Вондрухов Иван Демьянович

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вондрухов Иван Демьянович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Декабрь 2008 00:21

Фото Вондрухова Ивана Демьяновича.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Вондрухов Иван Демьянович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Декабрь 2008 00:29

Рапорт третьего штурмана п/х «Марина Раскова» И.Д. Вондрухова начальнику Севгосморпароходства о гибели парохода. 14 октября 1944 г.


Настоящим сообщаю, что при следовании п/х «Марина Раскова» из Архангельска к о-ву Диксон, после смены курса у о-ва Белого к последнему (о чем велись разговоры за ужином в кают-компании), в 19 час. 50 мин. 12 августа с/г перед моим выходом на вахту произошел сильный взрыв в средней части судна, силой которого были подброшена мебель и выведено из строя освещение в жилых помещениях ком-ва (комсостава – Т.С.), в частности и в моей каюте, где я в этот момент находился. Поднявшись в рулевую рубку, я нашел весь палубный комсостав уже в ней, и капитаном отдавалось приказание об определении повреждения от взрыва, мне лично было приказано хранить секретные документы, находившиеся в чемодане в рубке и уложить туда же карту, по которой шли и вахтенный журнал, что мною и выполнено было. Затем обнаружилось, что два котла в котельном отделении силой взрыва из строя выведены, отмечается поступление воды через переборку трюма № 3 в котельное отделение. Сделанные замеры воды в трюмах показали в № 2 восемь метров и № 3 три метра. Разбита спасательная шлюпка № 1 и повреждена шлюпка № 3. Начавшаяся паника среди пассажиров в трюме № 3 была остановлена разъяснением отсутствия опасности судну, со ссылкой на взрыв котла. Само судно хода не имело. Как сопровождавшие нас, тральщики начали подходить к п/х «М. Раскова» головной 118 (АМ-118 – Т.С.) с носа, справа 114 (АМ-114 – Т.С.) и с левого борта 116 (АМ-116 – Т.С.), на запрос которых «в чем дело?» капитаном было сообщено: «Взрыв в районе второго и третьего трюма». В этот же момент, в расстоянии около одного кабельтова от п/х «М. Раскова», произошел взрыв на подходящем тральщике 118, который начал погружаться кормой, а через несколько минут последовало на нем же еще несколько взрывов, по-видимому, от его собственных глубинных бомб и тральщик 118 быстро погрузился в воду. Подходившие к п/х «М. Раскова» тральщики 114 и 116, развернувшись, ушли в обратном направлении.


У всех почему то сложилось мнение, что суда попали на минное поле, в силу чего капитаном Демидовым было дано распоряжение в машину «Дать задний ход», – чтоб отойти от тральщика 118, куда дрейфовал п/х «М. Раскова». Затем капитаном было дано распоряжение старпому завести пластырь, а 4-му штурману приготовить буксир с носу, что и было выполнено силами команды и военных моряков-пассажиров, привлеченных к этому распоряжением капитана, и второго помощника. В машину (машинное отделение – Т.С.) дано приказание приступить к откачке воды из затопляемых помещений, что так же было выполнено. Спустя минут 40-50 из машины сообщили, что поступающая вода в котельное отделение начала заливать топки котла и испрашивалось разрешение капитана на прекращение паров. Капитаном это разрешение было дано, а машинной команде приказано выйти на палубу для оказания помощи при посадке пассажиров в шлюпки, т.к. не имея больше водоотливных средств, капитаном было отдано распоряжение спустить все спасательные средства на воду и начать посадку в шлюпки женщин с детьми. После посадки женщин шлюпки № 2-4 от борта отошли и направились к тральщику 114. Одновременно были даны сигналы красными ракетами для привлечения внимания тральщиков, т.к. флажной связи из-за сумерек и отдаленности тральщиков на 1,5–2 мили установить не представлялось возможным, а световая связь не могла быть использована из-за отсутствия электрического освещения на судне. Затем были спущены плоты (находившиеся в грузе), два кунгаса и карбас, а так же мелкие шлюпки и начали посадку остальных пассажиров и команды. В это же время подошли катера и шлюпки с тральщиков 114, 116 и с их помощью часть шлюпок и кунгасов отбуксировывались к тральщикам, остальные следовали на веслах самостоятельно, в том числе и 4 плота пущенные по ветру в направлении 116 тральщика. Таким образом, часа через 4 все пассажиры и команда, – за исключением капитана, четырех его помощников, старшего механика и военного помощника и третьего механика, – с судна были сняты. Капитаном и оставшимся комсоставом было решено сойти с судна на шлюпку, принадлежавшую тральщику 116 и находившуюся с гребцами у борта, и идти к тральщику 116, чтоб договориться об отбуксировке п/х «М. Раскова» к берегу. Так как судно погружалось очень медленно, и такая возможность имелась (судно, погрузившись носовой частью до 25-26 фут, держалось на плаву вследствие находившейся в трюмах погруженной муки).

Отходя от борта п/х «М. Раскова» на шлюпке, мы услышали сильный взрыв на месте тральщика 114. Увидели большой столб дыма (самого тральщика со шлюпки, отходя от борта, мы уже не могли видеть) и вскоре же увидали шедшую от него судовую шлюпку № 4 под парусом к п/х «М. Раскова», по-видимому, чтоб еще забрать людей с п/х «М. Раскова». Капитан Демидов решил её дождаться и выяснить, что произошло со 114 тральщиком. Сблизившись со шлюпкой, капитан Демидов, старпом Меньшуткин, 2-й помощник Казимир, 4-й помощник Баганов, стармех Волочков и в/пом. (военный помощник – Т.С.) Веников начали пересаживаться в нее, я же и 3-й механик Радионов, в силу того, что капитаном не давалось никаких распоряжений на этот счет, оставались в шлюпке тральщика 116 (к тому же подошедшей волной шлюпки разъединило, и они разошлись). Затем шлюпка с капитаном, пересевшим с ним комсоставом и находившимися 4-5 гребцами в ней, направилась к борту п/х «М. Раскова». Находясь еще в шлюпке ТЩ-116, капитан вел разговор, что надо бы забрать секстант и хронометры и отдельные пожелания, произвести прощальный салют из орудия. Находясь в кабельтовых в 2-3 от п/х «М. Раскова», мы услыхали пулеметную очередь в воздух на мостике «М. Расковой», а вслед за ней взрыв с правого, надветренного борта ее и увидели бегущих в шлюпку людей. Затем шлюпка отошла от борта правее нас кабельтова на 2-3, и мы увидели второй взрыв на «М. Расковой». После чего судно, переломившись около мостика, быстро погрузилось в воду, а в след, за скрывшейся кормой, всплыла подводная лодка, которая разделила шлюпку с капитаном и нами и прошла между плавающими еще на воде плотами, кунгасом, катером тральщика 116, баркасом и шлюпкой № 3 с пассажирами п/х «М. Раскова» – в направлении к NO, никого не подбирая с них. К этому времени тральщик 116 от нас из виду уже скрылся, а усиливающийся ветер от NO заставил нас принимать меры к самоспасению.

Учитывая ненадежность шлюпки ТЩ-116, в случае шторма мы подошли к шлюпке № 3 с п/х «М. Раскова» куда пересаживались также люди с карбаса и в количестве 26 человек начали борьбу со штормом, дошедшим до 7-8 балов от NO и в течение 13-15 августа спускались по волнам и ветру на SW. За период 3 суток умерло на шлюпке от холода 3 человека из пассажиров (два человека умерли и их спустили за борт, а третий сошел с ума и сам выбросился за борт – Т.С.). Утром 16 августа на горизонте была замечена, казавшаяся в начале парусным судном, судовая шлюпка № 2, при сближении с ней мы обнаружили 2-х человек из числа команды тральщика 114: краснофлотцев Боброва и Воробьева. Имея шлюпку № 3, поврежденной еще при первом взрыве на «М. Расковой», мы решили пересесть в шлюпку № 2. Подняв паруса, взяли направление к полуострову Ямалу по компасу на О..t (в центре буква неразборчива – Т.С.). Через сутки ветер стих, и мы 1,5 суток двигались тем же курсом на веслах в три смены гребцов. Утром 18 августа в D= 72˚ 30” N и L 64˚ 05” ost нас в кол-ве 25 человек подобрал самолет летчика Козлова и доставил на о-в Диксон, где нас, вследствие обморожения ног, поместили для оказания помощи в базовый госпиталь.

Во время плавания в шлюпках №№ 2 и 3 мы имели запас продуктов из НЗ и дополнительно взятые продукты из запасов склада для питания пассажиров ГУСМП на судне, а именно: 2 ящика масла, ящик консервов-сосисок, ящик сгущенного молока и 8 полулитров спирта, но в шлюпках не оказалось пресной воды, по-видимому, из шлюпки № 3 она была снята при ремонте еще на судне, а в шлюпке № 2 , наверное, была разлита во время перевозки пассажиров, т.к. анкерок оказался пустой. Со своей стороны считаю необходимым опровергнуть разговоры и слухи о дезорганизации и паники во время взрыва на судне, как со стороны команды, так и среди пассажиров. Команда и пассажиры с судна были сняты на шлюпки и другие спасательные средства организованным порядком по приказанию капитана и под руководством его помощников, правда попытки мародерства и пьянства со стороны отдельных пассажиров были, как то: обшаривание кают и хищение спирта с целью выпивки, но они были ликвидированы комсоставом (так лично мной и 4-м помощником капитана был отобран спирт, изъятый из карманов 2 пассажиров и выброшенный за борт). Из числа команды в нетрезвом состоянии были замечены плотник Блинов, боцман Селянинов, радист-практикант Комаров, но и то в связи с их работой (когда они находились в мокрой одежде) для согревания. В части самого случая гибели п/х «М. Раскова» можно сказать, что со стороны судов охраны не было проявлено достаточной военной тактики, т.е. во время следования не соблюдался противолодочный зигзаг, сказалась растерянность и во время торпедирования – не было борьбы с подлодкой, поиска и бомбежки ее, торпедирование п/х «М. Раскова» и тральщика 118 было принято за взрыв на минном поле, в силу чего, как потом выяснилось, тральщик 114, чтоб его не дрейфовало на минном поле, встал на якорь.

31 августа, после оказания первой помощи, я был выписан из госпиталя и направлен уполномоченным ГСМП на о-ве Диксон, на п/х «С. Киров», т.к. других средств возвращения в Архангельск не было, и на нем доставлен в порт Игарка, откуда через Красноярск 11 сентября с.г. и прибыл в Архангельск в Ваше распоряжение.

3-й штурман п/х «М. Раскова» подпись (Вондрухов)
14.10.1944 г.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Вондрухов Иван Демьянович

Сообщение Сергей Шулинин » 26 Апрель 2011 06:54

Информация из ОБД «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru):


Донесение о безвозвратных потерях исх 0282 от 02.09.1944 (ЦВМА, Ф. 3303, О. 21874, Д. 2).

 16.jpg


 17.jpg


 28.jpg
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Вондрухов Иван Демьянович

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2013 17:14

Вондрухов Иван Демьянович, 3-й штурман (парторг) на пароходе «Марина Раскова»


12 августа в 19 часов 50 минут я готовился встать на вахту. В это время я услышал сильный взрыв, от которого у меня в каюте все перевернулось, судно закачалось. Я сразу побежал на мостик, где уже находился весь палубный командный состав.
Справа борта оказалось разбитой шлюпка № 7, на спардеке было выброшено несколько мешков с мукой и грузом. Судно начало садиться на нос.
По распоряжению капитана было замерено наличие воды в трюмах № 2 и 3, так как взрыв произошел в районе переборки этих трюмов. В трюме № 2 воды оказалось 8 метров и в трюме № 3 – 3 метра, обнаружилось просачивание воды в котельное отделение. Два котла были выведены взрывом из строя.
Через меня капитаном отдано распоряжение в машину откачивать из трюмов воду, старшему помощнику – завести пластырь и приготовить буксир с носа, так как судно замедлило дальнейшее погружение на нос вследствие муки, находившейся в трюмах, и подведенного пластыря.
В это же время сообщили из машины, что вода подходит к топкам последнего котла, и просили капитана о распоряжении выключить котел. Согласие капитана было дано команде, находящейся в машине. Вышли (члены машинной команды – С.Ш.) на палубу для оказания помощи по спасению пассажиров. Здесь же было дано распоряжение спустить на воду все спасательные средства и приступить к посадке в шлюпки женщин с детьми, которых после посадки в шлюпки начали доставлять на тральщик 114 (Т-114 – С.Ш.). Затем стали производить посадку остальных женщин и вообще всех пассажиров на карбазы (карбас – парусно-гребное транспортное судно среднего размера – С.Ш.), кунгасы, плоты (имевшиеся как груз на судне) и т.д. В течение 2-х часов все пассажиры и команда с судна были сняты, на судне оставались: капитан, ст. помощник, 2-й и 3-й и 4-й помощники, ст. механик и военный помощник.
Все снятые с судна были направлены на тральщики 114 и 116 (Т-114 и Т-116 – С.Ш.).
После этого командный состав, оставшийся на судне, в числе 8-ми человек высадился на шлюпку тральщика № 11, находившейся у борта специально для этой цели, и отошел от борта «Марины Расковой».
При отходе шлюпки от борта судна мы услыхали взрыв на месте на месте нахождения тральщика 114 и увидели дым. Мы поняли, что тральщик подорвался. В это же время заметили шлюпку № 4, возвращающуюся с тральщика 114. Дождавшись ее подхода, капитан пересел в нее со всем командным составом, кроме меня и 3-го механика, и возвратился к борту парохода «Марина Раскова». По-видимому, с целью забрать мореходные инструменты. В это время раздался снова взрыв с правого же борта «Марины Расковой» в районе мостика, и судно начало крениться на правый борт. Находившееся на судне капитан и его помощники поспешили сесть в шлюпку. При отходе шлюпки от борта на 1,5–2 кабельтовых раздался новый взрыв в том же районе парохода «Марина Раскова» и судно, переломившись, быстро затонуло.
В это же время всплыла из-за кормы утонувшего парохода подводная лодка, которая оказалась между шлюпкой, где был капитан, и шлюпкой. Где находился я с командой тральщика 116 в количестве 7 человек. Тральщик 116 был потерян уже в то время из виду. Я заметил недалеко от нашей шлюпки другие шлюпки и плоты с находившимися на них людьми, не сумевшими дойти до тральщика 116, в числе которых я увидел шлюпку № 3.с пассажирами. Учитывая усиливающийся ветер и неприспособленность шлюпки тральщика 116, я отдал распоряжение подойти к этой шлюпке (шлюпке № 3 – С.Ш.), куда мы все 10 человек и пересели. Туда же были подобраны с карбаса до 7 человек. Таким образом, в шлюпке № 3 скопилось уже 26 человек.
Начал усиливаться шторм, который не дал возможности управлять шлюпкой, и пришлось плыть по воле волн. Шторм доходил до 7-8 баллов 13, 14 и 15 августа, в силу чего мы были отнесены в направление к Новой Земле. 16 августа шторм начал утихать, мы заметили на горизонте в направлении на запад судно, оказавшееся шлюпкой № 2 с «Марины Расковой», приблизившись к которой на веслах, мы обнаружили в ней двух человек из команды тральщика № 114. Учитывая наличие парусов в этой шлюпки и лучшее состояние самой шлюпки, т.к. шлюпка № 3 был повреждена во время взрыва на «Марине Расковой» и часть вооружения была снята с нее, мы все пересели в шлюпку № 2, где нас всех оказалось 25 человек, трое уже умерло.
Мы взяли направление по компасу на берег Ямала. Мы двигались в этом направлении на веслах (был штиль) до 6 часов утра 18 августа, когда нас заметил самолет Козлова, который нас принял на борт и доставил на Диксон.

25 августа 1944 г. (Вондрухов)
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3143
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард


Вернуться в Поиск: участники конвоя БД-5



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения