Фото из архива семьи Авалян. Я считаю – уникальные фотографии.
Надпись на обороте фотографии: «Потопили немецкую ПЛ у о. Диксона. … .ТЩ-116 типа Амик. КСФ с 9 июля по 10 октября 1944. Боевое плавание курсанта Аваляна Э.Г. – курсантом ВВМИОЛУ им. Дзержинского».
Надпись на обороте фотографии: «На память Диме от Васьки. Карское море, о. Ди» [ксон подразумевается]. Как пояснил Валерий Авалян, что Димой называли его отца.
Надпись на фото: губа Белушья 28.7.44 ТЩ-116.
Скан 64 страницы специального выпуска альманаха «Тайфун»
Цитата: «…В декабре 1961 г. Министр обороны маршал Р.Я. Малиновский утвердил ТТЗ на проектирование опытной комплексно-автоматизированной скоростной АЛЛ пр. 705. Это ТТЗ было разработано 1-м ЦНИИ МО с участием всех отраслевых институтов ВМФ. Затем его рассмотрел ГУК ВМФ, согласовав со всеми центральными управлениями, ТТЗ прошло рассмотрение на специальном совещании у ГК ВМФ, и только после этого его доложили Министру обороны.
Очень серьезная часть работы по согласованию ТТЗ, стыковке различных точек зрения, поискам компромиссных формулировок была проделана старшим офицером ГУК Э.Г. Аваляном. Хороший инженер, аккуратный до педантичности, он всегда работал в тесном контакте с конструкторами, строителями, работниками министерств и ведомств, со специалистами управлений и НИИ ВМФ. Его положительное влияние на ход дел, в процессе проектирования и строительства корабля велико и несомненно».
На странице размещена фотография старшего инженера ГУК ВМФ Э.Г. Аваляна.
Выходные данные альманаха.
Цитата: «Б.В.Григорьев. Корабль, опередивший время. История проектирования, создания и эксплуатации атомных подводных лодок проекта 705 (705К). – Санкт-Петербург.: "Тайфун", 2003. - 208 с, ил.
История создания атомных подводных лодок пр.705 (705К) полна драматичных страниц, неожиданных поворотов и нестандартных решений. Благодаря гению отечественных конструкторов, энергии и патриотизму российских инженеров, конструкторов, строителей и офицеров ВМФ удалось создать, успешно эксплуатировать атомные подводные лодки, намного превзошедшие иностранные и отечественные достижения в области подводного кораблестроения. О том, как это было данное издание.
Труд создан на основе документов, материалов и воспоминаний, значительная часть которых долгое время была закрыта для широкого круга исследователей.
Издание рассчитано на специалистов и любителей истории отечественного флота».
Книга является библиографической редкостью. Будет время, напишу по тому адресу, что указан в выходных данных. Хотя верится, что форумчане меня опередят.
Как пояснил Валерий Авалян именно за эти работы отцу и была присуждена Государственная премия СССР.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.