Бухта Амбарчик (Амбарчик), МГ-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Бухта Амбарчик (Амбарчик), МГ-2

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Декабрь 2008 06:20

Описание к сканам: Ambarchik, Bukhta (76), 1935 – I arbeid, 69.34N\162.18E.
Chukchi Sea (Oppdatert 140501)

Изображение
Изображение


Заметка с сайта ВВС России: Арктика 40-х годов
http://www.airforce.ru/history/aer_arctic/index.htm

Целовальников Александр Сергеевич.
Май 1944 г.
Полярная станция Амбарчик


Изображение
История авиации - это, к счастью, не только история войн и воздушных сражений. Одна из славных страниц нашей авиационной истории, одна из самых романтических и увлекательных - это освоение Арктики. Одним из тех, кто своим трудом делал Арктические просторы более доступными, кто обеспечивал полеты полярной авиации и проводку караванов судов, был Александр Сергеевич Целовальников.

Александр Сергеевич родился в 1910 году под Москвой. К началу 30-х годов закончил ВТУЗ. В 1935 г. закончил «Курсы по подготовке полярных работников» Главного Управления Северного Морского Пути при Совнаркоме СССР (присвоено звание «старший механик 1-го разряда полярных станций).

Начинал радистом, потом начальником узловой радиостанции, под конец своей работы на Севере был начальником порта. Был на Диксоне, мысе Челюскина, Маточкином Шаре. Работал на полярных станциях Рау-Чуа, Амбарчик.

Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Их зимовка обеспечивала патрульные полеты Мазурука на "Каталине".

Всю войну проработал на Севере без смены - так складывалась ледовая и военная обстановка. Первый раз встретились с немцами, когда на их метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но к ним на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у них хватало. Обе резиновые десантные лодки они потопили, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, - дома у них были из толстого плавника.

В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму они прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.

В 1946 г. по состоянию здоровья убыл из Арктики. Работал главным механиком на военном заводе в Подмосковье, потом в ЦНИЛ ВЭ (Центральная научно-исследовательская лаборатория ветроэнергетики), где делали автономные энергоустановки для Севера, Казахстана.

Александр Сергеевич проработал на Севере с момента создания Севморпути почти 14 лет. Все это время он не расставался с фотоаппаратом. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые из его фотографий, которые передал для публикации Александр Ершов, сын Александра Сергеевича.

Изображение
«Редкий гость в Амбарчике - ПР-5»

Изображение
«Аэросани ОСГА-6 №5, учавствовавшие в спасении челюскинцев, на летнем хранении.
Двигатель зачехлен, бензобак снят. Севморпуть, Амбарчик, 1942 г. [Полигон №1 (9) 2002]»
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Бухта Амбарчик( Амбарчик)

Сообщение Кудрякова Светлана Викторовна » 24 Декабрь 2008 22:26

Полярная станция Амбарчик хорошо описана в книге Евгения Зингера *Между полюсом и Европой*. Эта книга есть у меня дома с дарственной надписью моему отцу.

Автор закончил курсы полярных радистов в Москве в 1944 году вместе с моим отцом Кудряковым Виктором Михайловичем. Евгений Максимович Зингер был направлен на станцию Амбарчик. Мой отец был направлен на станцию Мыс Шалаурова. Он плыл к месту своей службы на теплоходе "Марина Раскова" и стал участником трагических событий в Карском море. Он остался жив - его спас ТЩ-116.
Полярные моряки и летчики! Мы вас помним!
Кудрякова Светлана Викторовна
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 23 Декабрь 2008 22:06
Откуда: Москва

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Декабрь 2008 21:23

Взято с форума сайта "Чукотка прекрасный и... суровый край".
Сообщение от gidra - Алексея Юрьевича Евстифеева
http://forum.chukotken.ru/index.php?showtopic=6723&st=100

Отрывок из книги Александра Бурмистрова «Чукотка Inside»

БУХТА АМБАРЧИК

Общественная работа, особенно в последние годы, хоть и приносила мне какое-то удовлетворение, но очень сильно выматывала психологически. Порой, я брал на себя столько обязанностей, что не знал, как из всего этого выпутаться. К тому же мне приходилось то и дело отпрашиваться с работы, что не очень нравилось моему начальнику Евгению Ефимовичу. Командировки, в том числе инспекции полярных станций, становились для меня спасением. Я с чистой совестью всё бросал и вырывался «на свободу».
Одной из первых моих полноценных и самостоятельных инспекций была поездка на Амбарчик в ноябре 1980 года. До этого я был там несколько раз пролётом, в частности, в июле того же года: летал в качестве кинооператора-любителя (в профкоме у нас была кинокамера «Красногорск» с 16-миллиметровой плёнкой; Кошаровский мне её доверял). К сожалению, плёнки было мало, да и при проявке часть плёнки испортилась, но какой-то материал всё-таки остался.
Кстати, совсем недавно мой друг Анатолий Белов (бывший полярник с острова Четырёхстолбовой, а ныне руководитель московского издательства «Лето-пресс» и рекламного агентства «…..») всё моё «кинематографическое наследие» (в том числе съёмку «южака», празднование 8 Марта в ГМО и другое) перевёл на «цифру» на киностудии «Мосфильм». Местами фильм получился довольно занимательным. Из этого «наследия» был смонтирован 7-минутный фильм «Южак» в Певеке» с музыкой Альфреда Шнитке, который стал официальным участником кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания-2007» в разделе «Любительское и экспериментальное кино». Призов фильм не завоевал, но на «большом экране» прошёл.
Первые «экскурсионные» поездки по западному маршруту дали мне общее представление о регионе и о полярных станциях. К тому же некоторых полярников я уже знал по Певеку. В общем, инспектировать Амбарчик я летел со знанием дела, тем более, там зимовал Сергей Шпак – мой друг, первый человек, с которым я познакомился в Певеке.
Сначала наш вертолёт залетел на Айон, где мы загрузились оленьими тушами для Четырёхстолбового, затем садились на Раучуа, а потом взяли курс на Медвежьи острова.
Незадолго до этого на Чукотке произошло крушение вертолёта, перевозившего как раз оленьи туши. При падении вертолёта погибла сопровождающая груза: её задавило этими тушами. Всю дорогу я смотрел то в иллюминатор, то на туши и думал о бренности нашей жизни.
На Четырёхстолбовом произошёл небольшой конфуз. Когда мы взлетели с острова, я вдруг обнаружил, что в вертолёте нет моего рюкзака с документами и моими личными вещами. Пока я общался со столбовскими друзьями, успев в какой-то комнате даже выпить «по чуть-чуть», мой рюкзак, видимо, сгрузили вместе с тушами и другими вещами.
Я тут же бросился к лётчикам. Те, кстати, очень спешили, чтобы до темноты сесть в Амбарчике и успеть попасть в Черский. Сначала они отказались возвращаться, причём в нецензурной форме, но несколько раз произнесённое с большим смыслом слово «документы» и мой потерянный вид их, видимо, разжалобил.
Вертолёт круто развернулся и направился к полярке, от которой отлетели уже на несколько километров. Полозья вертолёта ещё не успели коснуться припая, как один из лётчиков распахнул дверь и пинком под зад придал мне нужное ускорение. Не знаю, бежал ли я когда-нибудь ещё с такой скоростью. «Где мой рюкзак?» - заорал я, вбегая на полярку. Успел заметить, что многие, сидя на корточках, читали письма с «материка». В «холле» были сложены разные сумки и мешки, сгружённые с вертолёта. В этой куче я сразу же увидел свой рюкзак. «А мы думаем, чей это рюкзак?» - сказал кто-то спокойно. Ничего не ответив, я побежал обратно и влез в уже взлетающий вертолёт…
Более унылого и гнетущего пейзажа, чем на Амбарчике, трудно ещё где-либо отыскать. Но для меня месяц пребывания там стал одним из самых счастливых в жизни. И это совсем не ностальгическое преувеличение. Там был коллектив добрых, радостных и довольных жизнью людей, в котором я себя чувствовал счастливым.
Никто, конечно, специально не подбирал туда психологически совместимых людей, это получилось спонтанно, но огромная заслуга в создании удивительного мира и согласия на станции несомненно принадлежала жене начальника – старшему радиооператору Людмиле Анатольевне Родионовой. Я до сих пор поражаюсь её душевному такту и доброжелательности. Обычно женщины на станциях, особенно жёны начальников, служили первоисточником интриг и конфликтов, но те же женщины при наличии в них мудрости и желании могли создавать рай на земле. На Амбарчике тогда был рай.
В этом месте равнинная тундра обрывается к морю небольшим скалистым уступом. Неширокая береговая полоса между обрывом и морем сплошь усеяна плавником. Сама бухта Амбарчик слева ограничивалась мысом Столбовым, справа – мысом Медвежьим. Сюда действительно нередко заходят белые медведи. Однажды на Амбарчике один полярник выбежал из парилки голым поваляться в снегу, увидел медведя и от страха побежал не обратно в баню, а совсем в другую сторону. Сделав на скорости огромный круг по глубокому снегу, вернулся. Мишка долго не мог прийти в себя…
До недавнего времени Амбарчик можно было найти даже на самых мелкомасштабных картах. На них, порой, не было крупных городов, но Амбарчик был. Это очень большая честь для населённого пункта, где жили и работали семь человек.
Мало того, туда нередко приходили письма с «материка» с просьбой принять на работу в порт или в другую какую-нибудь организацию. Такие письма забавляли полярников, потому что здесь находилась только гидрометеостанция.
История Амбарчика тесно переплетается с историей освоения Арктики. В 1909 году в этих метах работала экспедиция Г. Я. Седова. Тогда ожидался приход пароходов из Владивостока в устье Колымы, и нужно было найти фарватер. Недалеко от Амбарчика на мысе Дмитрия Лаптева стоял высокий деревянный маяк. Рядом с ним было несколько полуразрушенных амбаров (может быть, от них и произошло название – Амбарчик), в которых, полагают, жила в 1739 году команда Д. Лаптева. Однако за 170 лет фарватер переместился, а маяк остался как исторический памятник.
На берегу бухты Амбарчик, где сейчас находится полярная станция, Седов разбил свой лагерь. Экспедиция выполнила огромный объём работ по промеру глубин в устье Колымы. Был найден фарватер, которым пользуются и ныне. В 1977 году в честь гидрографической экспедиции Г. Седова на скалистом островке вблизи мыса Столбовой был установлен памятный знак – металлическое сооружение высотой около трёх метров. Этот знак хорошо виден с проходящих мимо судов, которые в память о седовской экспедиции подают длинный гудок.
В начале 30-х годов на Колыме и Чукотке работала этнографическая экспедиция под руководством члена комитета народов Севера при Президиуме ВЦИК Карла Яновича Лукса. Его экспедиция должна была проделать большую работу на местах, выявить специфические особенности жизни и трудовой деятельности местных народностей. К. Лукс трагически погиб в Амбарчике. Экспедиция была закончена уже без него. На могиле К. Лукса сооружён памятник-обелиск с пятиконечной звездой. Надпись на нём гласит: «От благодарных потомков – комсомольцев Нижнеколымского района».
Когда-то в бухте Амбарчик действительно был крупный торговый порт (полярная станция была открыта почти одновременно с ним – в 1935 году), а в посёлке во время навигации жило несколько тысяч человек. Но это был не просто посёлок, а огромный лагерь, входящий в систему «Дальстроя» «архипелага ГУЛАГ». В Амбарчике, в частности, находился пересыльный лагерь политических и уголовных ссыльных, откуда они доставлялись в места постоянного заключения по бассейнам северных рек.
Строительство порта в бухте Амбарчик началось в 1932 году. Первыми строителями были бывшие крестьяне-кулаки и прочие «враги народа», которых доставил из Владивостока караван судов так называемой Северо-Восточной Колымской экспедиции.
На обратном пути из-за тяжёлой ледовой обстановки суда вынуждены были зазимовать у мыса Певек в Чаунской губе. Для строителей Амбарчика это оказался счастливый случай. Дело в том, что в разгар зимы три четверти населения Амбарчика заболели цингой. Остановились все строительные работы. Местный молодой врач был не в силах справиться с этим бедствием.
Старшим врачом экспедиции был Леонид Михайлович Старокадомский, уроженец Саратова. Ему тогда было 57 лет. Несмотря на свой возраст и мороз, он совершал, легко одевшись, дальние прогулки и никогда ничем не болел. Зимовщики всякий раз с удивлением взирали на его подвижную фигуру с повисшей как плеть искусственной рукой. Он потерял её ещё в детстве. Однако это ему не помешало окончить Военно-медицинскую академию в Петербурге и пойти в 1913 году в экспедицию вместе с известным полярным исследователем Борисом Вилькицким, командовавшим транспортами «Таймыр» и «Вайгач». Именно эта экспедиция открыла и описала восточные берега тогда ещё не известного архипелага Северная Земля. В проливе Вилькицкого есть остров, открытый военврачом Старокадомским и названным в его честь.
Когда Старокадомский узнал, что Амбарчику грозит беда, он вызвался лично поехать за 600 километров по морскому берегу на собаках, чтобы выручить людей.
Ещё во Владивостоке доктор добился, чтобы в зимовочный запас были включены сухие ягоды. Теперь они пригодились как никогда. Собираясь в дальний путь, Старокадомский взял с собой свой неизменный чемодан с докторскими инструментами и два пуда сухой чёрной смородины.
На пути из Певека до устья Колымы в то время практически не было ни одного жилья. Остались лишь кое-где стены старых поварен, построенных ещё русскими купцами, торговавшими на Севере. Эти поварни не раз спасали доктора и его каюра-чукчу от лютых ветров.
На 12-е сутки нарты прибыли в Амбарчик. Едва отогревшись, Старокадомский пошёл в барак, где лежали больные. Они смотрели на него, как на Бога… Несчастных людей перевели на кисель из смородины, и они быстро пошли на поправку.
Когда через месяц доктор уезжал из Амбарчика, провожать его вышли абсолютно все. А его возвращение в Певек было триумфальным. Чукчи стали говорить о нём как о великом шамане.
Через три года морской грузовой пароход «Рабочий» первым в истории освоения Арктики доставил грузы на Колыму из Архангельска, то есть с запада. Разгрузился пароход в новом порту Амбарчика (он привёз, в частности, паровозы-«кукушки» для Зырянских каменно-угольных месторождений). Затем груз приняли речники Лено-Колымской экспедиции, и суда потянулись вверх по Колыме.
По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения у меня информации нет.
В то время в Амбарчике были построены пирсы, складские помещения, бараки, карцеры и т. п. Всё это было окружено километрами колючей проволоки. Она до сих пор встречается здесь везде. Кругом мрачные развалины, нагромождения каких-то железяк и камней, бочек и брёвен. Это место похоже, скорее, на свалку.
На возвышении – кладбище с покосившимися и проржавевшими памятниками со звёздочками. На многих – дыры от пуль, в том числе и на звёздочках. Кое-где хорошо сохранились надписи, по которым можно было узнать, что на этом кладбище похоронены, в частности, моряки и даже дети.
По словам полярников, на этом кладбище хоронили охранников и других гражданских лиц, а вот зеков отвозили за посёлок на Кровавое озеро. Там же производились расстрелы.
Возможно, порт здесь действовал бы и поныне, но из-за небольших глубин оказалось целесообразнее перенести его в нижнее течение Колымы на Зелёный мыс рядом с посёлком Черский. Там к тому же не было штормов.
После перевода порта Амбарчик опустел.
Довольно большой дом полярной станции располагается на возвышении в нескольких сотнях метров от берега бухты. В центре его – деревянная лестница, крыльцо. Внутри здания – длинный сквозной коридор: налево – жилые комнаты, направо – кухня, кают-компания, рабочие помещения. За зданием располагались дизельная, питающая станцию электричеством, склады и гараж, где стоял гусеничный трактор.
Кстати, в 1984 году, в полярную ночь, эти хозпостройки сгорели. На станции не стало ни дизеля, ни трактора. Полярникам, а это был уже совсем другой состав, пришлось очень туго. Мне кажется, что после этого случая станция перестала быть счастливой. Вот что пишет полярный путешественник Игорь Смилевец в своей книге «Дороги к белым горизонтам» (речь идёт о 2002 годе): «Несколько недель, как на станции Амбарчик вышел из строя и не работает дизель – повело фундамент опоры… Жизнь сейчас теплится вокруг печки на кухне. Аварийная Honda тоже не работает – полетел 5.5 кВт генератор. Получается, трое полярников были без радиосвязи, без сигнала тревоги…» Кстати, когда экспедиция «Полярное кольцо», в которой участвовал Игорь Смилевец, была на Амбарчике, начальником станции там был Василий Салтыков, который в моё время работал радистом на о-ве Четырёхстолбовом.
Амбарчик для капризного устья Колымы был очень важной гидрометеостанцией, играющей особую роль в навигационном обеспечении. Здесь в навигацию устанавливался мариограф, постоянно фиксирующий уровень моря. А в навигацию значения уровня передавались в эфир каждый час. Прибор был установлен на пирсе, оставшемся с лагерных времён. Когда я был в Амбарчике, пирс находился в аварийном состоянии: на нём не было настила (в первый раз я с него рухнул вниз), а при сильном волнении пирс поднимался, как будто был на плаву. За год до меня летом, во время наводнения, разрушился соседний пирс, который защищал рабочий пирс с футштоком от сильного северо-западного волнения и от брёвен, которые во время шторма становились как таран.
В акте инспекции я записал, что такой «плавающий» пирс не пригоден для уровенных наблюдений, что его надо отремонтировать и укрепить, возможно, в кооперации с Морфлотом, который больше всех заинтересован в качественных данных. Но до 1985 года, когда я уехал на «материк», так никакого ремонта и не было.
Кроме уровенных, на станции осуществлялся целый комплекс других гидрологических, метеорологических и агрометеорологических наблюдений. Полярники отбирали пробы воды для определения загрязнения нефтепродуктами. Планировалось строительство здесь ионосферной станции.
Встретили на Амбарчике меня очень душевно, предоставили отдельную комнату, в которой обычно останавливался охотник Ян, чьи участки располагались по соседству (балок, где он жил, стоял в километрах десяти). Он, кстати, приходил на станцию, когда я там был. Никто из полярников не знал, как этот рослый эстонец средних лет оказался в таких далёких краях, а сам Ян этой темы не касался. Да и на «материк» он совсем не стремился возвращаться. Он, вообще, был молчуном, а по-русски говорил с очень заметным акцентом.
Когда он ночевал в Амбарчике, я обратил внимание на снимок молодой девушки: фотография стояла у него на столе, прислонённая к банке. Видимо, с этой девушкой была связана какая-то трагическая история. Да и с самим Яном произошла трагическая и в чём-то мистическая история. Через год я получил письмо с Амбарчика от Сергея Шпака, в котором тот рассказал об исчезновении Яна:
«Тут у нас большое горе: Ян погиб. Не знаем что, как и почему. Уже месяц прошёл. Два раза приезжали следователи, но пока толку никакого… Возле его домика нашли много крови, и на стене нацарапано: «Прощайте». И больше никаких следов. И трупа нет… Мы здесь все ходим, как бешеные, с Виктором суток трое не спали. Только сейчас чуть-чуть отошёл, а то невмоготу было… Такой мужик был! Кто бы мог подумать…»
После этого я так и не слышал, раскрыта ли тайна ухода Яна. Дело в том, что Амбарчик административно относился к Нижнеколымскому району Якутской АССР и никакие слухи оттуда обычно до нас не доходили. Да и сами полярники ничего не слышали.
Мне было изначально комфортно на Амбарчике, потому что там зимовал Сергей Шпак в качестве гидрометеоролога, с которым мы подружились ещё в Певеке. Впрочем, первые пять дней я был очень серьёзен и важен, так как находился «при исполнении». Но как только инспекцию закончил (полярники были опытными специалистами, никаких серьёзных нарушений я не зафиксировал), мог позволить себе расслабиться и просто жить, тем более что следующий «борт» планировался через месяц. Мы потом не раз дружно смеялись над моей инспекторской серьёзностью и как я, будучи таким важным, упал с пирса. Я конечно же рассказал, как на Четырёхстолбовом по ошибке выгрузили мой рюкзак и как лётчик от души придал мне начальной скорости. Мы, вообще, очень много смеялись. Мне было действительно легко и радостно общаться с каждым «амбаровцем».
Кстати, моё впечатление от коллектива не было каким-то особым. Сергей, пройдя здесь практику, захотел после окончания училища работать именно на Амбарчике. Он ещё в Певеке говорил мне, что «Амбар» - лучшая станция, что там всё самое лучшее и даже море самое тёплое в Арктике. Действительно, за последние 10 лет в Певеке, например, самая высокая температура воды на поверхности моря была +13.9о, а на Амбарчике – около 20о. При такой температуре спокойно можно купаться, что здесь и делали каждое лето с большим удовольствием. Вот если бы ещё комаров не было…
Начальником станции был Владимир Алексеевич Родионов – полярник со стажем. Ранее они с супругой зимовали, в частности, на станции «Мыс Желания» (Новая Земля). Станционное хозяйство, конечно, давило на него грузом ответственности, порой ощущалась его озабоченность, к тому же, как я узнал позже, у него иногда были сильные головные боли (сказывалось то ли давнее падение со скалы, когда он на птичьем базаре собирал яйца, то ли последствия ядерных испытаний на Новой Земле), но ни разу я не слышал от него каких-либо жалоб. Он был так же тактичен и доброжелателен, как и его супруга.
Года через полтора, уже на «материке», Владимир Алексеевич умер, а Людмила Анатольевна стала работать в нашем методическом отделе.
Гидрометеоролог Александр Петрович Герасимов отличался деловитостью, строгостью, если что-то касалось работы, всегда собран и энергичен. А вот старший гидрометеоролог Слава Михайлов был медлительным, любил хорошо покушать, что постоянно служило поводом для шуток. Механиком на станции был Виктор Клеймёнов, а его супруга Людмила – поваром, причём поваром великолепным. У них был трёхлетний сынишка Сергей, который тоже зимовал, но на острове Врангеля – вместе с бабушкой и дедушкой (родителями Виктора).
С точки зрения певекчан, на маленьких станциях можно от скуки свихнуться, особенно если нет телевидения. Действительно, телевидение на Амбарчике не помешало бы, но мне там не было скучно. Вот что я писал матери оттуда: «Здесь совсем не скучно, однако очень тянет в Певек. Здесь угнетает то, что нет почты. А в Певеке меня, наверное, письма ждут. Да и по ребятам соскучился. Я уехал, а у нас в разгаре создание музыкально-литературного клуба. Не знаю, как там дела…»
Зато в Амбарчике было свыше 300 художественных фильмов. На правах гостя я каждое утро выбирал фильм, который мы сегодня будем смотреть. Приносили железную коробку с фильмом с холодного склада и оставляли её в тепле, чтобы плёнка приняла комнатную температуру. Фильмы в основном были советские, явное предпочтение мы отдавали комедиям. Киносеансы у нас проходили после ужина.
Была здесь и отличная библиотека, очень много исторических книг. Даже оставаясь один в комнате, я совсем не скучал. Причём не только читал, но и сам пытался что-то писать. В кают-компании стоял огромный бильярд, теннисный стол, здесь можно было послушать музыку.
Впрочем, на многих других станциях такой же набор развлечений, но там, порой, мне было действительно скучно и тоскливо. Всё-таки главное – это люди, стремящиеся к доброму общению. И тогда в самом глухом углу будешь себя чувствовать счастливым.
Здесь даже кот Антип и кошка Марфа от души веселили нас своими шкодными проделками. Как и щенок Тяпа, которого я нёс за пазухой 8 км с торгово-заготовительного пункта Медвежка.
ТЗП на Чукотке – это пункт приёма от охотников меховых шкурок и их обработки и, соответственно, магазин, где охотники могли отовариваться всем необходимым. Но это я узнал потом.
Однажды Сергей предложил сходить… в магазин. Для меня это прозвучало как сказка. Я уже знал, что в чукотской глубинке иногда продавали совершенно фантастические вещи, о которых на «материке» и не мечтали: редкие книги, импортную западную одежду, компоты из экзотических фруктов и т. п. К тому же Медвежка – легендарное место. Здесь проходили кочи Семёна Дежнёва, останавливались многие исследователи Арктики. На мысе Медвежий партия лейтенанта Седова ещё в 1909 году установила деревянные навигационные знаки.
Медвежка на некоторых картах, кстати, тоже была отмечена как населённый пункт, но жило там всего несколько охотников (один – с женой). Они нас встретили приветливо, даже дали покататься на собачьей упряжке. В «магазине» ничего особенного не было, так как не было завоза. Я купил там конфет, рубашку и спортивное трико. А ещё хозяева дали нам щенка. Когда после 8 км перехода, уже на станции, я его вытащил из-за пазухи, он тут же сделал лужицу – терпел, бедный. А я от усталости даже не мог есть. Одно дело идти по ровной поверхности, но когда под ногами то и дело проваливается наст, когда постоянно спотыкаешься о кочки – это мучение.
На Амбарчике я впервые в жизни охотился – на зайца и куропатку. Азарт ни с чем не сравнимый! Стрелял много раз, но попал лишь однажды – в зайца, причём под хвост. Здесь же впервые принял участие в подлёдном лове рыбы сетями, что тоже оставило впечатление на всю жизнь.
Полярка с первых дней поразила меня обилием всевозможной рыбы – и свежей, и сушёной, и копчёной. Я ежедневно наслаждался божественным «жирным» вкусом муксуна, омуля, нельмы, чира. Казалось, что рыба на станции просто есть. Но её добывали, причём дело это оказалось совсем не простым.
Рыбные угодья располагались в 4 км от станции – в устье Колымы у мыса Столбового, где установлен трёхметровый памятный знак в честь гидрографической экспедиции Г. Седова. Там мы по приходу подновляли старые лунки, с помощью шестов протягивали сети подо льдом и, чуть подождав, вытаскивали их. С трёх сетей за один раз (а разов было несколько) снимали по сотне рыбин, причём не маленьких. Муксун, омуль, нельма – сейчас для меня это звучит как фантастика.
В 30-градусный мороз рыбу надо было вытаскивать из сетей голыми руками и то и дело отогревать их в лунке с температурой воды -0,1о. (Вообще, вода замерзает как бы при 0о и вроде бы минусовых значений быть не должно. Но это относится к пресной воде. В устье Колымы вода чуть солоноватая. А на «чистом» морском побережье, где солёность высокая, например, на станции «Биллингс» или «Мыс Шмидта», температура воды подо льдом опускается до -2о и даже ниже.) Бросаешь живую рыбу на лёд, она несколько раз изгибается и тут же замерзает «на лету». Вся рыба изогнутая.
Саму рыбу вытаскивать легко, но всё дело портили капшаки – рачки длиной 4-6 см, которые облепляли попавшуюся в сеть рыбину и стремительно обгладывали её, при этом немилосердно запутываясь в сети всеми своими «членистыми ногами». Мы старались работать быстро, чтобы капшакам много рыбы не доставалось.
Потом всю добычу грузили на большие сани и по припаю возвращались на станцию. А там уж эстафету принимала повар Людмила Клеймёнова.
Ещё перед отъездом на Амбарчик я купил в Певеке три килограмма (больше не продавали в одни руки) вьетнамских бананов. В то время в СССР бананов вообще в продаже не было (я их пробовал только в загранрейсах во время учёбы в Ленинграде), а тут вдруг из Владивостока прибыл целый грузовой «борт» с таким экзотическим продуктом. Я был буквально в трансе и подумал, что для полярников это тоже будет сюрприз.
Кстати, на Чукотке я впервые попробовал ананасы (тоже вьетнамские), которые продавались в плетёных корзинах. Их неожиданно завезли в магазин посёлка Лаврентия, где я несколько дней ждал «борт» на Уэлен. Местные чукчи и эскимосы, как и я, бросились покупать сей неизвестный продукт. Ни они, ни я не знали, как его правильно есть: мы его просто кусали, как яблоко. Через час у всех у нас от раздражения «ядовитым» соком распухли губы, как у негров, рот жгло. «Плохие фрукты», - сделали вывод чукчи.
Но вернусь к бананам. На станции зелёные бананы я сложил в посылочный ящик и поставил на шкаф дозревать. Естественно, никому о них не сказал. Примерно через неделю, когда бананы пожелтели, перед ужином я пригласил к себе повара Людмилу… Когда полярники заходили в кают-компанию на ужин, они, видя бананы в чашке посреди стола, как-то странно отводили взгляды, боясь верить своим глазам. А когда Людмила объявила, что сегодня на десерт бананы, её спросили: «Из чего ты их сделала?» И вдруг Людмила Анатольевна – жена начальника, вскрикнула: «Ребята, да они же настоящие!..»
Ни один коллектив полярной станции, где я проводил инспекции, не поздравлял меня потом с какими-то праздниками. Амбарчик – поздравлял, и даже присылал подарки. Я до сих пор благодарен им за это и за тот чарующий месяц счастливой жизни. Амбарчик стал для меня любимой станцией.
А потом, когда коллектив там сменился, когда я подружился с Анатолием и Анжеликой Беловыми, моей любимой станцией стал «Остров Четырёхстолбовой», или, как её у нас называли проще – «Столбы».
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение US1UU/UA0KL » 26 Декабрь 2008 04:36

Приветствую ФОРУМ! Работал на Амбарчике с супругой в 90-91 годах.Штемпеля все знакомые. двое из них достались мне ,когда станцию собирались закрывать.В свое время собирал подобные конверты.Сейчас просматриваю иногда и друзьям показываю! :) !
Аватара пользователя
US1UU/UA0KL
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 Декабрь 2008 03:24
Откуда: nr KIEV

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Декабрь 2008 04:40

Приветствуем!

Штампики - это да, в некотором смысле "лицо станции".
А в 90-91 письма с просьбами проштемпелевать приходили?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение US1UU/UA0KL » 26 Декабрь 2008 04:44

Иван Кукушкин пишет:Приветствуем!

Штампики - это да, в некотором смысле "лицо станции".
А в 90-91 письма с просьбами проштемпелевать приходили?

Доброй ночи! Приходили ,каждый борт было по несколько таких писем.
Аватара пользователя
US1UU/UA0KL
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 Декабрь 2008 03:24
Откуда: nr KIEV

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Декабрь 2008 13:52

Памятник жертвам политических репрессий 1932-1954гг. в бухте Амбарчик.
http://photo.qrz.ru/displayimage.php?album=45&pos=8
 Амбарчик памятник.jpg

РОССИЯ. Республика Саха (Якутия)
бухта Амбарчик (вост. часть Колымского залива Восточно-Сибирского моря), Нижнеколымский улус.
Памятник находится на возвышении за полярной станцией.
Дальше в тундре - могилы заключенных пересыльного лагеря, сохранились столбики с номерами.
НАДПИСЬ
"Жертвам политических репрессий 1932 - 1954 от жителей Нижней Колымы, 1993 г."
ДАТА ОТКРЫТИЯ
1993 г.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/pam_card.xtmpl?id=753
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Декабрь 2008 14:00

 Амбарчик.jpg
Взято с форума сайта "Чукотка прекрасный и... суровый край".
Автор: gidra
http://forum.chukotken.ru/index.php?showtopic=6723&st=40
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Январь 2009 00:24

 ambarchik-buhta.jpg
 $_5ииииииа7.JPG
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение mantula » 11 Март 2009 20:41

 30924158.jpg
http://mantula.users.photofile.ru/photo ... 924158.jpg
Добрый день!
Случайно забрел на сайт поиском "Амбарчик"
Довелось там побывать в 1982 году летом. Работал на гидрографе "Норд" Колымской гидробазы.
На баре Колымы, в бухте Амбарчик несли лоцманскую вахту, почти 4 месяца.
Частенько бывали на метеостанции - меняли фильмы и просто развеяться и поболтать с приятными людьми.
Там работало тогда 3 человека: начальник станции с супругой и радист.
Смешно было читать письма в Амбарчик : "Работаю водителем троллейбуса, нет ли в Амбарчике работы для меня....":)

Почта прилетала на самолете, мы ее забирали своей моторкой и передавали на станцию. Памятный знак полярникам был под нашей опекой - мелкий ремонт и покраска...

Форуму - успехов !
mantula
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 Март 2009 20:23

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение UATRI » 28 Февраль 2010 14:29

Кой-какие фотографии Амбарчика. Предположительное время съемки - 2009 год. Все фотографии А.Курило.
 84846474.jpg
 84846547.jpg
 84846626.jpg
 84846177.jpg
 84846229.jpg
 84846276.jpg
 84846346.jpg
 84846151.jpg
 84846416.jpg
Зинаида Чанкова

 84847307.jpg
 84847407.jpg
Остатки лагеря.
 84847428.jpg
 84846296.jpg
 84847421.jpg
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение slava_zz » 08 Март 2012 13:12

http://media.club4x4.ru/1153-s-veterkom ... olyme.html 24/11/2010
С ветерком прокатиться по Колыме
..........
ОТДЫХ В АМБАРЧИКЕ
На советских картах Амбарчик обозначен как поселок. Сегодня это полярная метеостанция. Работают здесь всего четыре человека. Мы заглянули буквально на 15 минут, но пока болтали, разыгрался настоящий шторм. Стало ясно, что сегодня уже никуда не выходим, поэтому баня, ужин и долгий сон… С 1932 по 1954 год в бухте Амбарчик был один из лагерей системы ГУЛАГ. Заключенные работали на перегрузке угля с морских судов на речные, которые затем везли его вверх по Колыме для нужд все тех же лагерей. С тех пор осталось много деревянных полуразрушенных построек. Еще на всем побережье валяются сотни бочек. Среди них встретились даже немецкие 1943 года. То ли они из-под трофейного топлива, то ли это следы экспедиций, которые Гитлер и Геббельс якобы посылали в акваторию Северного Ледовитого океана на поиски «арийской Атлантиды».
..................
только наоборот
Зырянский уголь везли в Амбарчик и тут им бункеровались пароходы Севморпути

 амбарчик.jpg
 амбарчик 2.jpg
 амб3.jpg
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Предлагаю пари Александру Ершову

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Март 2012 18:09

Предлагаю пари Александру Ершову: http://www.airforce.ru/history/aer_arctic/ptoto_08.htm

 3_aer_arctic_07.jpg
Аэросани ОСГА-6 №5, учавствовавшие в спасении челюскинцев, на летнем хранении.
Двигатель зачехлен, бензобак снят. Севморпуть, Амбарчик, 1942 г. [Полигон №1 (9) 2002

Если это Амбарчик- я съем его книжечку не запивая ничем.

Если это мыс Шмидта - он съест мои кирзовые со Шмидта (запивуха с меня):
 3.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение slava_zz » 08 Март 2012 23:44

в истории челюскинцев про Амбарчик не припомню
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Инспектор » 09 Март 2012 10:29

Мне тоже пришлось побывать на полярной станции Амбарчик, кажется в 1987 году, правда, пролетом на о. Четырехстолбовый, мало что помню. Тогда мы проводили комплексную инспекции Певекского управления. Как давно это было???
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения