Пароход «Марина Раскова».
Историческая справка
Судьба парохода «Марина Раскова» изначально складывалась не очень просто. Ещё на стапелях судостроительной фирмы Merchant Shipbuilding Corp в г. Честере (ближайший пригород Филадельфии, штат Пенсильвания, США, правый берег р. Делавэр) судно поменяло название и хозяина. Построен в 1919 году под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании «Шоумат Стимшип Компани» (Shawmut Steamship Co.). Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad).
Участвуя в печально известном конвое PQ-17, пароход в числе уцелевших 11 судов из 34, вышедших из Исландии, благополучно прибыл в Молотовск (сейчас – Северодвинск). Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта – «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения.
Но, кажется, это было последнее везение в истории парохода. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря – сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. Аварийно-спасательная служба Северного флота сняла его с камней и привела в Молотовск. Там судно некоторое время стояло в полузатопленном состоянии, круглосуточно работали водоотливные средства, из американской команды оставались только стармех и старпом. Больше полугода шёл ремонт. Пароход осушили, очистили, на заводе № 402 в Молотовске изготовили руль и раму ахтерштевня.
Тактико-технические данные судна были в это время следующие (указан диапазон по различным источникам, которые отличаются весьма существенно): водоизмещение 1100 т, дедвейт 9083-9940 т, полная грузовместимость – 7345-7540 брт, длина – 122,22 -138,63 м, ширина – 16,5 – 17,37 м, осадка в грузу 7,82, в балласте 3,35 м (10,61 м), мощность паровой машины – 2500-3000 л.с., скорость хода – 9,5-13, экономическая около 12 узлов, вооружение – одно 76,2-мм орудие, четыре 12,7-мм орудия и четыре 7,71-мм пулемета. Штатная численность команды – 55 человек.
Американцы передали судно СССР и в конце марта 1943 г. оно вошло в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем – «Марина Раскова». Герой Советского Союза командир женского бомбардировочного полка майор Марина Михайловна Раскова, участница знаменитого перелёта Москва-Дальний Восток на самолёте «Родина» в 1938 г., погибла 4 января 1943 г. в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Ремонт был трудный, и уже в первом же рейсе после его завершения (на Новую Землю с годовым запасом продовольствия, тёплой одеждой, топливом, оборудованием для аэродрома и 200 пассажирами для Новоземельской Военно-морской базы – НВМБ в губе Белушьей) пароход ждали новые испытания. Длительный жестокий шторм во время перехода сорвал руль, и только на буксире эскортного миноносца «Гремящий» «Марина Раскова» достигла места назначения. Подача буксира в штормовом море стоила огромного труда, буксирные концы постоянно рвались, но через три дня пароход пришёл в губу Белушью, где был отремонтирован.
Благополучно вернувшись в Архангельск, пароход зимой 1943-44 г. использовался несколько месяцев без руля, перевозя на буксире за ледоколом экспортные грузы из Экономии (правый берег Северной Двины) в Бакарицу (левый берег), на железную дорогу. Железнодорожного моста через Северную Двину тогда не было.
Для подготовки к очередной навигации судно вновь встало на ремонт, нужен был новый руль. Его изготовили на том же Молотовском заводе № 402 Наркомата судостроения, но навешивал экипаж с помощью водолазов в море. Для устранения прочих неисправностей и предрейсового ремонта 12 июля 1944 г. пароход «Марина Раскова» встала в док архангельского завода «Красная кузница», где стояла 9 дней.
21 июля 1944 года «Марина Раскова» встал под загрузку, готовясь к участию в конвое БД-5, чтобы потом уйти в вечность.
Ранее считалось, что он затонул в точке с координатами 73°21' с.ш., 67°20' в.д., в 60 милях зап. о-ва Белый.
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ПАРОХОДА «МАРИНА РАСКОВА».
1917 г. – заложен на верфях Merchant Shipbuilding Corp, Chester PA для Shawmut SS Co под названием Salisbury.
1919 г. – спущен на воду как Mystic для US Shipping Board.
1924 г. – продан United Ship & Commerce.
1930 г. – продан Munson SS Co и переименован в Munmystic.
1937 г. – продан Waterman SS Co и переименован в Iberville.
1941 г. – передан War Shipping Administration под именем Ironclad.
1600 27.06.1942 – выходит в море в составе конвоя PQ-17 из Исландии, в команде – американцы и скандинавы. Номер в ордере – 13 (4-й в крайней левой колонне).
4 и 5.07.1942 – вместе с панамским «Трубадуром» и американским «Сильвером Свордом» Ironclad укрывается во льдах и перекрашивается в белый цвет в сопровождении британского военизированного транспорта «Айршир» под командованием лейтенанта Гредуэлла.
7.07.1942 – рано утром выходит из паковых льдов и идёт на юг.
9.07.1942 – суда встают на якорь в проливе Маточкин шар, где постепенно собираются остатки разбитого конвоя.
1730 20.07.1942 – конвой двигается на юг вдоль побережья Новой Земли, затем южнее о.Колгуева Поморским проливом.
24.07.1942 – благополучное прибытие в Молотовск (Северодвинск).
938 13.09.1942 – выйдя из Молотовска в составе конвоя QP-14, сел на песчаную отмель, пробил днище и повредил руль, после чего приведён с двумя затопленными трюмами на буксире на ремонт в Архангельск.
21.11. 1942 – вышел в составе конвоя QP-15 (замыкал две крайние правые колонны в ордере) (Супрун, 1997).
24.11.1942 – Сел на камни на севере Белого моря у о. Горяинов в 3 милях к северо-северо-востоку от устья р.Поной, пробил днище.
11.12. 1942 – снят аварийно-спасательным отрядом БВФ СФ с мели и отбуксирован в Молотовск на завод № 402, где стоял в полузатопленном виде без руля с полными водой ахтерпиком, трюмами 4, 5 и тоннелем гребного вала (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
Конец декабря 1942 г. – перегрузка экспортных грузов (магнезит, руда, пушнина) на другие суда (Шмигельский, 2001)
25.01.1943 – зачислен в списки судов Наркомата морского флота.
01-10.1943 – ремонт и докование на заводе «Красная кузница» под руководством начальника механико-судовой службы СГМП Н.К. Кайля.
03.02. 1943 – приказ № 25 начальника СГМП Новикова Н.В. о зачислении парохода «Айронклайд» в состав флота с 25.01.1943 и наименовании его с 03 февраля 1943 года «Марина Раскова».
25.03.1943 – принят в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.91).
Конец июня 1943 г. – на заводе № 402 изготовлены временные руль и рама ахтерштевня (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
Июль 1943 г. – судно переведено в Архангельск.
7.08.1943 – встало в док на ремонт.
9.10.1943 – вышел в море из Архангельска на Новую Землю с грузами в составе конвоя (эсминцы «Гремящий» и «Громкий») под командованием командира дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга А.И. Гурина (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.55; Головко, 1984, с.179).
11.10.1943 – заход в Иоканьгу для крепления груза, принятия дополнительного балласта и подкрепления корпусов (Головко, 1984, с.181-182)
12.10. 1943 – выход из Иоканьги на Новую Землю.
2345 того же дня – волны (шторм 7 баллов) сорвали руль на транспорте в точке 720 с.ш., 490 в.д (150 миль от губы Белушьей).
Около 24.00 16.10.1943 – конвой вошёл на рейд губы Белушьей, где экипаж стал ремонтировать руль.
6.11.1943 – достиг стенки завода «Красная Кузница» в Архангельске (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.55).
1.12. 1943 – январь 1944 – работа по перевозке импортных грузов из Экономии в Бакарицу, без руля на буксире за ледоколом (в том числе за л/к «Ленин») (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1362, л.59-62).
23.04.1944 – передан Северным государственным морским пароходством в аренду ГУСМП.
Конец июня 1944 г. – изготовлен новый постоянный руль, но завод отказался навешивать его в доке и его навесили в море за 40 часов силами судовой команды с помощью водолазов (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
12.07.1944 – встал в док завода «Красная Кузница».
21.07.1944 – передан в чартер Архангельскому морскому арктическому пароходству ГУСМП.
2140 то же дня – встал под погрузку у причала на левом берегу.
24.07. 1944 – после погрузки 688 тонн муки перешёл в Бакарицу.
24.07. – 4.08.1944 – в Бакарице погружено 4992 тонны разных грузов.
2020 5.08.1944 – пришвартовался в Молотовске.
к 2400 7.08.1944 г. – погружено ещё 836 тонн муки, принято снабжение и топливо.
700или 1300 8.08. 1944 – вышел в море из Молотовска.
11.08.1944, 1610 – конвой БД-5 вышел в Карское море Югорским шаром, а не рекомендованными Карскими воротами.
12.08. 1944, 1900 – конвой лёг на курс к о. Белому.
1957 – первая торпеда попала в транспорт «Марина Раскова» между 2 и 3 трюмами с правого борта, начался спуск спасательных средств.
13.08.1944 г., 0204 – одиночный выстрел из торпедного аппарата по пароходу, через 30 сек. попадание в середину. Несмотря на глубину, фонтан воды выше мачт.
0223 – одиночный выстрел из торпедного аппарата в качестве добивающего. Через 1 мин 03 сек попадание в середину, пароход посередине разломился пополам и начал быстро тонуть.
0253 – пароход затонул.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.