С любезного разрешения директора музея Юлии Аркадьевны Купиной публикую скан фотографии, выполненный ведущим научным сотрудником Отдела фотографии РЭМ Еленой Федоровной Кононовой.
Самолеты типа Naval Aircraft Facrory PBN-1 Nomad, поставлялись из США Ленд-Лизу во время великой Отечественной войны и широко использовался после её окончания в Полярной авиации и других ведомствах. Конкретно этот самолет, с заводским номером 02867 произведен во второй половине 1944 года, согласно опознавательному знаку СССР-Г297, принадлежит Министерству Геологии.
В ответе на мой запрос, заведующая Отделом фотографии РЭМ Карина Юрьевна Соловьева сообщила, что этот снимок из коллекции, приобретенной музеем в 1951 году у фотографа Н.Я. Степанова. В описи указано: "Встреча гидросамолета населением заполярного колхоза "Путь Ленина" на озере Ессей. Красноярский край, Эвенкийский национальный округ, 1950 г.".
В этом районе в 1950 году работала Тунгусская, ставшая впоследствии Амакинской, экспедиция под руководством известного иркутского геолога Михаила Михайловича Одинцова. Экспедиция была образована 15 января 1947 г. приказом № 32 начальника Восточно-Сибирского геологического управления для поисков алмазов в Восточной Сибири. Предприятие прославилось тремя крупнейшими открытиями — коренных алмазных месторождений Мир, Удачная, Сытыканская.
Уважаемый петрович в своем ЖЖ разместил несколько фото Номада CCCР-Г297 на Нижней Тунгуске, датированных концом 1940 годов. Интересно, что самолет за период между фотосессиями сменил ливрею - на более ранних фото опознавательные знаки темные, а на фото 1950 года – светлые. Обычно самолеты перекрашивались в ходе текущих ремонтов на авиаремонтных заводах. Есть фото Одинцова в блистере Номада в полете над Нижней Тунгуской, датированное 1948 годом.
М.М.Одинцов активно применял авиацию для снабжения геологических партий экспедиции – По-2, Юнкерс-52, а позже Ан-2, Як-12, Ли-2.
Летчики самоотверженно летали по новым, сложным северным трассам, терпели аварии, вынужденные посадки. Трагически кончился перелет летчика И.Т.Куницына в марте 1948 года. Артистически сбрасывали грузы в намеченные точки, если невозможна была посадка. Летчик Гладий Г.по частям перебросил металлический остов автомашины ГАЗ на участок «Чайка». Раму автомашины он прикрепил под фюзеляж самолета. Новую воздушную трассу в Преображенку (1947 г) открыл начальник ИГВФ летчик Фиалковский, прилетев на большом трофейном самолете «Юнкерс». Список летчиков аэроэкспедиции, подчинявшейся Иркутскому геологическому управлению: 1.) Белых М.Н. – командир отряда, 2.) Фролов П.Д.- пилот Ан-2, 3.) Шмаков Б.Л. – пилот Ан-2, 4.) Гладий Г.Р. – пилот Ан-2, 5.) Мизенин И. – пилот Як-12, 6.) Павлов И. – пилот По-2, 7.) Убеев пилот Ан-2, 8.) Унчеев – командир Ли-2, 9.) Цис М. – командир Ли-2, 10.) Рыбалков В. – командир Ли-2, 11.) Безродный А. – командир Ли-2, 12.) Хлебников М. - пилот По-2.
При каждой аварии летчики ИПУ и Киренского авиаотряда безотказно пускались в поиски потерпевшего самолета. Грузы перебрасывали, не считаясь с регламентом, летали весь длинный северный день летом. Геологи и летчики были единодушны в стремлении скорее достигнуть цели.
При каждой аварии летчики ИПУ и Киренского авиаотряда безотказно пускались в поиски потерпевшего самолета. Грузы перебрасывали, не считаясь с регламентом, летали весь длинный северный день летом. Геологи и летчики были единодушны в стремлении скорее достигнуть цели.
Возглавив Северную экспедицию 1951-1954 годов по картографированию алмазоносных районов Сибири, он использовал для снабжения и заброски геологов и грузов, всё тот же "Номад", называя его собирательным именем «Каталина». Озера Хуринда на картах не нашел, но в верховьях Вилюя есть озеро Сурингда, достаточно большое для посадки самолетов.
Возвращаясь к материалам Российского этнографического музея можно предположить, что фотографа Н.Я.Степанова доставили с озера Ессей в Туру на этом самолете – среди множества фото из жизни и быта колхозников, есть фото посадки самолета на воду и снимки с воздуха поселка Тура и колхоза, который на современных картах называется поселок Ессей. Кстати, запечатленный на одном из фото пилот Номада в аннотации назван летчиком Полярной Авиации – может удасться его опознать.