Рашев Зосима Семенович

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Рашев Зосима Семенович

Сообщение Сергей Шулинин » 26 Апрель 2011 19:58

Информация из ОБД «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru):


Донесение о безвозвратных потерях исх 0282 от 02.09.1944 (ЦВМА, Ф. 3303, О. 21874, Д. 2).

 25.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Рашев Зосима Семенович

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Март 2012 09:34

Сначала пришло сообщение о том, что З.С. Рашев жил в Выборге. И понеслось. Не буду рассказывать о всех тонкостях поиска. Хочу выразить слова благодарности главному редактору газеты "Выборг" Ирине Ивановой, корреспонденту Юлии Подскребаевой и Олегу Казакову.

По следам поиска «Поверки»

Путь к причалу

 Изображение 006.jpg
В 11-м выпуске «Поверки» была опубликована статья «О них сложила новину Марфа Крюкова». Она заканчивалась словами: «Надеемся узнать что-либо с помощью земляков и о судьбе моряка-помора Зосимы Рашева». И земляки откликнулись. Выяснилось, что многие в Архангельске знают героя военной новины известной северной сказительницы, а кое-кто и плавал под началом Зосимы Семеновича. Сообщили нам и адрес Рашева – город Выборг, ул. Вокзальная, 11, кв.24. Вскоре из Выборга в Архангельск пришло письмо от Зосимы Семеновича. Вот что рассказал он сам.
Родина моя не Патракеевка, а бывший Черевковский район. Отец мой умер рано, и еще мальчишкой я ушел с товарищем зимой в Архангельск.
Стал искать работу. Однажды на рынке мне повстречалась женщина из Патракеевки, жена бывшего капитана Ильи Васильевича Буркова. Она сказала, что есть работа в их деревне, спросила, что я умею делать. Я ответил- – и косить, и боронить, и дрова рубить. Три года прожил я в Патракеевке, в деревне Наволок. Иван Васильевич на рыбалке, на сено косе много рассказывал мне о море и советовал стать моряком.
В 1929 году по комсомольскому набору стал я матросом, потом учился на лоцмана. А когда уже был командиром лоцманской службы в Архангельске, И. В. Бурков частенько заходил ко мне, и я принимал его как отца. Поэтому-то многие и считали, что я из Патракеевки. Так сказала в своей новине и Марфа Семеновна Крюкова.
Первым орденом Красного Знамени я был награжден за выполнение заданий командования в период войны с белофиннами. В начале войны с фашистами принял тральщик ТЩ-53. В конвое, при тралении мин, в дозоре мы часто были вместе с П. Задоримым и А. Романовым, которые командовали ТЩ-58 и ТЩ-59. В 1942 году в районе Поноя, когда мы шли в Архангельск, я принял от Романова семафор: «В таком-то районе сделал вынужденную посадку наш гидросамолет». Пошел на поиск. Самолет ветром и течением несло в Мезенский залив. Мы взяли его на буксир. От высокой волны завели самолет в укрытие за остров Моржовец. Стали на якорь. Летчики устранили не исправности в двигателе и взлетели, помахав нам крыльями.
Второй схожий случай произошел в июне 1942 года, когда нам в районе Новой Земли привелось транспортировать гидросамолет Героя Советского Союза И. Мазурука. Тогда несколько тральщиков и пароход «Диксон» оказывали помощь выскочившему на отмель у полуострова Гусиная Земля американскому транспорту. Сюда же прилетели два гидросамолета во главе с Мазуруком. Один доставил американского военного представителя, другой вел наблюдена за шнырявшими в этом районе фашистскими подлодками. Усилился ветер, и первый самолет не мог взлететь. Что делать? Нужно попытаться завести его в укрытую бухту. На карте глубины и опасности бухты не указаны. Взял наш тральщик самолет на буксир. Когда зашли за мыс, волна сила меньше. Для замера глубины спустили шлюпку, так и шли за ней. Проверили вдоль берега, безопасен ли этот участок для взлета. Гидросамолет поднялся в воздух и долго сопровождал нас. Транспорты были благополучно отконвоированы в Архангельск.
За выполнение заданий командования, участие в конвоях, за проводку транспортов и ледоколов через минные поля противника (мы провели 70 судов) я был награжден вторым орденом Красного Знаме¬ни и двумя орденами Отечественной войны II степени. Орден Красной Звезды получил за оказание помощи терпевшим бедствие судам и снятие с мели в проливе Югорский Шар транспорта «Нарьян-Мар». О буксировке этого судна рассказывается в фильме «Путь к причалу». Сценарий фильма написал наш бывший штурман, ныне известный писатель Виктор Конецкий. В фильме мои инициалы присвоены боцману Россомахе. Его настоящая фамилия Павел Россомахин. Последнее время он работал на Бобровской запани.
Я же с 1962 года работаю на Выборгском судостроительном заводе.
В 1946 году мы с матросами были в Зимней Золотице у Марфы Семеновны Крюковой. Помогли сельчанам на сенокосе. Крюкова рассказывала морякам о 33 богатырях, а меня называла Зосимушкой. Еще раз были мы в гостях у знаменитой северной сказительницы спустя пять лет, когда проходили мимо Золотицы. Команда тогда решила навестить Марфу Семеновну. Встреча была славной и сердечной.
Вот, пожалуй, и все. Передаю горячие приветы моим землякам - северянам, особенно тем, с кем хлебнули лиха в суровую военную годину.
Ваш Зосима Рашев.

На снимке: 3. С. Рашев (фото 1943 года).


Как с минами поморы воевали. Огненные годы

 Изображение 007.jpg

 Изображение 009.jpg
«Про Зосима Рашева – беломорского богатыря» – так называлась новина известной северной сказительницы М. С. Крюковой, напечатанная в газете «Большевистская путина» 5 августа 1943 года.
Герой ее – помор Зосима Семенович Рашев, кавалер орденов Красного Знамени, Оте-чественной войны и других наград, в тревожные первые месяцы войны занимался особой важности... путиной. По просьбе «Поверки» он сегодня рассказывает об этом.

Война меня захватила в Ленинграде: был там на переподготовке штурманов и командиров кораблей. Нас сразу же направили в Архангельск. Здесь вскоре была сформирована Беломорская военная флотилия. Из гражданских судов стали создаваться дивизионы военных тральщиков, сторожевых кораблей, минных заградителей и группы санитарных судов.
3 июля 41-го года я принял ТЩ-47, а Николай Голубенцев – ТЩ-46. Это бывшие северолесовские буксиры переоборудованные в минные тральщики. Кроме них, в наш дивизион вошли еще четыре речных тральщика. Командиром дивизиона назначили кадрового офицера Степаньяна. Остальных флагманских специалистов и весь личный состав кораблей г призвали из запаса. Это были люди с большим практическим и жизненным опытом. Например, флагманский штурман дивизиона Миронов – бывший капитан Архангельского морского порта. Флагманский механик Григорьев – бывший директор Архангельского морского техникума. Старпом ТЩ-47 Лукичев – помор из Лямцы, хороший моряк, несколько лет плавал штурманом. Комиссаром ТЩ-47 был Панов из Котласа. Он в совершенстве знал связь, минное дело, все тральное вооружение и организацию корабля. Механиком – Копылов из Соломбалы. Кроме своей специальности он хорошо знал артиллерию, пулеметы.
К моему прибытию вся военная техника ТЩ-47 была изучена, организация отработана. В такой же готовности был и ТЩ-46. К этому же, примерно, времени вошло в строй и санитарное судно «Воронеж». Мы обеспечивали его переход в Кандалакшу и обратно в Архангельск с ранеными. Июль и август наша «двойка» конвоировала суда в Онежский, Кандалакшский, Ме-зенский заливы и на восток, за Канин Нос.
В сентябре 41-го года была создана бригада траления. С Кольского залива пришли еще четыре корабля. Они и наша «двойка» вошли в первый дивизион тральщиков. Командовал им старший лейтенант Кукор.
Осенью начались шторма. В горле Белого моря появились плавающие в полузатопленном состоянии мины. Шторма и сильные течения разрушали минрепы – стальные тросы, которыми крепятся мины к якорям. Перед личным составом ТЩ-46 и ТЩ-47 командование поставило задачу: вести борьбу по уничтожению плавающих и выброшенных на берег мин.
В середине сентября в северной части Белого моря погибли СКР-70 и РТ-8. На поиски их были направлены наши тральщики. Несколько суток мы ходили, но даже каких-либо плавающих предметов с этих кораблей не обнаружили. В районе Данилова, Воронова и Моржевца уничтожили три плавающие мины. Суда, видимо, погибли от таких «пришельцев». В это же время от мины, выброшенной на берег в Мезенском заливе, погибло несколько колхозников – стали отсоединять стальной трос от мины и все, за исключением одного человека, подорвались.
Самое трудное и сложное боевое задание пришлось выполнять ТЩ-46 и ТЩ-47 в октябре–ноябре 41-го года: борьба с минами в Мезенском заливе.
Для уничтожения мин на берегу одна группа минеров шла по берегу от маяка Конушин в сторону Мезени, а другая – во главе с комиссаром Пановым – шла им навстречу от маяка Воронова. Погода в этот период всегда стоит штормовая, холод, дождь со снегом. Населенные пункты редки. И группа, выезжая на берег, брала с собой продукты не менее, чем на трое суток, а подрывных патронов – сколько могли унести. Из-за ураганов группы иногда возвращались на корабли суток через пять – мокрые, голодные, усталые. Отдохнув за ночь, утром снова шли на берег. Было и так, что волной мину катает возле берега, она не рвется, и приходилось ждать до трех суток, пока ее не выбросит на берег.
Мы очень были благодарны населению поселков Семжа, Койда и рыбакам-колхозникам реки Кулой. Они оказали большую помощь в уничтожении мин: везли наших людей вдоль побережья на лошадях или на своих поморских карбасах. Таким образом группы прошли не одну сотню километров и уничтожили десятки мин.
Личный же состав «двойки» уничтожал мины на воде в тихую погоду. Из шлюпки подрывали патронами или же чаще всего расстреливали прямой наводкой из 45-миллиметровых орудий.
За три месяца – с сентября по ноябрь 41-го – личный состав наших двух тральщиков уничтожил около ста мин. Вот такой был «улов» в ту военную путину. Я сейчас живу в Выборге, а Николай Голубенцев – в Архангельске. Об этом я узнал, находясь в Архангельской глазной клинике, где мне сделали операцию.

3. РАШЕВ.
Бывший командир ТЩ-47 Беломорской военной флотилии.
На снимках: 3. Рашев (слева) и Н. Голубенцев.



В связи со встречами Дедов Морозов просмотрел письмо в своей почте и поздно спохватился с редактурой статьи. Поэтому часть вины на упущения фактологического характера лежит и на мне.

http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&nu ... %E0#i24565

В Ленинграде лето в самом цвете. В Карском море в это время льды
"Добрый час, Анчик!
Ну как, хорошо ли ты доехала домой и как себя вели Вовик и Люба? Наверно, очень обрадовались, когда ты пришла, а мне теперь долго не бывать дома. Поцелуй их за меня. Передай, чтобы Вова тебя слушал и ждал папу. Аня, мы отходим в 5 час. утра, посылаю письмо с отходом последнего катера от нашего борта. …Жди первую весточку от меня с первого становища телеграммой дней через 10-15. Ну не скучай, ожидай меня, будет скучновато, как тебе, также и мне, но делать нечего, береги себя и ребятишек. Крепко целую тебя, Вову, Любочку, пущай маму слушаются.
7/VIII-44 г. Привет, твой Леня. Целую.
Ушли в море 8/VIII- 9 ч. Утра.
Счастливый путь!"

Не знал автор вышеприведённого письма, что суждено ему и его товарищам стать свидетелями и участниками крупнейшей катастрофы военного времени в Арктике…
Многим кажется, что русский Север был далёк от линии фронта и находился в глубоком тылу. Но это не так: северные моря были окрашены горем кровавых сороковых годов, там грохотали взрывы, корабли подрывались на фашистских минах и торпедах.
На Московской конференции 29 сентября - 1 октября 1941 года СССР, Великобритания и США заключили соглашение о взаимных поставках. Самые короткие пути в СССР через Чёрное и Балтийское моря были блокированы противником. Оставались только пути: северный, тихоокеанский и иранский. Самым коротким из доступных был путь из Великобритании вокруг оккупированной немцами Норвегии, составлявший 1800-2000 миль, на преодоление которых требовалось 10-14 суток. Между британским и советским Северным флотом были поделены зоны ответственности, граница которых проходила в Баренцевом море. В своей зоне ответственности флот СССР должен был вести разведку кромки арктического льда, разведку аэродромов, поиск и уничтожение подводных лодок противника и обеспечивать встречу конвоя - временного формирования из торговых, вспомогательных судов и кораблей охраны для обеспечения безопасности перехода транспортов морем.
Одним из таких конвоев был PQ-17, печально знаменитый большими потерями. PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Германские ВМС провели операцию Rosselsprung ("Ход конём"), нанеся совместный удар по PQ-17 силами надводных кораблей, подлодок и авиации. В результате 22 транспорта и 2 судна из состава конвоя были потоплены. Эти трагические события описаны в романе Валентина Пикуля "Реквием каравану PQ-17".
Среди уцелевших кораблей был транспортный пароход Ironclad, построенный в г. Честер (США, штат Филадельфия). Американцы передали это судно СССР, и в конце марта 1943 г. оно вошло в состав Северного государственного морского пароходства уже под новым именем "Марина Раскова" в честь недавно погибшей лётчицы, Героя Советского Союза, участницы знаменитого перелёта Москва - Дальний Восток на самолёте "Родина" в 1938 году.
21 июля 1944 года "Марина Раскова" встал под загрузку, чтобы принять несколько тысяч тонн различных грузов и несколько сот пассажиров для доставки в Диксон. Далее пароход направлялся на полярные станции моря Лаптевых и Карского для смены зимовщиков и снабжения их топливом, снаряжением и продовольствием. Груз был разный - от строительных материалов и оборудования до запасов муки, бланков метеорологических наблюдений, живых коров и свиней - около 6000 тонн. На борту парохода находилось 55 членов экипажа во главе с капитаном В.А. Демидовым и 354 пассажира, в том числе 124 женщины и 16 детей (семьи зимовщиков и военнослужащих). "Марина Раскова" был снабжён достаточным количеством спасательных средств. Кроме 4 шлюпок имелись 4 надувных плота и вместительные деревянные кунгасы (парусно-гребное судно, на котором на Дальнем Востоке перевозят рыбу, соль, уголь и т.д.).
Пароход сопровождали три тральщика американской постройки серии АМ - Т-114, Т-116, Т-118. Корабли такого типа моряки называли "амиками". Эти тральщики занимались не только тралением мин, но и конвоированием транспортов союзников и наших, поиском и уничтожением подводных лодок. Для всего этого они были неплохо вооружены, надолго запасались горючим, имели свои опреснители воды, пекарни и так далее. То есть годились для автономного плавания.
Итак, небольшой конвой "Белое море - Диксон № 5" (БД-5) 8 августа вышел из Архангельска. Погода благоприятствовала переходу: небо безоблачное, видимость хорошая. Примерно в это же время германское командование направило "подводную стаю" "Грайф" для действий в Карском море. Подлодки заняли позиции в основных узлах морских путей - восточнее новоземельских проливов и в районе Диксона. Вскоре одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья, по всему Северному морскому пути были приняты меры предосторожности. К сожалению, их оказалось недостаточно: немецкая субмарина U-365 обнаружила и атаковала конвой БД-5.
Вечером 12 августа во время ужина на пароходе "Марина Раскова" с правого борта раздался взрыв. Положение конвоя БД-5 в этот момент было таким: впереди "Марины Расковой" находился тральщик Т-118, с правого борта - Т-116 и с левого - Т-114. Взрывом были выведены из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки на правом борту оказались разрушенными. Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находившиеся в трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. "Марина Раскова" дал крен.
Тральщики после взрыва развернулись и направились на помощь транспорту. Когда Т-118 подходил к пароходу, он тоже был взорван, после чего быстро затонул. Почти три часа продолжалась спасательная операция, в результате которой на борту Т-114 оказалось 200 эвакуированных с "Марины Расковой" (в том числе все женщины и дети) и спасенные с Т-118. Погода ухудшалась, усилился северо-восточный ветер, начало штормить. Пароход всё больше погружался в воду. В первом часу ночи 13 августа Т-114 был подорван, и спустя четыре минуты затонул. К месту гибели Т-114 подошёл катер с Т-116, но из воды подняли только 26 человек. В числе спасённых не было ни одного пассажира с "Марины Расковой". Погиб и командир конвоя, капитан 1 ранга Шмелёв.
Вслед за взрывом на Т-114 командир Т-116 решил уйти, спасти тральщик и находившихся в нём людей. Катер с Т-116, ведший на буксире кунгас со второй партией спасённых пассажиров, обрубил буксирный канат, оставил кунгас, а сам направился к Т-116, который в это время уже дал ход. Кунгас с людьми унесло в открытое море.
Подводная лодка новым залпом потопила покинутый людьми транспорт "Марина Раскова", всплыла и, пройдя мимо шлюпок, ушла догонять Т-116. Но он имел небольшое преимущество во времени, и лодка его, к счастью, не обнаружила. В море осталось более 150 человек, разместившихся на трёх шлюпках-вельботах, кунгасе и моторном катере с Т-114.
Поиски людей из конвоя БД-5 с участием кораблей и самолётов продолжались до 3 сентября. Из 636 человек, находившихся на борту потопленных судов, удалось спасти 259 человек (186 человек - на Т-116, 73 человека - самолётами). Погибло 377 человек, в том числе 107 женщин и все дети. А подводная лодка U-365 нашла свою гибель через несколько месяцев у острова Ян Майен, где её потопила британская авиация…
Когда читаешь хронологию тех страшных часов из отчёта начальнику Главной морской инспекции с пометкой "секретно", перед глазами встаёт трагедия, сравнимая с крушением "Титаника": паника, крики женщин и детей, холодная вода, мужество моряков, ошибочные решения, предательство, угасающая надежда, оцепеневшие от ужаса люди в шлюпках, провожающие взглядами всплывшую подводную лодку… Память об этой трагедии жива и по сей день, Карское море хранит затонувшие суда конвоя БД-5 и много вопросов остаётся без ответа. В 2009 году общественная организация обдорских краеведов "Родник" (Салехард) и региональная общественная организация "Полярный конвой" (Санкт-Петербург) организовали поход к месту гибели конвоя. Эта операция получила название "Карская экспедиция-2009". Одной из задач экспедиции был сбор подробной информации об истории конвоя. Организаторы и добровольные помощники разыскивали участников конвоя БД-5 или их родственников. Найдены родственники девяноста участников конвоя. Удалось разыскать и пятерых очевидцев тех трагических событий, но поиск ещё не окончен.
Несколько недель назад в нашей редакции раздался звонок. Сергей Шулинин, журналист, краевед, один из инициаторов и организаторов экспедиции напомнил нам, что много лет в Выборге жил один из тех, кто сам уцелел и руководил спасением других: 16-17 августа 1944 года в проливе Малыгина лётчики сняли 29 человек с катера с Т-114, которым командовал капитан-лейтенант Зосима Семёнович Рашев.

Юлия Подскребаева

(Окончание в следующем номере выходного дня)


http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&nu ... %E0#i24659

Его бы именем корабль назвать

…Зосима Рашев родился в 1910 году в деревне под Архангельском, был одним из двойни - Савватий и Зосима были названы в честь соловецких чудотворцев. Брат умер в раннем возрасте от кори, а Зосиму выходил сельский священник. За это мальчик должен был пойти послушником в Соловецкий монастырь. Но грянула октябрьская революция, и церковной "карьере" Зосимы пришёл конец. Отец в том же году умер, а Зосима, прожив с матерью до 14 лет, ушёл на заработки в Архангельск, откуда и пролегла его дорога к морю. В 1929-м стал матросом по комсомольскому набору, потом поступил в лоцманское училище Архангельска, работал лоцманом, помощником командира лоцманской службы, а затем и командиром – головокружительная карьера, не правда ли? Два года был слушателем Академии водного транспорта в Ленинграде, но кончить её не смог – началась Зимняя война, академия закрылась, а Зосима, уйдя добровольцем на фронт, в составе специального диверсионного отряда РККА выполнял задания в тылу врага. За это был награждён первым орденом Красного знамени (этот орден в Финскую получили единицы). В начале войны с фашистами принял к командованию тральщик Беломорской военной флотилии, и началась военная служба. Много раз смерть была рядом – 70 судов провёл Зосима Семёнович через минные поля, участвовал и в конвое PQ-17. За эти заслуги был награждён двумя орденами Отечественной войны II степени и вторым орденом Красного знамени. Уже после войны получил орден Красной звезды за снятие с мели транспорта "Нарьян-Мар" в проливе Югорский Шар. О буксировке этого судна рассказывается в фильме "Путь к причалу", снятом Георгием Данелией по одноимённому роману известного писателя-мариниста Виктора Конецкого, служившего у Зосимы Рашева штурманом. Конецкий сделал своего капитана прототипом боцмана Зосимы Росомахи. "Про Зосиму Рашева – беломорского богатыря" сложила новину известная северная сказительница Марфа Крюкова, рассказав о том, как в 1942 году три военных тральщика провели в Белом море буксировку советского гидросамолёта, совершившего вынужденную посадку на воду. Да, недаром ещё при жизни Зосиму звали человеком из легенды. Он, дитя огненных лет, был убеждённым коммунистом, считал, что Октябрьская революция дала ему всё. Да так оно и было…
О том, как складывалась жизнь Зосимы Семёновича после войны, и как он попал в наш город, рассказала нам его дочь – известный в Выборге врач-кардиолог Марина ПеТрова (кстати, назвали её так тоже в честь Марины Расковой):
- Родители мои познакомились ещё до войны, в доме отдыха. Семейная легенда гласит, что отец спас маму, когда она тонула. Вместе родители прожили больше 50 лет. Нас, детей, в семье трое – старший брат родился во время войны, сестра – сразу после. Всю войну семья жила в Архангельске, а в 1953 году мы переехали в Мурманск, где и жили до 1962 года. Всё это время отец плавал на военных кораблях – сначала в аварийно-спасательной службе, потом командовал танкером "Волхов" - поэтому видели мы его редко. Папа всегда носил военную форму. Куда бы мы ни приехали в отпуск, он должен был доложить о прибытии. И всегда его отзывали на службу раньше срока. Конечно, времени заниматься с нами у него не было. Но зато, сойдя на берег, он сразу шёл покупать подарки – никогда не возвращался с пустыми руками. Помню, всегда покупал горький шоколад "Золотой якорь". Когда папа бывал дома, в 14.00 семья обязательно собиралась за общим столом. Каждый год на танкере "Волхов" отмечали день рождения корабля. Для взрослых был банкет, а нам, детям, разрешали везде лазать, кормили макаронами по-флотски - вот это было удовольствие! Авторитет родителей для нас был абсолютным. Конечно, отец был главой семьи, а мама – тихой и незаметной, но при этом папа очень уважал её и оберегал и нас учил тому же. Когда мама спала, все ходили на цыпочках, одного взгляда ей было достаточно, чтобы усмирить отцовский нрав. Если на корабле он был достаточно суровым, жёстким, то дома становился совсем другим. Мы никогда не были свидетелями конфликтов между родителями. Папа любил повторять: "Как это можно – унижать человека?". Уважение к людям было его кредо. При этом был душой компании, анекдоты из него сыпались, как из рога изобилия. У нас был очень радушный, тёплый дом, всегда кто-нибудь из родственников гостил.
В 1961 году отец демобилизовался и как капитан приёмной команды приехал в Выборг, на судостроительный завод принимать танкер "Терек". Через год плавания на "Тереке" в Мурманске отца пригласили на ВСЗ капитаном завода. Со сдаточной командой он водил построенные суда на приёмку в Таллинн, был председателем сначала заводского, а потом и выборгского совета ветеранов. К тому времени мы выросли, обзавелись семьями, а папа всё свободное время стал посвящать пяти внукам. У ВСЗ был профилакторий в Зимино (там снимали, кстати, сцену рыбалки в фильме "Зимняя вишня") - сохранившийся с финских времён дом и баня на маленьком островке. Там папа отдыхал, и все внуки были при нём. На заводе остров в шутку называли Зосимино, а папу – кормящим дедушкой. Один из внуков, сын старшего брата, пошёл по стопам деда – окончил училище им. Фрунзе и служит в Мурманске.
Умер папа в 1995 году, он тяжело болел, но до последнего дня был на ногах, ухаживал за больной мамой. Такая у него была сила воли. Мама пережила отца на 10 месяцев.

Юлия Подскребаева
(При подготовке статьи использованы публикации журнала "Ямальский меридиан")


Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

Рашев Зосима Семенович, спасен, капитан-лейтенант, резерв ОКОС БВФ, тральщик Т-114, бригада траления ГБ ОВР СФ.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Рашев Зосима Семенович

Сообщение Сергей Шулинин » 19 Март 2012 12:19

Контакты с родственниками установлены.
Вот такая легенда наш Зосима Семенович.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Рашев Зосима Семенович

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Июнь 2014 15:29

Наградные документы.
Информация из общедоступного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» http://www.podvignaroda.ru/

Орден Красного Знамени.
Наградной лист.

 01.jpg
 03.jpg
 02.jpg
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
Тов. Рашев Зосима Семенович, будучи командиром ТЩ-53, показал себя дисциплинированным, стойким, храбрым, беззаветно преданным партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине. Только в 1943 г. его корабль прошел 14000 миль за 7 месяцев, из них с тралом 1500 миль. Уничтожил 3 вражеские мины, отконвоировал 32 транспорта, не имея потерь как в людях, так и в судовом составе. В июле перевез 102-мм батарею и произвел выгрузку ее на мыс Городецкий, материальная часть была доставлена и выгружена без единого повреждения. В конце июля т. Рашев участвовал вместе с кораблем в подъеме затонувшего б/п «Северянин», заслугой его является то, что он как опытный моряк сумел применить свой опыт и знания для того, что бы буксирный пароход поставить на ровный киль, приспособив гини, ходовой лопарь которой выбирался лебедкой и ходом корабля, тов. Рашев смог маневрировать так, что не нарушил направление ходового лопаря.
В октябре 1943 г. при выполнении боевого задания по конвоированию транспорта «Громов» у последнего не хватило угля, при состоянии моря 6 баллов, ветра 7 баллов укрыться было негде, район опасный от ПЛ и авиации противника, т. Рашев смог взять на буксир и отбуксировал транспорт «Громов» в безопасное место. 9 мая 1944 г. т. Рашев, командую ТЩ-31, получил задание на перевоз зенитных батарей из ИВМБ в ГБ СФ. В районе Тюва-Губа подвергся нападению самолетов противника – 2 «Фокке-Вульфа» атаковали ТЩ-31 на бреющем полете, при атаке производился обстрел из пушек и пулеметов. Тов. Рашев стойко и выдержанно управлял кораблем, сумел от одного самолета уклониться и лишь второй самолет сбросил бомбу, попав в ТЩ-31. Тов. Рашев, будучи раненым в голову, продолжал оставаться на ГКП и управлять кораблем. Зная безнадежное положение на спасение корабля, тов. Рашев своим спокойствием и выдержанностью, пренебрегая жизнью, вселил уверенность своим подчиненным и даже пассажирам, обеспечил организованность при спасении личного состава. Из 140 человек спас 77 человек. Тов. Рашев сошел с корабля последним после того, как корабль повернулся на борт.
За исключительно четкое выполнение заданий командования, за храбрость и мужество, проявленные в бою с немецкими захватчиками 9 мая 1944 г., за организованное спасение личного состава при гибели ТЩ-31 ходатайствую о награждении капитан-лейтенанта Рашева Зосима Семеновича орденом Красного Знамени.

Командир 1 ДТЩ капитан-лейтенант Румянцев
16.05.1944 г.


Приказ.

 01.jpg
 04-к.jpg



Орден Отечественной войны II степени.
Наградной лист.

 01.jpg
 02.jpg
 03.jpg
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
Морально и политически устойчив. Предан большевистской партии и Советскому правительству. Дисциплинирован. Обладает большим практическим опытом по управлению кораблем. Боевой подготовкой и личным составом руководит умело. В боевой и сложной обстановке не теряется, действует решительно и смело. За время Отечественной войны с немецким фашизмом ст. лейтенант Рашев прекрасно служил общему делу, нашей Социалистической Родине, показав при этом высокие образцы мужества твердого, настойчивого выполнения боевых заданий командования.
В 1941 г., командуя ТЩ-47, ст. лейтенант Рашев проделал большую и сложную работу: свыше 2500 миль пройдено с тралом, уничтожено 57 плавающих и выброшенных на берег отечественных мин, отконвоировано 14 транспортов, причем все задания выполнены на «отлично».
В 1942 г., командуя ТЩ-53, ст. лейтенант Рашев прекрасно справился со всеми боевыми задачами, стоящими перед кораблем. За год войны корабль под руководством тов. Рашева прошел около 14000 миль, из них свыше 5000 миль при конвоировании и 1182 мили пройдено с тралами, 26 суток находился в дозоре, отконвоировал 43 транспорта, 23 транспорта провел за тралами и выполнил целый ряд спецзаданий по перевозке грузов, вооружения и т.п.
При выполнении боевых заданий ст. лейтенанту Рашеву пришлось встретиться с большими трудностями чисто морского характера, а также с воздействием противника: два раза ст. лейтенант Рашев выходил в атаку на подводную лодку противника и два раза отражал атаки самолетов противника. При отражении атак самолетов противника на транспорты союзного конвоя 20 сентября 1942 г. был сбит самолет противника прямым попаданием. В тяжелых метеорологических условиях, при наличии сложности задания, ст. лейтенант Рашев отлично выполнил боевое задание по перевозке 580 ящиков артиллерийского боезапаса с мыса Конушин на мыс Канин Нос. Прекрасную морскую выучку, высокую твердость и хорошую смекалку проявил ст. лейтенант Рашев при конвоировании 10 сентября 1942 г. транспорта «Обь» в 9-бальный шторм. Транспорт, не слушаясь руля, последовательно тащило к берегу, ст. лейтенант Рашев, ясно представляя невозможность подать буксир, применил следующий способ: прикрывая наветренную носовую скулу транспорта от волны и ветра своим кораблем, идя от транспорта на расстоянии 15–20 метров в течение двух часов, ст. лейтенант Рашев достиг постепенного отхода транспорта от берега. Транспорт был спасен.
За успешное выполнение боевых заданий и проявление при этом мужество и отвагу ст. лейтенант Рашев заслуживает и достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны II степени.

Командир бригады траления БВФ капитан 1 ранга Белов
21 января 1943 г.


Приказ.

 01.jpg
 06-к.jpg



Орден Отечественной войны II степени.
Наградной лист.

 01.jpg
 02.jpg
 03.jpg
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
Организовал и подготовил корабли, технические средства и личный состав спасательного отряда на досрочное выполнение заданий командования по подъему транспорта «Комсомольск» (водоизмещением 6428 тонн), возвращению его в базу и подготовке к быстрейшему вводу в строй.
Благодаря мужеству и решительности личного состава и лично капитан-лейтенанта Рашева, в сложных метеорологических условиях, без достаточного материально-технического обеспечения, сочетая расчет с разумным риском, при безотказной работе аварийно-спасательных агрегатов транспорт был поднят на два месяца раньше срока, и участвующие корабли СФ были освобождены […] для обеспечения боевых действий флота.
За умелую и четкую работу, обеспечивающую успешное выполнение боевого задания командования, достоин награждения орденом Отечественной войны II степени.

Начальник аварийно-спасательной службы СФ капитан 2 ранга Георги
23 апреля 1945 г.


Приказ.

 01-к.jpg
 05.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард


Вернуться в Поиск: участники конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения