Почему не летит „Сибревком"?КОГДА „СИБРЕВКОМ" ПОЛЕТИТ?В редакцию газеты «Советская Сибирь» и «Сельская Правда» часто поступают письма отдельных крестьян и рабочих о том, что им чрезвычайно желательно, что бы в их деревню прилетел самолет.
Часто в письмах говорится «пришлите нам посмотреть самолет, на постройку которого мы жертвовали».
Слышатся также жалобы на то, что якобы Сиб. ОДВФ, обещая показать самолет в тех или иных пунктах, не выполняет этого или, как выражаются к письмах, «обманывает».
Желание видеть у себя самолет вполне понятно, но пишущие товарищи не учитывают двух самых главных обстоятельств: 1) один самолет, имеющийся в распоряжении Сиб. ОДВФ, ни в коем случае не может побывать во всех уголках Сибири, потому, что он один, а этих мест тысячи и 2) движущая сила самолета — «мотор» — может работать только известное количество часов, после чего требуется замена некоторых частей.
Ясно, что для того, чтобы обслужить все местечки Сибири, одного мотора не достаточно, их требуется добрый десяток.
Можно, конечно, приобрести десяток самолетов на собранные по Сибири средства и показать самолет в каждом уголке Сибири, но нужно ли это сейчас делать?
Наша главная задача укрепить и создать Красный Воздушный флот, который при случае смог бы защищать границы трудового союза от нападений извне. Эту задачу мы сейчас и выполняем.
Мы собрали 864000 рублей. На эти деньги мы уже построили 3 военных самолета и сдали их Главвоздухофлоту, и намерены сделать в текущем году еще девять военных самолетов, которые также сдадим Главвоздухофлоту. Это и есть наша помощь Красному Воздушному Флоту.
Если-бы Общество Друзей Воздушного Флота, вместо того, чтобы строить военные самолеты на собранные средства, купило гражданские самолеты, то этим мы в большей степени удовлетворили бы свое желание «посмотреть» самолет, повторяем «посмотреть», а не использовать его.
Мы неоднократно говорили и писали, что самолет может летать куда угодно, но он не может спуститься на землю, если не будет приготовлена для этого подходящая ровная площадка, если не будут созданы базы для хранения бензина, инструмента и мелких запасных частей.
В каких селах и деревнях есть у нас такие площадки?
Из сотни деревень в одной, да и той пожалуй, не будет.
Следовательно, Сиб.ОДВФ поступает совершенно правильно, затрачивая деньги, данные трудовым населением на военные самолеты, оказывая этим существенную помощь Республике и не покупая в настоящее время самолетов, которые с пользой для трудового населения в текущий год мы не можем использовать.
Что же касается «обмана» в посылке самолета в те или иные места, то нужно сказать, что никакого «обмана» и невыполнения обещаний со стороны Сиб.ОДВФ, конечно, нет.
Самолет не телега, из которой если и выпал гвоздик, то можно связать лычком или мочальцем, а аппарат с очень сложным и нежным механизмом, малейшая неисправность которого требует внимательнейшего и тщательного исправления.
Самолет стоял без движения целую зиму. По прибытии в июне месяце летчика, его опробовали. Он держался часа два на воздухе очень исправно, только был слышен небольшой механический стук. Этот стук заставил осмотреть еще раз мотор — при чем оказалось, что некоторые части подтерлись и требуют замены. Производство этих частей здесь на месте требовало очень большой внимательности, знания дела. И только благодаря настойчивым желаниям рабочих авто-завода и их упорного труда, эта работа была выполнена с честью и сравнительно в короткий срок. Иначе части пришлось бы ждать из Москвы и дело затянулось бы до глубокой осени.
Конечно, самолет мог бы лететь и без замены частей. Но 90 проц. было бы тогда за то, что он мог каждую минуту сесть, и не там где его ждали, а где придется. Следовательно, лучше затянуть начало полетов на неделю — на две, чем начать этот полет — сесть хотя бы в Анжерке и на этом покончить, не дойдя до Иркутска.
Сиб.ОДВФ имеет свыше 900 своих отделений по селам и деревням Сибири и для того, чтобы возможно большое количество населенна наглядно ознакомилось с самолетом, необходимо пускать его в полет при полной уверенности, что его мотор выдержит те 4—5 тысяч километров, которые ему придется покрыть.
За границей полеты на такое расстояние подготовляются по полгода, с прекрасными машинами, при полной возможности в любом месте сменить мотор.
Сиб.ОДВФ, имея один самолет, без достаточного количества запасных частей — готовится к полету только три недели.
В данное время самолет, по заявлению летчика, исправен — не сегодня-завтра будет произведен пробный полет и если мотор не сдаст, на-днях он сможет отправиться в полет по Сибири.
У некоторых товарищей могут возникнуть вопросы, почему-бы не приобрести еще один гражданский самолет.
Можно, товарищи, но нет денег, все собираемые деньги идут на вышеуказанные цели, а акции Добролета, который организует гражданское воздушное сообщение, разбираются вами плохо.
Шире распространяйте привилегированные и простые акции Добролета.
Пусть каждый из нас будет иметь их хотя бы по одной. Тогда мы создадим свою авио-промышленность и будем иметь гражданский воздушный флот.
М. Архангелов.