СССР-29006 (Ми-4)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:11

Список экипажа вертолета Ми-4 Нарьян-Марского объединенного авиаотряда, погибшего в катастрофе в р-не Коровинской губы 12 марта 1973 г.

1. Явтысый Семен Николаевич, 1941-1973 г., командир;
2. Наумов Валерий Иванович, 1951-1973 г., второй пилот;
3. Климченков Федор Герасимович, 1940-1973 г., бортмеханик;

Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в районе устья реки Нерута

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 марта 1973 г.
Время: 09:32
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, НАО, устье реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-29006
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО

Описание
Экипаж 73 летного отряда (КВС Явтысый С.Н.) выполнял десантно-съемочный полет по обслуживанию экспедиции №10 Ухтинского территориального геологического управления Коми АССР. Взлет произведен в 08:59. На борту находилось 6 служебных пассажиров - работников экспедиции. В 09:32 экипаж доложил о заходе на посадку в районе работы экспедиции, а также о посадке Ми-4 №31488 в этом же месте. Через 15 минут на связь вышел экипаж Ми-4 №31488 и доложил КДП а/п Нарьян-Мар, что произвел посадку с целью оказания помощи экипажу Явтысыя и определил, что вертолет разрушен и горит, экипаж и пассажиры погибли.
Фактическая погода в районе происшествия соответствовала минимуму КВС - облачность 8-9 баллов средняя, видимость 6-8 км, ветер 8-10 м/с, поземок.
Комиссия установила, что аварийная ситуация сложилась из-за обрыва лопасти несущего винта с последующим ее ударом в концевую балку, что исключило возможность воздействия экипажа на управляемость вертолетом. Вертолет столкнулся с поверхностью земли с углом около 45° в перевернутом положении и взорвался.
Катастрофа произошла в 09:32 в районе устья реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара.
Лопасть НВ найдена в 410 м сзади по линии полета. Обрыв произошел между 5 и 6 отсеками из-за усталостной трещины лонжерона по вине завода-изготовителя лопастей НВ - п/я Г-4574. Наработка лопасти с начала эксплуатации составила 1677 часов, из них 1337 часов в летно-испытательном отряде ГосНИИ ГА и 340 часов в Нарьян-Марском ОАО.
 за штурвалом  С.Н. Явтысый ф. ВВ.jpg

На фото За штурвалом Явтысый С.Н.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:21

Легенда ненецкой авиации
Газета Нарьяна-Вындер» Выпуск № 65 (19977) от 20 июня 2013 г.

В марте исполнилось 40 лет со дня гибели экипажа вертолета Ми-4: командира Семёна Явтысого, второго пилота Юрия Наумова, бортмеханика Фёдора Климченкова и двух геологов. Командир экипажа – личность легендарная. Семён Николаевич – первый ненецкий летчик, его именем названа одна из улиц Нарьян-Мара. Недавно в редакцию «НВ» позвонил из Владимира его товарищ–пилот Виктор Лазарев. Вот его воспоминания.
Первые полеты
После окончания Кременчугского летного училища, по направлению, в августе 1964 года Явтысый прибыл в Нарьян-Марский объединенный авиаотряд. Семён сразу получил должность второго пилота вертолета Ми-4. Совсем скоро его утвердили на должность командира вертолета.
– Летать любил, имел все допуски при выполнении различного рода работ. Мы с ним сдружились. Человек он был доброжелательный, всегда улыбался. Был неплохим шахматистом. Улыбался даже тогда, когда проигрывал. Мы в шутку его сравнивали с Юрием Гагариным: один был – первый летчик-ненец, а другой – первый русский космонавт, – рассказывает Виктор Фёдорович.
Родом Семён Явтысый из Нельмина Носа. Когда летчики Нарьян-марского авиаотряда прилетали в поселок, местные тут же спрашивали: «Вы знаете нашего Семёна Явтысого?» Лазарев отвечал, что вместе с их земляком учился, ненцы хлопали летчика по плечу.
– Они считали – если я Семёну друг, значит и они мне друзья. Ненцы вообще народ добрый, доверчивый и открытый. Я помню то время, когда началось освоение тунд-ры. Экспедиции, буровые вышки, вездеходы… Мы были первопроходцами. Если вертолет прилетит к оленеводам, для них это было целое событие, – вспоминает то время Виктор Фёдорович.
Дружба крепкая
О том, что Явтысый был настоящим товарищем, говорит один интересный факт.
– Как-то в феврале 1972 года получили санзадание из аэропорта Нижней Пеши лететь в Волонгу. Электричества в рыбацком стане не было, народу тогда там уже было очень мало. Погода ночью стояла, как говорится, нелетная: облачно, плохая видимость. Чаще всего санзадания приходилось выполнять в экстремальных тундровых условиях. На вертолете Ми-4 нет противообледенительной системы, нет автопилота, как на Ми-8. Кабина пилотов холодная, обогреватель греет только ноги. Перед посадкой командиру приходилось чистить левый блистер от инея и снега, чтобы рассматривать землю. В общем, лететь в Волонгу не было никакого желания, но приказ – есть приказ, – рассказывает Виктор Лазарев. – Тогда Семён предложил тянуть жребий на спичках. Кто короткую вытянет, тому и лететь на санзадание.
Спичку вытащил Лазарев. Вернулся Виктор Фёдорович с задания далеко за полночь, уставший и измотанный. В аэропорту его встретил Семён. Он тоже не спал, ждал, переживал за друга.
Семён даже вел переписку с генеральным конструктором самолетостроения Антоновым, создателем Ан-2, Ан-24 и Ан-10. В честь ученого он назвал своего сына Олегом. В трудную весеннюю пору, когда тундра была скована гололедом, и олени гибли без корма, экипаж Семёна Явтысого вел поиски подходящих пастбищ, доставлял в тундру комбикорма и соль для ослабевших оленей, продукты для оленеводов.
А еще, вспоминает Виктор Фёдорович, Семён был очень принципиальным человеком: «Его очень уважало летное начальство, коллеги-летчики. На любую несправедливость он реагировал жестко, и неважно, был ли в ней виноват начальник или простой человек. Твердый мужской характер был у Семёна...».
Они не вернулись с задания...
Жизнь молодого мужчины, летчика-ненца оборвалась внезапно и трагично. Тогда, в 1973 году, не принято было рассказывать в прессе о катастрофах, как будто их и не было. Тем более, что в гибели экипажа Ми-4 был виноват совсем не человеческий фактор. Причиной аварии стал дефект лонжерона, микротрещина в металле, не замеченная на заводе.
Ранним мартовским утром вертолет Явтысого вылетел в район Холодной губы, геологи вели там гравиметрическую съемку, прокладывали линию. Работа эта сложная, требующая особой точности. Вертолет взлетает, через 50 минут садится, геологи выходят с аппаратурой, делают замеры, садятся обратно в вертолет и летят дальше. В день приходилось делать по двадцать-тридцать взлетов и посадок. Но после 10 часов работы связь с экипажем внезапно прекратилась. Через некоторое время экипаж второго вертолета передал: «Видим дым». Прилетев на помощь, пилоты обнаружили лишь обгорелые останки машины, спастись никому не удалось. Запястья рук Семёна Явтысого были перебиты до костей, он до последнего момента пытался посадить вертолет. Ему было всего 32 года, второму пилоту Юрию Наумову – 22 года, Фёдору Климченкову – 30 лет.
Жизни Семёна Николаевича посвящена поэма ненецкого поэта Прокопия Явтысого «Крылатые нарты»...
Редакция просит откликнуться сослуживцев Семёна Явтысого, его друзей, родных и поделиться воспоминаниями о первом ненецком летчике, принести фотографии, письма.
Наталия Щелупанова
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:27

42 года назад трагически погиб легендарный ненецкий летчик Семен Явтысый
13.03.2015 Сайт ТРК «СЕВЕР»
Ровно 42 года прошло со дня гибели экипажа вертолета Ми-4: командира Семена Явтысого, второго пилота Юрия Наумова, бортмеханика Федора Климченкова и двух геологов. Командир экипажа — личность легендарная. Семен Николаевич Явтысый — первый ненецкий летчик, его именем названа одна из улиц Нарьян-Мара.
Жизнь молодого летчика-ненца оборвалась внезапно и трагично. В гибели экипажа Ми-4 был виноват совсем не человеческий фактор. Причиной аварии стал дефект лонжерона, микротрещина в металле, не замеченная на заводе. Вертолет Явтысого летел в район Холодной губы, геологи вели там съемку. После 10 часов работы связь с экипажем внезапно прекратилась. Прилетев на помощь, пилоты обнаружили лишь обгорелые останки машины, спастись никому не удалось. Запястья рук Семена Явтысого были перебиты до костей — он до последнего момента пытался посадить вертолет. Ему было всего 32 года, второму пилоту Юрию Наумову — 22, Федору Климченкову — 30 лет.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:28

на фото Семен Явтысый
 01 (1).jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:36

Исторические личности.

Явтысый Семен Николаевич

Явтысый Семен Николаевич (3 сентября 1941 – 12 марта 1973), первый пилот-ненец. Родился в семье пастуха – оленевода в Малоземельской тундре. Родители кочевали по тундре, ловили рыбу, охотились. Окончил 10 классов Ненецкой школы-интерната (1961), учился хорошо, математику и английский язык знал на «отлично», играл в шахматы, входил в школьную команду по городкам. В 1964 году Семен Явтысый окончил летное училище в Кременчуге. С 1964 года 2-й пилот вертолета Ми-4 Нарьян-Марского авиаотряда, командир вертолета Ми-4 (1969-73).
По характеру спокойный, доброжелательный, исполнительный. Был награжден грамотами, получил звание ударника труда и благодарность министра гражданской авиации. Дело своё он знал и любил, летал грамотно и уверенно. Он словно птица парил над тундрой, с радостью узнавая с детства знакомые речки и озера, сопки, оленьи тропы. Семена Николаевича хорошо знали оленеводы, буровики. Вместе с экипажами других вертолетов перебрасывал вахты буровиков, возил трубы, топливо, продукты. Месяцами работал вдали от дома и очень скучал по жене и детям.
В трудную весеннюю пору, когда тундра была скована гололедом и олени гибли без корма, экипаж Семена Явтысого вел поиски подходящих пастбищ, доставлял в тундру комбикорма и соль для ослабевших оленей, продукты для пастухов.
Семен Николаевич готов был работать сутками, он был полон энергии, первый ненецкий пилот, впереди его ждала трудная и увлекательная дорога. В марте 1973 года эта дорога трагически оборвалась. В то утро Семен Николаевич работал с геофизиками. Время от времени поддерживал связь с диспетчером. Коротко докладывал, где находится, как продвигается работа. И вдруг замолчал… Через некоторое время экипаж второго Ми-4 передал: «Видим дым». Подлетев, пилоты обнаружили лишь обгорелые останки, разбросанные на несколько десятков метров вокруг, спастись никому не удалось.
Причиной аварии стал дефект лонжерона, микротрещина в металле, не замеченная на заводе. Шансов посадить вертолет у экипажа не было. Похоронен в г. Нарьян-Маре. В 1988 году именем Семена Явтысого названа улица в г. Нарьян-Маре.
Жизни Семена Николаевича посвящена поэма ненецкого поэта Прокопия Явтысого «Крылатые нарты», публикации в периодических изданиях Архангельской области и Ненецкого округа.
Информацию предоставила Казакова Мария Николаевна ведущий библиотекарь отдела Севера Ненецкой центральной библиотеки имени А.И. Пичкова.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:41

Строки из заметки: "Остановись мгновение, ты прекрасно!", Газета "Нарьяна-Вындер" (Ненецкий АО) 17 августа 2006 г.
№138-139 (18896-18897), автор
Анна ПЕККАНЕН
Судьба первого летчика коренной национальности, командира вертолета Ми-4 Семена Николаевича Явтысого, еще в школе жившего мечтой о небе, известна всему округу.
– Я помню, какой он был счастливый и радостный, когда прошел медкомиссию и послал документы в Кременчугское летное училище, – вспоминала бывшая учительница, а теперь заведующая музеем школы-интерната Глафира Ивановна Ковалева. В небе и оборвалась его жизнь.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:43

крайний с права С. Явтысый
 ф. ВВ (крайний с права С.Явтысый).jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:45

Урок памяти
В Ненецкой школе-интернате прошел урок истории «Каюр крылатых оленей, что ветер в пути обгоняет...».
Необычный урок был посвящен 70-летию со дня рождения Семена Явтысого - первого пилота-ненца, выпускника школы-интерната 1961 года. Одним из инициаторов встречи стала советник губернатора по вопросам коренных малочисленных народов Севера Ангелина Ардеева.
В школьном музее собрались старшеклассники НШИ, представители окружных и городских властей, общественности, Нарьян-Марского объединенного авиаотряда. О биографии и нелегкой судьбе Семена Николаевича ребятам рассказали воспитатель Татьяна Гвоздухина и бывший одноклассник пилота, мастер народных промыслов Филипп Ардеев. Уроженец Малоземельской тундры, выпускник Кременчугского летного училища, командир вертолета Ми-4 Семен Явтысый погиб в 1973 году, выполняя полет к геологам. Памятник погибшему экипажу Явтысого установлен в Нарьян-Марском аэропорту. Именем первого летчика-ненца названа и улица в Нарьян-Маре.
Гагета "Нарьяна-Вындер", от 20 сентября 2011 года.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:55

на фото С. Явтысый
 03.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:56

на фото Семён Явтысый
 02.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:57

Газета «Нарьяна-Вындер»
№172 (18509), среда, 27 октября 2004 г.
СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ
Покорители северного неба

О первом ненецком летчике Семене Явтысом вспоминает его товарищ-пилот
Дорогая редакция, пишет вам Виктор Федорович Лазарев. Я не писатель и не поэт, а просто участник событий, изложенных в материале. Сегодня я хочу рассказать вам о судьбе первого ненецкого летчика - Семена Николаевича Явтысого.
Считаю, что знал я его хорошо, поскольку наш путь в небо начался одновременно. После окончания Кременчугского летного училища, по направлению, в августе 1964 года мы прибыли в Нарьян-Марский объединенный авиаотряд. Семен сразу получил должность второго пилота вертолета Ми-4. Вместе с ним после окончания училища в Нарьян-Марский ОАО также на должности второго пилота вертолета Ми-4 прибыли Виктор Федорович Лазарев и Алексей Павлович Чупров.
Семен Явтысый - один из первых, после определенной летной подготовки, был утвержден в должности командира вертолета Ми-4.
Летать любил, летал хорошо, имел все допуски при выполнении различного рода работ. Совместная учеба в училище и работа в Нарьян-Марском ОАО нас объединяла, и мы были очень дружны. Человек он был доброжелательный, всегда улыбался, легко входил в контакт с людьми. Любил играть в шахматы. Улыбался даже тогда, когда проигрывал. Хотя играл он хорошо. Мы в шутку его сравнивали с Юрием Гагариным: один был - первый летчик-ненец, а другой - первый российский космонавт, и объединяла их обаятельная открытая улыбка.
Мне часто приходилось прилетать на его родину в поселок Нельмин Нос. Местные жители сразу же задавали вопрос: «Вы знаете Семена Николаевича Явтысого?» И когда я им отвечал, что знаю, что мы вместе учились в училище, улыбка и радость появлялись на лицах встречающих вертолет. И все вопросы, которые возникали, решались очень легко. Они считали - если я Семену друг, значит и они мне друзья. Ненцы вообще народ добрый, доверчивый и открытый.
Я помню то время, когда цивилизация стала наступать на тундру. Появилось много экспедиций, буровые вышки, тундру испахали вездеходами, а мы были первопроходцами. Если вертолет прилетит к оленеводам, для них это было целое событие. Многие боялись грохота вертолета, прятали своих детей в чум.
Семен Николаевич Явтысый ценил дружбу и в трудную минуту всегда готов был поддержать своего товарища.
В феврале 1972 года я со своим экипажем на вертолете Ми-4 находился в командировке в Нижней Пеше. По каким-то обстоятельствам, видимо, давно работал, залетел сюда на ночевку и вертолет Семена Явтысого. Получилось так, что в аэропорту «Нижняя Пеша» оказалось сразу два вертолета Ми-4. Поздно вечером поступило из Нарьян-Мара указание выполнить санзадание в поселок Волонгу. Это рыбацкий стан недалеко от Нижней Пеши, но уже в то время там было очень мало народу. Электричества в Волонге не было, но столбы и электрические провода напоминали о том, что когда-то поселок был населен. Погодные условия ночью бывают разные. Иногда светит луна - и видно все, как днем. В такую ночь летать легко, но сейчас было все наоборот: низкая облачность, плохая видимость. Единственное преимущество, что это береговая черта и местность почти ровная.
Все понимают, что лететь ночью в тундровое стойбище или отдаленный поселок гораздо сложнее, чем на буровую, где имеется оборудованная площадка для посадки вертолета, а сама вышка светится огнями. Строить маневр захода на посадку не представляет особой сложности.
Но чаще всего санзадания приходилось выполнять в экстремальных тундровых условиях, когда нужно было найти место расположения стойбища или рыбацкого стана... Хорошо, если встречают, посветят фонариком, обозначат себя, но, как правило, никто не встречал. На вертолете Ми-4 нет противообледенительной системы, нет автопилота, как на Ми-8. Все это создает дополнительные трудности при пилотировании. Кабина пилотов холодная, обогреватель БО-20 греет только ноги. Перед посадкой командиру приходилось чистить левый блистер от инея и снега, чтобы рассматривать землю.
Лететь в Волонгу ночью в плохих погодных условиях не было желания. Тогда Семен предложил тянуть жребий на спичках. Кто короткую вытянет, тому и лететь на санзадание. Короткую спичку вытащил я. После выполнения санзадания (а время было далеко за полночь), уставшие и измотанные, мы вернулись в аэропорт Нижней Пеши. И каково же было мое удивление, когда на КПД аэропорта меня встретил Семен. Он тоже не спал и не отдыхал, а все это время переживал за своего товарища (то есть за меня) и при необходимости был готов прийти на помощь. Он очень любил авиацию и гордился тем, что является составной ее частью.
Семен даже вел переписку с генеральным конструктором самолето-строения Антоновым - отцом нынешних «Ан-2», «Ан-«24» и «Ан-10». Переписка была обоюдная. В честь генерального конструктора Антонова он назвал своего сына. Очень любил животных, птиц. В его квартире в клетках жили попугаи, канарейки. Вторая вертолетная эскадрилья по численности была небольшой. Вертолетный парк состоял из десяти Ми-4 и пяти Ми-1. Командиром эскадрильи был Юрий Васильевич Наумов - летчик от Бога, грамотный специалист и хороший наставник. Заместителем авиаэскадрильи был Артем Константинович Кыркалов. Командиром звена - Виктор Сулименко. Командирами Ми-4 были: Сергей Кирдяшев, Николай Исаев, Евгений Озеранский, Виктор Поздеев. Пилоты Ми-1: Юрий Приходько, Игорь Спиридонов и Борис Кудрявцев.
В дальнейшем вторую эскадрилью стали пополнять командиры самолетов Ан-2: Николай Васильевич Полубояров, Виталий Михайлович Овчаренко, Василий Бирулин, Станислав Федорович Ильченко и многие другие, в том числе и Анатолий Комаровский. Все они впоследствии летали командирами Ми-4, Ми-8, а Комаровский станет командиром Нарьян-Марского ОАО.
В народе бытует мнение, что в настоящее время стали чаще биться самолеты и вертолеты. Мнение это ошибочное. Бились и раньше. Просто эту информацию не доводили до населения. Были авиакатастрофы и в Нарьян-Марском ОАО. Одна из них была наиболее трагична и не зависела от экипажа. Это катастрофа Ми-4, произошедшая 16 марта 1972 года. Командиром этого борта был Семен Николаевич Явтысый. Причина чисто техническая - обрыв лопасти несущего винта. Далее пошла череда катастроф:
- Ми-4 в районе аэропорта «Нижняя Пеша», командир Ильченко;
- Ми-4 в районе поселка Табседа, командир Фисун;
- Ми-8 в районе аэродрома «Нарьян-Мар», командир Спиридонов.
Во всех этих трех случаях присутствовал человеческий фактор, чего нельзя сказать о гибели Ми-4 29006 под командованием Явтысого.
Вертолет Ми-4 29006 в ночь с 15 на 16 марта 1972 года дежурил по санзаданию, маршрут Нарьян-Мар-Василково-Лаявож-Нарьян-Мар. Погода была хорошая, особой сложности санзадание не представляло. Около часа ночи, после его выполнения, вертолет был поставлен на стоянку. Замечаний от экипажа по работе двигателя и других систем вертолета не было. Утром 16 марта на этом вертолете в 9 часов начал свою работу экипаж под командованием Семена Явтысого. После взлета машина взяла курс в район Голодной губы. В районе озера Голодная губа геологи производили гравиметрическую съемку. Работа эта сложная, требующая особой точности. Геологи прокладывали линию, направление, как правило, с учетом ветра. Вертолет взлетает, через 50 минут садится, геологи выходят с аппаратурой, делают замеры, садятся в вертолет и движутся дальше. В день приходилось делать по двадцать-тридцать взлетов и посадок. Экипаж по прибытии в район работ докладывает диспетчеру. В процессе работы на связь с диспетчером выходит через каждые 30 минут. Но после 10 ч асов работы связь с экипажем внезапно прекратилась.
В Нарьян-Маре поняли, что случилась беда, хотя надежда на то, что люди живы, теплилась до последнего. Но вертолет был найден на земле полностью разрушенным и обгоревшим. Погиб весь экипаж Ми-4: командир Явтысый, второй пилот Наумов, бортмеханик Климченков и два геолога. На месте падения валялись обломки вертолета. Двигатель немного в стороне, а рядом с ним лежал бортмеханик Федор Климченков. Неподалеку остальные члены экипажа. Запястья рук Семена Явтысого были перебиты до костей, он до последнего момента пытался посадить вертолет. Но в истории авиации, когда обрывается лопасть, не было такого случая, чтобы кто-то посадил вертолет. Этого сделать просто невозможно. Усилие гидросистемы до 500 килограммов человеку просто не преодолеть. Погибли молодые крепкие ребята, хорошо знавшие и любившие наше северное небо: второму пилоту было 22 года, Семену Явтысому и Федору Климченкову - по 30 лет.
Увидев все это и осознав, в вертолет не хотелось садиться, но мы понимали, что это наша работа и профессию мы выбирали сознательно.
Время лечит, со временем все сгладилось. Первого ненецкого летчика Семена Николаевича Явтысого похоронили на старом кладбище в Нарьян-Маре, его товарищей увезли на их родину: одного - в Выборг, другого - в Москву.
Судьба распорядилась так, что все мы разъехались по разным городам, но лучшие годы, прожитые на Севере, друзья юности, живые и погибшие в небе, останутся в нашей памяти и наших сердцах на всю оставшуюся жизнь...
Виктор ЛАЗАРЕВ, бывший командир
вертолета Ми-4, город Владимир
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Май 2015 16:59

на фото бортмеханик Клименченков Ф.Г.
 04.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 29 Май 2015 09:11

на фото Семён Явтысый.
 01.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Декабрь 2015 10:38

В стойбище оленеводов в Ненецком АО.
01.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

СССР-29006 (Ми-4)

Сообщение ББК-10 » 10 Декабрь 2015 10:45

Уважаемый ЧАЙКА СВ 28 Май 2015 16:11 Вами уже была создана тема: СССР-29006 (Ми-4)
viewtopic.php?f=31&t=6333
Последний раз редактировалось ББК-10 15 Февраль 2017 10:04, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения