Бондарев Петр Артемиевич

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бондарев Петр Артемиевич

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Сентябрь 2011 14:53

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

77. Бондарев Петр Артемиевич, старшина 1 (или) 2 статьи, тральщик ТЩ-116, участник Парада Победы, был приемным сыном в семье Сатуниных, преподавал в Малинском лесном техникуме, там женился, переехал и преподавал в Черниговском летном училище, две дочери, кандидат физико-математических наук.

Петр Артемиевич проживает в город Чернигове. Нашел публикацию о нем.

С выпускного 22 июня 1941 г. Петр Бондарев ушел на войну
Александр Парий, еженедельник «ГАРТ» №24 (2464)
http://www.gorod.cn.ua/news_18039.html


24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. Честь пройти по Красной площади в составе сводных полков всех фронтов Великой Отечественной была оказана лучшим из лучших советских солдат и офицеров. В «коробке» сводного полка Военно-морского флота был и старший краснофлотец, рулевой тральщика Т-116 Северного флота Петр Бондарев. Он, как и все участники Парада Победы, одним из первых был награжден новой медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Выпускной сорок первого года

22 июня Петр с одноклассниками праздновал окончание школы. После выпускного бала парни с девушками прогуливались по бульварам ночной Одессы, делились планами на будущее. И вдруг тишину разорвали глухие взрывы. Город бомбили. Никто тогда не знал, что происходит. И лишь потом стало понятно — война!
Всем классом выпускники пришли в военкомат записываться в армию добровольцами. И через десять дней их призвали.
Высокого и крепкого Петра Бондарева направили на учебу в Одесское военно-морское училище. Но враг быстро продвигался вперед. И уже через месяц курсанты приняли воинскую присягу, получили винтовки и заняли вторую линию обороны на Лузановском пляже возле поселка Крыжановка.

Первый бой

В ночь с 15 на 16 октября Приморскую армию на 40 кораблях эвакуировали из окруженной Одессы в Севастополь. На крейсере «Красный Крым» перевезли и курсантов. Из одесситов сформировали 10 морских батальонов.
7 ноября фашисты впервые штурмовали Севастополь. Петр Бондарев вместе с товарищами возле поселка Дуванкой за два дня отбили 11 атак. Противотанковых гранат не хватало, а бутылок с зажигательной смесью еще не изобрели. Под вражеские танки бросали фляги с бензином.
Во время последней вражеской атаки Петр был ранен в голову и получил тяжелую контузию. Его, потерявшего сознание, чуть было не похоронили в братской могиле. К счастью, офицер батальона, руководивший эвакуацией, проверил его пульс. Вместе с другими ранеными курсант-первокурсник попал в госпиталь в Новороссийске, где и лечился до 10 декабря.

Наступление под Москвой

После лечения Петр Бондарев попал в только что сформированную морскую стрелковую бригаду. Соединение передислоцировали в Москву. На станции «Лосиноостровская» моряков переодели в теплые полушубки и зимние шапки белого цвета. Вскоре началось наше наступление. Через месяц фашисты были отброшены на 120 километров.
Петр Артемьевич хорошо помнит, как немецкие солдаты и офицеры целыми группами шли навстречу наступающим и сдавались в плен. Но не все доходили. Десятки замерзших трупов в серой форме лежали на снегу вдоль дорог.
Спустя некоторое время морскую стрелковую бригаду перебросили на Карельский фронт. Немцы со своими союзниками финнами пытались захватить жизненно важные узловые станции Кировской железной дороги, связывавшей промышленные центры страны с незамерзающим портом Мурманск, а через него – США и Великобританией.

Минометы и тралы

Вскоре морская бригада получила подкрепление. Подошел полк 122-миллиметровых минометов, который был укомплектован личным составом лишь на 50 процентов и имел всего трех офицеров. В минометчики отбирали людей с хорошим знанием математики. Петра заприметил командир минометного дивизиона майор Бут. Учил он стрельбе из миномета по простой схеме: батарея–наблюдатель—цель—расчет траектории—залп. Учеба Бондареву давалась легко. Вскоре он стал сержантом — командиром взвода управления огнем.
В это время не хватало моряков для формирования флотских экипажей. По приказу Верховного главнокомандующего морские части начали снимать с сухопутных фронтов. Комисия в составе трех офицеров проводила беседы с добровольцами. Петр Бондарев не колеблясь решил вернуться на флот. В морской школе он получил специальность рулевого-сигнальщика, а затем со своими товарищами был направлен в Архангельск.
Американцы по условиям ленд-лиза построили во Флориде для Советского Союза дивизион тральщиков типа АМ. Они имели на вооружении, кроме передового трального оборудования, хорошую гидроакустику и противолодочные реактивные минометы типа «Хеджехог». Именно это обстоятельство давало возможность использовать тральщики как противолодочные корабли.
Петр попал служить на один из таких тральщиков, а именно на Т-116. Сначала он был простым рулевым, а затем стал командиром отделения рулевых и радиометристов.

Трагедия конвоя БД-5

Началась будничная морская работа на Северном Ледовитом океане.
Суровый климат Заполярья с семимесячной зимой (с ноября по май), полярные дни и ночи, приливы и отливы. Курсировали Баренцевым, Белым и Карским морями.

- Самой страшной трагедией в Арктике, - вспоминает Петр Артемьевич, - считается гибель конвоя «Белое море - Диксон №5». Случилось это в Карском море 12 августа 1944 года. Три тральщика охраны - Т-114, наш Т-116, Т-118 и транспорт «Марина Раскова» шли в направлении острова Диксон. В районе Белого острова, в 60 милях от берега, на пароходе прозвучал взрыв. Сначала мы решили, что попали на мины, но вскоре поняли: пароход торпедирован. Как выяснилось позже, немецкая субмарина 11-365 применила в Арктике сверхновое оружие — бесследные акустические электроторпеды, которые наводились на шум винтов корабля. Один из тральщиков (Т-118) был подбит сразу же, как только пошел на помощь «Марине Расковой». После того как люди с тонущих кораблей были эвакуированы на Т-114, был потоплен и он. Наш Т-116 подобрал с «Марины Расковой» около 200 человек, больше негде было разместить. Командир принял решение — не рисковать, отойти подальше от врага. Мы пошли к ближайшему порту. На месте трагедии оставалось еще более ста человек, а уже начинался шторм...

Как стало известно через много лет, в результате спасательной операции летчикам Полярной авиации на летающих лодках «Каталина» удалось разыскать и спасти еще 70 человек. Эта трагедия была названа самой большой военной катастрофой на Северном Ледовитом океане. Погибло около четырехсот человек, из них свыше 100 женщин и 24 ребенка. На пароходе были работники полярных станций, многие из которых плыли с семьями.

Поединок с субмариной

26 августа 1944 года радиостанция на острове Диксон приняла радиограмму от гидрографического судна «Норд» о том, что в районе архипелага Норденшельд оно было обстреляно из пушки вражеской подводной лодкой. Командир тральщика Т-116 капитан-лейтенант Бабанов получил приказ начать поиск врага.
В конце пятых суток поиска сигнальщик доложил командиру, что видит на горизонте чуть заметный след дымового или газового облака над поверхностью воды. Увеличив скорость, Т-116 пошел в заданном направлении. Облако, которое заметил сигнальщик, могло остаться от работы дизеля подводной лодки.

Спустя некоторое время на расстоянии 5 кабельтовых от тральщика заметили перископ. Прицельным залпом из реактивных бомбометов тральщик попал в лодку. После этого на нее сбросили серию глубинных бомб. После взрывов на поверхности воды появилось жирное пятно солярки, всплыли куски корпуса лодки. Враг был уничтожен. Водолазы установили, что Т-116 потопил подводную лодку 11-362.
- За 1943-45 годы наш тральщик прошел 50 тысяч миль, что равняется 90 тысячам километров, - рассказывает Петр Бондарев. - Сопровождали 20 конвоев, 400 транспортов, вместе с другими кораблями потопили еще две подводные лодки врага и обезвредили 62 электромагнитных мины.

С ледовитого океана в Чернигов

Немецкие подводные лодки активно действовали в Баренцевом море и в устье Белого, возле побережья Новой Земли и в Карском море. Они атаковали суда и конвои, ставили магнитно-акустические, магнитогид-родинамические и другие неконтактные мины, высаживали диверсионные группы для уничтожения полярных станций. Так что работы у североморских тральщиков хватало.
- Даже после окончания войны боевое траление продолжалось, - вспоминает ветеран. - Через Карские Ворота от Мурманска и Архангельска до Земли Франца-Иосифа пролегали наши маршруты. Мы искали мины, подсекали их тралом и расстреливали или подрывали. Меня, как и многих других на флоте, демобилизовали лишь в 1948 году. После окончания службы Петр Артемьевич вернулся в Одессу, но никого из родных так и не нашел. Комендант дома, в котором жили мать и сестра Петра, рассказал, что в здание попала бомба и спасти никого не удалось.

Новой родиной Бондарева стал Чернигов. Он окончил Малиновский лесной техникум, в котором после и работал, женился. Потом 12 лет преподавал математику и теоретическую механику в Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков. Написал диссертацию, защитился и стал кандидатом физико-математических наук. Последние 25 лет его педагогической деятельности прошли в Политехническом институте, а ныне университете. Воспитал двух дочерей.

Грудь 85-летнего Петра Артемьевича украшают три ордена Отечественной войны, орден «За личное мужество», памятные знаки «Ветеран Краснознаменного Северного флота», «Ветеран Краснознаменного Черноморского флота», более двадцати медалей, среди которых самая для него дорогая — медаль Нахимова, которая приравнивается к сухопутной «За отвагу».
Прошло шестьдесят пять лет после войны, но до сих пор ветеран переписывается с фронтовыми друзьями, рассказывает школьникам и студентам о военном времени, о морских боях в Заполярье, охране караванов, о боли потерь и радости обретения Победы.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Бондарев Петр Артемиевич

Сообщение Сергей Шулинин » 23 Июнь 2014 14:57

Наградные документы.
Информация из общедоступного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» http://www.podvignaroda.ru/

Орден Отечественной войны II степени.
Наградной лист.

 01.jpg
 02.jpg
 03.jpg
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
Ст. краснофлотец Бондарев П.А. на ТЩ-116 с сентября 1944 года. Участвовал во всех боевых походах по тралению, конвоированию и поиску ПЛ противника. Участник потопления трех подлодок противника.
С начала Великой Отечественной войны участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на сухопутном фронте в 85 бригаде морской пехоты в качестве командира отделения разведчиков минометного полка, где проявил смелость и отвагу в выполнении ряда ответственных боевых заданий командования. Во время атак подводных лодок тов. Бондарев, неся вахту на руле, четко и инициативно выполняет все приказания с мостика, чем способствовал успешному выполнению замысла командира.
При тралении минных полей противника в послевоенный переход тов. Бондарев всегда вел корабль точно по заданному румбу.
В послевоенном тралении корабль участвовал в тралении 5 закрытых районов и 4 фарватеров.
За это время вытралено 51 мин и 3 минных защитника. Пройдено с тралом 2774,5 мили.
Во время траления, мины части взрывались поблизости от корабля, впереди и за кормой. Возникшие от этого повреждения в рулевом устройстве им быстро и умело исправлялись, и корабль ни разу не вышел из строя, не делал ни одного пропуска на галсе.
В течение месяца корабль ходил ведущим в строю – когда требуется особая точность вождения корабля, ведущего за собой все соединения.
В трудных гидрометеорологических условиях, при сильных ветрах, волне, доходившей до 4-5 баллов, плохой видимости тов. Бондарев выдерживал курс с необходимой точностью.
За отвагу и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий в период Отечественной войны, за отличное выполнение боевых операций по послевоенному тралению представляю ст. краснофлотца Бондарева Петра Артемьевича к правительственной награде – ордену Отечественной войны I степени.

Командир ТЩ-116 капитан-лейтенант Сатунин
28 сентября 1945 г.


Приказ.

 01-к.jpg
 02.jpg
 15-к.jpg



Орден Отечественной войны II степени.

Наградной лист.

 01.jpg
 02.jpg
 03.jpg
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
Краснофлотец Бондарев рулевой ТЩ-116 призывался в ВМФ в 1941 г. и в том же году из учебного отряда попал в 85 морскую бригаду в качестве минометчика, где участвовал в боях с немецко-фашистскими оккупантами в р-не Масальской на Кестельском направлении. В 1943 г. тов. Бондарев попал в 172 минометной полк командиром отделения разведчиков, где также участвует в боях на том же направлении. В марте 1944 г. т. Бондарев с сухопутного фронта отзывается в ВМФ и в сентябре 1944 г. попадает на ТЩ-… (дырка в тексте – С.Ш.). Краснофлотец Бондарев быстро и отлично осваивает новую для него технику, что сказалось в тяжелых арктических походах. При атаке ПЛ противника 24 октября в северной части Белого моря т. Бондарев стоял на руле, четко и быстро выполняя команды, т. Бондарев проявил выдержку и мужество, а также показал насколько быстро освоил вверенную ему технику. В результате атаки, ПЛ противника была потоплена и спасен большой головной транспорт, на которой выходила в атаку ПЛ. Такое же мужество и отвагу тов. Бондарев проявил в операции в Карском море при конвоировании ледоколов «И. Сталин», «Северный ветер» с 14 по 23 ноября 1944 г. При отражении атак ПЛ противника, которые дважды пытались с курсового угла [атаковать] ТЩ-116 к ледоколам (?), тов. Бондарев четко выполнял команды на руле, и атаки ПЛ противника были безуспешны.
За отвагу и мужество, проявленные при потоплении ПЛ противника и при отражении атак ПЛ противника при конвоировании ледоколов флота, представляю тов. Бондарева к правительственной награде – ордену Отечественной войны II степени.

Командир ТЩ-116 капитан-лейтенант Бабанов
6 декабря 1944 г.


Приказ.

 01-к.jpg
 05.jpg
 12-к.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард


Вернуться в Поиск: участники конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения