Не аэросани, а только самолет.Прежде чем, что либо рекомендовать, надо твердо знать возможно-ли это. Иначе получится известный анекдот, когда доктор посоветовал туберкулезному нищему поездку на Цейлон или прогулку на собственной яхте на Канарские острова.
Такой анекдот в некоторой степени напоминает статья М. Гарбера:
«Не самолет, а аэросани», помещенная в «Сов. Сибири».
М. Гарбер выдвигает проект «более дешевого и более рационального способа связи с сибирским севером при помощи аэросаней». Автор останавливается на аэросанях, но рекомендует их так сконструировать, чтобы летом их можно было применять в качестве аэролодок (или глиссеров).
Весьма мудрые мысли. Остается выразить еще одно желание, чтобы в случае нужды аэросани летали по воздуху и вроде дирижаблей причаливали к верхушкам деревьев.
Но... к сожалению, «дешевый и рациональный способ», выдвинутый тов. Гярбером, не может быть осуществлен. Прежде всего, необходимо сказать, что север не представляет собой, как пишет тов. Гарбер, нечто вроде естественного аэродрома.
В 60 верстах от Красноярска чуть-ли не до самой Дудинки по обе стороны Енисея на многие сотни верст начинается тайга, по которой не только на аэросанях, но и пешим образом не пройдешь.
В некотором отношении более доступен зимой Енисей, по которому можно ездить на лошадях, собаках, оленях и даже аэросанях, но только при одном
маленьком условии... очисть его на всем протяжении от Красноярска до Туруханска от торосов снега. Без такой «очистки» на протяжении 1180 верст езда на аэросанях, к сожалению, невозможна.
Что же касается аэролодок, переделанных из саней, не входя в рассуждения, возможна-ли технически такая реконструкция, можно сказать, что летом аэролодки не нужны, так как пушнина вывозится из Туруханского края последним зимним путем. Кроме того пароходы и лихтера в достаточной степени более дешево обслуживают нужды края.
Таким образом, остается единственный быстрый способ зимнего сообщения — на самолетах конструкции «Юнкерс», при чем в целях большей безгласности выгоднее совершать полети на двух-трех моторах.
Что же касается оборудования линии Красноярск-Туруханск, то для этого совершенно не надо ангаров, мастерских и «крыльев», которые, по мнению тов. Гарбера, более чем нужны. Совершенно смехотворно иметь один самолет в запасе на каждом аэродроме.
Для линии необходимо иметь три аэродрома: Енисейск, Подкаменная, Туруханск, содержание которых обойдется не более сотни рублей каждый и самые нужные запасные части: шасси, вилки, винты, которые механик сумеет заменить без «дорого-стоящих» мастерских.
Прав в одном т. Гарбер, что перелет был совершенно не организован и в этом вся его неудача.
М. Сибиряков.