Авиация и время, 2004, №6.ВЕРТОЛЕТ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ
© Дмитрий Комиссаров/ Москва, Александр Котлобовский/ Киев,
Милош Русецкий/ Торунь (Польша), Андрей Хаустов/ «АиВ»
... В августе 1977 г. ледокол "Арктика" осуществил исторический поход к Северному полюсу, став первым в мире надводным судном, сумевшим пробиться к нему. На борту находились один мурманский Ми-2, пилоты Е. Н. Миронов, В. Петров, авиатехники С. Кузнецов и А. Олейник, др. авиационные специалисты. После того, как "Арктика" прошла 85-ю широту, ледовая обстановка стала настолько тяжелой, что "двойке" пришлось летать почти круглосуточно, садись на палубу лишь для дозаправки и смены экипажей. 17 августа ледокол приблизился к полюсу, и вертолетчики провели разведку обстановки непосредственно на "макушке" планеты. Погода была очень плохой, и машина обледенела. Несмотря на это. удалось получить данные, позволившие «Арктике» достигнуть цели экспедиции. В общей сложности за 10 летных дней Ми-2 налетал 64 ч, и благодаря его использованию ледокол пришел к месту назначении за 176 ч вместо 378 расчетных. Через 10 лет Ми-2 еще раз побывал на полюсе, на сей раз во время похода "Сибири". Вертолет пилотировали уже упоминавшийся В. Холодняк и его напарник Н. Моргун Следует отметить, несмотря на столь громкие успехи, участники походов отмечали, что "двойка" не совсем годится для ледовой разведки: недостаточная энерговооруженность усложняла работу при почти неизбежном при полетах над водами полярных морей обледенении, необходимость брать максимально возможный запас керосина для увеличения продолжительности полета вынуждала экономить целевую нагрузку, сокращая состав специального оборудовании. ...