Карская экспедиция - 2014

Организация общероссийской "книги памяти" гибели конвоя БД-5
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Ноябрь 2014 21:06

Техногенный объект не далеко от ТЩ-114.

 2014-10-14_150501.png
 2014-10-14_150703.png
 2014-10-14_150635.png
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Александр Андреев » 07 Ноябрь 2014 22:22

Сергей, поздравляю ! :good:
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Ноябрь 2014 22:34

Спасибо, Александр!
Вспомнились первые встречи в музее. Тогда многим это казалось все грезами, мечтами. Ох, чувствую сейчас Остапа понесет. ;)
Спустя шесть лет все свершилось. И главное, есть задел на следующую экспедицию.
А информационно все начиналось на нашем форуме.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Ноябрь 2014 22:40

Буду рад, если на разных сайтах, соцсетях появится информация об этой исторической экспедиции - "Карской экспедиции - 2014".
Готов ответить на вопросы. Правда не на все. Тема координат пока будет закрыта.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Ноябрь 2014 23:22

Друзья, коллеги, прошу помочь в поиске ссылок на архивные документы по истории конвоя БД-5 и легендарного боя "А. Сибирякова". Особенно интересуют ЦАМО, ЦВМА и ГААО. Работа продолжается.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 15 Ноябрь 2014 18:55

Друже, помогите в беседе! Это очень важно! Установлена связь с дочерью прославленного капитана А.А. Качаравы https://www.facebook.com/dodo.kacharava ... comment_id
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 15 Ноябрь 2014 23:53

Фото с пресс-конференции
Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение ВАЛЕНТИНА ГОЛЫШЕВА » 16 Ноябрь 2014 00:00

Поразительно! потрясающий результат! Спасибо Сергею Шуленину и всей команде поисковой экспедиции, что вы проделали такую огромную работу в тяжелейших штормовых условиях. А главное ваша экспедиция была приурочена к 70 летию гибели конвоя БД-5. Огромное спасибо всем за эту память о погибших северянах в августе 1944 года. Хотелось бы воочию увидеть Сергея Шуленина в Архангельске в 2015 году и послушать его рассказ о потрясающих результатах этой удивительной экспедиции.
Моя мама, красавица Мария Леонтьевна Голышева, жена погибшего Георгия Павловичева Голышева,старшего матроса,моториста-механика ТЩ-118, так и осталась до конца жизни вдовой. Но она была примером стойкости и жизнелюбия для всех нас.
Так уж получилось, что именно к этой дате 70летия гибели Конвоя БД-5 выходит моя вторая книга "Воспоминания об Арктических Конвоях" (A Flashback to the Arctic Convoys) как дань памяти всем погибшим в Арктике во время Великой Отечественной Войны.Книга выйдет в печать в конце ноября и я посвящаю ее моему отцу Георгию Павловичу Голышеву.В основе книги лежат воспоминания моряков союзных войск. участников Арктических Конвоев Великобритании, Канады и США.Воспоминания напечатаны в оригинале и переведены на русский язык.
Британские ветераны, их родственники и друзья собираются вновь посетить Архангельск в мае 2015 года и почтить память погибших моряков в День Победы. Мы по традиции будем принимать их и в нашем Северном Арктическом Федеральном Университете, чтобы не прерывалась связь поколений.

С большой благодарностью и волнением- Валентина Георгиевнв Голышева, доцент кафедры английского языка (Институт Филологии и МКК). директор Британского Центра САФУБ Архангельск
ВАЛЕНТИНА ГОЛЫШЕВА
 

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Ноябрь 2014 00:24

Материал "ИТАР-ТАСС"
http://itar-tass.com/ural-news/1546060

ЕКАТЕРИНБУРГ, 31 октября. /Корр. ТАСС Виталий Халевин/. На Ямале в августе 2015 года ученые совершат экспедицию к ледоколу "А. Сибиряков", который отразил удар немецкого крейсера "Адмирал Шеер" в годы Великой Отечественной войны и затонул в Карском море. Об этом сообщил корр. ТАСС один из членов морской экспедиции, действительный член Русского географического общества Сергей Шулинин.
Во время экспедиции ученые также исследуют обломки судов конвоя "БД-5" - "Марина Раскова" и тральщика ТЩ-114, затонувших в годы Великой Отечественной войны. По словам Шулинина, обломки трех кораблей (точнее одного - л/п "А. Сибиряков", два других возле о. Белый - С.Ш,) находятся на глубине 40-50 метров недалеко от острова Белуха, расположенного рядом с архипелагом Норденшельдом (Норденшельда - С.Ш,).
"Ориентировочно в августе 2015 года состоится морская историческая экспедиция к месту гибели кораблей в Арктике. Эту экспедицию поддерживает (будет поддерживать - С.Ш.) финансово правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. Сейчас будет проводится работа по определению финансовой составляющей экспедиции", - сказал собеседник агентства.

"Скорее всего, со дна корабли подняты не будут"
В рамках экспедиции проведут подводные и водолазные работы, будет решен вопрос о музеефикации объектов, которые удастся поднять с дна. "Вопрос подъема всех судов пока не ставится, но будет изучаться. Однако, скорее всего, со дна корабли подняты не будут, - отметил Шулинин. - Это связано с большими затратами на проведения такого рода работ. Кроме того, непонятно, кто будет заниматься восстановлением и содержанием судов".
Экспедиция по поиску кораблей прошла в середине сентября. На многофункциональном аварийно-спасательном судне "Спасатель Заборщиков" было пройдено 1,8 тысячи миль по маршруту: порт Сабетта - остров Белуха - остров Белый - порт Мурманск. В ходе проведения операции были зафиксированы точные координаты мест гибели ледокольного парохода "А. Сибиряков" и судов конвоя "БД-5": "Марина Раскова" и тральщика ТЩ-114. Обломки кораблей удалось обнаружить с помощью эхолотов (эхолота - С.Ш.).

Ледокол искали 72 года
Координаты нахождения обломков (мы обломки не искали, мы искали корабль на дне - С.Ш.) ледокола (ледокольного парохода - С.Ш.) не могли установить 72 года. "Почему так долго не могли определить точные координаты места крушения кораблей, сейчас сказать сложно. Возможно, это было связано с тем, что часть документов была засекречена до 2005 года. Также мы долго не могли получить архивные документы из Германии" (был еще целый набор фраз про отсутствие исследователя данной темы, кроме этого есть и другие субъективные причины) - рассказал ученый (простите, не являюсь таковым - С.Ш.).
По его словам, пока поиски родственников членов экипажа и пассажиров затонувшего ледокола (ледокольного парохода - С.Ш.) не начались. "По архивным документам, в день крушения на борту судна было 104 человека. У нас есть данные только о 99 членах экипажа и пассажирах судна, - сказал Шумилин (да бог с ним с этой фамилией, уже привык - С.Ш.). - На данный момент живы шесть участников конвоя "БД-5" (как выяснилось только недавно, уже 5 - С.Ш.) - "Марина Раскова". Эти люди проживают как в России, так и за рубежом. Установлены также контакты со 130 родственниками (пропустили участниками, а точнее надо было написать; с родственниками более 130 участников конвоя - С.Ш.) конвоя".
Первым с немецким рейдером встретился у острова Белуха ледокольный пароход "А. Сибиряков". В результате ожесточенного боя ледокол (ледокольный пароход - С.Ш.) затонул. Из 104 членов экипажа выжили только 18 человек (по немецким документам взяли в плен 22, 4 умерло на линкоре и в Нарвике - С.Ш.). До 1944 года (кто-то и дольше - С.Ш.) советские моряки находились в концлагере рядом с Данцигом (ныне польский город Гданьск). Только после освобождения Советской Армией 14 (с этой цифрой пока точно неизвестно, у меня данные на 15, из которых 14 вернулось на Родину, в дальнейшем количество может поменяться - С.Ш.) моряков, оставшихся в живых, вернулись на Родину.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Ноябрь 2014 09:43

Благодарю Валентину Георгиевну за добрые слова. Надеюсь, моя встреча с архангелогородцами может состояться уже в этом году.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Ноябрь 2014 09:51

Для облегчения поиска информации приведу краткий справочник по форуму:

Международная поисковая операция "А. Сибиряков" - viewforum.php?f=74
Путеводитель по теме форума "Международная поисковая операция "А. Сибиряков" - viewtopic.php?f=74&t=4677
Поиск: участники конвоя БД-5 - viewforum.php?f=34
Конвой БД-5 ( 1944 ) - viewforum.php?f=34
Справочник-каталог ссылок на персональные страницы участников конвоя БД-5 - viewtopic.php?f=34&t=3985
Конвой БД-5. Документы - viewtopic.php?f=34&t=3540
Общий поисковый список участников конвоя БД-5 - viewtopic.php?f=34&t=1147
«Карская экспедиция-2009» - viewtopic.php?f=36&t=612
Карская экспедиция-2010 - viewtopic.php?f=36&t=2746
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Ноябрь 2014 14:48

Не буду ее править и комментировать. Главное в этой публикации не детали, а ее суть.

http://www.uralinform.ru/analytics/soci ... a-pamyati/

Изображение

В Карском море.

Завершился очередной этап экспедиции в Карское море, которую инициировали жители Ямало-Ненецкого автономного округа. Ее участники прошли более 1 800 морских миль, стартовав с Ямала и завершив поход в Мурманске. Экспедиция была приурочена к 70-летию гибели конвоя БД-5 (Белое море – Диксон №5).

Перед исследователями стояла непростая задача – обнаружить точные координаты затонувших судов. Она была успешно решена: помимо торпедированных тральщиков и транспортного корабля "Марина Раскова" удалось обнаружить останки ледокольного парохода "А.Сибиряков", потопленного двумя годами раньше.

Изучить находки предстоит уже "Карской экспедиции – 2015". Кроме того, исследователи рассчитывают при помощи губернатора ЯНАО, который уже подтвердил готовность оказать поддержку этому проекту, осуществить в следующем году поиск захоронения останков людей с БД-5 на острове Белый.

Участниками экспедиции в Карское море были сотрудники ООО "Фертоинг" (компания занимается комплексными морскими изысканиями) и члены ямальского отделения Русского географического общества. Активное содействие им оказало правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, уделяющее в последние годы большое внимание разноплановым исследованиям Арктики. Связано это, с одной стороны, с возрождением Северного морского пути, с другой – с предстоящим освоением шельфовых месторождений углеводородов в Карском море. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин считает, что, прежде чем вторгнуться в арктические кладовые, необходимо тщательно изучить ее хрупкую экосистему, и ровно также важно знать, что эти территории богаты не только углеводородами, но и историей. Ведь не секрет, что ямальская земля была освоена людьми раньше, чем были построены египетские пирамиды.

Изображение

И в этот раз экспедиция не была связана с промышленным освоением Арктики. Дело в том, что еще в 30-е годы двадцатого века на Северной земле, на островах Диксон и Белый кипела жизнь: там располагались полярные станции, военные базы, функционировали подразделения Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). По ледовитым морям перевозилась масса грузов и людей.

Одним из таких рабочих караванов и был конвой БД-5, вышедший в августе 1944 года из Северодвинска. На борту "Марины Расковой" находилась очередная смена полярников с Диксона, их семьи, военнослужащие Беломорской Военной флотилии, специалисты, работающие в ГУСМП. Кроме того, транспортный пароход вез продовольствие и технические грузы для Карской военно-морской базы и полярных станций.

Неподалеку от острова Белый конвой был атакован немецкой подводной лодкой. Получив три торпеды, транспортник затонул. Были подбиты также два тральщика, сопровождавшие пароход. Около четырехсот человек нашли свое последнее пристанище в водах Карского моря. Однако точных координат места трагедии до сих пор не было. Специалисты, основываясь на известных фактах, указывали совершенно разные точки на карте. Это сильно затруднило поиск останков судов.

По словам действительного члена Русского географического общества Сергея Шулинина, перед стартом экспедиции ее участники изучили немецкие и американские архивы. Но это мало чем помогло, потому что командиры подводных лодок в донесениях указывали не координаты атакованных судов, а лишь квадраты размером четыре на шесть миль. При определении места для поиска "Марины Расковой" мнения исследователей разошлись. Сначала был выбран один квадрат, но потом после дискуссий остановились на другом.

Изображение

Результатов не было, и тогда, проанализировав имеющиеся документы, а также учтя силу ветра и скорость течения, решили перейти к третьему варианту. Именно в этом квадрате при прохождении радиуса с одного галса на другой гидролокатор бокового обзора и захватил "Марину Раскову". С.Шулинин говорит, что картинки получились почти идеальными: судя по изображению, по ширине и длине, а также по повреждениям, это именно тот пароход, что вышел 8 августа из Северодвинская в составе конвоя БД. Как оказалось, координаты сильно не совпали с теми пятью точками на карте, что приводились до этого.

В ходе экспедиции ее участники планировали также высадиться на остров Белуха, где установлен маяк-памятник в честь погибших в бою ледокольного парохода "А.Сибиряков" с тяжелый крейсером "Адмирал Шреер" в августе 1942 года. Советский ледокол так же, как и "Марина Раскова", вез персонал и оборудование для полярной станции на Северной земле. В заливе Миддендорфа между островами Белуха, Центральный и Продолговатый его встретил немецкий рейдер, который охотился за международными транспортными караванами. Командир парохода Анатолий Кочарава принял решение уходить к острову Белуха, но не успел. Четыре снаряда из главного калибра "Адмирала Шреера" побудили экипаж советского судна открыть кингстоны.

Большая часть людей погибла, около двух десятков попали в плен, спасся лишь кочегар Вавилов, который сумел добраться до острова, на котором прожил более месяца, располагая лишь банкой галет и мешком отрубей. Ночевал он на маяке, опасаясь белых медведей. Кочегару сильно повезло и во второй раз: его заметили с проплывающего корабля и сняли с острова самолетом. В 1967 году в честь тех трагических событий 25-летней давности на Белухе установили башню-памятник, возложить цветы к которому участникам "Карской экспедиции - 2014" помешал сильный шторм.

"А.Сибирякова" пытались обнаружить еще в советское время, но безуспешно. В этот раз помогли немецкие архивы. Как оказалось, опираясь на показания Кочаравы, искали совершенно не там: севернее острова Белуха, тогда как надо было южнее. Инженер-гидрограф ООО "Фертоинг" Александр Бобровский говорит, что состояние корабля неизвестно, но, судя по снимкам, корпус у него целый – правда, рубка разрушена и видны повреждения. Согласно данным Русского географического общества, других судов такого класса тут потоплено не было.

Изображение

Подводные исследования находок запланированы на 2015 год: губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подтвердил, что проект "Карская экспедиция" будет продолжен, сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе главы региона. По словам Сергея Шулинина, пока не решено, как будут исследоваться останки судов – условия позволяют использовать водолазов, но, возможно, будет применяться автоматическое оборудование.

Помимо подводных работ в планах правительства ЯНАО на 2015 год также значится экспедиция на остров Белый, где совсем недавно на часовне были установлены "Колокола памяти". В прошлом году волонтеры, проводившие очистку острова от мусора, обнаружили останки кунгаса, который в 1944 году с телами людей с БД-5 прибило к берегу. Они похоронены на Белом, но где расположена могила, никто не знает. Это предстоит установить участникам археологической экспедиции в год 70-летия победы советского народа в той страшной войне.

Изображение

Продолжится и поиск судов, затонувших в Арктике. Сергей Шулинин рассчитывает, что морская научно-историческая экспедиция будет также широко поддержана ямальской общественностью.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Ноябрь 2014 19:04

Чтобы облегчить работы некоторым людям, выставляю здесь исторические справки о судах и конвое.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Ноябрь 2014 19:07

Пароход «Марина Раскова».
Историческая справка


Судьба парохода «Марина Раскова» изначально складывалась не очень просто. Ещё на стапелях судостроительной фирмы Merchant Shipbuilding Corp в г. Честере (ближайший пригород Филадельфии, штат Пенсильвания, США, правый берег р. Делавэр) судно поменяло название и хозяина. Построен в 1919 году под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании «Шоумат Стимшип Компани» (Shawmut Steamship Co.). Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad).
Участвуя в печально известном конвое PQ-17, пароход в числе уцелевших 11 судов из 34, вышедших из Исландии, благополучно прибыл в Молотовск (сейчас – Северодвинск). Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта – «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения.
Но, кажется, это было последнее везение в истории парохода. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря – сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. Аварийно-спасательная служба Северного флота сняла его с камней и привела в Молотовск. Там судно некоторое время стояло в полузатопленном состоянии, круглосуточно работали водоотливные средства, из американской команды оставались только стармех и старпом. Больше полугода шёл ремонт. Пароход осушили, очистили, на заводе № 402 в Молотовске изготовили руль и раму ахтерштевня.
Тактико-технические данные судна были в это время следующие (указан диапазон по различным источникам, которые отличаются весьма существенно): водоизмещение 1100 т, дедвейт 9083-9940 т, полная грузовместимость – 7345-7540 брт, длина – 122,22 -138,63 м, ширина – 16,5 – 17,37 м, осадка в грузу 7,82, в балласте 3,35 м (10,61 м), мощность паровой машины – 2500-3000 л.с., скорость хода – 9,5-13, экономическая около 12 узлов, вооружение – одно 76,2-мм орудие, четыре 12,7-мм орудия и четыре 7,71-мм пулемета. Штатная численность команды – 55 человек.
Американцы передали судно СССР и в конце марта 1943 г. оно вошло в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем – «Марина Раскова». Герой Советского Союза командир женского бомбардировочного полка майор Марина Михайловна Раскова, участница знаменитого перелёта Москва-Дальний Восток на самолёте «Родина» в 1938 г., погибла 4 января 1943 г. в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Ремонт был трудный, и уже в первом же рейсе после его завершения (на Новую Землю с годовым запасом продовольствия, тёплой одеждой, топливом, оборудованием для аэродрома и 200 пассажирами для Новоземельской Военно-морской базы – НВМБ в губе Белушьей) пароход ждали новые испытания. Длительный жестокий шторм во время перехода сорвал руль, и только на буксире эскортного миноносца «Гремящий» «Марина Раскова» достигла места назначения. Подача буксира в штормовом море стоила огромного труда, буксирные концы постоянно рвались, но через три дня пароход пришёл в губу Белушью, где был отремонтирован.
Благополучно вернувшись в Архангельск, пароход зимой 1943-44 г. использовался несколько месяцев без руля, перевозя на буксире за ледоколом экспортные грузы из Экономии (правый берег Северной Двины) в Бакарицу (левый берег), на железную дорогу. Железнодорожного моста через Северную Двину тогда не было.
Для подготовки к очередной навигации судно вновь встало на ремонт, нужен был новый руль. Его изготовили на том же Молотовском заводе № 402 Наркомата судостроения, но навешивал экипаж с помощью водолазов в море. Для устранения прочих неисправностей и предрейсового ремонта 12 июля 1944 г. пароход «Марина Раскова» встала в док архангельского завода «Красная кузница», где стояла 9 дней.
21 июля 1944 года «Марина Раскова» встал под загрузку, готовясь к участию в конвое БД-5, чтобы потом уйти в вечность.
Ранее считалось, что он затонул в точке с координатами 73°21' с.ш., 67°20' в.д., в 60 милях зап. о-ва Белый.

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ПАРОХОДА «МАРИНА РАСКОВА».

1917 г. – заложен на верфях Merchant Shipbuilding Corp, Chester PA для Shawmut SS Co под названием Salisbury.
1919 г. – спущен на воду как Mystic для US Shipping Board.
1924 г. – продан United Ship & Commerce.
1930 г. – продан Munson SS Co и переименован в Munmystic.
1937 г. – продан Waterman SS Co и переименован в Iberville.
1941 г. – передан War Shipping Administration под именем Ironclad.
1600 27.06.1942 – выходит в море в составе конвоя PQ-17 из Исландии, в команде – американцы и скандинавы. Номер в ордере – 13 (4-й в крайней левой колонне).
4 и 5.07.1942 – вместе с панамским «Трубадуром» и американским «Сильвером Свордом» Ironclad укрывается во льдах и перекрашивается в белый цвет в сопровождении британского военизированного транспорта «Айршир» под командованием лейтенанта Гредуэлла.
7.07.1942 – рано утром выходит из паковых льдов и идёт на юг.
9.07.1942 – суда встают на якорь в проливе Маточкин шар, где постепенно собираются остатки разбитого конвоя.
1730 20.07.1942 – конвой двигается на юг вдоль побережья Новой Земли, затем южнее о.Колгуева Поморским проливом.
24.07.1942 – благополучное прибытие в Молотовск (Северодвинск).
938 13.09.1942 – выйдя из Молотовска в составе конвоя QP-14, сел на песчаную отмель, пробил днище и повредил руль, после чего приведён с двумя затопленными трюмами на буксире на ремонт в Архангельск.
21.11. 1942 – вышел в составе конвоя QP-15 (замыкал две крайние правые колонны в ордере) (Супрун, 1997).
24.11.1942 – Сел на камни на севере Белого моря у о. Горяинов в 3 милях к северо-северо-востоку от устья р.Поной, пробил днище.
11.12. 1942 – снят аварийно-спасательным отрядом БВФ СФ с мели и отбуксирован в Молотовск на завод № 402, где стоял в полузатопленном виде без руля с полными водой ахтерпиком, трюмами 4, 5 и тоннелем гребного вала (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
Конец декабря 1942 г. – перегрузка экспортных грузов (магнезит, руда, пушнина) на другие суда (Шмигельский, 2001)
25.01.1943 – зачислен в списки судов Наркомата морского флота.
01-10.1943 – ремонт и докование на заводе «Красная кузница» под руководством начальника механико-судовой службы СГМП Н.К. Кайля.
03.02. 1943 – приказ № 25 начальника СГМП Новикова Н.В. о зачислении парохода «Айронклайд» в состав флота с 25.01.1943 и наименовании его с 03 февраля 1943 года «Марина Раскова».
25.03.1943 – принят в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.91).
Конец июня 1943 г. – на заводе № 402 изготовлены временные руль и рама ахтерштевня (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
Июль 1943 г. – судно переведено в Архангельск.
7.08.1943 – встало в док на ремонт.
9.10.1943 – вышел в море из Архангельска на Новую Землю с грузами в составе конвоя (эсминцы «Гремящий» и «Громкий») под командованием командира дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга А.И. Гурина (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.55; Головко, 1984, с.179).
11.10.1943 – заход в Иоканьгу для крепления груза, принятия дополнительного балласта и подкрепления корпусов (Головко, 1984, с.181-182)
12.10. 1943 – выход из Иоканьги на Новую Землю.
2345 того же дня – волны (шторм 7 баллов) сорвали руль на транспорте в точке 720 с.ш., 490 в.д (150 миль от губы Белушьей).
Около 24.00 16.10.1943 – конвой вошёл на рейд губы Белушьей, где экипаж стал ремонтировать руль.
6.11.1943 – достиг стенки завода «Красная Кузница» в Архангельске (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.55).
1.12. 1943 – январь 1944 – работа по перевозке импортных грузов из Экономии в Бакарицу, без руля на буксире за ледоколом (в том числе за л/к «Ленин») (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1362, л.59-62).
23.04.1944 – передан Северным государственным морским пароходством в аренду ГУСМП.
Конец июня 1944 г. – изготовлен новый постоянный руль, но завод отказался навешивать его в доке и его навесили в море за 40 часов силами судовой команды с помощью водолазов (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
12.07.1944 – встал в док завода «Красная Кузница».
21.07.1944 – передан в чартер Архангельскому морскому арктическому пароходству ГУСМП.
2140 то же дня – встал под погрузку у причала на левом берегу.
24.07. 1944 – после погрузки 688 тонн муки перешёл в Бакарицу.
24.07. – 4.08.1944 – в Бакарице погружено 4992 тонны разных грузов.
2020 5.08.1944 – пришвартовался в Молотовске.
к 2400 7.08.1944 г. – погружено ещё 836 тонн муки, принято снабжение и топливо.
700или 1300 8.08. 1944 – вышел в море из Молотовска.
11.08.1944, 1610 – конвой БД-5 вышел в Карское море Югорским шаром, а не рекомендованными Карскими воротами.
12.08. 1944, 1900 – конвой лёг на курс к о. Белому.
1957 – первая торпеда попала в транспорт «Марина Раскова» между 2 и 3 трюмами с правого борта, начался спуск спасательных средств.
13.08.1944 г., 0204 – одиночный выстрел из торпедного аппарата по пароходу, через 30 сек. попадание в середину. Несмотря на глубину, фонтан воды выше мачт.
0223 – одиночный выстрел из торпедного аппарата в качестве добивающего. Через 1 мин 03 сек попадание в середину, пароход посередине разломился пополам и начал быстро тонуть.
0253 – пароход затонул.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция - 2014

Сообщение Сергей Шулинин » 17 Ноябрь 2014 19:09

Конвой БД-5.
Историческая справка


Из Молотовска (ныне Северодвинск) 08 августа 1944 года вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т). На его борту находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы (Карской ВМБ), «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика 6-го дивизиона тральщиков (ДТ) Бригады траления (БТ) Охраны водного района (ОВР) Главной базы (ГБ) Северного флота (СФ) американской постройки – ТЩ-114 (командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк), ТЩ-116 (командир – капитан-лейтенант В.А. Бабанов) и ТЩ-118 (командир – капитан-лейтенант С.М. Купцов). В публикациях используется аббревиатура серии тральщиков «АМ», «Т» и «ТЩ». Конвоем командовал командир БТ капитан 1 ранга А.З. Шмелев.
Погода благоприятствовала переходу конвоя: волнение моря – 2–3 балла, небо – безоблачное, видимость – хорошая.
Конвой БД-5 обнаружила и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365 (командир капитан-лейтенант Х. Ведемейер), применив новые гидроакустические торпеды. Двенадцатого августа, в 19.57 в точке с координатами 73°22'N – 66°35'E (по другим данным – 73°20'N – 67°10'E или 73°18´N – 67°00´E) раздался взрыв у переборки между вторым и третьим трюмом с правого борта парохода «Марина Раскова». Сыграли боевую тревогу. Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находящиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Попадание торпеды вывело из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Транспорт «Марина Раскова» дал крен, судно стало осаживаться на нос. Благодаря умелым и слаженным действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. После подрыва с ТЩ-118 получены поочерёдно семафоры: 1) «Нести ПЛО», 2) «Выясните состояние ТР», 3) «Стать на якорь».
Исходя из полученной информации, капитан 1 ранга А.З. Шмелев решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле.
20.04 – в 2 кабельтовых от транспорта торпедирован ТЩ-118. 20.29 – взрыв на тральщике ТЩ-118, который начал погружаться резко кормой. 20.30 – три взрыва на тральщике ТЩ-118. 20.31 – тральщик ТЩ-118 затонул. 20.45 – шлюпка отошла от борта ТЩ-116 и направилась на спасение личного состава тральщика ТЩ-118. 21.41 – к борту ТЩ-116 подошёл понтон с личным составом тральщика ТЩ-118 – 24 краснофлотца и 5 офицеров. 23.15 – командир ТЩ-116 получил разрешение командира конвоя включить акустический трал. 23.16 – к борту тральщика ТЩ-116 подошёл катер (капитан 3-го ранга Белоусов) с кунгасом, на их борту около 70 человек с транспорта. 23.24 – катер с кунгасом на буксире отошёл от борта ТЩ-116 для снятия людей с транспорта. 23.58 – подошёл к тральщику ТЩ-116 баркас (вельбот), который доставил 45 человек с транспорта и двух краснофлотцев с тральщика ТЩ-118, из них 1 курсант – мёртвый. ТЩ-114 принял на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей.
13 августа, 00.28 – подошёл к тральщику ТЩ-116 баркас с людьми в количестве 44 человека на борту. 00.45. – взрыв на тральщике ТЩ-114 в середине корпуса. 00.49 (00.55) – тральщик ТЩ-114 скрылся под водой, спаслось несколько десятков человек. 01.00 – к борту ТЩ-116 подошёл катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым. Он и личный состав катера сообщили командиру ТЩ-116, что видели перископ подводной лодки в момент атаки тральщика ТЩ-114. Было доложено о том, что другая подводная лодка идёт к тральщику ТЩ-116, видели её рубку, затем она погрузилась. Капитан-лейтенанту Бабанову необходимо было немедленно принять трудное решение: искать подводные лодки и вступать с ними в бой или уходить. Поиск и бой с подводным врагом, как и продолжение спасательных работ, подвергали очевидной опасности людей, нашедших убежище на борту тральщика, т.к. не было спасательных средств, способных вместить их, если корабль погибнет. Взвесив обстановку, капитан-лейтенант Бабанов приказал уходить на базу, предполагая после передачи спасённых на берег вернуться за остальными людьми, оставшимися в море на шлюпках. Доложив радиограммой командующему Беломорской военной флотилией (БВФ) о случившемся, Бабанов дал команду на отход, и тральщик ТЩ-116 направился к проливу Югорский Шар. ТЩ-116 шёл незакономерным зигзагом. Всего командой тральщика ТЩ-116 было подобрано по одним данным – 186 человек, по другим – 178 или 145. После ухода ТЩ-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек.
01.30 (01.53 или 02.15) – двумя торпедами добит и затонул транспорт «Марина Раскова». 05.00 – похоронен курсант Тимоненко (Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского), которого с баркаса, шедшего от транспорта «Марина Раскова», подобрали мёртвым. Координаты захоронения – 73°37´ С.Ш., 63°42´. 13.08 – на ТЩ-116 получена радиограмма командующего БВФ С.Г. Кучерова с приказанием оставаться на месте, вести противолодочную борьбу, если «Марина Раскова», тральщики ещё на плаву. Уходить, если они затонули. В 23.57 – тральщик ТЩ-116 встал на якорь в Хабарово.
С 14 августа 1944 года проводилась поисково-спасательная операция силами СФ и ГУСМП без создания единого центра проведения операции. В ней приняли участие лётчики Карской ВМБ на гидросамолётах типа «Каталина» (С.М. Рубан, С.В. Сокол, В.А. Гуричев, Е.Е. Федуков), Новоземельской ВМБ (В.Н. Евдокимов, Беликов, Хотулев) а также самолёты Управления полярной авиации (УПА) ГУСМП на МБР-2, «Каталина» (М.И. Козлов, И.И. Черевичный). Силами авиации было спасено 71 (69) человек, один из них умер на борту самолёта. При спасении людей, обнаруженных в море и находившихся в шлюпках, экипажи самолётов проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолёта под командованием М.И. Козлова. В сложных погодных условиях 23 августа 1944 года им удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором 10 дней назад было около 90 человек.
В проведении поисково-спасательной операции принимали участие тральщики ТЩ-116, Т-117 6-го ДТ БТ ОВР ГБ СФ, Т-60 3-го ДТ ОВР ГБ БВФ СФ, сторожевые катера МО-427, МО-428, МО-430 2-го гвардейского дивизиона сторожевых катеров (ГДСК) ОВР СФ, сторожевой катер СК-501 4-го дивизиона сторожевых катеров (ДСК) ОВР Иоканьгская ВМБ БВФ СФ, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 бригады сторожевых кораблей (БСК) ОВР СФ, катер ВК-9. Военно-морская группа выполняла следующие задачи: осуществление перевозки раненых и спасённых; поиск участников конвоя БД-5 в квадрате поиска; поиск и потопление подводных лодок противника в квадрате поиска. Судами не были найдены живые участники конвоя БД-5, не обнаружены и вражеские подводные лодки в квадрате поиска.
В конце августа 1944 года у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белом было произведено перезахоронение. В данный момент местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 неизвестно.
Третьего сентября 1944 года командующий БВФ вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски людей прекратить.
На основании приказов командующего БВФ № 0479 от 02.09.1944 и командующего СФ № 047 от 19.08.1944 исключены из боевого состава Беломорской военной флотилии тральщики типа «АМ» ТЩ-114 и ТЩ-116 (штат № 024/206 каждого) как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года. Приказом Наркомата морского флота (НМФ) № 428с от 03.10.1944 пароход «Марина Раскова» исключён из состава транспортных судов Наркомфлота СССР.
Командование СФ провело анализ причин гибели конвоя БД-5 и приняло комплекс дополнительных мер по организации и обеспечению своевременного и безопасного прохождения конвоев. Командование БВФ, Новоземельской ВМБ и штаб Карской ВМБ не обеспечили переход конвоя БД-5 от Хабарово до Диксона.
Трагедия унесла по имеющимся данным у организатора проведения международной поисковой операции «Конвой БД-5» 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. Погибло 253 военнослужащих, проходивших службу на тральщике ТЩ-114, ТЩ-118, 37 авиабазе ВВС Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базе и 19 вольнонаёмных 37 авиабазы ВВС БВФ.
События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». С 2008 года по настоящее время проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Среди живых – 6 участников конвоя БД-5. Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками более 130 очевидцев трагедии. На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Трагедия конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения