Ил-14 СССР-61793, станция "Молодежная", зима сезона 1981 – 1982 гг., 27 САЭ
Фото из архива Анатолия Васильевича Поддубного, второго пилота вертолета Ми-8, участника 27-28 САЭ.
Евгений Кравченко Василий Карпий
С Антарктидой — только на Вы…. Не успел я облегченно передохнуть, получив известие о том, что санрейс на купол «С» благополучно завершен, как тут же 16 февраля (1984 г., 29 CАЭ) приходит новая радиограмма: «Борт 61793 произвел вынужденную посадку на «Комсомольской» из-за неисправности двигателя. Для выяснения состояния Ил-14 и устранения причины высылаем тех бригаду во главе со старшим инженером Шереметьевым. Скляров». Экипаж Юрия Скорина дотянул до станции и благополучно посадил машину. Когда вскрыли отказавший мотор, обнаружили «задир» цилиндра.
Четыре дня наши авиатехники и инженеры пытались вернуть Ил-14 к жизни, но в природе всему есть предел — произвести качественный ремонт двигателя при морозе в 47 градусов, на высоте 3520 метров, когда каждый вдох, каждое движение требует от человека немалых усилий, а к металлу нельзя прикасаться голыми руками, — не удалось. И хотя ремонтная бригада снова и снова предпринимала попытки восстановить машину, сделать этого не смогла. Ил-14 подошли к тому рубежу, о котором мы предупреждали всех и вся еще на Большой земле, — машины изношены до предела, вот-вот они начнут «сыпаться» и процесс этот станет необратимым.
Осень. Погода резко ухудшалась на глазах, начинались сильные метели. Законсервировали и поставили Ил-14 на якоря, но все мы хорошо понимали, что еще один наш верный товарищ ушел на покой и станция «Комсомольская» будет ему вечной стоянкой. Так оно и вышло — никогда больше Ил-14 борт 61793 в небо не поднимался.
20 февраля я получил сообщение Склярова о консервации этого самолета…
Ильюшин Авиа-14Т
Бортовой №: CCCP-61793
крайний эксплуатант: Аэрофлот - МГА СССР
первый полет: 1957 г. (59 лет 3 месяца)
дата выпуска: 1957 г. (59 лет 3 месяца)
списан: 25 марта 1987 г. (Приказ МГА № 80 - по отработке общего срока службы.)
комментарии: Первоначально в варианте салона на 24 пассажира, затем был переделан на 32 пассажира.
техническая информация:
тип: Ил-14
модификация: Авиа-14Т
завод-изготовитель Avia Prague
заводской номер: 703109
серийный (порядковый) номер: 03-09
информация об эксплуатантах:
с даты: модификация: бортовой: эксплуатант:
1957.05.29 Авиа-14-24 OK-LCA CSA - Czech Airlines
1977.07.26 Авиа-14Т CCCP-61793 Аэрофлот - МГА СССР → Управление ГА Центральных районов