СССР-74265 (Ил-18Д)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-74265 (Ил-18Д)

Сообщение Александр Кот » 12 Март 2016 22:21

 19770904.jpg

«Красноярский Пилот»
9 апреля 1977 г.
В. Ярославцев

ИЛ-18 ЛЕТИТ НА ПОЛЮС

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ В РАЙОНЕ CEВEPHOГO ПОЛЮСА
СОВЕРШИЛ ПОСАДКУ САМОЛЕТ ИЛ-18.

Этот лайнер Красноярского объединенного авиаотряда с бортовым номером СССР-74265, совершил воздушный бросок длиною свыше 5 тысяч километров, доставил 28 марта на ледовый аэродром дрейфующей научно - исследовательской станции «Северный полюс-22» группу участников высокоширотной экспедиции «Север-77».
Сейчас Ил-18 совершает регулярные рейсы между аэропортом Средний (архипелаг Северная Земля) и СП-22 — доставляет на ледовую бaзу различные грузы. Взлетев с бетонки Красноярского аэропорта, наш Ил-18 берет курс на Север. Лайнер летит на работу в Арктику, в район Северного полюса, где еще «не ступала нога» Ил-18.
На борту - комиссия Красноярского управления гражданской авиации во главе с первым заместителем начальника управления, начальником штаба высокоширотной экспедиции «Север-77» И. А. Левандовским, экипажи сводного арктического авиаподразделения, корреспонденты газет, радио и телевидения.
Ведет самолет экипаж в составе: командир корабля В. И. Бердников, второй пилот Г. Г. Локтионов, штурман В. Г. Карепов, бортмеханик В. М Винклер, бортрадист А. М. Таратурин.
Запись в полетном задании: «цель — обслуживание высокоширотной экспедиции «Север-77».
В этом году ледовая база экспедиции — СП-22 — дрейфует очень далеко от материковых и островных аэродромов — за географическим Северным полюсом и полюсом относительной недоступности.
Поэтому и был намечен эксперимент: грузовые самолеты Ан-12 использовать только для заброски на ледовую базу авиатоплива, которого нынче потребуется больше обычного, а людей и малогабаритные грузы доставлять самолетом Ил-18.
Средний салон лайнера переоборудовали в грузовой отсек, оставив два пассажирских салона. В одном из них забыли снять детскую люльку, это обстоятельство вызвало среди пассажиров оживленные комментарии. Бортпроводники А. Свиридов и 3. Хунгуа просят приготовить откидные столики для обеда. Все как в обычном рейсе, и через 3 часа 40 минут самолет плавно сел на ледовом аэродроме острова Диксон.
Тут сразу почувствовались контрасты. Еще на подходе объявили погоду: минус 30 градусов, ветер 15
метров в секунду. Все сразу принялись натягивать унты и валенки — вылетали из Красноярска, было плюс 7 и лужи. Вспомнилась недавняя статья в «Комсомольской правде» под заголовком: «Диксон. Плюс 33 в тени». Оказывается, в Малайзии, не очень далеко от «бананово-лимонного» Сингапура, тоже есть морской порт Диксон. В арктическом Диксоне мы просидели больше двух суток — аэропорт Средний был закрыт. И когда наконец вылетели, был такой прогноз: полет в высотном циклоне, облачность 0,5 балла, умеренная болтанка, слабый снег.
В Среднем, куда долетели за один час 30 минут, долго не задерживались. Отсюда лайнер вел сменный экипаж в составе: командир корабля Ю. Н. Ткацкий, второй пилот Ю. А. Беспалов, штурман Н. В. Мастеров, бортмеханик А. А. Бабушкин, бортрадист Н. П. Трушляков. Курс — на СП-22. Под крылом — бескрайняя ледяная пустыня Арктики, исчерканная темными полосами разводий. Где-то в этих местах сорок лет назад пролетал самолет В. П. Чкалова, совершивший знаменитый беспосадочный перелет из Москвы в Америку через Северный полюс.
Промежуточным радиомаяком экипажу Чкалова служила первая советская дрейфующая научная станция во главе с И. Д. Папаниным, сотрудников которой доставил на льдину самолет М. В. Водопьянова.
...Ил-18 на траверсе Северного полюса, который остается слева в 450 километрах. Мы в сгустке меридианов. Все время летели на север, и вдруг, не меняя курса, идем на юг. Подходим к СП-22. В пилотской кабине первый заместитель начальника управления И. А. Левандовский, пилот-инспектор В. Т. Горбатенко, командир летного подразделения Красноярского объединенного авиаотряда В. П. Шмаков. Он и сидел за штурвалом, когда шасси авиалайнера коснулись аэродрома ледовой базы.
Со Среднего мы вылетели днем, летели до СП-22 3 часа 45 минут, в полете пересекли 180-й меридиан (линию перемены дат), поэтому, когда сели на ледовой базе, по «местному» времени была глубокая, хотя и светлая ночь. Но в лагере никто не спал, все вышли встречать первый в этих широтах Ил-18.
Полет прошел нормально. Комиссия признала построенную группой первого броска экспедиции и полярниками СП-22 ледовую взлетно-посадочную полосу пригодной для приема самолета Ил-18.
Авиалайнер начал совершать регулярные рейсы между Средним и СП-22. На нем доставлены на льдину участники экспедиции, забрасываются малогабаритные грузы, продукты.
Затем Ил-18 возвратится в Красноярск, а перед завершением экспедиции вновь прилетит на ледовую базу — вывозить оттуда людей и грузы.
В год 60-летия Великого Октября и 40-летия высадки с самолета на дрейфующую льдину папанинцев в авиационное освоение Арктики вписана еще одна яркая страница.

В. ЯРОСЛАВЦЕВ.
спец. корр.

Ильюшин Ил-18Д Бортовой №: CCCP-74265

В эксплуатации: с 5 августа 1968 г.
первый полет: 1968 г. (48 лет 2 месяца)
дата выпуска: 1968 г. (48 лет 2 месяца)
списан: 18 октября 1984 г. (Приказ МГА № 224 - по отработке назначенного ресурса)

Техническая информация:
КБ: Ильюшин
тип: Ил-18/20/22/38
модификация: Ил-18Д
завод-изготовитель ММЗ "Знамя Труда"
заводской номер: 188011002
серийный (порядковый) номер: 110-02

Информация об эксплуатантах:
с даты: модиф.: бортовой: эксплуатант:
1968.08.05 Ил-18Д CCCP-74265 Аэрофлот - МГА СССР → Красноярское УГА → 1-й Красноярский ОАО (Емельяново)

1984 Ил-18Д CCCP-74265 Аэрофлот - МГА СССР → Красноярское УГА → 1-й Красноярский ОАО (Емельяново)
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения