СССР-Л507 (К-5)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение Кара » 22 Июль 2020 16:31

В теме viewtopic.php?f=16&t=1267#p32852
о нём была фотокопия заметки
ПЕРВАЯ ЗАПОЛЯРНАЯ АВИАЛИНИЯ ОКРЫТА
ОТ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

НАРЬЯН-МАР, 13 (по телеграфу). Первая заполярная авиалиния открыта. Сегодня в пятнадцать часов двадцать минут самолет Л-507 приземлился в Нарьян-Марском аэродроме, покрыв расстояние от Архангельска до Нарьян-Мара за шесть с половиной часов лётного времени.
В беседе с корреспондентом «Правды Севера» зам. начальника Северного управления воздушных линий Ионин, участник первого перелета в Нарья-Мар, заявил следующее:
- Самолет Л-507 построен по конструкции инженера Калинина полностью из советских материалов на Харьковском авиазаводе. Путь от харьковского аэродрома до низовьев Печоры пройден в течение 18 летных часов.
Кабина самолёта рассчитана на восемь человек, приспособлена для полётов в условиях заполярного севера. Она утеплена и отопляется. Приспособлен к северным широтам и запуск мотора. Он производится сжатым воздухом.
Несмотря на неблагоприятные условия полета – чрезвычайно трудная ориентировка, плохая видимость, затруднённый запуск мотора, пурга в районе Устьцильма – перелет Архангельск – Нарьян-Мар проделал без единой аварии.
Самолет, целиком построенный из советских материалов, с честью выдержал испытание.
Необходимо отметить исключительно четкую работу пилота Фитальберга и бортмеханика Алексеева,
Состояние трассы удовлетворительное. Налицо полная возможность регулярного авиасообщения с Нарьян-Маром.
Этот перелёт должен положить начало регулярным рейсам в полярный круг.
В Нарьян-Маре самолет возьмет на борт пушнину, а в Устьцильме – замшу.
СОЛОДОВНИКОВ.

«Правда Севера», 15 февр. 1933 г.
Вложения
 Пр. Сев. 15.02.1933).jpg
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение ББК-10 » 22 Июль 2020 17:35

Есть еще парочка претендентов (рег.номеров).
 Правда Севера, 038_15-02-1933 авиолиния Л-507-504.jpg
В том же номере газеты упоминается еще Л-504.
А в известном файле-справочнике GVF_22-05-08.xls указано:
Калинин К-5 СССР-Л 505 13 февраля 1933 года состоялся один из первых полетов Архангельск – Нарьян-Мар. Самолетом Л-505 конструкции Калинина управлял командир Фительберг, бортмеханик Алексеев
:?:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение ББК-10 » 22 Июль 2020 19:54

Кара пишет:Необходимо отметить исключительно четкую работу пилота Фитальберга и бортмеханика Алексеева

Фительберг Леонид Константинович.
Это видимо о нем:
http://opisi.rgae.ru/scripts/uis/rgae_a ... bj=8281143
Материалы расследования катастрофы самолетов АНТ-9 Л-150 Московского управления воздушных линий ГВФ и У-2 Осоавиахима 18 августа 1933 г., пилоты Фительберг и Турашев (приказ, акты, заключения)

А позже книжечка была издана под этой фамилией:
Фительберг, Леонид Константинович. Устройство и работа авиационных двигателей [Текст] / Л. К. Фительберг ; Под ред. инж. Е. М. Гольдовского. - Москва ; Ленинград : Онти. Глав. ред. авиац. лит-ры, 1935 (Л. : тип. им. Евг. Соколовой). - Переплет, 114, [2] с. : ил.; 23х15 см.
 15690587288047.jpg
 15690587305016.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение Кара » 18 Август 2020 23:01

ББК-10 пишет:Есть еще парочка претендентов (рег.номеров).

Нет, нету
ББК-10 пишет:
Правда Севера, 038_15-02-1933 авиолиния Л-507-504.jpg
В том же номере газеты упоминается еще Л-504.

И в нём говорится, что первый рейс будет выполнен между 16 и 20 февраля. Т.е. уже после Л507, который прилетел в Нарьян-Мар, как мы знаем - 13-го. Но Л504, раз он упоминается в этом аспекте, тоже достоин отдельной темы. Заводите.
ББК-10 пишет:в известном файле-справочнике GVF_22-05-08.xls указано:
Калинин К-5 СССР-Л 505 13 февраля 1933 года состоялся один из первых полетов Архангельск – Нарьян-Мар. Самолетом Л-505 конструкции Калинина управлял командир Фительберг, бортмеханик Алексеев
:?:

В нём встречаются неточности. И это - одна из них. Газета - подтверждение. У меня есть ещё одна публикация об этом перелёте. Более расширенная. Соберусь - выложу. Ну и, как Вы должны были заметить, Л507-го в этом файле вообще не присутствует. Я внёс изменения в свою копию. Перед внесением - вечерок посидел в интернетах и обнаружил, что в некоторых современных публикациях, тип самолёта ошибочно указывается как Сталь-2.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение ББК-10 » 19 Август 2020 10:15

Кара пишет:... Но Л504, раз он упоминается в этом аспекте, тоже достоин отдельной темы. Заводите.

Тема создана: СССР-Л504
Вот еще номерок проявился - Л503:
Правда Севера,№ 35, 11 февраля1933 г.
 Правда Севера,№ 035_11-02-1933 авиолиния Л-503.jpg

и еще Л502.
Всего их должно быть ШЕСТЬ.
Предположим - Л502, Л503, Л504, [Л505], [Л506], Л507.

P.S.
 Правда Севера,№ 062_16-03-1933 Л-501.jpg
Еще два номера всплыли (Л501 и Л11):
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение Dobrolet » 19 Август 2020 16:15

Калинин К-5 Произведен Харьковским авиационным заводом, заводской № 278
10.01.1933 получил опознавательный знак СССР-Л507.
Списан в 1935
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-Л507 (К-5)

Сообщение ББК-10 » 15 Октябрь 2021 14:53

Правда Севера, 1933, № 190, 18 августа

 Правда Севера, 1933, № 190, 18 августа - крылья над тундрой Л-507.jpg
Крылья над тундрой

ТРИ ГОДА назад была открыта первая аэронавигация в Северном крае. Три года назад над просторами Севера пластают крылья стальные птицы. Но как мало мы знаем о тех, в чьих руках бьется пульс самолета! Что знаем мы о летчике Орлове, о пилоте Фительберге, о бортмеханике Алексееве?

Машина времени

ОНА РОДИЛАСЬ совсем недавно, эта прекрасная тяжелая птица "Л-507". Ее вынянчили рабочие Харьковского авиазавода. Это — одна из первых авиамашин, сделанных нами "своими руками" из своих материалов". Она — вся советская; в ее моторе нет ни одного импортного винтика. Самолет "Л—507" был построен по конструкции инженера Калинина целиком из отечественных материалов.
В Харькове машину приняли пилот Фительберг и бортмеханик Алексеев. Харьков — Москва — Архангельск — Устьцильма — Нарьян-Мар. Путь от харьковского аэродрома до верховьев Печоры был пройден в 18 летных часов.
Природа мешала людям. Мешала плохая ориентировка, слабая видимость, затрудненный морозами запуск мотора, мятели под Лешуконском, пурга в районе Устьцильмы. Но рейс Архангельск — Нарьян-Мар был проделан без единой аварии, без единой поломки.
Днем 13 февраля "Л—507" приземлился на нарьянмарском аэродроме. Это был первый самолет, пришедший в Нарьян-Мар. И, поднимаясь с Кегострова, "Л—507" побеждал не только пространство, но и время. Он уходил не только в воздух, но и в историю, а средневековье, в столетия, ибо человеческий быт за полярным кругом есть чудесное смешение рожденного
сегодня с тем, что вошло в учебники.
Над деревушкой Калюшем машина шла очень низко — бреющим полетом. В Калюше живут староверы. Для них самолет был посланником ада. И, выбегая из изб, они торопливо крестились.
Ветер трепал их белые смертные саваны. И белыми саванами закрываясь, они ложились на снег, ожидая смерти. Это было 13 февраля 1933 года. И это было средневековье.
"Л—507" был первым самолетом, который увидели ненцы. В Нарьян-Маре в этот день шло производственное совещание пастухов оленсовхоза. И его пришлось прервать, потому что некому было выступать в прениях по докладу тов. Бабошина.
От города до аэропорта — пять километров. И пять километров оленьим бегом бежали ненцы, торопясь увидеть чудесную птицу из старых скалок. Страх и восторг были в их узких глазах. Они робко топтались около машины, потом смелели и, осмелев, подползали под фюзеляж, торопливо опуская сюмы широких своих малиц. В первобытном восторге они кричала "Саво, саво!" (хорошо, прекрасно) в боязливо гладили черную кожу рабочих комбинезонов Фительберга и Алексеева. На людей с самолета они смотрели восторженно и чуть с опаской, как смотрели раньше на тадибея, шамана.

Люд в комбинезонах

ОНИ БЫЛИ чудесны в злы, эти полярные авиабудни февраля. Пятнадцатого мы должны были вылететь на Архангельск. Но в этот день самолет не мог оторваться от земли.
"Л—507" был новой и в сущности не облетанной машиной. Его испытывала в Харькове. И в Харькове не учли, что мотор М—15 будет работать при низких температурах Заполярья. И если при харьковских десяти — двенадцати градусах ниже нуля М—15 работал образцово, то здесь нарьянмарские морозы сделали свое дело: мотор "забарахлил". Он работал исправно только на малом газу. Как только Фительберг давал полный газ, мотор стрелял перебоями.
До ранних полярных сумерек провозились мы на рабочем поле, на тридцатиградусном морозе грея мотор и пытаясь узнать, почему барахлит М—15. Но в этот день мы ничего не узнали.
В аэропорте пилот ничего не обязан делать. Он привел машину, он закончил рейс, и он свободен. Пока самолет стоит на рабочем поле, за нам ухаживают работники аэропорта и бортмеханик. Но в Нарьян-Маре весь штат аэропорта — это двое авиамеханик и начальник порта. Что могли они сделать с необлетанным мотором новой конструкции? И с рассветом Фительберг снова уехал на летное поле.
На 12 часов был назначен отлет. И к полудню зам. начальника Северного управления воздушными линиями Ионин и автор этих строк были на аэродроме. Но машина стояла мертвой. С мотора был снят карбюратор. И ночь под семнадцатое мы провели попрежнему в Нарьян-Маре.
Но вечером мы уже знали, почему не можем уйти от земли, почему барахлит мотор, почему мы ночуем здесь, а не в Устьцильме. Виновато было пустое место. Дырка. И это совсем не смешно.
Смесительная камера в моторе соединяется с камерой сгорания трубопроводом. Он называется жиклером. Через жиклер распыленный бензин, смешанный с воздухом, проходит из газосмесительной камеры в камеру сгорания. Диаметр отверстии жиклера определяется температурой, при которой работает мотор. Наши жиклеры были приспособлены для умеренных температур средней полосы Союза. Ведь мотор испытывали в Харькове! И они оказались негодными при сорока градусах Нарьян-Мара.
В этот же вечер были расточены запасные жиклеры. На завтра к машине вернулась жизнь.

От винта!

С УТРА начали греть мотор. К часу от самолета были убраны грелки, стремянка, все лишнее. Наготове лежал баллон со сжатым воздухом для запуска мотора. Уже несколько раз проворачивали винт. Фительберг уходят в кабину. Через минуту его голова показывается в окне: — От винта!
— Есть от винта!
Мотор запущен. Винт свистит в разреженном воздухе. Фительберг дает полный газ и высовывается из окна. Слушает как бьется сердце самолета. Мотор работает без перебоев. Минуты идут как часы. Одна, три, десять. Тогда Фительберг кричит сквозь неистовый рев мотора:
— Отдирайте лыжи!
И мы отдираем лыжи самолета, вмерзшие в крепкий наст аэродрома. Машина сползает с места, и мы на ходу влезаем в кабину, едва удерживаясь на стремянке, сметаемые взбесившимся ветром из выхлопных труб.
В два часа мы оторвались от земли. И ровно через два часа мы увидели черное посадочное "Т" Устьцилемского летного поля.
Утром восемнадцатого мы вышла на трассу Устьцильма — Архангельск. М-15 работал безукоризненно. "Л-507", построенный целиком из советских материалов, сдал свой экзамен на «отлично». Фительберг набирал высоту.
Ник. СОЛОДОВНИКОВ.
НАРЬЯН-МАР — АРХАНГЕЛЬСК.

Фото А. АНДРЮХИНА
Участники первого перелета Нарьян-Мар — Архангельск: бортмеханик МИХ. АЛЕКСЕЕВ, пилот ЛЕОНИД ФИТЕЛЬБЕРГ, спецкорр. «Правды Севера» НИК. СОЛОДОВНИКОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения