Зяблов Сергей Федорович, спасен, пассажир транспорта «Марина Раскова»; год рождения – 1905; куда, кем едет – п. Диксон (ОКС порта Диксон; управление Аркфлота и портов) старшим бухгалтером; адрес местожительства – г. Москва, ул. Дурова, д. 17, кв. 3; дополнительная информация – отец участника конвоя БД-5 Зяблова Адольфа Сергеевича, муж участницы конвоя Березенковой Александры Максимовны (жена была беременна).
тов. Зяблов Сергей Федорович
бухгалтер ОКСа (отдел капитального строительства – С.Ш.) Диксон.
Москва ул. Дурова, д. 17, кв. 3.
Из Молотовска мы выехали на пароходе «Марина Раскова» 9 августа утром. 12 августа примерно около 8 часов вечера, во время ужина, произошел взрыв. Что за взрыв, нам было непонятно, никто ничего не знал. Но сразу многие пассажиры начали высказывать предположение, что пароход наскочил на мину.
Во время взрыва я находился столовой, выскочил на палубу.
На палубе поднялась паника, трапы в трюме при взрыве сломались, выбраться оттуда никто не мог, что еще больше усилило панику. Были слышны крики, раздававшиеся в трюме: «Спасите нас!», «Заливает водой», и т. д.
Чтобы успокоить пассажиров, кто-то громко сообщил о том, что ничего опасного нет, лопнули трубки, что скоро все будет исправлено.
Пассажиры успокоились. Был установлен трап, и пассажиры вышли из трюмов на палубу.
После взрыва тральщик № 118 (Т-118 – С.Ш.), шедший впереди «Марины Расковой», развернулся и стал подходить к борту нашего парохода. Пароход стоял на месте. Во время подхода тральщика, у него подорвалась корма, и он стал погружаться в воду. Тонул он минут 20. Команда тральщика выбросилась за борт.
На «Марине Расковой» шлюпки на воду в это время не спускались, а спустили маленькие шлюпки для спасения только команды тонувшего тральщика. Часть команды взяли на борт «Марины Расковой», другая часть попала на тральщик № 114 и 116 (Т-114 и Т-116 – С.Ш.), которые находились на расстоянии примерно 2 километров от парохода. Оба эти тральщика после взрыва тральщика № 118 отошли в сторону и спустили катера, которые забрали пассажиров с «Марины Расковой», в первую очередь женщин и детей, которых и отправили на 114 тральщик.
С «Марины Расковой» был спущен баркас, который был не оборудован, без уключин, весел и руля. Кроме того, он протекал. В баркас посадили часть пассажиров и команду парохода. После того как этот баркас был взят на буксир катером 116 тральщика, сами пассажиры начали спускать с палубы парохода большую шлюпку на воду, которая также была не оборудована – без весел, уключин и руля. В шлюпку сели до 20-25 пассажиров, в том числе и я. Нам по нашей просьбе, подали три весла, и мы стали пробираться к тральщику 116. По пути нам встретился катер, который вел на буксире бот, шедший к «Марине Расковой», чтобы взять оставшихся пассажиров.
Когда мы шли к 116 тральщику, мы заметили на горизонте нечто вроде мачты, причем пассажиры предполагали, что идет пароход для нашего спасения. Мы добрались до тральщика 116, пересели на него. Нас поместили в столовой, откуда я не мог уже наблюдать дальнейших событий.
В столовой тральщика я слышал команду:
– Приготовьтесь, полный. Две подводные лодки!
Наш тральщик стал уходить и мы благополучно на другой день добрались до Хабарово.
Меня крайне возмутило то, что во время катастрофы часть команды «Марины Расковой» была пьяной, и даже напоили врача. Некоторые из команды тральщика 116 тоже были пьяные, чем справедливо возмущался капитан тральщика.
25 августа 1944 г.
бухгалтер ОКСа (отдел капитального строительства – С.Ш.) Диксон.
Москва ул. Дурова, д. 17, кв. 3.
Из Молотовска мы выехали на пароходе «Марина Раскова» 9 августа утром. 12 августа примерно около 8 часов вечера, во время ужина, произошел взрыв. Что за взрыв, нам было непонятно, никто ничего не знал. Но сразу многие пассажиры начали высказывать предположение, что пароход наскочил на мину.
Во время взрыва я находился столовой, выскочил на палубу.
На палубе поднялась паника, трапы в трюме при взрыве сломались, выбраться оттуда никто не мог, что еще больше усилило панику. Были слышны крики, раздававшиеся в трюме: «Спасите нас!», «Заливает водой», и т. д.
Чтобы успокоить пассажиров, кто-то громко сообщил о том, что ничего опасного нет, лопнули трубки, что скоро все будет исправлено.
Пассажиры успокоились. Был установлен трап, и пассажиры вышли из трюмов на палубу.
После взрыва тральщик № 118 (Т-118 – С.Ш.), шедший впереди «Марины Расковой», развернулся и стал подходить к борту нашего парохода. Пароход стоял на месте. Во время подхода тральщика, у него подорвалась корма, и он стал погружаться в воду. Тонул он минут 20. Команда тральщика выбросилась за борт.
На «Марине Расковой» шлюпки на воду в это время не спускались, а спустили маленькие шлюпки для спасения только команды тонувшего тральщика. Часть команды взяли на борт «Марины Расковой», другая часть попала на тральщик № 114 и 116 (Т-114 и Т-116 – С.Ш.), которые находились на расстоянии примерно 2 километров от парохода. Оба эти тральщика после взрыва тральщика № 118 отошли в сторону и спустили катера, которые забрали пассажиров с «Марины Расковой», в первую очередь женщин и детей, которых и отправили на 114 тральщик.
С «Марины Расковой» был спущен баркас, который был не оборудован, без уключин, весел и руля. Кроме того, он протекал. В баркас посадили часть пассажиров и команду парохода. После того как этот баркас был взят на буксир катером 116 тральщика, сами пассажиры начали спускать с палубы парохода большую шлюпку на воду, которая также была не оборудована – без весел, уключин и руля. В шлюпку сели до 20-25 пассажиров, в том числе и я. Нам по нашей просьбе, подали три весла, и мы стали пробираться к тральщику 116. По пути нам встретился катер, который вел на буксире бот, шедший к «Марине Расковой», чтобы взять оставшихся пассажиров.
Когда мы шли к 116 тральщику, мы заметили на горизонте нечто вроде мачты, причем пассажиры предполагали, что идет пароход для нашего спасения. Мы добрались до тральщика 116, пересели на него. Нас поместили в столовой, откуда я не мог уже наблюдать дальнейших событий.
В столовой тральщика я слышал команду:
– Приготовьтесь, полный. Две подводные лодки!
Наш тральщик стал уходить и мы благополучно на другой день добрались до Хабарово.
Меня крайне возмутило то, что во время катастрофы часть команды «Марины Расковой» была пьяной, и даже напоили врача. Некоторые из команды тральщика 116 тоже были пьяные, чем справедливо возмущался капитан тральщика.
( Зяблов)
25 августа 1944 г.