ГВФ: Л-1565 (П-5)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

ГВФ: Л-1565 (П-5)

Сообщение Александр Андреев » 17 Июнь 2008 02:39

СССР Л-1565

Самолет ГУГВФ, участвовавший в поисках Леваневского.


Правда, 13 сентября 1937 г.


ЛЕТЧИК БИЦКИЙ ВЫЛЕТЕЛ НА СЕВЕР

Вчера из Москвы в Архангельск вылетел летчик Гражданского воздушного флота Б. В. Бицкий с бортрадистом Байкузовым на самолете «П-5». Из Архангельска они отправятся морским путем на остров Рудольфа, где войдут в состав экспедиции Героя Советского Союза тов. Шевелева.

Оранжевая машина «Л-1565» стояла на бетонной дорожке аэродрома, готовая к взлету. Старт был дан в 12 часов 30 минут. Легко оторвавшись, самолет пролетел над аэродромом и лег курсом на север.

Самолет тов. Бицкого специально оборудован для арктических полетов. Под нижней плоскостью устроены подкрыльные отсеки, значительно увеличивающие полезную нагрузку машины. В отсеках уложены дополнительные баки с горючим, меховое обмундирование, неприкосновенный запас продовольствия. Дальность полета машины достигает 2.000 километров.

Самолет снабжен коротковолновой приемно-передаточной радиостанцией, приемником для маяка ж радиополукомпасом.

Через несколько дней Управление Гражданского воздушного флота отправляет на Север второй самолет - «П-5», оборудованный точно так же, как и первый. На нем полетят летчик Котов и бортрадист Дегтев.
Вчера, в 15 часов 40 минут, тов. Бицкий прилетел в Вологду, где остался ночевать.






Самолет Бицкого в Архангельске

Правда 15 сентября 1937 г.


АРХАНГЕЛЬСК, 14 сентября (Корр. «Правды»). Вылетевший сегодня в 9 час. 50 мин. утра из Вологды самолет Бицкого опустился в 13 часов 10 минут на Архангельском аэродроме. В беседе с корреспондентом «Правды» Бицкий сообщил:
— В полете мы основательно проверили машину, мотор, радиохозяйство. Вели они себя хорошо.
До погрузки на ледокол мы произведем несколько тренировочных полетов и еще раз проверим все свое хозяйство.





* * *
Правда, 28 сентября 1937 г.


АРХАНГЕЛЬСК, 27 сентября. (Корр. «Правды»). Сегодня в Архангельский порт прибыл пароход «Рошаль». После погрузки «Рошаль» отправится на Землю Франца-Иосифа, куда он повезет продовольствие, горючее, радиомаяк, домик, легкие самолеты и другое имущество для экспедиции тов. Шевелева.

Самолеты тт. Бицкого и Котова, а также три самолета Главсевморпути уже разобраны и подготовлены к погрузке. Вместе с экипажами разобранных самолетов на «Рошале» поедет прибывший в Архангельск летчик полярной авиации орденоносец И. К. Поляков, назначенный командиром звена легких самолетов экспедиции. Разведочный самолет, на котором будет летать И. К. Поляков, находится на Земле Франца-Иосифа. Он оставлен там в прошлом году летчиком Махоткиным после перелета Москва — бухта Тихая. «Рошаль» выгрузит самолеты в бухте Тихой. Отсюда они полетят на остров Рудольфа.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

ГВФ: Л-1565 (П-5)

Сообщение Добролет » 23 Июнь 2008 16:44

Август 34 зарегистрирован в Северном управлении ГВФ, с конце августа переоборудован в ПГ-61 по проекту Грибовского с контейнерами под крыльями для топлива и грузов и АРК на гроте для поисков Леваневского, перегнан 12.09.39 (летчик Борис Владимирович Бицкий) в Архангельск, далее пароходом 1 окт. на о.Рудольфа. Собран, 2.12 провалился под лед, поврежден, восстановлен, по погоде и поломкам в поисках не участвовали. Сведений о дальнейшей эксплуатации нет.
Изображение
Второй самолет ПГ-61 Л-1937
Изображение
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

ГВФ: Л-1565 (П-5)

Сообщение Бабай » 23 Ноябрь 2008 19:41

"Крылья Родины" 2002 №3

--------------------------------------------------------------------------------

Михаил ОРЛОВ
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА...

--------------------------------------------------------------------------------
О биплане ПГ-61

--------------------------------------------------------------------------------


... О кассетах Г-61 заставила вспомнить другая трагедия, произошедшая в небе Арктики. 12 августа 1937-го в полет из Москвы в Америку через Северный полюс стартовал самолет ДБ-А ("Н-209"). Экипаж во главе с Героем Советского Союза С.А.Леваневским насчитывал шесть человек: второй пилот Н.Г.Кастанаев, штурман В.И.Левченко, бортмеханики Г.Т.Побежимов, Н.Н.Годовиков и бортрадист Н.Я.Галковский. Сначала все шло нормально. Самолет прошел Землю Франца Иосифа, Северный полюс, но 13 августа в 17 часов 53 минуты связь с самолетом прервалась и больше не восстановилась. Самолет затерялся в просторах Арктики.

Немедленно были организованы поиски пропавшей машины. Так же, как и в случае с "Челюскиным", участие в них приняла вся страна. Не остался в стороне и Гроховский.

25 августа 1937-го он направил письмо И.В.Сталину, в котором утверждал, что грузоподъемность Р-5 в 1650 кг не предел и без изменения существующих кассет Г-61 ее можно увеличить до 2000 кг. А это позволит в короткий срок (7-10 дней) "установить в отсеках кассет бензобаки с подачей горючего через помпу в центральные баки, что увеличит дальность полета (...) П-5 до 3000 км. Кроме запаса горючего, можно будет взять (...) продовольствие на 2-3 месяца для двух человек экипажа, палатку, резиновую лодку и весь необходимый инструмент."

Далее Гроховский перечислял достоинства Р-5, оборудованного кассетами: для взлета и посадки достаточно в два раза меньшего аэродрома, чем для тяжелых машин, наличие двойного управления, надежность конструкции самолета и т.п. Особо отмечалось, что подвесные кассеты Г-61 могут быть использованы не только для горючего и грузов, но и для перевозки всего экипажа Леваневского на одном П-5. Заканчивалось письмо просьбой разрешить самолету П-5 (пассажирский вариант Р-5), с кассетами участвовать в поисках "Н-209". На переделку П-5 на одном из авиазаводов, по оценкам Гроховского, требовалось не более 10 дней.

Просьбу конструктора удовлетворили, и из Северного управления гражданского воздушного флота ему передали два П-5 известный под обозгначением ПГ-61. Первый их них (заводской номер 8458) получил в августе 1934-го опознавательный знак СССР-Л1565, а второй (номер 9627) в июне 1935-го зарегистрировали как СССР-Л1937.

Кассеты устанавливали на авиазаводах ГВФ ╧89 и ╧241. Работы велись круглосуточно. Большое участие в них принимали инженеры Губанов (завод ╧241), Младковский (ГУ ГВФ), Ворожцов (НИИ ГВФ) - специалист по радио- и электрооборудованию, а также приборист Ломтева.

В результате удалось увеличить полетный вес П-5 до 4050 кг. Что было особенно важно - кассеты позволили разместить все грузы вблизи центра тяжести самолета.

12 сентября 1937-го на машине СССР-Л1565 из Москвы в Архангельск вылетел бывший летчик Экспериментального института Борис Бицкий. Через два дня он прибыл в Архангельск, где машину разобрали и стали ждать погрузки на пароход "Рошаль", идущий на остров Рудольфа архипелага Земля Франца Иосифа.

Второй самолет - СССР-Л1937 - задержался в Москве для более подробных испытаний. В шести из восьми отсеках подкрыльевых кассет этой машины установили дополнительные бензобаки общей емкостью 840 л, при этом полетный вес составил 3350 кг. В остальных отсеках кассет можно было разместить запасную радиостанцию, двухмесячный запас продовольствия для экипажа, оружие, спальные мешки, обмундирование и запасные агрегаты самолета. После их загрузки взлетный вес увеличился до 3780 кг.

Кроме того, на самолете разместили приборы, необходимые для слепого полета, а также радиокомпас, радиоприемник и передатчик.

16 сентября 1937-го летчик И.С.Котов и бортрадист Дегтев начали испытание машины на аэродроме Быковского аэропорта. Всего произвели четыре полета, во время которых выяснилось, что самолет с подкрыльевыми кассетами управляется хорошо. Все режимы от взлета до посадки, включая горизонтальный полет на максимальной и минимальной скоростях, развороты выполнялись так же просто и легко, как и на обычном П-5. Машина оказалась устойчивой и хорошо слушалась рулей.

Не было замечаний и по поведению ее на земле. Поведение ПГ-61 от обычного П-5 отличалось лишь тем, что при трогании с места и на разворотах требовалось увеличить обороты мотора. При трогании с места наблюдались инертность и слабая послушность рулей. На разбеге же самолет был устойчив и тенденций к "уводу" в сторону не имел.

Отрыв происходил на скорости 90-95 км/ч. Время разбега - 18-22 сек. Взлетала машина с полевого аэродрома с твердым сухим покрытием при безветренной погоде. После отрыва она нормально набирала высоту.


Установка дополнительных бензобаков в кассетах Г-61.
Горизонтальный полет осуществлялся в диапазоне скоростей от 135 до 185 км/ч, при этом маневренность немного ухудшилась. С отрегулированным стабилизатором и с брошенным управлением ПГ-61 не менял режима полета. Планировал самолет на скорости 135-140 км/ч устойчиво, с небольшой вертикальной скоростью. Посадка ничем не отличалась от обычного П-5.

Бензосистема дополнительных баков также выдержала испытания на "отлично".

По результатам испытаний самолет признали годным для дальних полетов в условиях Севера. После испытаний самолет СССР-Л1937 перегнали на Центральный аэродром столицы и оттуда он вылетел в Архангельск. Вел его все тот же экипаж - летчик Котов и бортрадист Дегтев. В Архангельске машина была разобрана и ее экипаж присоединился к Бицкому, все еще ожидавшему погрузки на пароход.


Летчик Котов (слева) и бортрадист Дегтев перед вылетом в Архангельск.
"Рошаль" пришел в Архангельск только 1 октября. Погрузка продолжалась пять дней, и в полночь пароход вышел из архангельского порта. На остров Рудольфа Бицкий и Котов прибыли в конце октября. К этому времени здесь уже базировалась группа самолетов Г-2: Н169 Мазурука, Н170 Водопьянова и Н172 Алексеева. 19 ноября их сменили Г-2 Н210 Чухновского, Н211 Бабушкина, Н212 Мошковского и Н213 Фариаха. Однако стоявшая в этом районе Арктики нелетная погода не позволяла пилотам вести активные поиски самолета Леваневского.

В отличие от прилетевших самостоятельно тяжелых машин, П-5 с кассетами после выгрузки требовалось собрать, отрегулировать и доставить на взлетную полосу импровизированного аэродрома. При проведении последней операции 2 декабря под самолетом Бицкого треснул лед и СССР-Л1565 провалился на метровую глубину, повредив при этом воздушный винт. Вместе с П-5 в ледяную воду упал и Чухновский, помогавший при его перевозке. К счастью, это не отразилось на здоровье пилота.

8 декабря оба П-5 начали готовить к полетам. При наличии благоприятной погоды Бицкий и Котов рассчитывали вылететь через четыре дня и достичь 86-й параллели. На одном из самолетов должен был лететь штурман Л.М.Рубинштейн. Вслед за ними планировался старт воздушного корабля Чухновского, который направлялся к полюсу. Но, судя по всему, погода сорвала этот полет.

Улучшение метеоусловий наступило только 20 декабря. П-5 и Г-2 Чухновского были готовы. Бицкий и Котов дважды пытались взлететь, но из-за поломки костылей короткий промежуток летной погоды был потерян, и полет снова не состоялся.

К сожалению, ничего не известно о том, что произошло дальше, - приняли П-5 с кассетами реальное участие в поисках экипажа Леваневского или нет.

Доподлинно известно только следующее: самолет СССР-Л1937 не разбился в этой экспедиции. Он летал еще и в начале 1941-го, правда, скорее всего, уже без кассет. Летчик Илья Спиридонович Котов еще долго и успешно летал в Полярной авиации.

Дальнейшая судьба П-5 СССР-1565 не известна. Борис Владимирович Бицкий участвовал в Великой Отечественной войне, командовал особой группой дальних бомбардировщиков.

Не сбылись только надежды найти экипаж С.А.Леваневского, а у Гроховского - к тому же на продолжение конструкторской деятельности в авиации.

http://www.airwar.ru/other/kr/kr2002_03/art_03/art_03.html
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

ГВФ: Л-1565 (П-5)

Сообщение Молибога » 05 Сентябрь 2021 18:52

Пароходы "Рошаль", "Пролетарий" и "В.Русанов" (крайний правый) на вынужденной зимовке в б.Тихая. Снимок сделан парторгом местной полярной станции Н.В.Ходеевым весной 1938 г. - где-то в период с апреля (начало полного дня) по 2 июня (уход пароходов на Большую Землю). На переднем плане Р-5 Л-1565.
 Снимок экрана 2021-09-05 в 14.30.54.png

 Снимок экрана 2021-09-05 в 14.31.40.png
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

ГВФ: Л-1565 (П-5)

Сообщение Молибога » 06 Сентябрь 2021 21:59

САМОЛЕТ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТОВ. МАЗУРУКА ЛЕТИТ НА МАТЕРИК
«Комсомольская Правда», 8 декабря 1937 г.

Самолеты Л-1565 и Л-1937, пилотируемые летчиками Бицким и Котовым, улетели [из б.Тихая] на о.Рудольфа. Отлет проходил в тяжелых условиях полярной ночи. Мастерство, самоотверженность и бесстрашие этих летчиков покорили даже сердца полярников, много видевших на своем веку.
Наш аэродром живет бурной жизнью. Идет тщательная подготовка самолета Н-169 к возвращению на материк. Это будет сложнейший перелет в условиях полярной ночи. Из бухты Тихой самолет полетит по направлению к Новой Земле, а затем в зависимости от погоды совершит посадку в Амдерме или Нарьян-Маре. Поведет корабль Герой Советского Союза тов.Мазурук. Старт предполагается в один из лунных дней декабря. Григорьев.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

ГВФ: Л-1565 (П-5)

Сообщение ББК-10 » 07 Сентябрь 2021 08:55

Михаил ОРЛОВ. ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА...
8 декабря оба П-5 начали готовить к полетам. При наличии благоприятной погоды Бицкий и Котов рассчитывали вылететь через четыре дня и достичь 86-й параллели. На одном из самолетов должен был лететь штурман Л.М.Рубинштейн. Вслед за ними планировался старт воздушного корабля Чухновского, который направлялся к полюсу. Но, судя по всему, погода сорвала этот полет.
Улучшение метеоусловий наступило только 20 декабря. П-5 и Г-2 Чухновского были готовы. Бицкий и Котов дважды пытались взлететь, но из-за поломки костылей короткий промежуток летной погоды был потерян, и полет снова не состоялся.
К сожалению, ничего не известно о том, что произошло дальше, - приняли П-5 с кассетами реальное участие в поисках экипажа Леваневского или нет.

Красный Север, 1938, № 76(5656), 3 апреля

 Красный Север 1938 № 076(5656) Котов и Бицкий поиск Леваневского.jpg
ПОИСКИ САМОЛЕТА ЛЕВАНЕВСКОГО

1 апреля два самолета "П-5" летчиков тт. Котова и Бицкого вылетели из бухты Тихой (Земля Франца-Иосифа) на поиски самолета тов. Леваневского — "Н-209".
Самолеты дошли до 86 градуса широты по меридиану острова Рудольфа, а затем на 12 градусов на запад, откуда повернул обратно и благополучно сели в бухте Тихой, пробыв в воздухе 8 часов.
Во время полета ничего не обнаружено. (ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения