Бухта Амбарчик (бывший Мыс Медвежий)
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1401&Синоптический индекс станции: 25034
Координатный номер: 6966231
Класс: МГ-2, ТДС (п/ст) (Морская гидрометеорологическая, труднодоступная, полярная станция)
Координаты: Широта: 69°37'33"N Долгота: 162°18'16"E
Высота над уровнем моря: 24 м.
Адрес: 91002 Саха (Якутия) Нижнеколымский улус
Полярная гидрометеорологическая станция "Бухта Амбарчик"
Телефон:
Радиосвязь. Позывной: UIM
Дата организации наблюдений: 04.10.1935
Часовой пояс: 11
Виды наблюденийМетеорологические: Основные наблюдения. Температура поверхности почвы. Снегосъёмка. Самописцы: термограф.
Гидрология моря: Основные наблюдения. Нивелировка.
Физико-географическое описание местностиПолярная станция расположена на высоком берегу средней части бухты "Амбарчик"
Восточно-Сибирского моря, близ устья реки Колымы, в 110 км от улусного центра п. Черского, и в 82 км от центра Походского наслега с. Походск, ближайшие города - Певек, Билибино. Рельеф в районе станции малоизрезанный с кочковым, мшисто-травяным тундровым покровом, с мелким кустарником, стелющимся по земле. Со стороны суши станция окаймлена невысокими горами 100-200 м, расположенными от станции на 3-7 км и вытянутыми в направлении ВСВ на ЗЮЗ.На ЮВ видны два хребта на расстоянии 25-40 км. Эти горы являются ориентирами видимости. Бухта открыта к северу, вдается в материк на 3 км. Ширина у входа 7 км. Глубина до 4 м. Окружена высоким крутым берегом, который в районе станции имеет расширенную береговую полосу. Берега ровные, малоизрезанные, на расстоянии 50-60 м от уреза воды, местами почти у самой воды, круто поднимаются. Море видно от ЗСЗ до СВ. Дальность видимости горизонта в сторону моря до 19,3 км. Метеорологическая площадка расположена в 60 метрах на запад от линии станционных построек и в 240 метрах от метеокабинета. Имеется хороший круговой обзор.
КлиматБолее унылого и гнетущего пейзажа, чем на Амбарчике, трудно ещё где-либо отыскать.
Неширокая береговая полоса между обрывом и морем сплошь усеяна плавником. Сама бухта Амбарчик слева ограничивалась мысом Столбовым, справа – мысом Медвежьим (Тонким). Сюда действительно нередко заходят белые медведи. Из растительности преобладают травы, мхи, местами карликовая берёзка и ива. Почва представляет собой песок и илистый песок. Амбарчик находится за Полярным кругом на самом побережье Северного-Ледовитого океана в восточной части Колымского залива Восточно-Сибирского моря. Дно бухты Амбарчик ровное. Глубины незначительны 2-3 м. На фарватере максимальная глубина порядка 6-7 м. У входа в бухту бар, где глубина порядка 4 м. В температурном, химическом и ледовом режимах значительную роль играет сток вод реки Колымы. Замерзает бухта 1-10 октября, а вскрывается 15-25 июня. За одну зиму мощность ледяного покрова достигает 2,2 - 2,4 м. Климат здесь субконтинентальный. Среднеиюльская температура 6,3°, а сумма среднемесячных положительных температур 16 градусов. Количество осадков за период с положительными среднемесячными температурами - 102 мм. Полярная ночь: 28.11 - 14.01.
Сотрудники:Начальник станции справа,
механик - слева
Начальник станции с 14.01.2005 г.
Рожков Дмитрий Анатольевич
Родился: 26.06.1968 г. в Новосибирске
Механик 2 категории Корявченко
Олег Петрович
Родился: 26.06.1963 г.
Техник-метеоролог
Чочиева Надежда Викторовна
Родилась: 20.10.1962 г.
Техник-метеоролог - слева
Бывшие сотрудникиКоролёв Алексей Павлович. Старший метеоролог и старший по зимовке - основатель станции (с 1935).
Каледин Иван Фёдорович. Радиотехник (первый работник с 1935).
Любухин Ал. Семёнович. Механик (первый работник с 1935).
Васильев Вячеслав Ал. Младший метеоролог (первый работник с 1935).
Сивоха. Метеонаблюдатель (1939).
Зингер Евгений Максимович (27.06.1926 г.р., Москва)(40-е годы) Закончил курсы полярных радистов в Москве в 1944 г. Советский и российский полярный исследователь, автор нескольких научно-популярных книг по арктическим исследованиям. Скачать книгу "Между полюсом и Европой"
Фёдоров В.Я. Начальник станции. (1962-1975).
Столяренко Леонид Васильевич. (1939 г.р.) Начальник станции. Метеоролог-радиотехник. Образование среднее специальное ЛАУ (океанолог) (на станции с 1967).
Антипина Зинаида Васильевна. (1927 г.р.) Старший гидрометеоролог-радиотехник. В метеорологии с 1944, в Арктике с 1964, на станции с 1966 года. Образование среднеспециальное - Владивостокский метеорологический техникум.
Егоренко Пётр Николаевич. (1922 г.р.) Старший гидрометеоролог-радиотехник. В Арктике с 1964 (радио), на станции с 1966, по метеорологии с 01.02.1967 года. Образование - Московское училище связи (ВВС), подготовлен на станции.
Дроздова Нина Александровна. (1919 г.р.) Гидрометеоролог-радиотехник. В Арктике с 1944, на станции с 1957 года. Образование среднеспециальное - курсы ГУСМП.
Дроздов Прокофий Михайлович. (1912 г.р.) Гидрометеоролог-радиотехник. В Арктике с 1951, на станции с 1957 года. Образование - 8 классов, подготовлен на станции.
Борисов М. А. (1921 г.р.) Электромеханик (на станции с 1967). Образование общее среднее.
Борисова Е. Д. (1924 г.р.) Повар (на станции с 1967). Образование средне-специальное.
Никандрова Т. Г. (1944 г.р.) Наблюдатель-гидролог (на станции с 1967). Образование общее среднее.
Никандров А. И. (1940 г.р.) Инженер-гидролог (на станции с 1965). Образование высшее.
Стейнер Е. И. Старший гидрометеоролог. (1975)
Межирецкий Игорь Иванович. Начальник станции. Окончил ЛАУ в 1962 по специальности радиотехника гидрометеоролога. В Арктике работает с 1962 - (1980)г.
Быков Владимир Андреевич. Техник - гидрометеоролог - радист. Окончил ЛАУ в 1977г. По специальности в Арктике с 1977 - (1988)г.
Герасимов Александр Петрович. Радиотехник - метеонаблюдатель, гидрометеоролог. Окончил курсы полярных работников в 1979г. На станции с 1979 - (1980)г. Деловит, строг, всегда собран и энергичен.
Родионов Владимир Алексеевич. Начальник станции с февраля 1980г. Окончил ЛАУ в 1959 по специальности радиотехник-гидрометеоролог. В Арктике с 1959 - (1980)г. Полярник со стажем. Ранее они с супругой зимовали, в частности, на станции «Мыс Желания» (Новая Земля). Тактичен и доброжелателен. Умер в 1982г.
Родионова Людмила Анатольевна. Старший радиооператор, гидрометеоролог. Окончила курсы полярных работников в 1965 по специальности радиотехник-гидрометеоролог. В Арктике с 1965 -(1980)г. Душевность, такт, доброжелательность, мудрость. С 1982г. работала в Певеке в методическом отделе.
Клейменов Петр Яковлевич. Старый полярник, радист. В Арктике с 1949 года (Мыс Столбовой, Новая Земля, Валькаркай, остров Врангеля, Уэлен, Певек, Амбарчик).
Клеймёнов Виктор. Механик (1980)
Клеймёнова Людмила. Повар (1980)
Шпак Сергей Гидрометеоролог (1980)
Михайлов Слава. Старший гидрометеоролог. Окончил курсы полярных работников в 1979г. На станции с 1979 -(1980)г. Медлительный, любил хорошо покушать.
Захаров М. Е. (1985 г.р.)
Шатохин А. Ю. Начальник станции (1990)
Салтыков Василий Осипович Начальник станции (2002) Профессиональный полярник, радист.
С 1972-го по 99-й был начальником станции Остров Четырехстолбовой.
Насонов Михаил Алексеевич. г. Алексин (2005)
Ринтытувье Наталья Сергеевна. Мыс Шмидта (2005)
Деркачев Сергей Михайлович. Механик (до 2009)
Добряков Игорь Б. Механик (до 2011)
Китов Виктор Иванович. (01.01.1952 г.р.) На станции (2005? - до 2011)
Болсоева Анастасия Владимировна. Техник-метеоролог (до 2011)
Холодков Александр
Владимирович/Викторович
(11.01.1971 г.р.)
Перешёл на станцию Танюрер
в 2011 г.
Чанкова Зинаида Владимировна
Техник-метеоролог (2008-2011)
Перевелась начальником на станцию
Бухта Провидения.
Родилась: 02.03.1958 г.р. с. База, Аскизского р.,
Хакасская АО.
История метеостанции (из техдела ГМ-1):В 1935 г в Амбарчике была открыта важнейшая для наблюдения за данным регионом Арктики гидрометеостанция. Сначала она была организована на мысе Медвежьем и наблюдения были начаты 4 октября этого же года.
В 1939 году 17 сентября товарищем Сивохиным полярная станция была перенесена в бухту "Амбарчик" на территорию бывшего порта. Метеокабинет с 1939 года по 31/8 1958 года находился в помещении в 60 метрах на восток от метеоплощадки.
С 1958 года метеокабинет был перенесён в радиорубку.
В 1974 году построили новый служебно-жилой дом, в 240 метрах к востоку от метеоплощадки. Два бывших жилых дома и старая радиорубка заброшены.
Перерывов в наблюдениях со дня основания станции не было.
С 01.07.1970 наблюдения над видимостью выполняются по прибору СМ-53А (комплексный метод) и М-71.
С 01.01.1975 наблюдения над ветром выполняются по анеморумбометру (М-63М).
С 26.03.1978 наблюдения над высотой нижней границы облаков производятся по прибору "ИВО".
С 20.04.1994 отменены агрометеонаблюдения.
В 2007 году Амбарчик вошёл в список "Лучших ТДС Росгидромета 2006/2007 г." и был награждён памятным кубком и грамотой.
В 2012 году на полярной станции Амбарчик была установлена новая полуавтоматическая станция АМК.
Мыс Медвежий Из архивных документов РГАЭ:Материалы по истории п/ст «Мыс Медвежий» (Научно-тех. отчёты, акты) 1935-39гг. (ф. 9570, оп. 2, д. 3201, 39л.)
Л. 26. Отчёт старшего метеоролога п/ст «Мыс Медвежий» Королёва об организации и деятельности м/ст за 1935-38гг.
1935-36гг. Общая часть.
П/ст в устье р. Колыма была намечена к организации в навигацию 1935г.
Специальной комиссией Главсевморпути местом строительства станции был намечен Мыс Медвежий вблизи астрономического пункта, координаты 69,40,05N и 162,22.
Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1476&Юрий Прокофьев (Поход по реке Колыма на самодельном плоту 2012 г.): Свой поход путешественник посвятил памяти жертв политических репрессий 30-50 гг.
… больше журнал я не заполнял, путь от Черского был очень тяжелым и мне было не до него. Недалеко от Курьишки восстановил покосившийся поклонный крест и отказался от установки поклонного креста, ради чего и пошел на Колыму, но мне еще надо было помолиться за души умерших во время репрессий 30-50-х годов по 58 статье и я шел в Амбарчик. В Амбарчике все исполнил, что намечал и не без приключений вернулся в Черский на плоту, который ни разу меня не подвел за время путешествия. Надо сказать что без помощи людей встреченных на моем пути, было бы гораздо сложнее осуществить намеченное. Это рыбаки и охотники, в первую очередь предлагающие помощь, работники Полярной станции, для которых подвиг это просто работа.
Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1502&Экспедиция на станции Русская механика 2011 г.:А вот и знаменитая полярная станция Амбарчик, где постоянно живут и работают метеорологи — начальник Дмитрий Рожков и его подчиненные Александр и Олег. Там царит сугубый патриархат (женщины за стол, к сожалению, с нами не садятся). Порядок присутствует. Станция функционирует. Быт налажен. Теплый прием в «кают-компании», рассказы о буднях полярников, ветрах и морозах, научных наблюдениях, охоте и рыбалке. За полночь отправились фотографировать местное кладбище (благо на Север пришли белые ночи). Во времена ГУЛАГа в верховьях Колымы был большой пересыльный пункт для заключенных. Отсюда их отправляли по лагерям, за исключением тех, кто навсегда оставался на кладбище у полярной станции Амбарчик…
По классификации гидрометслужбы, станции присвоен статус труднодоступной - ТДС. Выбраться отсюда можно либо вертолетом, либо с колонной тяжелых машин, либо как мы, на снегоходах. Труд полярников здесь оплачивается особо. Удаленность от мира все-таки кое-что значит. Гости вроде нас сюда заглядывают крайне редко, поэтому каждую встречу полярники запоминают надолго. Мы ее, видимо, тоже не забудем… Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1461&Купание в Северном-Ледовитом
Экспедиция «Шинтоп Трофи-2010. От Тихого до Ледовитого» : Через 11 часов на горизонте появилась бухта Амбарчик, чуть позже показалась и полярная метеостанция. Встретить поздних гостей вышли к берегу лично начальник Дмитрий Рожков и механик Олег Корявченко. Хозяева Амбарчика в этот день побили своеобразный рекорд – у них побывали столько гостей, сколько в иной год не всегда появлялись, а зимой у них вообще не бывает посетителей. С утра к ним прибежали дети оленеводов КРО «Нутендли», прикочевавшие на пару дней к берегу моря. В полдень сотрудники полярной метеостанции принимали группу американских студентов и преподавателей с Сергеем и Никитой Зимовыми с научной станции, а вечером – участников экспедиции. И все гости окунались в воды Северного Ледовитого океана. Самыми шумными в этом деле оказались, конечно же, изумлённые американцы, не ожидавшие такого подарка, как купание в водах Северного Ледовитого. Впрочем, как и экстремалы-автолюбители.
Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1453&Лыжники в гостях у метеорологов
Бухта Амбарчик
Медвежка. ГУЛАГ (Лыжный экстрим-поход 2009 г.): Вера с Любовью были на Амбарчике раньше, куда добирались водным путем, меня же доставлял воздушный транспорт, а в 2007 году мы прошли на лыжах от Краснушки до Мыса Сухарный, откуда до Амбарчика всего один день пути на своих двоих. Этой весной, проходя и проезжая мимо тех мест, где мы втроем шли под ярко-синим небом в сиянии солнечных лучей, душу звенящей радостью захлестывал детский восторг. Вспоминается Кабачково, Крутая Дресва, Аспидная, остров Михайловский, Шалаурово, Курьишка, Каменная Колыма с огромными створами, четкие волчьи следы, бездна черного льда под ногами. Когда вернулись домой, с нами осталось сожаление о том, что мы, дойдя до побережья моря, не успели пройти до границы Чукотки, и еще о том, что непогода не позволила дойти до стойбища оленеводов и увидеть оленят, появляющихся на свет в весенние месяцы. Этой весной всё это мы сделали! Весной 2009 года с лихвой исполнилась наша давняя мечта – дойти до крайней северо-восточной точки Нижнеколымского района непременно на лыжах. Остались позади километры дороги в самом сердце Арктики по маршруту Черский – Краснушка – Седловина – Лесная Вилка – заимка Курьишка – Мыс Сухарный – Амбарчик – Мыс Медвежий – Мыс Большой Баранов. Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1788&Из книги Александра Бурмистрова "Чукотка Inside": Довольно большой дом полярной станции располагается на возвышении в нескольких сотнях метров от берега бухты. В центре его – деревянная лестница, крыльцо. Внутри здания – длинный сквозной коридор: налево – жилые комнаты, направо – кухня, кают-компания, рабочие помещения. За зданием располагались дизельная, питающая станцию электричеством, склады и гараж, где стоял гусеничный трактор. в 1984 году, в полярную ночь, эти хозпостройки сгорели. На станции не стало ни дизеля, ни трактора. Полярникам пришлось очень туго.
Амбарчик для капризного устья Колымы был очень важной гидрометеостанцией, играющей особую роль в навигационном обеспечении. Здесь в навигацию устанавливался мариограф, постоянно фиксирующий уровень моря. А в навигацию значения уровня передавались в эфир каждый час. Прибор был установлен на пирсе, оставшемся с лагерных времён. Кроме уровенных, на станции осуществлялся целый комплекс других гидрологических, метеорологических и агрометеорологических наблюдений. Полярники отбирали пробы воды для определения загрязнения нефтепродуктами. Планировалось строительство здесь ионосферной станции.
Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1512&В радиорубке нач. п.ст
Салтыков и Юрий Заруба
Записки Юрия Зарубы. Из книги полярного путешественника Игоря Смилевеца «Дороги к белым горизонтам» (Экспедиция "Полярное кольцо" 2002 г.): Несколько недель как на станции вышел из строя и не работает дизель - повело фундамент опоры. Дизель - это сердце "полярки", электричество - свет и тепло. Жизнь сейчас теплится вокруг печки на кухне. Дизель частями переносят на новое место старой "полярки" - механик в надежде дать полную жизнь до прилета подмоги из Певека. Аварийная HONDA тоже "не пашет" - полетел 5,5 кВт генератор. Получается, трое полярников были без радиосвязи, без сигнала тревоги и мы случайно на помощь по связи пришли. Узнав, что наша цель на Чукотке, и мы туда едем, начальник пишет отчет в Чукотгидромет, вместе с нами передает целый ящик оригиналов метеосводок за апрель месяц. Последние майские сводки, аварийные вести - все тоже доставим в Певек через неделю, сохранив заметно бюджет метеослужбы: час полета спецрейсом "борт" стоит за 1000 "зеленых", не зная здешней погоды дело и вовсе рискованное. Отсюда выбраться можно, по сути, случайно - ТДС, трудно доступная станция. Может судно пройдет или санрейс вертолета, иль на оленях бывает оказия. Сейчас же нас просят по доверенности получить некую сумму, зайти в узел связи и домой позвонить в Украину. Сказать, что, наверное, в отпуск осенью случится в этом году доехать до дому. Узнав цель и сложности связи, достаю свой портативный GlobalStar из кармана, просто звоним домой, сигнал на спутник летит.: А далее что-то похожее я видел в кино "Кин-дза-дза": "Алло! Здравствуй Люся! Это Витя:"...Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1512&Из воспоминаний Евгения Петровича Сашенкова. На почтовых трактах Севера: Итак, уже с середины 50-х годов Амбарчик — это история... Мне довелось побывать здесь весной 1979 г. Все население этого не очень уютного и давно оставленного людьми места составляли восемь зимовщиков полярной станции «Бухта Амбарчик». На горе стоит лишь один обитаемый дом, а кругом — десятка полтора рубленых обветшалых строений. Начальник полярной станции показал по самую крышу занесенный снегом домик: в нем когда-то была почта. Недолго отстукивал своим штемпелем исходящую корреспонденцию местный почтовый служащий. С ликвидацией отделения связи в Амбарчике не отпала необходимость в почте. Она была нужна зимовщикам полярной станции, причем немалую часть корреспонденции занимали ответы филателистам, ничего не знавшим о переменах и продолжавшим адресоваться на Амбарчик… Вся переписка шла через ближайшую почту в селении Михалкино в устье Колымы, просуществовавшую до 8 декабря 1974 г. Оттуда дважды в месяц прилетал биплан Ан-2, садился на лед бухты и производил обмен почтой. Приходил оттуда иногда и вездеход — от Михалкино по вездеходному пути всего 38 км. А летом почта доставлялась в Амбарчик иначе: самолет производил операцию доставки «на сброс», иногда по Колыме приходил почтовый катер из Черского.
Гидрограф Норд Колымской
гидробазы
Из воспоминаний лётчика: Довелось побывать на Амбарчике в 1982 году летом. Работал на гидрографе "Норд" Колымской гидробазы.
На баре Колымы, в бухте Амбарчик несли лоцманскую вахту, почти 4 месяца. Частенько бывали на метеостанции - меняли фильмы и просто развеяться и поболтать с приятными людьми. Там работало тогда 3 человека: начальник станции с супругой и радист. Смешно было читать письма в Амбарчик : "Работаю водителем троллейбуса, нет ли в Амбарчике работы для меня....":) Почта прилетала на самолете, мы ее забирали своей моторкой и передавали на станцию.
Памятный знак полярникам был под нашей опекой - мелкий ремонт и покраска...
Из воспоминаний Целовальникова Александра Сергеевича:Начинал радистом, потом начальником узловой радиостанции, под конец своей работы на Севере был начальником порта. Был на Диксоне, мысе Челюскина, Маточкином Шаре. Работал на полярных станциях Рау-Чуа, Амбарчик. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина".
Всю войну проработал на Севере без смены - так складывалась ледовая и военная обстановка. Первый раз встретился с немцами, когда на метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у нас хватало. Обе резиновые десантные лодки потопили, ПЛ не могла подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, Ледокол Красин - дома у нас были из толстого плавника. В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.
Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1446&История посёлка:История Амбарчика тесно переплетается с историей освоения Арктики. Судьбе было угодно, чтобы это место стало впоследствии географической знаменитостью. Да и у
истории ему славы не занимать: лет 350 назад в этих местах проходили казаки Семена Дежнева, а через сотню лет заходил с моря на боте в Колыму Дмитрий Лаптев... В 1909 году в этих местах работала экспедиция полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Тогда ожидался приход пароходов из Владивостока в устье Колымы, и нужно было найти фарватер. Недалеко от Амбарчика находилось зимовье - несколько полуразрушенных амбаров, в которых зимовала в 1739-1740 году команда Дмитрия Яковлевича Лаптева (Великая Северная экспедиция). Может быть, от них и произошло название – Амбарчик. На прибрежном обрыве (ныне мыс Лаптева) моряки сложили из бревен плавника четырехгранный маяк высотой 7 сажен в 55 рядов. За 170 лет фарватер переместился, а маяк остался как исторический памятник. Он простоял 200 лет. В конце 30-х годов нашего века маяк сгорел. Табличка на памятнике Луксу Полуразрушенные стены домов в то время еще стояли, местные жители называли их «казармами Лаптева». Нижние венцы бревенчатой кладки этих строений сохранились и поныне.
На берегу бухты Амбарчик, где сейчас находится полярная станция, Седов разбил свой лагерь. Экспедиция выполнила огромный объём работ по промеру глубин в устье Колымы. Был найден фарватер, которым пользуются и ныне. В 1977 году в честь гидрографической экспедиции Седова на скалистом островке вблизи мыса Столбовой был установлен памятный знак Роза Ветров – металлическое сооружение высотой около трёх метров. Этот знак хорошо виден с проходящих мимо судов, которые в память о седовской экспедиции подают длинный гудок.
В начале 30-х годов на Колыме и Чукотке работала этнографическая экспедиция под руководством
члена комитета народов Севера при Президиуме ВЦИК Карла Яновича Лукса. Его экспедиция должна была проделать большую работу на местах, выявить специфические особенности жизни и трудовой деятельности местных народностей. Лукс трагически погиб в Амбарчике. Экспедиция была закончена уже без него. На могиле Лукса сооружён памятник-обелиск с пятиконечной звездой. Надпись на нём гласит: «От благодарных потомков – комсомольцев Нижнеколымского района».
И вот, в середине 30-х годов, путешественники уверовали в возможность плавать вдоль этих суровых берегов по Северному морскому пути. Очередь Амбчика пришла, как только Сибирь стала доступной по Колыме с севера, с Восточно-Сибирского моря. Река оказалась слишком мелкой для прохода океанских судов, и тогда потребовался перевалочный пункт. Так Седов вспомнили об Амбарчике, находившемся как раз на стыке морских и речных путей.
Когда-то в бухте Амбарчик действительно был крупный торговый порт - это был первый порт Восточно-Сибирского моря (полярная станция была открыта почти одновременно с ним – в 1935 году), а в посёлке во время навигации жило несколько тысяч человек. Но это был не просто посёлок, а огромный лагерь, входящий в систему «Дальстроя» «архипелага ГУЛАГ». В Амбарчике, в частности, находился пересыльный лагерь политических и уголовных ссыльных, откуда они доставлялись в места постоянного заключения по бассейнам северных рек.
Строительство порта в бухте Амбарчик началось в 1932 году. Первыми строителями были бывшие крестьяне-кулаки и прочие «враги народа», которых доставил из Владивостока караван судов так называемой Северо-Восточной Колымской экспедиции.
На обратном пути из-за тяжёлой ледовой обстановки суда вынуждены были зазимовать у мыса Певек в Чаунской губе. Для строителей Амбарчика это оказался счастливый случай. Дело в том, что в разгар зимы три четверти населения Амбарчика заболели цингой. Остановились все строительные работы. Местный молодой врач был не в силах справиться с этим бедствием.
Старшим врачом экспедиции был Леонид Михайлович Старокадомский, уроженец Саратова. Ему тогда было 57 лет. Несмотря на свой возраст и мороз, он совершал, легко одевшись, дальние прогулки и никогда ничем не болел. Зимовщики всякий раз с удивлением взирали на его подвижную фигуру с повисшей как плеть искусственной рукой. Он потерял её ещё в детстве. Однако это ему не помешало окончить Военно-медицинскую академию в Петербурге и пойти в 1913 году в экспедицию вместе с известным полярным исследователем Борисом Вилькицким, командовавшим транспортами «Таймыр» и «Вайгач». Именно эта экспедиция открыла и описала восточные берега тогда ещё не известного архипелага Северная Земля. В проливе Вилькицкого есть остров, открытый военврачом Старокадомским и названным в его честь.
Когда Старокадомский узнал, что Амбарчику грозит беда, он вызвался лично поехать за 600 километров по морскому берегу на собаках, чтобы выручить людей.
Ещё во Владивостоке доктор добился, чтобы в зимовочный запас были включены сухие ягоды. Теперь они пригодились как никогда. Собираясь в дальний путь, Старокадомский взял с собой свой неизменный чемодан с докторскими инструментами и два пуда сухой чёрной смородины.
На пути из Певека до устья Колымы в то время практически не было ни одного жилья. Остались лишь кое-где стены старых поварен, построенных ещё русскими купцами, торговавшими на Севере. Эти поварни не раз спасали доктора и его каюра-чукчу от лютых ветров.
На 12-е сутки нарты прибыли в Амбарчик. Едва отогревшись, Старокадомский пошёл в барак, где лежали больные. Они смотрели на него, как на Бога… Несчастных людей перевели на кисель из смородины, и они быстро пошли на поправку. Когда через месяц доктор уезжал из Амбарчика, провожать его вышли абсолютно все. А его возвращение в Певек было триумфальным. Чукчи стали говорить о нём как о великом шамане.
Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА: РАЗГРУЗКА СУДОВ ЭКСПЕДИЦИИ В 1933 Г. В Б/Х АМБАРЧИК (УСТЬЕ КОЛЫМЫ ) http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/razgkol2.html Построенные в Амбарчике причалы допускали в малую воду подход к ним только речных судов с осадкой не более 1,5 метра. Для других все грузовые операции осуществлялись на открытом всем ветрам рейде, расположенном более чем в 10 милях от бухты. Уголь для судов доставлялся на речных судах по реке Колыма.
Через три года морской грузовой пароход «Рабочий» первым в истории освоения Арктики доставил грузы на Колыму из Архангельска, то есть с запада. Разгрузился пароход в новом порту Амбарчика (он привёз, в частности, паровозы-«кукушки» для Зырянских каменно-угольных месторождений). Затем груз приняли речники Лено-Колымской экспедиции, и суда потянулись вверх по Колыме.
В то время в Амбарчике были построены пирсы, складские помещения, бараки, карцеры и т. п. Всё это было окружено километрами колючей проволоки. Она до сих пор встречается здесь везде. Кругом мрачные развалины - места, где жили, страдали и умирали люди, нагромождения железяк и камней, бочек и брёвен, деревянный причал (когда-то их было три).
Амбарчик начал строился как поселок вольнонаемных при ОЛП "Амбарчик". Обслуживал одноименный
порт, через который в отдельные годы проходило по 200-300 тысяч зэков. Летом заключённые работали, в основном, на разгрузке речных и морских судов. В Амбарчике находились вместе политические и уголовники. Последних лагерная администрация считала "социально близкими". По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения информации нет.
Памятник жертвам репрессий Условия здесь были очень тяжёлые, а точное количество людей, прошедших через этот лагерь, неизвестно до сих пор. Потомки не забыли всего здесь случившегося, и в 1993 году на месте лагеря был установлен крест со стилизованным изображением барака и табличкой "Жертвам политических репрессий 1932-1954 годов от жителей Нижней Колымы. 1993 год". Памятник находится на возвышении за полярной станцией. Дальше в тундре - могилы заключенных пересыльного лагеря, сохранились столбики с номерами, проржавевшие памятники со звёздочками. На многих – дыры от пуль, в том числе и на звёздочках. Кое-где хорошо сохранились надписи, по которым можно было узнать, что на этом кладбище похоронены, в частности, моряки и даже дети. Система ГУЛАГа распалась вскоре после смерти Сталина, а вместе с нею распался и сложившийся на Колыме лагерный уклад хозяйствования. Началась реабилитация, многие получили чистые паспорта и поспешили в более любезные земли. Край стал обезлюживаться, маленькие городки и селения, где жили вольные и семьи офицеров НКВД, были заброшены, как только закрылись лагеря. Амбарчик был важным пунктом освоения Советской Арктики. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Обеспечивал патрульные полеты Мазурука на "Каталине". Возможно, порт здесь действовал бы и поныне, но из-за небольших глубин оказалось целесообразнее перенести его в нижнее течение Колымы на Зелёный мыс рядом с посёлком Черский. Там к тому же не было штормов. После перевода порта Амбарчик опустел. До недавнего времени Амбарчик можно было найти даже на самых мелкомасштабных картах. На них, порой, не было крупных городов, но Амбарчик был. Это очень большая честь для населённого пункта, где живут и работают менее десятка человек. И сегодня еще мы находим на карте — там, где Колыма встречается с океаном,— маленький кружочек с названием Амбарчик. И до чего же все-таки сильна инерция, если даже в современном научном труде «География транспорта СССР», рекомендованном в качестве учебника для студентов и аспирантов географических факультетов университетов и экономических вузов, можно прочитать: важным портом в Восточно-Сибирском море является Амбарчик (108). Мало того, туда нередко приходили письма с «материка» с просьбой принять на работу в порт или в другую какую-нибудь организацию. Такие письма забавляли полярников, потому что здесь находилась только гидрометеостанция.
Из архивных документов РГАЭ. Полярная станция «Бухта Амбарчик» и порт Дальстроя (Адольф Милованов): По-моему очень интересный, познавательный исторический документальный материал об Амбарчике я нашёл в РГАЭ. Не каждый имеет возможность работать в архиве, поэтому я с удовольствием то, что выписал. Не согласен с теми авторами, которые ассоциируют Амбарчик только с ГУЛАГом. Да, там был лагерь с заключёнными, но были и вольнонаёмные. Да, там перегружали уголь, прибывший из Зырянки на морские суда, но, во-первых, не только уголь а и прибывший разнообразный другой груз с морских судов, а во-вторых, всё это предназначалось не столько, для других лагерей, а в первую очередь для жизнеобеспечения и развития обширного Колымо-Индигирского бассейна и восточной Чукотки. Читать подробнее
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1472&Погода Чукотки © 2009 Все права защищены.