти
В Великую Отечественную Карское море было глубоким тылом, но и оно оказалось окрашено кровью, там гибли наши корабли, подрывались на гитлеровских минах и торпедах.
Утром 12 августа 1944 года примерно в 60 милях от острова Белый фашистская подводная лодка атаковала наш конвой ­ транспортный пароход «Марина Раскова», шедший в сопровождении трех тральщиков. На пароходе находились более 350 пассажиров, в большинстве своем гражданских – очередная смена полярников, семьи работающих на острове Диксон, специалисты «Главсевморпути», в том числе ­ женщины и дети. Командовал конвоем капитан 1 ранга Александр Захарович Шмелев, наш земляк.

Александр Шмелев родился и вырос в Иванове, его имя можно найти в Книге памяти. После того, как судно было торпедировано, он перешел на один из тральщиков и продолжал командовать эвакуацией и спасением пассажиров. Люди оказались в ледяной воде в штормовом море на плотиках и лодках. Два из трех тральщиков, спасших пассажиров парохода, тоже были потоплены вражеской субмариной. Погиб и капитан Шмелев. Погибли по разным данным от 260 до 380 советских военнослужащих и работников тыла.

Были среди погибших и наши земляки.

1. Барабанов Александр Андреевич, 1919 г.р., г. Фурманов, сестра Барабанова Полинария Андреевна, Фурмановский р­н, с. Дзержинское, д. 27. Краснофлотец, комендор, минный тральщик ТЩ­-114.

2. Максимычев Александр Александрович, 1924 г. р., Комсомольский р­н, д. Толстиково, отец Александр Антонович. Краснофлотец, комендор 3 кл., минный тральщик ТЩ­-118.

3. Осокин Алексей Парфенович, 1919 г.р., г. Родники, отец Парфен Петрович, г. Родники, д. Ахидовка. Старший краснофлотец, комендор зенитный 3 кл., минный тральщик ТЩ-­118.

4. Павлычев Николай Николаевич, 1915 г.р., Ивановская обл., Ильинский р­н. Старшина 2 ст., старший кок, минный тральщик ТЩ­114.

5. Шмелев Александр Захарович, 1904 г.р., г. Иваново. Капитан 1 ранга, командир конвоя «БД­-5».

6. Шебров Борис Григорьевич, 1926 г.р., краснофлотец, 37 авиабаза ВВС БФ, призван Ленинградским (Ленинским?) РВК г. Иванова, пассажир транспорта «Марина Раскова».

В этом году ряд общественных организаций проводят общероссийскую экспедицию памяти. «Карская экспедиция­-2009» призвана отыскать на морском дне суда конвоя БД-­5 и провести траурную церемонию по возданию воинских почестей погибшим. Возможно, на одном из ближайших от места гибели конвоя острове будет установлен памятный знак. Организаторы ищут данные о погибших в Карском море в августе 1944­-го и их родственников. Если вы знаете что­-либо о погибших ­ звоните в «Хронометр» по телефону 41­00­23.

Автор статьи - Сергей Каргапольцев.

Я глубоко признателен Сергею за проделанную работу и оказываемую помощь в проведении поисков. Теперь и его дорога жизни проходит через наши сердца.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Май 2009 20:10

Во Владимирской областной ежедневной газете "Призыв" была опубликована статья "Обреченный рейс".

http://www.prizyv.ru/culture/?news=1667&y=2009&m=4&d=23

Побережье Северного Ледовитого океана кажется далеким от событий Великой Отечественной войны. Однако именно там, в Карском море, разыгралась одна из самых страшных морских трагедий середины 40-х. В списке жертв оказались и наши земляки.
Недавно во Владимирскую ассоциацию поисковых отрядов "Гром" пришло письмо из Салехарда: "Просим вас помочь в подготовке Всероссийской экспедиции памяти "Карская экспедиция-2009". Мы разыскиваем участников событий, произошедших в Арктике в августе 44-го, и их родственников"...

Как умирают пароходы
8 августа 1944 года из архангельского порта вышел небольшой конвой "Белое море - Диксон № 5", сопровождавший транспортный пароход "Марина Раскова". На борту парохода находились свыше 350 человек: экипаж, проходившие службу на Карской военно-морской базе краснофлотцы, в том числе двое призывников из Владимирской области, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне (среди них около 150 женщин и детей). Капитаном "Марины Расковой" был опытный полярник Виктор Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки - ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118. На флагманском тральщике ТЩ-118 служили четверо владимирцев. Командовал конвоем капитан Александр Шмелев, уроженец Иванова. Рейс обещал быть простым: безоблачное небо, хорошая видимость, спокойное море. Корабли конвоя имели хорошее противолодочное вооружение и, главное, гидроакустическую аппаратуру для обнаружения подводных лодок. Правда, радиус ее действия был около 12 кабельтовых. И это сыграло свою роль в дальнейших событиях.
- В начале августа 1944 года германское командование отправило для действий в Карском море ударную группу "Грайф" - шесть подводных лодок, - рассказывает Сергей Шулинин, организатор проекта "Карская экспедиция-2009". - Все субмарины были оснащены самонаводящимися акустическими торпедами Т-5. В отличие от обычных они двигались бесшумно и почти бесследно, шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели - под действием магнитного поля корабля. К тому же стрелять этими торпедами можно было с расстояния в 25-30 кабельтовых, оставаясь вне поля действия гидроакустической аппаратуры наших кораблей. С берега подводные лодки заметили и оповестили всех находящихся в плавании. Наш конвой усилил наблюдение за морем; кроме того, суда подошли ближе к острову Белый, где из-за небольшой глубины можно было чувствовать себя в относительной безопасности от субмарин врага. Однако все это не помогло...
Немецкая субмарина U-365 из группы "Грайф" обнаружила и атаковала наши корабли. 12 августа, около восьми вечера, на пароходе "Марина Раскова" у переборки между вторым и третьим трюмом по правому борту раздался взрыв. Очевидцы вспоминают, что он был настолько мощным, что мешки с мукой из трюма выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Пароход дал крен. Начались хаос и паника - люди побежали на верхнюю палубу. На конвойных кораблях решили, что причиной взрыва стала донная мина, и поспешили на выручку "Марине Расковой".

Спастись им не дали...
Первым к тонущему пароходу подошел флагманский тральщик ТЩ-118. Однако немецкая субмарина достала и его: два взрыва, и корабль быстро ушел под воду. Остальные два тральщика развернулись и, сбросив вешки (еще было предположение, что конвой попал на минное поле), отошли и остановились на расстоянии 1-1,5 мили от парохода. По дороге они подобрали оказавшихся в воде моряков с ТЩ-118 - тех, кто успел спастись. В их числе оказался и капитан Александр Шмелев.
В это время на "Марине Расковой" сажали в спасательные шлюпки пассажиров парохода. Первыми эвакуировали женщин и детей - их доставили на борт ТЩ-114. Остальные пассажиры и члены экипажа спустили на воду два кунгаса (большие беспалубные лодки). Первую взял на буксир катер с тральщика ТЩ-116; второй (на борту находились 46 человек) шел к этому же кораблю на веслах. Но подлодка не собиралась бросать начатое: в 0.15 вражеская торпеда подбила корабль ТЩ-114. Он затонул четыре минуты спустя, спастись не удалось никому. Погибло более 200 человек - женщины, дети, команда, спасенные с ТЩ-118 моряки. Сейчас неизвестно, были ли среди них владимирские краснофлотцы или море забрало их раньше - после взрыва на флагманском тральщике.
Командир последнего конвойного корабля ТЩ-116 к этому моменту уже догадался, что дело не в минах. Он ушел с места аварии, увозя команду и 186 спасенных. Катер с тральщика, ведший на буксире кунгас с очередной партией пассажиров, обрубил буксирный канат, оставил кунгас, а сам направился к ТЩ-116, который в это время уже дал ход.
Вскоре после того, как корабль скрылся за горизонтом, в два часа пятнадцать минут раздался двойной взрыв: немецкая подлодка добивала "Марину Раскову"... Когда расколовшийся надвое корпус парохода скрылся с поверхности и успокоилась бурлившая вода, из морской глубины неподалеку от места гибели судна медленно всплыла рубка подводной лодки. Субмарина отплыла, держа курс вслед ушедшему на восток тральщику... Однако нашему кораблю повезло - он благополучно добрался до порта.

В поисках выживших
Но на месте трагедии еще оставались люди: на двух кунгасах, вельботах, шлюпках, плотах - всего около 150 человек. Где-то среди них были и двое владимирских моряков - пассажиров с "Марины Расковой". Долгое время суденышки носило по волнам. Их пассажиры изнемогали от холода, голода и жажды. Судьба брошенных в море сложилась по-разному. На их поиски были отправлены корабли и самолеты, но спасательной операции мешал разыгравшийся шторм. 17 августа - через пять дней после трагедии - была обнаружена одна из шлюпок с парохода "Марина Раскова", в которой находились 19 человек. На следующий день из воды подняли вельбот. Пассажиры - двадцать пять человек, с опухшими, раздутыми ногами, руки окровавлены. "Пить! Пить!" - просили они. Ничего не просил только средних лет мужчина в военной форме. Другие спасенные объяснили: "У него погибли дочь и жена. На катере они были отправлены на тральщик ТЩ-114. Только их на палубу подняли - взрыв. И 114-й на глазах - на две половины. Вот он с тех пор ни слова и не сказал".
Настоящий подвиг совершил летчик Матвей Козлов, командир летающей лодки "Каталина". 23 августа он заметил первый кунгас и сумел вытащить всех выживших. Вот строки из его отчета: "Нашли там 14 человек живыми и более 25 трупов. Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой. На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно. По заявлению снятых людей и осмотру кунгаса было установлено, что пресной воды, а также каких-либо продуктов на кунгасе не было". Из-за шторма и перегрузки "Каталина" не могла взлететь. Матвей Козлов двенадцать часов вел ее к берегу по бушующим волнам.
Второй кунгас нашли на берегу острова Белый в конце августа. В нем были только тела погибших. Имен выяснить не удалось. Высланная похоронная команда закопала останки близко к берегу, и могила была размыта волнами и разорена медведем. Из 636 пассажиров и членов экипажей, бывших на "Марине Расковой" и торпедированных тральщиках, погиб 381 человек. Все владимирские моряки - шесть имен - оказались в этом траурном списке.

Александр СОБОЛЕВ
Фото из архива Сергея Шулинина

Кстати
Сейчас по всей России и ближнему зарубежью идет поиск выживших участников трагедии и родственников погибших. В августе этого года к месту события отправятся участники "Карской экспедиции-2009". Там, где затонула "Марина Раскова", будет проведена траурная церемонии отдания воинских почестей погибшим. На острове Белый будет установлен памятный знак. Во Владимире уже начались розыски родных и близких наших моряков. Известен адрес, по которому жил краснофлотец Алексей Пугачев, проходивший службу на тральщике ТЩ-118. Вместе с поисковиками мы нашли этот дом, но сейчас в нем расположен ресторан. Куда переехали жильцы, пока неизвестно. Если родственников удастся найти до августа, они смогут принять участие в экспедиции.

Просьба откликнуться родным и близким
Беляков Анатолий Иванович, место рождения - д. Лошаки Петушинского района; дата рождения - 1924 г.; дата и место призыва - Петушинский РВК Московской области; последнее место службы - ВВС КБФ; воинское звание - краснофлотец. Пассажир парохода "Марина Раскова".
Дельдюжев Сергей Григорьевич, дата рождения - 1915 г.; место рождения - с. Ундол Собинского района; дата и место призыва - 1941 г.; воинское звание - старшина (главный старшина); последнее место службы - Карская ВМБ. Пассажир парохода "Марина Раскова".
Пугачев Алексей Иванович, воинское звание - краснофлотец; должность и специальность - электрик 3-го кл.; год рождения - 1921 г.; место рождения - г. Владимир; дата и место призыва - 1941 год; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; семейное положение - холост; родственники - мать: Александра Алекс:, г. Владимир, ул. 3-го Интернационала, д. 76.
Силантьев Николай Васильевич, воинское звание - мичман; должность и специальность - старшина группы электриков, электрик 1-го кл.; год рождения - 1918 г.; место рождения - г. Владимир; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ.
Краснов Валентин Григорьевич, воинское звание - старшина 2-й статьи (ст. краснофлотец); должность и специальность - моторист 3-го кл.; год рождения - 1922 г.; место рождения - Никологорский р-н; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; семейное положение - холост; родственники - мать: Прасковья Ивановна, Никологорский р-н, д. Юговская.
Мельников Федор Александрович, воинское звание - ст. краснофлотец; должность и специальность - электрик 3-го кл.; год рождения - 1917 г.; место рождения - Юрьев-Польский р-н; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; место призыва - Кольчугинский РВК; семейное положение - холост; родственники - отец: Александр Е:, г. Кольчугино, ул. 8 Марта, д. 135.


Начаты поиски участников конвоя БД-5 или их родственников и во Владимирской области. Пожелаем им успеха!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Есипов Андрей Николаевич » 21 Май 2009 02:39

Недавно наконец-то удалось поговорить с архангельским краеведом - Барашковым Юрием Анатольевичем, который в своей книге писал о Горелике Эммануиле Ефимовиче - работнике Архангельской таможни, погибшем на борту "Марины Расковой". Юрий Анатольевич сообщил, что на Украине у Горелика есть родственница - Милюкова Галина Афанасьевна, проживающая в г. Ильичевск, Одесской области, ул.1 Мая, д. 2, кв. 16, тел. (8103804868) 68594, а также есть родственники и в Москве, но о них данных пока нет.
Есипов Андрей Николаевич
 

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Май 2009 07:11

Андрей, поздравлюя с успехом! И спасибо за информацию.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Есипов Андрей Николаевич » 21 Май 2009 10:44

Сегодня встречался с Юлией Павловной Петровой - работником Архангельской таможни в годы войны. Оказалось, что она была приписана к "Марине Расковой" и должна была идти в плавание, но из центра пришла телеграмма - не брать женщин и вместо неё вызвался ехать Горелик Эммануил Ефимович. Также она сказала, что у Эммануила есть младший брат Михаил, которому в 1944 году было лет 7-8, т.е. примерно 1936 года рождения. После войны он уехал в Москву. Возможно, что сейчас он жив, так как Барашков Юрий Анатольевич связывался с ним, когда, в конце 90-х писал книгу, но адрес и телефон он пока вспомнить не может, да и откуда фото взял, тоже не помнит - возможно Михаил ему и прислал. Если есть поисковики в Москве, может они проверят информацию по Горелику Михаилу Ефимовичу - фамилия и отчество достаточно редкие.
Есипов Андрей Николаевич
 

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Есипов Андрей Николаевич » 21 Май 2009 19:13

Оказалось брат Горелика Эммануила Ефимовича - Горелик Михаил Ефимович жил в Москве по адресу: 125167, г.Москва, Авиационный переулок, д.8, кв.24, тел. (8499)1514362, а В Архангельске проживает или проживала(ещё не успел выяснить) его двоюродная сестра - Эмилия Григорьевна, которой в 1944 году было всего 4 года. Так что желаю успехов в переговорах с братом, а сестру я беру на себя!!!
Есипов Андрей Николаевич
 

Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Май 2009 20:33

Андрей, молодец! Поздравляю!
Сегодня разговаривал с Милюковой Галиной Афанасьевной, проживающей в г. Ильичевск, Одесской области. Она не родственница Горелику. Но она знала семью. Дружила с ними давно. Обещала мне написать воспоминания о них. Также она рассказала о брате Эммануила - Михаиле. Сказала, что он жил в Москве. А потом связь оборвалась. Галина Афанасьевна сообщила также, что это она передала фото Горелика Барашкову Юрию Анатольевичу. Буду ждать от неё письма. Она одно время переписывалась с Михилом Горелик, но последние два года она уже не писала.
Сделал ещё несколько звонков, но результаты переговоров станут известны позднее.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Трагедия конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения