Внимание! Ведётся поиск

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 24 Июнь 2009 23:08

Появилась новая информация о Кучеренко. Объединив всё вышло следующее:

Изображение

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
306. Кучеренко Николай Пантелеевич, воинское звание – старшина 2 статьи; должность и специальность – командир отделения акустиков, … 2 кл.; год рождения – 1920 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВЛКСМ; место рождения – Черниговская обл., Менский р-н; социальное положение – служащий; национальность – украинец; срок срочной службы – 1941 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Менским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост.

Статья из Краснофлотской газеты «Страж моря» № 31 от 5 декабря 1943 года.

ТРИ ОРДЕНА КУЧЕРЕНКО

– Вам, товарищ Кучеренко, оказывается особое доверие. Помните, что от Вас нередко будет зависеть судьба всего экипажа.
Командир говорил тихим спокойным голосом. В эти кинуты старшина Николай Кучеренко, как никогда, особенно глубоко почувствовал всю ту ответственность, которая на него возложена.
Он вспомнил о своей до боли милой сердцу Украине, о родном доме в Черниговской области, о жизнерадостных годах детства и юношестве. Вспомнилось последнее письмо родителей. «А еще сынок прими наш родительский наказ, не опозорь своими действиями нашего доброго имени: не омрачи нашей старости. Благословляем тебя на ратные дела!». Чувство волнения переполняло душу. Кучеренко хотелось сказать много, но он ответил кратко: «На меня можете положиться, товарищ командир!»
Командир, как бы прочел мысли своего подчиненного, понял искренность сказанного им, и протянув руку со свойственной ему шутливостью сказал:
«Пожелаем себе счастливой удачи!»
...Подводная лодка выходила в первый боевой поход. На пути морякам предстояло пройти несколько линий вражеских дозоров минных полей и других противолодочных препятствий, Идти можно было только в подводном положении.
Чутким ухом акустик Кучеренко улавливал все надводные звуки, определяя по ним класс вражеского корабля, проходящего в данный момент вблизи. Командир менял курс.
Первые сутки похода шли к концу. Пока все шло благополучно. Казалось, никакой опасности нет. Командир решил всплыть.
Но только лодка выглянула из-под воды, как на нее обрушился бомбовый груз с «Юнкерса», преследовавшего моряков. Лодка ушла снова под воду.
Двое суток фашистские катера и сторожевые корабли гонялись за лодкой. Сотни бомб было сброшено фрицами, но все безрезультатно.
Надо представить, какое напряжение пережили подводники за эти двое суток, не сходя с боевых постов. Николай Кучеренко сделал не менее 180 докладов командиру обо всем услышанном.
Лодка ушла. Это был результат бесценной 48-часовой вахты Николая Кучеренко и его товарищей. Именно в эти сутки напряжения сказалась сила дружбы подводников – советских моряков. В лодке находились моряки, призванные из разных областей, национальных республик. Каждый в тяжелые минуты думал о своем родном крае и это придавало волю.
Когда лодке удалось преодолеть все преграды, то командир дружески пожал руку акустику Кучеренко.
«Первый экзамен выдержал, Вы были моим помощником».
За первый поход лодка, на которой ходил акустик Кучеренко, потопила пять фашистских транспортов общим водоизмещением около 70 тысяч тонн.
Николай Кучеренко – участник десяти успешных атак вражеских транспортов и кораблей. Восемь из них потоплены по его сигналу. Родина высоко оценила заслуги этого воина-моряка, сына Украины, наградив его орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2 степени и недавно орденом «Красного Знамени».
Сейчас Кучеренко служит на одном из кораблей нашего соединения. В бою он, как и прежде, проявляет умение и отвагу. На Севере он мстит немцам за злодеяния и насилие, которые они чинят на его родной земле. Он вместе со своими боевыми друзьями участвует в борьбе за освобождение священной Родины от немецкой нечести.


Статья из газеты «Колгоспна правда», № 112, от 18 сентября 1984 года. Я не являюсь специалистом по украинскому языку, догадываюсь о чем написано в статье, но может кто-нибудь сделает квалифицированный перевод текста с украинского на русский?

Изображение
Перевод статьи
40 лет Великой Победы
Низкий поклон
Наверное, помнят читатели нашей газеты, как в начале июля нынешнего года в редакцию обратился Н.Ф. Шатохин - участник Великой Отечественной войны из Харькова и через районку попросил откликнуться родных и близких Н.П. Кучеренко - его боевого товарища, уроженца с.Киселёвки, который погиб смертью храбрых в грозные годы войны.
Прошло немного времени, и откликнулись близкие Николая Пантелеевича, завели с Н.Ф.Шатохиным дружескую переписку.
К сожалению, родителей нет в живых: - мать умерла, отец - не вернулся с фронтов Великой Отечественной.
А в один августовский день стал на пороге редакции военной выправки человек. Еще не совсем старый, но волосы щедро посеребрены сединой:
- Я - Николай Федорович Шатохин - сказал.
- Приехал поклониться родным местам моего боевого друга, а заодно поблагодарить и вас, что помогли мне разыскать близких товарища.
Через несколько часов гость должен был выезжать в Киселёвку, и мы, пока у него было время, попросили подробнее рассказать о Николае Пантелеевиче.
…Их было всего двое из Украины. Два Николая - один из Харковщины, другой - из Черниговщины. Называли их земляками. В октябре 1940 года их направили на обучение в Кронштадт в школу связи им. Попова. Обучались оба хорошо, старательно, но все-таки Николай Кучеренко овладел секретами будущей специальности лучше, был отличником. После окончания школы друзей-земляков судьба развела. Николай Шатохин был направлен в одно место, Николай Кучеренко - в другое: в подводники-гидроакустики.
Три года друзья ничего не знали и не слышали друг о друге. Только в 1944 году состоялась их встреча. К сожалению, последняя. Во время краткого случайного свидания Николай Кучеренко просил своего боевого товарища передать низкий поклон родным, если тот останется живым.
- Как сегодня помню его - рассказывает Николай Федорович. - Был я тогда как раз на Северном флоте. И вот радость: встретил Николая! Возмужал он за годы нашей разлуки, на его груди красовались ордена Ленина и Красного Знамени, которых он был удостоен за мужество и отвагу, проявленные при выполнения боевого задания.
Потом моряки пошли в Карское море, где громили врага, приближали Победу. В одном из боев и погиб Н.П. Кучеренко на глазах у Николая Федоровича.
Н.Ф. Шатохин показал две книги, в которых рассказывается о славных, героических действиях нашего земляка. В одной из них - (автор адмирал В. Трибуц) «Подводники Балтики атакуют» говорится: «Николай Кучеренко на Щ-406 мог состязаться с самыми лучшими представителями своей профессии. Осипов (командир лодки - ред.) убедился, что Кучеренко не только хорошо улавливает шумы, но и разбирает их, определяя класс корабля, различая паровые машины и турбины, моторы и дизеля, точно указывая пеленг преследования».
В другой книге - В. Вайнера «Северный флот в Великой Отечественной войне» - тоже не одна страница посвящена описанию мужественных действий Николая Пантелеевича Кучеренко.
Много чего интересного рассказал Николай Федорович о своем товарище. В воспоминаниях отмечал скромность и товарищество друга.
…И вот мы вместе с Н.Ф. Шатохиным едем в Киселёвку. Заметное волнение ветерана: из редакционного «УАЗика» пытается все разглядеть, запомнить. А как же! Это отчизна его боевого друга, здесь он родился и вырос…
В вот и село. Большое, зеленое, улицы заасфальтированные. Подъезжаем к дому Антонины Александровны Наумчик - двоюродной сестры отца Н.П. Кучеренко, с которой Николай Федорович переписывался и договаривался о встрече. Только конкретного дня встречи не определили. Антонина Александровна была занята домашними делами и встречи с гостями не ожидала. Только мы зашли на ее гостеприимный двор, сразу стали собираться односельчане - соседи, знакомые.
- Это не Николая товарищ приехал?
- Вы из Харькова?
Антонина Александровна стояла среди двора растерянная, взволнованная, не знала, что сказать, и что ей делать. Вглядывалась теплыми глазами в гостя, будто бы впервые увидела, и в односельчан. А ее еще и сейчас красивое лицо заслали слезы – прозрачные, крупные горошинки катились часто, словно град.
- Вы от Коли? - смогла выдавить из себя. А тогда бросилась обнимать, чисто по матерински поглаживая белые волосы, крепкие плечи. Представляла женщина, что это сам ее племянник после долгой разлуки заглянул к ней в гости.
Опомнилась Антонина Александровна, поправила сбитый белый платок, попросила всех в избу.
Показала она дорогому гостю то место, где когда-то стоял дом, в котором родился Николай Кучеренко, прошлись по улицам села и заглянули до двоюродной сестры Николая - Екатерины Феодосиевны Желудовской. Живет она в Чернигове, а на лето приезжает в родное село. Она ожидала Н.Ф. Шатохина. Ежедневно ходила на автобусную остановку, что в центре села, чтобы встретить его. И на этот раз уже собиралась было идти, но сам гость - на порог, как говорят.
Добрую весть далеко слышно. Всю Киселевку облетела новость: приехал боевой друг Н.П.Кучеренко! И шли к Екатерине Феодосиевне люди - бросали свои дела, чтобы познакомиться со старым моряком. Заходили во двор, крепко пожимали руку гостю, угощали яблоками, грушами, рассказывали о Николае Пантелеевече.
- Ох и плавал же он, - вспоминал В.З. Литвиненко, бывший сосед, - под водой мог долго держаться.
- А каким он был… - добавляет кто-то из толпы.
Тесно стало во дворе Е.Ф. Желудовской. А люди все шли и шли. Хозяйка раз от разу вытирала нежданные слезы, радостно усмехалась, приглашала всех в дом.
Когда зашли в ее аккуратную обитель, как бы к себе сказала:
- Все собрались, а тебя Коля, нет...
Ее услышали все. И сразу в доме установилась тишина. Это была минута молчания, которой каждый почтил светлую память односельчанина.

Р. Михайленко.

Трибуц Владимир Филиппович
Балтийцы сражаются

Издание: Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/tri ... index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/memo/0/chm/russi ... utz_vf.zip
Иллюстрации: http://militera.lib.ru/memo/russian/tributz_vf/ill.html
OCR: Андриянов Пётр (assaur@mail.ru)
Правка: SDH (glh2003@rambler.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

http://militera.lib.ru/memo/russian/tributz_vf/02.html
Часть вторая.
Балтийцы сражаются

Наши удары множатся

...В часы преследования всякие шумы на лодке прекращаются, экипаж буквально замирает на своих местах, поднимать перископ [244] нельзя. В этих условиях особенно неоценима роль акустика. Он прослушивает шумы в воде и на поверхности моря. Лодочные акустики в большинстве были виртуозами. Таким на «Щ-406» был Николай Кучеренко. Осипов скоро убедился, что он не только хорошо улавливает шумы, но и тонко различает их, определяет класс корабля, точно указывая пеленг преследователя.

В необычайно трудной обстановке Кучеренко 47 часов подряд не выходил из акустической рубки! И вряд ли ему удалось в течение двух суток вздремнуть больше четырех часов.

Впрочем, и другие члены экипажа были под стать Кучеренко. Кислородное голодание никому не идет на пользу. Физически всем было плохо — это ясно. Но нормативы на боевых постах выполняли, и ни одного случая, как говорил потом Осипов, худшей, чем обычно, сноровки он не видел, а командиры боевых частей даже отмечали еще более подкупающую собранность людей, повышенную чуткость и заботливость друг о друге, готовность помочь товарищу...

Походы третьего эшелона продолжались. В ночь на 21 октября подводная лодка «Щ-406» под командованием капитана 3 ранга Е. Я. Осипова снова ушла от родных берегов. А три дня спустя, когда она находилась уже в Балтике, военком В. С. Антипин, записывая «Последние известия» по радио, принял Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении «Щ-406» орденом Красного Знамени и присвоении ее командиру Е. Я. Осипову звания Героя Советского Союза.

В этот день «Правда» писала:

«Родина с любовью и гордостью смотрит на вас, сыны Военно-Морского Флота. Новыми подвигами, новыми ударами по врагу ответьте на эту любовь».
По отсекам состоялись краткие митинги. «Теперь мы, краснознаменцы, воевать должны еще лучше» — таково было единодушное слово экипажа. Нелегким оказался этот поход. Много испытали люди. Однажды больше суток немцы преследовали «Щ-406», забрасывая ее глубинными бомбами. Пришлось то и дело менять место, а враг шел по пятам. 147 раз акустик Кучеренко обнаруживал вражеские корабли! Не отходя от своих приборов, он помогал командиру уводить лодку от смертельной опасности.

Наконец выдался удачный момент. Это было 26 октября в 28 милях западнее Брюстерорта. Ночью «Щ-406» «нащупала» и потопила вражеский транспорт «Меркатор». Через три дня немного северо-западнее маяка Стило торпедировала еще один крупный транспорт. А вечером 1 ноября вблизи маяка Риксгефт отправила на дно транспорт «Агнес».

Этот поход Е. Я. Осипова по времени был значительно короче первого, а результат достоин звания Краснознаменного корабля — его боевой счет увеличился на три транспорта. Забегу немного вперед. Весной 1943 года Краснознаменная «Щ-406» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Е. Я. Осипова снова вышла в море для выполнения боевых заданий. К нашему великому сожалению, это, был ее последний боевой поход. Никто не знает места, причин ее гибели. Евгений Осипов навечно зачислен в списки подводников...


Михайловский Николай Григорьевич
Этот долгий полярный день (Страницы из североморского дневника)

Издание: Михайловский Н. Г. Только звезды нейтральны.... — М.: Современник, 1981.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/mih ... index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/memo/0/chm/russi ... ky_ng2.zip
Иллюстрации: нет
OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)


http://militera.lib.ru/memo/russian/mih ... g2/07.html

Навстречу конвою...

...И акустик Кучеренко сидел в крохотной рубке, прослушивая симфонию моря. Он тоже балтиец, знаменитый акустик подводной лодки, в числе немногих моряков удостоен высокой награды — ордена Ленина. Имя Кучеренко долго не сходило со страниц газет, и друзья втайне завидовали ему. Но однажды после трудного и опасного рейса, когда лодку несколько суток подряд преследовали корабли противника, сбросив сотни глубинных бомб, Кучеренко заболел, его признали негодным к службе в подводном флоте и назначили в команду моряков, отправлявшихся на Север...

Все эти трое с лишним суток Николай Сергеевич был в предельном напряжении, оставалось лишь подивиться его энергии. И так же, как в первые сутки, стоял, не выпуская бинокль из рук, Вася Шурахов, слушал море акустик Кучеренко, почти не отлучались со своих боевых постов и остальные моряки.

Это был обычный, я бы сказал, заурядный поход, во время которого, выражаясь терминологией сводки Совинформбюро, «ничего существенного не произошло». Но тем и хорошо, что были приняты все меры предосторожности. И хотя мы вернулись без боевых трофеев, не потопив вражеской лодки, не сбив фашистского самолета, но зато привели транспорты без потерь. А это самое главное...

Что мне дал этот поход? Многое! Возможность узнать ближе Николая Сергеевича Дебелова и его экипаж, увидеть моряков в действии, убедиться, что они знают, умеют, могут...

Я написал об этом походе для газеты, а главное — сохранил в памяти драгоценные черты, присущие Дебелову, Шурахову, Кучеренко и другим скромным, самоотверженным людям, которых не зря называли тружениками моря. И много лет спустя, работая над повестями [87] «Мыс Желания» и «Всплыть на полюсе», я вспоминал знакомых моряков, и они стали для меня живыми прообразами моих будущих литературных героев...
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 25 Июнь 2009 21:31

Статья из газеты «Северный Комсомолец» № 15 от 1 мая 2009 года.

24 мая ветеран ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», отдавшая часть жизни трудовому фронту Великой Отечественной, архангелогородка Таисия Семеновна Починкова отметит свой 80-летний юбилей. О своей судьбе Таисия Семеновна рассказывает на одном дыхании: сначала война, потом тяжелые послевоенные годы, и всегда нужно было трудиться. Пожалуй, самым плодотворным стал этап работы на Архангельской нефтебазе, которая в конце 60-х годов прошлого века еще только строилась.
«ЭТОТ ПАРЕНЁК НЕ ЖИЛЕЦ»
Из всей той большой семьи, что была у Починковых до войны, сейчас остались только Таисия Семеновна и две её сестры. Первым ушел из жизни старший брат Герман. В 1944 году, когда его сверстников еще не брали в армию, сам Герман оказался в море.
Отец Таисии Семеновны к тому времени уже два года был на фронте. Так что Герман был за старшего. Не попав на войну, работал на предприятии «Заготзерно». Доставлял зерно, поступавшее в порт, в районы области, а также в Ижму. Затем трудился в Северном морском пароходстве. Сначала плавал на катерах, а потом его перевели палубным учеником на легендарный транспортный пароход «Марина Раскова».
В августе 1944 года из Северодвинска вышел конвой БД-5, взяв курс на остров Диксон. Конвой состоял из судна «Марина Раскова» и трех тральщиков. «Марина Раскова» должна была доставить на Диксон 354 пассажира, которые направлялись на полярные станции для смены зимовщиков. На судне было шесть тысяч тонн груза, в том числе продовольствие и техническое оборудование для арктических строек.
12 августа «Марина Раскова» и тральщики были потоплены немецкой подлодкой, которая применила в Арктике новейшее оружие бесследные акустические электроторпеды, самонаводящиеся на шум винтов кораблей... Так в дом Починковых пришла похоронка.

Таисия Семеновна бережно хранит газеты со статьями о трагедии в Карском море. На момент гибели Герману было всего 17 лет.
Уже теперь Таисия Семеновна вспоминает, как еще до войны, когда все были живы и здоровы, кто-то из знакомых, кивая на Германа, сказал: «Вот этот паренек не жилец». А в 2000 году с перерывом в несколько месяцев из жизни ушли еще два брата Таисии Семеновны.
«У МЕНЯ СОН ЧУТКИЙ - СЛЫШАЛА. КАК ОТЕЦ С ВОЙНЫ ПРИШЕЛ»
Как началась война, Таисия Семеновна помнит отчетливо. В 1942 году её семья жила неподалеку от существовавшей в ту пору в Архангельске канатной фабрики. Фабрику уничтожило первой же бомбежкой.
В 1944 году Таисия Семеновна устроилась работать на хлебозавод. Надо было кормить семью, а после смерти Германа, кроме неё, делать это было больше некому. Она до сих пор помнит двенадцатичасовые смены на заводе, работу по ночам и постоянное желание спать. А еще — как младшие братья и сестры дома постоянно просили есть.
- Маленький брат всё сидел на столе и просил: «Касу, касу!» — вспоминает Таисия Семеновна. Шесть лет ему тогда было. Так мы его отвлекали… С хлебозавода я что-то носить не рисковала. Другие носили. Я — нет...
Когда война кончилась, смены на хлебозаводе стали короче. Время окончания войны Таисия Семеновна помнит в двух эпизодах. Первый – когда соседка по дому рано утром постучала в стенку, крича радостно: «Война кончилась!» А второй эпизод - когда в 1945 году с фронта вернулся отец.
- Постучал в дверь, а у меня сон чуткий, — с улыбкой рассказывает Таисия Семеновна.
«ЛЮБИЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА КРЕПКО»
После войны Таисия Семе¬новна выучилась на бухгалтера. 16 лет отработала в музучилище, как тогда говорили, на бюджете. А в 1969 ушла работать на начавшую в ту пору строиться в Архангельске нефтебазу.
Предприятие называлось - «Дирекция строящейся нефтебазы». Зарплаты, вспоминает Таисия Семеновна, тогда были скромные, но коллектив большой, дружный, и работали на совесть. Таисия Семеновна до сих пор хорошо помнит имена людей, с кем начинала делать это большое дело. А проработала на нефтебазе Таисия Семеновна до самой пенсии.
Так сложилось, что замуж Таисия Семеновна Починкова не вышла. Сначала ухаживала за больной мамой, потом, говорит, никак не встречалась на её пути та самая настоящая любовь. Впрочем, любви в жизни Таисии Семеновны всегда хватало. Семья у нее очень дружная. - Любили мы друг друга крепко, — улыбается Таисия Семеновна.

Наталья БЕЛЯЕВА

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
457. Починков Герман Семенович, палубный ученик, погиб, команда транспорта «Марина Раскова».
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 26 Июнь 2009 23:44

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
253. Колотвин Павел Иванович, комендор, краснофлотец, спасен, минный тральщик ТЩ-118, БТЩ ГБ ОВР"а СФ.

Я позвонил в Илекский сельсовет. Секретарь сельсовета Ольга Ивановна Николаенко выслушала меня, записала данные искомого. Сказала, что поможет, я ей оставил свои координаты. Я не думал, что она так быстро выполнит мою просьбу. Через 5 минут звонок. Она созвонилась с его родственниками. Поклон Ольге Ивановне! Для меня Илекский сельсовет теперь образец органов местного самоуправления.
Я переговорил с дочерью Павла Ивановича. Светлана Павловна пообещала через родственников связаться со мной по электронке и выслать материалы об отце. Жива и жена Павла Ивановича. Но с ней мне не удалось переговорить, её не было дома. Если она не свяжется со мной по интернету, то я перезвоню.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 27 Июнь 2009 00:01

Информация для архангельских поисковиков.

http://www.arhpress.ru/onega/2002/11/14/16.shtml

Статья Сергея ГОРБУНОВА из газеты "Онега"

Морской пират подкараулил...

МЫ ПОМНИМ ВАС..." Так называется книга Александра Сомкина, которая увидела свет в 1995 году в издательстве "Родина Ломоносова" (г.Архангельск). В редакцию "Онеги" принес ее наш внештатный корреспондент В.И. Поздеев.

- Среди погибших на пароходе "Марина Раскова" числится наша землячка Мария Ермиловна Павлова, - сказал Виталий Иванович. - В Онеге есть люди, которые знали ее...

Пароход "Мария Раскова" был построен в 1919 году в Честере (штат Пенсильвания, США). Прежнее название "Айрон Клайд". Передан СССР в состав СГМП в 1943 году. Торпедирован 12 августа 1944 года немецкой подводной лодкой У-365 (командир обер-лейтенант Дитер Тоденхаген) в Карском море недалеко от острова Белый в точке с координатами: 73-20 северной широты и 67-10 восточной долготы...

У Дины Спиридоновны Рябовой, к которой В.И. Поздеев предложил обратиться, долго хранились фотографии, в том числе М.Е. Павловой, другие архивные документы. Но совсем недавно она передала их племяннице Марии Ермиловны Надежде Степановне Ларионовой. А она живет в Санкт-Петербурге...

Д.С.Рябова посоветовала встретиться с Галиной Федоровной Кукиной, которая хорошо знает семью Павловых.

Приказ начальника Северного государственного морского пароходства N25 от 3.02.1943 года. "...Принятый от американского правительства пароход "Айрон Клайд" числить в составе флота с 25.01.43 г. и именовать с 3.02.43 г. в память Героя Советского Союза майора Расковой "Марина Раскова". Начальник СГМП Новиков Н.В."

- В семье Павловых было семь дочерей, - рассказывает Г.Ф. Кукина, бывший мастер производственного обучения ГПТУ N 17. - Евдокия, Мария, Анна, Федосья, Елена, Александра, Степанида. Я их всех помню. Был и восьмой ребенок: сын, но он умер маленьким. Жили мы тогда в Тамице. В этой поморской деревне они и родились. У Шуры и Лены я и водилась с их детьми. Сегодня из дочерей Павловых в живых осталась лишь Стеша - Степанида Ермиловна Плаксина. Ей 81-й год пошел. Она переехала нынче жить в Плесецк, так как сгорел дом. От тети Лены я знала, что Мария поступила учиться сначала в медицинское училище. Экзамены сдала. А потом забрала документы. У нее был друг. Но он поступил в мореходку. И вот она приезжает домой и говорит: "Я передумала учиться на медицинского работника и пойду учиться в мореходку на штурмана". Все ахнули:

"Ты что?". Стали ее отговаривать, а она ни в какую. Так и уехала в Архангельск. Я помню Марию, когда она приезжала на короткое время в Тамицу. Говорила, что учатся они на острове (вероятно, Краснофлотском - прим. авт.). У Марии такие красивые были волосы: русые, кудрявые. Но несколько было и седых волос. Она рассказывала, что к ним на остров приезжали англичане и привезли шоколад. А тогда с питанием в мореходке было плохо. Мария очень любила море-Пароход "Марина Раскова" с нетерпением ждали на зимовках и полярных станциях по всей трассе Северного морского пути от Диксона до Тикси. Он должен был доставить смены зимовщиков, оборудование, продукты, материалы для заполярных строек.

Стодвадцатиметровый корпус судна вмещал в себя 11 тысяч тонн груза и припасов, полсотни человек экипажа и машину, мощностью в две с половиной тысячи лошадиных сил.

8 августа 1944 года, закончив погрузку 6503 тонн различных грузов и приняв на борт 354 пассажира, среди которых было 116 женщин и 24 ребенка, пароход "Марина Раскова" под командованием капитана В.А.Демидова и в сопровождении трех кораблей охранения -тральщиков "Т-114", "Т-116" и "Т-118" из порта Бакарица и затем Молотовска вышел в море...

- Марии нравилось море, -продолжает рассказ Г.Ф. Кукина. - Пойдут с девчонками в лес, а она сядет на берег у воды и не может оторвать глаз от моря. А еще она очень хорошо играла на гитаре. А однажды играет на гитаре и вдруг остановила струны, и говорит: "Мама, а наша могила будет глубже всех". Мать ей: "Мария, ты что говоришь-то". А она:

"Но ведь правда!". И снова переходит на веселый лад. Песни поет...

"Вечером 10 августа 1944 года, когда конвой БД-5 втягивался в пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря, в кабинет старшего морского начальника острова Диксон, капитана первого ранга С.В.Киселева, еле передвигая ноги от усталости, вошла женщина.

Она не была неженкой, охотница А.П. Жильцова, но сорок километров бездорожья, пройденные за день, могли измотать и здорового мужчину".

А.П. Жильцова и сообщила, что в бухте Полянья охотники-промысловики видели неизвестную гостью - подводную лодку.

"Киселев исходил из того, что "Марина Раскова" достаточно хорошо охраняется тремя новыми тральщиками, приспособленными к тому же для борьбы с подводными лодками.

На тральщиках было противолодочное вооружение и гидроакустическая аппаратура "АС-ДИК". И старший морской начальник приказал усилить эсминцем "Урицкий" и тральщиком "Т-115" Другой конвой.

Но никто не учел, что военная научно-техническая мысль не стоит на месте..."

Из 636 человек, находившихся на "Марине Расковой" и двух торпедированных тральщиках "Т-114" и "Т-118", погиб 381 человек. Среди них и Мария Ермиловна Павлова, штурманский ученик. Ее могилой стало море.

-Я часто вспоминаю как идет Мария с ведрами за водой, - продолжает Г.Ф.Кукина. - А в деревне проходили лыжные соревнования. Она ставит ведра. Подходит. Договаривается. Берет лыжи и бежит дистанцию. Прибежала. Взяла ведра. Зачерпнула воды из проруби и пошла домой. Вот такая она по характеру была, наша Мария. Ее мама Паня говорила, что к ней приезжал мужчина. Моряк, вероятно. Он рассказывал, как спасал Марию. Поддерживал ее в воде, пока подплывали к тральщику. В первый раз выбраться им из бушующего моря удалось...

"В конце августа к мысу Рогозина, что на острове Белый, прибило полузатопленный кунгас с телами 20 человек. Это было все, что вернуло море... Кто из них был пассажиром, а кто моряком - не выяснено. Да и не в этом суть. Все они лежат вместе в братской могиле на далеком заполярном острове...

...Время стирает следы. Наверное, не найти уже сейчас на острове Белый могилу двадцати безвестных моряков и пассажиров конвоя БД-5, в те суровые времена было не до обелисков, и наскоро набросанный холмик развеяло арктическими ветрами..."

Возмездие настигло фашистского пирата "У-365". 13 декабря 1944 года немецкую подводную лодку бомбовым ударом уничтожил патрульный самолет с авианосца "Кампаниа", охранявшего последний в том году англо-американский конвой, шедший к советским берегам.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 27 Июнь 2009 20:14

Благодарю за перевод статьи! Узнать бы ещё автора перевода.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 27 Июнь 2009 23:21

Станислав Перлин выслал фотографию старшего краснофлотца Корсуна Федора Ивановича и данные о его родственнике: двоюродный брат, Гончаренко Александр Савельевич, 1926 года рождения, проживает в селе Антоновка Кегичевского района Харьковской области. Спасибо Станиславу за проделанную работу! Отличная новость! Но вот только я не знаю как родственнику позвонить.

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

264. Корсун Федор Иванович, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – старший моторист, моторист 3 кл.; год рождения – 1916 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – кандидат ВКП (б); место рождения – Харьковская обл., Кегичевский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – украинец; срок срочной службы – 1938 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Красногвардейским РВК Харьковская обл.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – мать: Евдокия Степановна, Кегичевский р-н, с. Антоновка.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 29 Июнь 2009 23:50

Известный нам по публикациям сведений об истори конвоя БД-5 председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил ещё следующую информацию:

Выявил ещё целый ряд документов, имеющих непосредственное отношении к истории конвоя БД-5 и частично успел их проработать. Осталось только найти время на компьютерный набор их текстов и на обработку их для публикации...
Наиболее интересным в фактологическом отношении оказался вахтенный журнал тральщика Т-60, который 20 - 25 августа принимал участие в поисково-спасательных работах в Карском море (подробно всё будет изложено "впоследствии"). Придя 25.08.1944 на Диксон, он привёз туда 13 спасённых и 4 погибших. Три трупа были сняты моряками ещё 21.08.1944 с дрейфующего в море спасательного плотика "Марины Расковой" - это были неустановленные 2 женщины и мужчина, а четвёртый, так же мужчины был принят 24.08.1944 с "Каталины", как "умерший в самолёте", ранее взятый туда с судового баркаса (об этом я уже писал выше). К 23.00 25 августа тела этих четырёх неизвестных (все - гражданские, то есть пассажиры транспорта) были с борта Т-60 "вынесены на берег". Таким образом, эти четверо погибших с "Марины Расковой" должны были быть похоронены на Диксоне. Вопрос: сохранились ли их захоронения до настоящего времени или они были перезахоронены в одну братскую могилу вместе с погибшими 27.02.1942 участниками обороны Диксона? Как известно, эта могила с масштабным памятником сохранилась до сих пор.
Далее оттуда же: к 23.00 25 августа "с корабля отправлены в госпиталь следующие больные: Сатливый В.В. - краснофлотец, Мерзляков И.Д. - краснофлотец, Серебряков Г.Н. - старший лейтенант, Ефремов Г.И. - краснофлотец, Малинин В.В. - пассажир, Дерябин В.И. - краснофлотец, Свитан [или Свитин?] А.С. - краснофлотец, Лабринович В.Г. - пассажир, Нармухамед Ж. - пассажир, Галстухова А.К. - пассажир, Малютин П.М. - старшина 1-го статья [специально привожу именно так, как написано в оригинале документа!], Коркин В.А. - пассажир, Шлигирилов А.М. - старшина". Используя приведённый в начале этой темы общий алфавитный список участников конвоя БД-5 и приложения к нему, могу сказать следующее:
Сатливый В.В. - краснофлотец: на первый взгляд в списке ничего похожего нет...
Мерзляков И.Д. - краснофлотец: "367. Мерзляков Иван Дмитриевич, краснофлотец, погиб, 45-я рота связи 37 авиабазы ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Серебряков Г.Н. - старший лейтенант: "524. Серебряков Геннадий Николаевич, ст. техник лейтенант, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Ефремов Г.И. - краснофлотец: "184. Ефремов Геннадий Иванович, краснофлотец, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Малинин В.В. - пассажир: "349. Малинин Василий Васильевич, погиб, командированный управлением Главсевморпути, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Дерябин В.И. - краснофлотец: "153. Дерябин Владимир Иванович, краснофлотец, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Свитан или Свитин А.С. - краснофлотец:на первый взгляд в списке ничего похожего нет...
Лабринович В.Г. - пассажир: "312. Лавринович Владимир Георгиевич, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова""
Нармухамед Ж. - пассажир: "391. Нармухамедов Джуратай, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова""
Галстухова А.К. - пассажир: "Галстухова Евдокия Кузьминична – фельдшер, 1926 г.р."
Малютин П.М. - "старшина 1-го статья": "350. Малютин Павел Михайлович, сержант, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»
Коркин В.А. - пассажир: "261. Коркин Василий Александрович, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова""
Шлигирилов А.М. - старшина: "647. Шмигарев Иван Тихонович, старшина, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Итак, Мерзляков и Малинин умерли УЖЕ НА БЕРЕГУ, В ДИКСОНЕ и, таким образом, тоже должны были быть похоронены там.
Возможно, что Вы, уважаемый Сергей Владимирович, сможете разобраться с теми двумя краснофлотцами, фамилии которых я прочитал так, как они воспроизведены мной выше, и которые я не смог найти в общем списке.
В дальнейшем планирую продолжать публикацию касающихся истории конвоя БД-5 выписок из документа под названием «Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 29 Июнь 2009 23:55

Позволю несколько первых заметок по информацию, предоставленную Константином Борисовичем.

«Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Запись: "08.40. На корабль для следования на Диксон прибыли майор инженерной службы Мельников, старший лейтенант Пулькин, лейтенант Колотов, лейтенант инженерной службы Кричмар".
Майор инженерной службы Мельников - 363. Мельников Алексей Григорьевич, штаб БФ, майор интендантской службы, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии (согласно общего поискового списка участников конвоя БД-5). Далее в тексте будет применяться такой же алгоритм освещения.
Старший лейтенант Пулькин - 464. Пулькин Константин Васильевич, тыл БФ, ст. лейтенант интендантской службы, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии.
Лейтенант Колотов - 255. Колотов Максим Алексеевич, тыл БФ, лейтенант, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии.
Лейтенант инженерной службы Кричмар - похожих данных не нашёл.

По вахтенному журналу тральщика Т-60.
Сатливый В.В. - краснофлотец - 538. Ситливый Василий Васильевич, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Его родственники найдены.
Свитан или Свитин А.С. - 574. Сыпкин Алексей Степанович, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Это только предположение. Уж слишком не похожи фамилии.

«Журнала боевых действий Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 10 августа по 1 сентября 1944 года. Запись от 18.08.1944: "12.35. Дано донесение ОД БВФ [оперативному дежурному по Штабу Беломорской военной флотилии Северого флота] о возвращении [гидро]самолёта Н-275 Козлова [на] Диксон, кот[орый] доставил 25 чел[овек,] подобранных со шлюпки, в том числе: 2 [-] с АМ-114, 7 [-] с АМ-116, 11 [-] с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», 5 [-] с 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота]. 10 чел[овек находятся] в тяжёлом и 15 [-] в удовлетворительном состоянии. При посадке в [гидро]самолёт 3 чел[овека] погибло от психического расстройства. В шлюпке людей не осталось..." 3 человека погибли или нет. Если в шлюпке никого не осталось, а среди 25 подобранных нет данных о погибших, то как погибли эти трое? Утонули?

«Исторический журнал № 5 Беломорской военной флотилии» за период с 5 января по 31 декабря 1944 года. Запись "20 августа один самолёт «Каталина» в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°13´[северная,] Д[олгота] = 64°10´[восточная] обнаружил барказ с людьми [в количестве] 35 человек, снял два человека, остальных снять не мог по причине сильного волнения моря. Оставил [им] воду и продовольствие". Судя по книге А.Г. Сомкина "Мы помним Вас..." один из этих спасенных был Корельский Александр Гаврилович (стюард, спасен, команда транспорта «Марина Раскова»).

В переданной мне статье Ф.А. Романенко говорится о том, что погибшим на гидросамолете М.И. Козлова был Мамедов. Судя по общему поисковому списку участников конвоя БД-5 это:
350. Мамедов Муса Мусгаевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова».
Мамедов Мусса Мустафаевич, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1897; какой местности уроженец – Азербайджанская АССР, Кировобадский р-н, Самасский с/с.; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 5.01.42 г., Кировободский ТВК Азербайджанской АССР; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – вдовец – дети Мусиафа. Агаф (д); где проживают родственники (подробный адрес) – Азербайджанская АССР, Кировобадский р-н, Самосский с/с, с. Юсуфа.

На примере данных о Мамедове хочется напомнить об истории с исследованием понятия "вологодский рабочий (в Нордвик)". На форуме есть посты об этом.

Так где точно были захоронены на Диксоне погибшие участники конвоя БД-5? Знали ли об этом захоронении раньше? Извещены ли об этих захоронениях родственники погибших? Будем искать ответы. Помогите найти их.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 30 Июнь 2009 20:29

Есть хорошие люди в русских острогах! Убеждаюсь в этом, в который раз. Решил я разослать письма однофамильцам в одноклассниках по последнему списку родственников участников конвоя. Написал, в том числе, и Сорокиным. Из ответов я понял, что делаю это не один. Отозвалась семья Анатолий и Светлана Сорокины. Они оказались однофамильцами разыскиваемому. Предложили свою помощь, чем я бессовестно и решил воспользоваться. Оказалось, что Анатолий тоже жил на ул. Матросова, знал Сеничевых. Они пообещали узнать про Татьяну Ивановну и её детей. Они выполнили своё слово. Анатолий Сорокин съездил по адресу. Татьяна Ивановна жива. Она - двоюродная сестра Александра Александровича Сорокина, ей 87 лет. После того, как в 1933 г. убили мать А.А. Сорокина, он жил семье Татьяны Ивановны. У Тамары Ивановны есть сын - Юрий Иванович, он живёт в Питере. Татьяна Ивановна передала фото брата Анатолию. Анатолий и Светлана Сорокины любезно передали мне их адреса и телефоны. Скоро должны выслать скан на мой email. Спасибо им огромное! Прекрасная семья, всё-таки приятно говорить хорошие слова хорошей семье.

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
555. Сорокин Александр Александрович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1914 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – беспартийный; место рождения – г. Буй, Ярославская обл.; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас 1 кат.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Буйским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – дядя: Суманцев Иван Иванович, г. Буй, Игмуновский р-н, д. Денагово.

Наш новый помощник Анатолий Попов из Архангельска с успехом провел свою поисковую операцию. Анатолий - радист. Он мне и выслал статью из газеты «Северный Комсомолец» № 15 от 1 мая 2009 года. А сегодня он уже был у Таисии Семеновны. Успел немного пообщаться. Оставил у неё информацию о "Карской экспедиции-2009". Андрей Есипов должен отсканировать фото Германа Починкова. Поздравляю Анатолия с первым почином и надеюсь, что этот успех не будет последним.

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
457. Починков Герман Семенович, палубный ученик, погиб, команда транспорта «Марина Раскова».

Есть лишний повод поблагодарить всех наших помощников, ведущих поиск участников конвоя или их родственников!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 10 Июль 2009 23:51

У меня всегда возникала одна проблема. Всегда приходилось выбирать: или обновить информацию по общему поисковому списку на форумах или продолжать искать информацию для обновления содержания самого списка. Я выбирал последнее. Это действительно проблема. Я один не успеваю всё обрабатывать. Поэтому ранее просил людей поработать с ОБД. Сам при этом искал информацию. Но проблема остаётся пока нерешенной. Я решил, что буду выставлять новые версии общего поискового списка участников конвоя БД-5 периодически после определенного качественного изменения в содержании списка. Что такое определенное? Я для себя ещё четко не понимаю. Где-то очертил в размере 10% от общего количества данных. Субъективно, конечно. Информация по списку меняется каждый день. Приходят правильные названия регионов, районов, городов, поселений. Сам нахожу ошибки. Сейчас изменилась общая нумерация из-за того, что обнаружил запись об одном и том же человеке, которая проходила под 2 номерами. У себя я все изменения вношу. Изменения в самом списке влекут изменения в других записях. Иногда, меняя одну запись, надо внести 10 изменений в других файлах. Но пришла пора обновлять список. Но как обновлять? Обновлять все ветки форумов, где находятся поисковые списки? Это затруднительно. На это уходит очень много времени. Предлагаю обновить http://budaev.pochta.ru/xolm/z-nordflot-K5.htm и выставить файл, например на яндексе, с общим поисковым списком. Нынешнюю версию поискового писка я обозначил как 2.1, сейчас стоит говорить о версии 3.0. Объясню почему. На форуме передачи «Жди меня» я разместил несколько заявок на поиск, где есть адреса. Пришел один ответ по Краснову Валентину Григорьевичу. У меня записано было, что его мать - Прасковья Ивановна – проживала в Никологорском р-не, д. Юговская. Меня поправили – деревня Роговская. Сейчас это Вязниковский р-н Владимирской области. Я поблагодарил за информацию. Мне сказали, что не за что. Тем более что прочитали об этом в ОБД. Тут ко мне подозрение и подобралось. Я помню, что Краснова в числе последних просматривал в ОБД. Решил ещё раз посмотреть ОБД. Не ожидал я такое увидеть.

Данные по погибшим участникам конвоя БД-5 12 августа 1944 года с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000187.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000204.jpg из донесения о безвозвратных потерях и «Именного списка безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 10 сентября 1944 года по Северному Флоту». Начинается он с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000177.jpg и заканчивается http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000208.jpg Судя по нумерации в списке приведено 150 участников конвоя БД-5. Но не все погибшие. Например, Воробьев Валентин Андреевич (№ 192 списке) жив, основание вх. 77с-45 г. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000204.jpg Если я правильно понял, то и Савченко Владимир Семенович (№ 87 в списке) http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000191.jpg тоже остался жив. Его запись зачеркнута и есть также информация в самом донесении http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000177.jpg что Савченко Владимир Семенович «…в настоящее время находится во Флотском Полуэкипаже ГБ СФ». Судя по документу «настоящее время» - 23 сентября 1944 года. Там же есть информация о Савченко В.С., что он в списках № п.п. 31. Эту запись я обнаружил здесь - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000261.jpg Она тоже зачеркнута.

Вообще интересна вся эта ветвь по СФ, начиная с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000001.jpg и заканчивая http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000365.jpg

По Шмелеву Александру Захаровичу есть донесение на http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000175.jpg

А вот в донесении (с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000164.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000174.jpg ) и «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 1.08.44 по 20.08.44 по Северному Флоту» нет данных по погибшим участникам конвоя БД-5.

Нашел ещё сведения http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000257.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000272.jpg в «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской флотилии». В документе заполнены не все графы. Тут тоже 150 фамилий.
С http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000279.jpg - «Именной список безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской Флотилии». Список погибших участников конвоя БД-5 с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000278.jpg. 42 фамилии. Информация объёмная.

Я думаю, что ОБД надо ещё раз пробивать, так как, например, по Краснову появилась ещё новая запись - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 001209.JPG Есть записи из картотеки безвозвратных потерь. Источник – ЦВМА. По картотеке стоит поработать. Там есть и данные по нашим разыскиваемым.

Всех эти данных, касающихся участников конвоя БД-5, не только по Краснову, я ранее не видел. Они появились в ОБД недавно.
Теперь нужно время, чтобы эту информацию обработать. Не хотелось бы быть навязчивым, но если кто-то будет обрабатывать эти данные, может заодно и обработает по участникам конвоя БД-5? Это тоже важная и ценная информация.
По Краснову я нашел ссылку ЦВМА, Ф. 864, О. 1, Д. 1358. Кто-нибудь подскажет, эта ссылка на АО ЦВМА (г. Москва) или ЦВМА (г. Гатчина)?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Июль 2009 00:06

Срочно требуется квалифицированный перевод на английский нескольких материалов о "Карской экспедиции-2009" и истории конвоя БД-5. Прошу помочь! Это не для опубликования, а для информирования, как мне сказали, известного в Европе писателя, которого возможно эта тема заинтересует.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Июль 2009 00:23

Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию информации об истории конвоя БД-5:

Выписка из «Вахтенного журнала тральщика Т-117 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота» за период с 15 июля по 31 августа 1944 года. Этот корабль вместе с большими охотниками за подводными лодками БО-203 и БО-210 (о них см. в моём предыдущем сообщении) доставил из Хабарово на Диксон спасённых пассажиров конвоя БД-5. Итак:
«17.08.1944.
02.15. Катер подошёл к борту с пассажирами. Начали принимать пассажиров на борт.
04.06. Окончили приёмку пассажиров. Принято на борт: 71 человек мужчин, 6 человек женщин и 6 человек офицеров [Так в оригинале; офицер - существо бесполое ?! ]
13.55. По пеленгу 320,0° подозрительный предмет.
15.00. Вокруг много тюленей.
19.10. По пеленгу 60° виден плавающий предмет. Прошли плавающий матрац.
19.20. Семафор на БО-210: «Осмотреть плавающий предмет».
19.32. Семафор с БО-203: «Вижу плавающий спасательный пояс».
19.40. С БО-210 передано: «Плавающий предмет – плотик с транспорта».
19.55. По пеленгу 0° виден катер или шлюпка. Сообщено на БО-203.
21.30. По пеленгу 5° видна тральная вешка.
22.15. По пеленгу 330° видна шлюпка. Сообщили на БО-203 с приказом осмотреть.
22.25. По пеленгу «0»видны 2 шлюпки.
18.08.1944.
00.20. Плавающие предметы не попадаются».

Выписка из «Вахтенного журнала № 342/2 тральщика Т-60 3-го дивизиона тральщиков Охраны водного района Главной базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 8 августа по 30 сентября 1944 года. Итак:
«20.08.1944. 11.55. Снялись с якоря.
12.00. Следуем в точку с координатами 73°13,0´ северной широты, 64°10,0´ восточной долготы для спасения людей.
21.08.1944. 00.00. Следуем истинным курсом 20° для спасения людей с транспорта «Марина Раскова» и тральщиков типа АМ Т-114 и Т-118. Боевая готовность № 3. На борту находится командир дивизиона капитан 3-го ранга Дударев.
18.00. Продолжаем поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
22.08.1944. 00.00. Находимся в поиске шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
24.00. Продолжаем поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
23.08.1944. 21.00. Продолжаем поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
22.11. Идём переменными курсами между плавающими бочками, мешками, спасательными кругами. Среди плавающих спасательных кругов, мешков, железных бочек и другого.
23.42. Подошли к плотику с транспорта «Марина Раскова». На плотике обнаружены 3 трупа: один мужчина и две женщины. Дали свои координаты - 73°33,0´ северной широты, 67°35,0´ восточной долготы.
23.25. На борт подняли 3 трупа и спасательный плотик.
24.08.1944. 00.00. Находимся в поиске шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
03.25. Самолёта «Каталина» № 3 слева на курсовом углу 30°.
03.30. Самолёт сделал 2 круга над кораблём, покачивая крыльями, с правого борта и лёг на курс 115°.
03.36. Самолёт ГСТ показывает курс, делая круги вокруг корабля и пролетая вперёд по курсу.
03.40. Ответили самолёту [далее приводится условный буквенный сигнал, состоящий из 5 отдельных букв и цифр, значение которого без дешифрующего документа установить невозможно].
03.50. Самолёт делает круги в 10 – 12 милях по курсу 30 - 36°.
04.25. Легли на истинный курс 113° для движения в точку, где кружит самолёт ГСТ.
05.24. По курсу показался силуэт самолёта ГСТ, сидящего на воде. Другой самолёт ГСТ барражирует около нас.
06.30. Подошли к самолёту ГСТ, сидящему на воде. Отдали левый якорь.
06.35. С самолёта ГСТ сброшено на парашюте донесение нам на корабль. Спустили правую шлюпку на воду.
06.37. Шлюпка отошла от борта к самолёту с помощником командира старшим лейтенантом Прусаковым.
06.40. На самолёте имеется 14 человек спасённых с барказа транспорта «Марина Раскова». У самолёта неисправен правый мотор.
07.05. Самолёт ГСТ с неисправным мотором взят на буксир за кормой.
07.10. Начали пересадку 14 человек в тяжёлом состоянии с самолёта на корабль.
08.30. На корабль взято 13 человек с транспорта «Марина Раскова»: 12 мужчин, одна женщина, и ещё один мужчина, умерший в самолёте ГСТ.
08.35. Правую шлюпку подняли на борт.
08.40. Снялись с якоря. Легли на курс к берегу для определения своего места. На буксире за кормой – самолёт ГСТ.
10.20. Отдали буксир самолёта ГСТ № 22.
10.43. Самолёт ГСТ № 22 поднялся в воздух.
10.44. Дали ход. Идём к радиостанции острова Белый.
12.48. На глубине 5,5 метров у маяка Белый стали на якорь.
13.04. Шлюпка с командиром корабля отбыла на берег на радиостанцию.
15.17. Шлюпка с командиром возвратилась с берега.
18.55. Снялись с якоря. Следуем в Диксон.
24.00. Следуем в Диксон. На борту 13 человек, спасённых с транспорта, и 4 трупа.
25.08.1944. 00.00. Следуем к острову Диксон. На борту 13 пассажиров и 4 трупа, снятых с барказа транспорта «Марина Раскова».
22.05. Зашли на рейд Диксон.
22.17. Ошвартовались левым бортом к причалу.
22.30. Начали пересадку больных на автомашины.
23.00. С корабля отправлены в госпиталь следующие больные: Сатливый В.В. - краснофлотец, Мерзляков И.Д. - краснофлотец, Серебряков Г.Н. - старший лейтенант, Ефремов Г.И. - краснофлотец, Малинин В.В. - пассажир, Дерябин В.И. - краснофлотец, Свитан [или Свитин?] А.С. - краснофлотец, Лабринович В.Г. - пассажир, Нармухамед Ж. - пассажир, Галстухова А.К. - пассажир, Малютин П.М. - старшина 1-й статьи, Коркин В.А. - пассажир, Шлигирилов А.М. - старшина. Вынесены на берег и трупы двух мужчин и двух женщин».


Выписки из «Журнала боевых действий № 2 Охраны водного района Вайгач Новоземельской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 2 июля по 31 августа 1944 года. Итак:
«10.08.1944. 05.00. Из Оперативной сводки Штаба Беломорской военной флотилии: 13.00 8 августа конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 вышел по маршруту Архангельск – Диксон через Карские Ворота».
11.08.1944. 16.10. Конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 прибыл в Юшар. Дано донесение оперативным дежурным Новоземельской военно-морской базы, Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базы.
16.35. Конвой БД-5 прошёл Юшар и следует по своему назначении. Дано донесение оперативным дежурным Новоземельской военно-морской базы, Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базы и 247-го отдельного артиллерийского дивизиона.
13.08.1944. 16.30. «В 20.30 12 августа тральщик типа АМ Т-118 и транспорт «Марина Раскова» подорвались на минах, Т-118 погиб. Замечены две подводные лодки противника. Имею на борту личный состав Т-118 и транспорта. Иду в Хабарово. Жду указаний» - Радиодонесение № 0130 командира тральщика Т-116 командующему Беломорской военной флотилии. «Место гибели по уточнению – точка с координатами 73°22,0´ северной широты, 66°35,0´ восточной долготы» - Радиодонесение № 0132 командира тральщика Т-116. Район, ограниченный точками с координатами 73°04,0´ северной широты, 65°24,0´ восточной долготы; 73°44,0´ северной широты, 65°24,0´ восточной долготы; 73°44,1´ северной широты, 67°46,0´ восточной долготы; 73°04,0´ северной широты, 67°16,1´ восточной долготы, объявлен закрытым для плавания всех судов. В этом районе 12.08.1944 погибли транспорт «Марина Раскова», тральщики типа АМ Т-114, Т-116. Радиодонесение № 0750 Начальника Штаба Новоземельской военно-морской базы.
23.58. Тральщик Т-116 прибыл в Хабарово. Дано радиодонесение № 2400. Катера МО-430, МО-427, МО-428, катер ВК-9 подошли к Т-116 для приёмки раненых и пассажиров.
14.08.1944. 00.00. Катера МО-430, МО-427, МО-428, ВК-9 производят перевозку раненых и пассажиров с Т-116 на причал.
02.30. Перевозка раненых и пассажиров с Т-116 закончена. Всего перевезено 145 человек. Из них: 6 тяжело раненых, 6 – легкораненые, остальные невредимы.
23.00. Сторожевой катер СК-501 вышел из Хабарово в район острова Белый для осмотра района гибели транспорта «Марина Раскова».
15.08.1944. 14.00. Тральщик Т-116 снялся с якоря, следует в район острова Белый. По выходе в море опробует оружие, с 14.00 перешёл на работу на волне 500 метров. Оповещения даны.
17.08.1944. 04.40. Тральщик типа АМ Т-117, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 вышли из Хабарово на Диксон. Отправлены 123 пассажира с погибшего транспорта «Марина Раскова» и 7 человек комиссии Штаба Беломорской военной флотилии. Дано донесение № 0445.
17.35. Тральщик Т-116 прибыл в Хабарово. Ничего не обнаружил. Тралил на 5 импульсов.
18.08.1944. 14.30. Самолёт «Каталина» вылетел с ранеными из Хабарово в Архангельск.
20.08.1944. 12.05. Тральщик Т-60 вышел из Хабарово в точку с координатами 73°13´ северной широты, 64°10´ восточной долготы для снятия людей с транспорта «Марина Раскова» с карбаса. Дано донесение № 1207».

Выписки из «Журнала суточных докладов оперативного дежурного Охраны водного района Главной базы Беломорской военной флотилии Северного флота об оперативной обстановке на флотилии» за период с 24 июля по 18 октября 1944 года. Все суточные доклады делались по состоянию на 08.00 каждого нового дня. Итак:
«09.08.1944. Конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 с 12.50 08.08.1944 переходит из Архангельска на Диксон.
10.08.1944. Конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 в 12.50 08.08.1944 вышел из Архангельска на Диксон. На 08.00 10.08.1944 находится на подходе к острову Колгуев.
11.08.1944. Конвой БД-5 (транспорт «Марина Раскова», тральщики типа АМ Т-114, Т-116, Т-118) в 13.43 скрылся из видимости поста Северный Колгуевский. Считаю его на подходе к Карским воротам.
12.08.1944. Конвой БД-5 (транспорт «Марина Раскова», тральщики типа АМ Т-114, Т-116, Т-118) в 16.10 прошёл Юшар.
16.08.1944. Тральщик Т-116 в 14.00 15.08.1944 вышел из Хабарово к острову Белый.
18.08.1944. Тральщик Т-116 в 17.35 прибыл с поисков шлюпки с транспорта «Марина Раскова» из района острова Белый в Хабарово, ничего не обнаружив. 1 самолёт «Каталина» в 16.35 16.08.1944 в точке с координатами 72°55´ северной широты, 70°10´ восточной долготы обнаружил шлюпку с людьми. Принял на борт 18 человек, сбросил продовольствие группам на берегу. Тральщик типа АМ Т-117, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 в 04.40 17.08.1944 вышли из Хабарово на остров Диксон, имея на борту 123 пассажира транспорта «Марина Раскова».
20.08.1944. В 14.40 19.08.1944 тральщик типа АМ Т-117, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 прибыли из Хабарово на Диксон, имея на борту 117 человек, снятых с транспорта «Марина Раскова».


Особая благодарность Константину Борисовичу за предоставленные материалы!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 01:13

Начал проверять с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000187.jpg Данные по Шмелеву А.З., Маковскому С.И., Абрамову Н.Л., Ермошину А.Т. сходятся (за частичным исключением). Следующая страница. Попов В.Г. Пантелеев А.М., Мухортов И.М., Прохоренков А.А., Борец А.Б. - без особых изменений. Есин И.М. - название района где родился Иван Михайлович, название района и села где жил отец. Следующая страница. Аникин С.И. - другая дата рождения. Филатов М.А. - название района, где он родился, частичное название с/с и, по-моему, правильное название села, где жил его отец. Рыбаков П.Н. - судя по логике документа, то название РВК, интерпретация имени матери и ей отчество. Медведев А.И. - отчество матери и уточнения по адресу её проживания. Рудик К.Е. - наименование района, где он родился. Лаптев Ф.К. – неполную интерпретацию названия района, где он родился, семейное положение. Барабанов А.А. – интерпретация имени сестры. Следующая страница. Антипин Ф.Н. – другое социальное положение. Летунов Б.Ф, - адрес его жены в Ленинграде: жена Летунова П.И., г. Ленинград, пр. Маклина, д. 12. Конов Ф.А. – по-моему, неправильное написание района. Баталов С.Н. – другой год рождения. Баталов С.Н. – адрес проживания его матери: мать Баталова Вера Васильевна, Покровский р-н, с. Федоровка. Капралов Ф.П. – неправильное название района, где он родился, записал статус семейного положения. Клименко Д.С. – фамилия матери, названия села её проживания.
Бегло посмотрел http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000273.jpg Дополнительной информации много по всем на одном листе. Я думаю, что там по всем 42 фамилиям будут дополнительные данные. В списке пассажиры парохода «Марина Раскова» - военнослужащие.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 01:18

Есть желающие помочь в работе с ОБД для уточнения данных и внесения изменений в общий поисковый список участников конвоя БД-5?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Re: Внимание! Ведётся поиск

Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 01:52

Я получил письмо от капитана I ранга Дементьева Валентина Александровича, бывшего штурмана тральщика Т-120 того же дивизиона, в котором были и Т-114, Т-116, Т-118. Он пишет: "...в момент гибели конвоя БД-5 мы на Т-120 встречали конвой с Дальнего Востока у мыса Челюскин. Гибель людей с 2-х тральщиков и грузопассажирского транспорта и самих кораблей всех нас просто потрясла: погибли наши друзья". Валентин Александрович - один из спасшихся с Т-120, когда он был торпедирован. Мне удалось с ним переговорить по телефону. Попрошу наших друзей в Калининграде помочь записать его воспоминания.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Поиск: участники конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения