АРХАНГЕЛЬСК — МЫС ЖЕЛАНИЯ — АРХАНГЕЛЬСКСТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АВИАЦИИ СЕВЕРА АПРЕЛЬ 1938 года. Страна готовилась к выборам в Верховный Совет РСФСР. Ждали этого важного события и зимовщики далекой Арктики. В то время — в апреле — июне — зимовки Новой Земли могли связаться с материком только по радио. Единственным способом обеспечить избирательные участки полярных зимовок необходимыми материалами мог быть самолет. Поставку избирательных материалов на Новую Землю возложили на Архангельское авиапредприятие Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ). Начальник ГУ ГВФ Герой Советского Союза В. С. Молоков утвердил экипаж перелета в Арктику. Командиром был назначен опытный летчик С. Н. Демченко, бортмехаником — Е. П. Киреев, бортрадистом — Л. В. Зашихин и штурманом М. Д. Алешин. (Он же начальник перелета). Самолет ПР-5, на котором они летали, был создан известным конструктором П. П. Поликарповым. Это был пятиместный биплан, который хорошо зарекомендовал себя в самых сложных условиях.
22 апреля такой самолет с бортовым номером Л-2183 взлетел с раскисшего льда Северной Двины. Следом за ним вылетел второй, резервный (для дежурства в Нарьян-Маре), под управлением летчика И. А. Цыганкова. В тот же день при сильном встречном ветре и дожде они совершили посадку около Нарьян-Мара на льду реки Печоры.
25 апреля погода несколько улучшились, и М. Д. Алешин принял решение лететь в Амдерму. Полет туда был не из легких, но, несмотря на все преграды, которые ставила погода, самолет, пробив облака в районе Хабарово, вышел на Амдерму и благополучно приземлился в лагуне возле населенного пункта.
30 апреля взлетели в направлении Маточкина Шара. Карские Ворота были закрыты туманом, и экипаж был вынужден идти под облаками почти до мыса Меньшикова. В районе залива Литке начался сильный снегопад. Возвращение назад стало невозможным
— не хватило бы горючего. Посадка на ледяной припай или на льдину в снегопаде была более чем рискованной. И потому полет продолжался. Осторожно приблизясь к скалам Новой Земли, экипаж произвел посадку возле зимовки Маточкин Шар, на льду пролива. В это время с гор сорвался шторм. В течение часа самолет занесло снегом до плоскостей.
Пурга свирепствовала до 3 мая. Откапывая по нескольку раз в день крылатую машину и прогревая мотор, экипаж ожидал хорошей погоды еще четыре дня. Седьмого мая после километрового разбега по льду пролива Л-2183 взлетел курсом на залив Благополучия. Тогда погода единственный раз "улыбнулась" экипажу. Полет проходил на высоте 800—900 метров. В разрывы облаков было видно свободное от льда море, а в стороне — вершины Новой Земли. Через два часа приземлились на льду залива.
Здесь командир перелета М. Д. Алешин получил от начальника зимовки мыса Желания — конечной точки перелета — предупреждение, что посадку они могут обеспечить на каменистой косе, где прежде приземлялись самолеты Героев Советского Союза В. С. Молокова и М. В. Водопьянова. Однако полярники сообщили, что ледяной припай оторвало и унесло штормом. Летной погоды на мысе Желания экипаж ожидал семь дней. Лишь 15 мая С. Н. Демченко с большим трудом поднял самолет со льда залива Благополучия — на лыжи налипал мокрый снег.
В течение сорока минут шли на высоте 4000 метров над ледником Норденшельда, а затем над скалами Новой Земли и открытой водой Карского моря. Это была одна из самых трудных частей перелета. Экипаж летел при боковом шквалистом ветре, но все-таки командир самолета С. Н. Демченко умело приземлил самолет на косе мыса Желания — самой северной точки Новой Земли — вблизи открытого моря. Зимовщикам были переданы нужные избирательные материалы, газеты и письма. А через три часа после посадки Л-2183 вылетел в обратный путь — на "Большую землю", взяв с собой письма зимовщиков. В тот же день он совершил посадку в заливе Благополучия.
Через сутки вылетели на Маточкин Шар. Здесь экипаж ждали тревожные вести. Количество воды на льду увеличилось. Лед стал ненадежным. Площадка в Нарьян-Маре, где дежурил резервный самолет, затоплена разлившейся Печорой. Из Амдермы тоже сообщили, что на льду лагуны выступила вода, а на песчаной отмели стаивает снег и появились большие пятна чистого песка. Необходимо было лететь как можно быстрее, однако пурга задерживала дальнейший полет.
Только 22 мая экипаж смог вылететь на Маточкин Шара в Амдерму. Здесь были выполнены последние задания в связи с избирательной кампанией. В районе Карских Ворот и островов Вайгач и Пахтусова были сброшены вымпелы с избирательными материалами и почтой. Экипаж благополучно приземлил самолет на раскисший лед лагуны Амдермы и сейчас же принялся вытаскивать его на песчаную отмель. До Архангельска оставалось всего 1400 километров. Однако сухопутный аэродром в Нарьян-Маре был залит водой, и посадка на колесах была возможной только в Усть-Цильме. Колес же для самолета Л-2183 в Амдерме не оказалось. Лишь 27 мая из Архангельска прилетел летчик П. С. Кудицкий, который доставил их.
28 мая 1938 года оба самолета виртуозно взлетели с песчаной отмели амдерминской лагуны и, пройдя залитый водою Нарьян-Мар, через 5 часов 15 минут приземлились на островке против Усть-Цильмы.
29 мая в 12 часов самолет Л-2183 произвел посадку на Кегостровском аэродроме. Таким образом, самолет Л-2183 совершил первый в истории Аэрофлота перелет по маршруту Архангельск Нарьян-Мар — Амдерма — Маточкин Шар — залив Благополучия — мыс Желания — залив Благополучия — Маточкин Шар — Амдерма — Усть-Цильма — Архангельск протяженностью 5600 километров. Самолет находился в воздухе 30 летных часов.
За умелое выполнение правительственного задания облисполком объявил благодарность членам экипажа и наградил их именными золотыми часами. А начальник ГУ ГВФ В. С. Молоков вручил нм Почетные грамоты, знаки "Отличник Аэрофлота" и подарки —охотничьи ружья. Один из участников перелета бортрадист — Леонид Васильевич Зашихин — и поныне работает инженером в Архангельском управлении гражданской авиации.
Г. Личков.
Внешт. корр. "Правды Севера".
На снимке:
вот он, первый самолет Аэрофлота, в Арктике.