Люди неба и земли© ОВЧИННИКОВ В.И.
Объединившиеся организации к этому времени обеспечили крепкую финансовую помощь "Добролету" в строительстве и освоении Сахалинской авиалинии. Так, Дальневосточный крайисполком выделил 250 тысяч рублей, Акционерное Сахалинское общество (АСО) и "Сахалиннефть" - по 125 тысяч рублей. Совет Осоавиахима собрал среди населения несколько десятков тысяч рублей. На собранные деньги "Добролет" закупил за границей четырехместный пассажирский самолет с 350-сильным двигателем "Юнкерс - Фарман 13". На нем летчик Михаил Водопьянов долетел до Иркутска. Там произошла вынужденная посадка. Самолет с трудом доставили в аэропорт, разобрали и от Иркутска отправили железной дорогой.
В разобранном виде по железной дороге машина была доставлена в Хабаровск. Вместе с самолетом прибыли пилот М.Водопьянов и бортмеханик Николай Аникин. Им надлежало совершить первый полет по новой трассе.
Одновременно комплектуется отряд специалистов по организации воздушного перелета. Он состоял из четырех человек - Шиукова, Нижниковского, Гнедина, Тюленева. Возглавил его Семен Нижниковский, вернувшийся к этому времени в Хабаровск с Камчатки, где он участвовал в обеспечении перелета из Москвы в Нью-Йорк самолета "Страна Советов" под командованием известного пилота
С.А. Шестакова.
В краевом обществе Нижниковскому сразу же предложили ехать в экспедицию изыскивать посадочные площадки по Амуру и Сахалину для новой авиалинии. Сроки отряду наметили предельно сжатые, ибо наступала зима - пора снегопадов, пронизывающих ветров, свирепых морозов. Команда отбыла. Работала успешно, наметив на карте несколько подходящих для посадки самолетов площадок, без сбоев продвигалась от одного населенного пункта к другому. Вскоре, однако, директор управления "Добролета" А.Ридавин телеграммой отозвал Нижниковского в Хабаровск. Как оказалось, ему надлежало лететь бортмехаником на самолете М.Водопьянова в первый рейс, а пока помогать Аникину и Водопьянову собирать машину.
Наконец, сборка завершилась. Мотор запустили, опробовали на всех режимах. Водопьянов "порулил" по земле несколько раз и, поднявшись в воздух, сделал несколько кругов. Подрегулировал некоторые агрегаты, сверил показания приборов - все в порядке. Радостные, они разошлись по домам, а ночью Нижниковский слег с тяжелейшим простудным заболеванием. Полетел за него запасной бортмеханик Аникин.
9 января 1930 года самолет "Ф-13" с бортовым номером "СССР-127" и надписью "Добролет" взмыл в холодное солнечное небо Хабаровска, взяв курс на Сахалин. Во многих селах и деревнях специально для показа самолета и агитации воздушного транспорта экипаж производил посадки. Люди с удивлением и восхищением смотрели на диковинную машину. Трогали руками стойки шасси и лыжи, забирались на крыло, заглядывали в кабину. Одни радовались, другие огорчались, как было в селе Мариинском, пытаясь даже запугать экипаж ужасами, чтобы дальше не летели.
- Там бывают такие "ветрюганы" и пурги, - говорили они про Сахалин, - что не только самолет может сломаться, пароходы и то переворачивает и выкидывает на берег.
Дело в том, что село это проживало зимой извозом. Многие сельчане имели хорошие собачьи упряжки. На Сахалин с материка и обратно ездило большое количество командированных, каждому из которых выдавалось по две тысячи рублей на приобретение меховой одежды и уплату за провоз. Эти деньги оседали у жителей села. Авиация же грозила отнять у них этот доход, вот они и остерегались. Но это был единственный случай. Большинство людей с радостью встречали крылатых гостей. Устраивали митинги, подбадривали пилотов, помогали всем, чем могли.
Водопьянов вспоминает: "На четвертые сутки мы прилетели в Николаевск. Переночевали, отдохнули, на рассвете снялись на Оху. Пролетели Татарский пролив. Под нами Сахалин. Видимость стала хуже. Впереди - пурга, я решил ее обойти стороной. Скоро на берегу показались громадные нефтяные баки. Стой, прилетели! Вот и долгожданный Сахалин. Оха…" Позади 1180 километров пути.
Теплая встреча. Митинг. Выступления. Встречающим раздали газеты не двухмесячной давности, как доставлялись раньше, а всего лишь пятидневной - наглядное преимущество авиационного сообщения. По душе пришлась авиация охинцам. О трогательном отношении горожан к авиации свидетельствует следующий поступок. При взлете в дальний путь на высоте около 50 метров у "Фармана" внезапно отказал мотор. Пришлось идти на вынужденную посадку. Рабочие-нефтяники помогли Водопьянову и Аникину устранить неисправность, а потом перенесли на руках самолет к месту взлета.
Дальше путь лежал в Александровск, куда прибыли из-за неполадки с большим опозданием. Трещал лютый январский мороз, густо легли на землю ранние сумерки. Жители развели костры на льду устья реки Александровки. Самолет удачно приземлился. По воле случая произошла посадка - первая в ночных условиях на Дальнем Востоке и первая в летной практике самого Водопьянова.
По случаю перелета состоялось экстренное заседание президиума Сахалинской воздушной линии. По этому вопросу выступил начальник краевого управления "Добролета" А.Ривадин. Постановление гласило: "Считать необходимым приступить к изысканию места для летнего аэродрома (зимний был на льду. -
Прим. авт.) в районе Александровска. В случае отсутствия такого подходящего места признать целесообразным посадку самолетов в залив Виахту… При постройке авиабазы предоставлять рабочую силу и стройматериалы в первую очередь… Признать крайне необходимой организацию воздушной связи Александровск - Оха в текущем году… Признать необходимой связь Александровска с Хабаровском зимой не реже пяти раз в месяц. База самолетно-моторного парка должна быть в городе Александровске…"
Как видим, вопросы были поставлены весьма конкретно и категорично. Для быстрого их решения председатель окрисполкома Н.Курпель вылетел 20 января 1930 года в Хабаровск на самолете Водопьянова. Эта дата и считается завершением трассы.